Научная статья на тему 'Влияние семьи на преступность несовершеннолетних: опыт социологического анализа'

Влияние семьи на преступность несовершеннолетних: опыт социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1298
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРЕСТУПНИК / ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЕМЬИ / DELINQUENT / JUVENILE DELINQUENT / PRIMARY SOCIALIZATION / DISFUNCTION AL FAMILIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таланов С. Л.

Основу статьи составляют результаты социологического изучения родительских семей 1234 несовершеннолетних, совершивших преступления в 2004-2009 гг. в Ярославской области, а также статистические материалы, отражающие показатели преступности и социального контроля по РФ, Ярославской области и другим сопредельным областям. В качестве основной гипотезы исследования выдвигалось следующее положение: вероятность совершения преступлений выше у той категории несовершеннолетних, социальные статусы которых (уровень образования несовершеннолетних и их родителей, доходы родителей и т. д.) находятся в большем несоответствии друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of family on minor delinquency

This article is based on the results of sociological research of parents families of 1234 minors, who committed crimes from 2004 to 2009 in Yaroslavl region, and also on the statistical data, reflecting crime rate and social control in the Russian Federation and, more specifically, in Yaroslavl region and other neighboring areas. The following supposition was given as the main hypothesis of the research: possibility of crime perpetration is higher in that category of minors, which social statuses (educational level of minors and their parents, parents incomes, etc.) are not corresponding with each other.

Текст научной работы на тему «Влияние семьи на преступность несовершеннолетних: опыт социологического анализа»

совых коммуникаций, все они (координаторы информационного вещания телевизионных и радиоканалов, редакторы печатных изданий, информационных агентств) создают информационные материалы, выпускают в эфир лишь сюжеты о рядовых социальных работниках, женщинах, которые помогают одиноким пенсионерам. Основной «захват» внимания аудитории в данном контексте происходит на образе бескорыстного человека, обладающего определенным набором душевных качеств, имеющего определенное социальное гражданское мужество выполнять свою работу за крайне низкую заработную плату. Таким образом, непроизвольно СМИ закладывают базис массового восприятия профессионального поля деятельности без учета иерархичности профессии, дифференциации уровня профессионального образования специалистов, непосредственно работающих в сфере управления, в социальных службах и организациях.

Постоянное воспроизведение в СМИ сконструированного стереотипа без особых доказательств и логических построений создает предпосылки для их некритического восприятия и усвоения аудиторией в условиях гиперинформированности и дискретной подачи материала, который направлен на эмоциональную сторону восприятия. Таким образом, в коммуникационном поле постепенно формировался крайне непривлекательный образ профессии в целом, ограниченный предоставляемой широкой общественности информацией, что подтверждается и результатами массового опроса населения.

Формирование социальных стереотипов относительно различных профессий складывается в массовом сознании под воздействием сложной системы коммуникационного взаимодействия, которое, в конечном счете, приводит к оформлению субъективных оценок в едином стратифицированном пространстве профессиональной деятельности людей в определенные образы-стереотипы. Однако несмотря на то что это достаточно сложный и длительный процесс, именно благодаря возможностям современных СМИ любые стереотипы сегодня могут трансформироваться, так как имеют динамические характеристики. Именно эта ситуация сегодня актуализируется в сфере социальной работы. Необходимость общественного резонанса очевидна, в данном случае задачи средств массовой информации носят более глобальный характер и не ограничиваются только передачей информации. Они должны способствовать формированию желаемого профессионального образа на основе реального положения дел с учетом специфики определенного эмоционального отношения аудитории к этой информации. На первое место по значимости здесь выходит также и вовлеченность людей в социально направленную деятельность, мотивация к проявлению активной гражданской позиции бла-

годаря формированию позитивного информационного пространства.

Примечания

1. Мартынов М. Ю. О предмете социологии массовых коммуникаций // Социологические исследования. 2006. № 12. С. 119-121.

2. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Рип-холдинг. 2004. 174 с.

3. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. М.: Аспект-пресс. 2003. С. 18.

4. Ослон А. У. Липман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. 2006. № 4. С. 125-141.

5. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: пер. с нем. М.: Прогресс-академия. 1996. 352 с.

6. Штейнберк И. Е. Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: Алтея, 2009. С. 75.

УДК 316

С. Л. Таланов

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРЕСТУПНОСТЬ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Основу статьи составляют результаты социологического изучения родительских семей 1234 несовершеннолетних, совершивших преступления в 2004-2009 гг. в Ярославской области, а также статистические материалы, отражающие показатели преступности и социального контроля по РФ, Ярославской области и другим сопредельным областям. В качестве основной гипотезы исследования выдвигалось следующее положение: вероятность совершения преступлений выше у той категории несовершеннолетних, социальные статусы которых (уровень образования несовершеннолетних и их родителей, доходы родителей и т. д.) находятся в большем несоответствии друг с другом.

This article is based on the results of sociological research of parents" families of 1234 minors, who committed crimes from 2004 to 2009 in Yaroslavl region, and also on the statistical data, reflecting crime rate and social control in the Russian Federation and, more specifically, in Yaroslavl region and other neighboring areas. The following supposition was given as the main hypothesis of the research: possibility of crime perpetration is higher in that category of minors, which social statuses (educational level of minors and their parents, parents" incomes, etc.) are not corresponding with each other.

Ключевые слова: делинквент, несовершеннолетний преступник, первичная социализация, дисфункциональные семьи.

Keywords: delinquent, juvenile delinquent, primary socialization, disfunction al families.

Переход России к демократическим моделям управления привел к изменению существовавших до этого морально-нравственных категорий. Как

© Таланов С. Л., 2009

непосредственная реакция на разрушение старых норм и ценностей усиливаются взаимное отчуждение между людьми и граждан от государства, увеличивается агрессия, нетерпимость, страхи в социуме. Происходит реструктуризация общества, проявляющаяся на личностном уровне как кризис идентичности на фоне роста уровня притязаний, прежде всего касающаяся российской молодежи. Это ведет к поискам новой нормативно-ценностной структуры, которая могла бы стать для индивида личностно значимой базой, но не всегда совпадающей с законодательной базой, закрепляющей морально-нравственный эталон [1].

Основную проблему данного исследования составляет противоречие между декларируемыми и реально существующими ценностями в обществе. Главенство закона для молодежи - не аксиома. На первый план выходит самоутверждение и актуализация собственных способностей любым путем, отсюда правонарушения, число которых чаще всего растет в социально-экономических развитых регионах.

Накопленный за последние годы опыт свидетельствует, что некоторые идеи, положенные в основу борьбы с делинквентным поведением, требуют переосмысления, а практика управления данным процессом - известных корректив. Понимая под переосмыслением не отрицание необходимости реформ, но корректировку принципов, правильней говорить не о борьбе с делинквентным поведением, а о противостоянии ему.

Следует согласиться с мнением известного ученого-криминолога Д. А. Шестакова, что «государство заинтересовано в управлении преступностью, оно ждет указания рычагов управления ею, а точнее - перечня не всех, а «управляемых» причин. Значительная же часть причин (социальных противоречий) такова, что государство либо не может их разрешить (как происходит, например, с противоречивостью набора сосуществующих в общественном сознании жизненных ценностей и правил достижения успеха), либо не хочет этого делать (противоречие между богатством и бедностью). Отсюда с точки зрения прагматических потребностей государства вытекает нужда в оперировании некими факторами, занимающими в причинно-следственной цепи промежуточное положение между социальными противоречиями и массовым преступным поведением» [2].

В 2004-2009 гг. нами проводились социологические исследования на территории Ярославской области.

Подлежали исследованию с разных сторон следующие объекты:

- несовершеннолетние, состоящие на учете в отделе по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних (ОППН) за совершение краж, но не подлежащие уголовной ответственности в связи

с недостижением возраста 14 лет или в силу малозначительности деяния, в том числе беспризорные (п=87 в 2005-2006 гг., п=98 в 2008-2009 гг.);

- несовершеннолетние, осужденные условно или к исправительным работам за совершения краж в Ярославской области (п=207 в 2005-2006 гг., п=219 в 2008-2009 гг.), дифференцированные по полу, возрасту, уровню образования, типу семьи [3];

- совершеннолетние (п=863 в 2005-2006 гг., п=904 в 2008-2009 гг.), совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте. Проведен ретроспективный анализ, что дало возможность сравнить обстоятельства, способствующие преступлению подростков с учетом разных условий макро-и микросреды;

- незаконопослушные студенты первого курса (п=243 в 2005-2006 гг., п=231 в 2008-2009 гг.) Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П. А. Соловьева (РГАТА);

- студенты-юристы (п=174 в 2005-2006 гг., п=182 в 2008-2009 гг.) Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (ЯрГУ), выступившие контрастной контрольной группой. Контрастные признаки: законопослушность, информированность. Группа выровнена по отношению к основной группе по основным признакам: пол, возраст, тип семьи, место проживания;

- позиционные эксперты, в качестве которых выступили сотрудники правоохранительных органов (п=108 в 2005-2006 гг., п=112 в 2008-2009 гг.);

- родительские семьи (п=1234) несовершеннолетних, совершивших преступление в 2004-2009 гг. в Ярославской области.

Были изучены статистические материалы, отражающие показатели преступности и социального контроля по РФ, Ярославской области и другим сопредельным областям; материалы уголовных дел: из 1437 уголовных дел было отобрано 200 (в 20052006 гг.), по которым в качестве обвиняемых проходили несовершеннолетние, проживавшие на момент совершения преступления на территории Ярославской области; материалы об отказе в возбуждении уголовного дела: из 3017 материалов было отобрано 500 (в 2005-2006 гг.). Выяснялись причины, условия, способы, особенности мотивации при совершении этого преступления.

Кроме того, в декабре 2008 г. было проведено социологическое исследование с использованием метода фокус-групп по проблеме противостояния преступности несовершеннолетних в Ярославской области. Следует отметить, что отбор экспертов проводился, прежде всего, по критерию их компетентности, так как численность и репрезентативность группы экспертов оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями.

При разработке задач исследования мы исходили из того факта, что в основе правонарушений как

несовершеннолетних, так и взрослых делинквентов помимо общих социальных явлений и процессов следует учитывать различные местные факторы, проявляющиеся в особенностях маятниковой миграции, высокой урбанизации, экономических условий, количестве пенитенциарных учреждений, и в состоянии внешнего социального контроля (как неформального, так и формального) и в постановке воспитательной работы. Девиация присуща любому обществу, но не каждый девиант становится делинквентом даже при интенсивных процессах социальных трансформаций. Несмотря на существование общих факторов, влияющих на воспроизводство делинквентов, их число в различных регионах далеко не одинаково. В каждой республике, области, автономном округе, муниципальном образовании и т. д. действуют дополнительные факторы, которые сдерживают рост делинквентного поведения или, наоборот, способствуют ему. Это обусловлено социально-экономическими условиями, которые формируют среду обитания. Значительное влияние на этот процесс оказывают также особенности национально-исторического развития народа, населяющего данную территорию.

Как известно, под социальным контролем понимается «механизм самоорганизации (саморегуляции) и самосохранения общества путем установления и поддержания в нем нормативного порядка, устранения, или нейтрализации, или минимизации нормонарушающего (девиантного) поведения» [4]. В своей статье мы придерживаемся именно этого определения.

Традиционно по отношению к подросткам, совершившим преступление, применяются три основных метода для осуществления социального контроля: изоляция, обособление и реабилитация.

В Ярославской области применяют в основном два метода социального контроля: изоляцию и обособление. Порой суды принимают решения, неадекватные проступку малолетнего правонарушителя, либо выносят решения без учета социальной среды, в которой он находится. То есть, назначив осужденному условную меру наказания, судьи тем самым возвращают подростка в то же окружение взрослых и приятелей, благодаря влиянию которых он и нарушил закон. В Ярославской области ежегодно 60% несовершеннолетних освобождаются от уголовной ответственности по нереабилитиру-ющим основаниям.

Статистика показывает, что в Ярославской области условную судимость по-прежнему получает только незначительная часть виновных лиц (около 9%) в совершении преступления. Другими словами, в настоящее время типичным видом наказания для большинства лиц, совершающих кражи, является лишение свободы. Как известно, осужденные не перевоспитываются в тюрьмах, колониях и т. д. и как результат - рецидивная преступность по-пре-

жнему высока. Анализ уголовных дел (п=200) показал, что количество несовершеннолетних, совершивших преступления после отбывания лишения свободы условно, составляет в среднем 73,5% (при этом они совершают в основном кражи). На наш взгляд, необходим поиск альтернативных мер воздействия. Все это обусловливает необходимость разработки целостной концепции по противостоянию преступности, определение ее важнейшей цели, стратегии, тактики, форм и методов ее реализации.

С одной стороны - кризис наказания, с другой - «условный» срок возвращает подростка в ту же среду. Возникает вопрос: какой институт социального контроля должен взять ребенка под свое крыло? Инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН), комиссия по делам несовершеннолетних? Или что-то другое? Это должен быть иной институт социального контроля? С 90-х гг. XX в. их работа оставляет желать лучшего. Комиссиями проводятся межведомственные рейды по дискотекам, ночным клубам и компьютерным залам города с целью контроля за их работой и пребыванием в них подростков; посещаются по месту жительства несовершеннолетние и их семьи, находящиеся в социально опасном положении; принимаются меры по оздоровлению обстановки в семьях, возвращению детей в семьи, посещают образовательные учреждения и т. д. Комиссии разрабатывают межведомственные программы реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Дают конкретные поручения всем субъектам профилактики и должностным лицам по организации индивидуальной профилактической работы, устанавливают сроки и контролируют исполнение своих постановлений. И этот перечень, к сожалению, исчерпывающий.

Рассмотрим, как распределились ответы на вопрос «Как вы оцениваете деятельность комиссии по делам несовершеннолетних Ярославской области по профилактике преступности среди несовершеннолетних?» (в % от общего числа опрошенных по каждой группе).

Следует отметить, что внушительная доля респондентов-родителей (30%) и респондентов-экспертов (31%) «затруднились ответить» на данный вопрос. Стало быть, почти каждый третий из родителей, имеющий судимого ребенка, и каждый третий эксперт не имеют сегодня достаточно определенного представления о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних.

Среди участников опроса, имеющих свой определившийся взгляд на проблему, наиболее массово (половиной респондентов) дана отрицательная оценка мерам, которые предпринимает комиссия по делам несовершеннолетних Ярославской области по организации профилактической работы по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.

Оценивают деятельность комиссии по делам

Группы несовершеннолетних

хорошо удовлет- неудовлет- затруднились

ворительно ворительно ответить

Эксперты 2,3 21 46 31

Родители 2,4 14 53 30

В том числе:

по полу

Мужчины 2,3 16 64 17

Женщины 2,4 14 51 31

по возрасту

До 29 лет 5,4 12 58 25

30-34 1,7 12 51 32

35-39 3,1 16 54 27

40 и старше 1,6 15 55 26

по уровню образования

Общее среднее 3,7 12 48 34

Техникум, н/высшее 1,2 14 57 27

Высшее 1,4 12 58 28

социальная группа

Родители з,з 9 55 32

Специалисты 5,6 12 57 24

Служащие - 17 56 27

Без определенной работы 1,6 14 56 25

по уровню дохода

До 10000 рублей 1,7 12 63 23

От 10000 до 15000 рублей 0,8 15 52 29

От 15000 до 17000 рублей 4,7 12 53 30

От 17000 до 25000 рублей 3,6 13 49 34

по типу семьи

Полная 4,1 13 51 31

Неполная 2,7 11 52 33

Для эффективной работы комиссии у них должна концентрироваться информация не только на безнадзорных и правонарушителей, обсуждаемых на заседаниях, но и на несовершеннолетних, привлеченных в качестве обвиняемых по уголовным делам; осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; а также находящихся и вернувшихся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов и воспитательных колоний. Такой подход будет способствовать эффективной профилактике повторных преступлений.

Существующая система организационного досуга несовершеннолетних не всегда соответствует потребностям подростков. В Ярославской области недостаточное количество специализированных учреждений для несовершеннолетних с девиантным поведением, нуждающихся в социальной реабилитации, учебно-воспитательных учреждений открытого типа. Существующая в области система профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних не отвечает в полном объеме современным требованиям норматив-

но-правовой и законодательной базы как федерального, так и регионального уровня. Кадровое и финансовое обеспечение по решению вопросов профилактики негативных явлений в подростковой среде является недостаточным. В области действовал и еще действует ряд программ и постановлений: целевая программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних на 2004 г.»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг.; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на период 2002-2004 гг.»; «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Тутаевском муниципальном округе на 2003-2005 гг.»; «Патриотическое воспитание детей и молодежи Ярославской области на 2001-2003 гг.»; «Семья» на 2004 г., «Развитие физической культуры и спорта»; «Развитие культуры и искусства», Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершен-

нолетних и защите их прав» и т. д. Как показал проведенный нами анализ эмпирических и статистических данных, программы не дали должного эффекта.

Несмотря на создание таких, в целом необходимых, программ, все же общее состояние профилактики преступности несовершеннолетних в области еще нельзя назвать удовлетворительным. Основная причина этого кроется в том, что предлагаемые указанными и аналогичными программами меры и мероприятия не имеют достаточного материального, технического и организационного обеспечения. Кроме того, необходимо осуществлять контроль за исполнением предлагаемых профилактических мер, основным звеном которого должна стать ответственность должностных лиц, органов и организаций, предусмотренная нормативно-правовыми актами. К сожалению, надлежащего контроля на сегодняшний день нет.

В Ярославской области до сих пор не принята программа, направленная на социальную реабилитацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, хотя необходимость в этом существует, с учетом высокой концентрации учреждений уголовно-исполнительной системы на территории области.

Следует изменить государственную политику предупреждения преступности несовершеннолетних. Для этого необходимо в самое ближайшее время расширить номенклатуру учреждений для первичной и вторичной специальной профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Подводя итог в целом по статье, в первую очередь отметим, что многообразие законов и программ, направленных на профилактику преступности среди несовершеннолетних, характерное для двух из изученных нами городов, отнюдь не делают ее более эффективной. Напротив, стремление к уменьшению программных документов, имеющих декларативное содержание, представляется нам весьма положительным именно в отношении локального уровня, коим, бесспорно, является уровень профилактики в отдельном взятом городе. Так ли уж необходима на уровне региона программа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних? Может, следует обозначить на уровне областной программы профилактики преступности те параметры, основываясь на которых, каждое муниципальное образование (район или город) разработает и примет с учетом своей специфики собственные нормативные акты, в том числе в отношении и несовершеннолетних преступников? Необходимо, вероятно, при планировании мероприятий по профилактике преступности, в том числе и при создании нормативной базы, учитывать финансовые возможности конкретного региона или муниципального образования.

Необходимо проводить каждые три-четыре года (учитывая колебание преступности несовершеннолетних в регионе) мониторинги изучения делинк-вентного поведения. Система противодействия преступности требует концептуального подхода, основанного на научном изучении проблемы. Без научного обоснования концепции не могут быть четко сформулированы основные цели стратегии противостояния преступности, правильно определены пути и средства их достижения, а без этого оказываются малоэффективными практические действия по уменьшению уровня преступности. Концепция должна включать, кроме уголовно-правовых, общесоциальные меры воздействия.

К наиболее важным исходным позициям и подходам к решению проблемы отнесем следующие.

Во-первых, признание того, что широкое небывалое распространение преступности по своему содержанию и характеру последствий - явление глубоко противоречивое и поэтому требующее проведения гибкой политики с разносторонними по содержанию мероприятиями.

Во-вторых, недопустим подход к преступности как явлению вне его связи со многими другими социальными проблемами. Поэтому содержание стратегии по противостоянию преступности должно строиться на объективном анализе и учете реальных условий и возможностей общества, в том числе социально-экономических, культурно-воспитательных и т. д.

В-третьих, при реализации стратегии предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурного, воспитательного и образовательного характера. Ориентация на увеличение (ужесточение) сроков наказания или необдуманное их уменьшение, как показал мировой и отечественный опыт, не обеспечивает устойчивого успеха по противостоянию преступности, и, как правило, порождает дополнительные трудности, усложняет решение проблемы.

В-четвертых, эффективное противостояние преступности возможно лишь при условии сознательной и активной ее поддержки широкими слоями населения. Поэтому государство должно стимулировать и обеспечивать участие общественных организаций, объединений в профилактике преступности, осуществлять в этих целях постоянное изучение общественного мнения, корректировать свою политику с учетом критических замечаний и предложений населения.

В-пятых, успех в практической реализации стратегии по противостоянию преступности обеспечивается созданием в стране широкой социальной системы профилактики преступности, особенно среди несовершеннолетних, эффективного механизма управления этой системой и координации усилий различных государственных органов, общественных организаций и социальных институтов.

Хизбуллина Р. Р. Профессиональная ориентация молодого специалиста.

Такие, на наш взгляд, наиболее важные исходные позиции, основываясь на которых, государственная политика могла бы оказывать позитивное воздействие на криминогенную обстановку в стране, позволят обеспечить постепенное снижение уровня преступности несовершеннолетних. Только изменив социальные условия микросреды, в которой формируется личность несовершеннолетнего, можно снизить уровень преступности рассматриваемой категории населения.

УДК 316

Р. Р. Хизбуллина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В данной статье приводятся основные положения теоретико-методологических подходов, позволяющих изучить процесс включения личности молодого специалиста в профессиональную среду в условиях трансформации системы образования в современном обществе. Также рассматриваются особенности профессиональной социализации молодого специалиста в соответствии с основными функциональными задачами высшей школы на современном этапе в сфере подготовки молодых специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In given article substantive provisions of the theoretical and methodological approaches are resulted, allowing to study process of inclusion of the person of the young expert in the professional environment in the conditions of education system transformation in a modern society. As features of professional socialization of the young expert according to the basic functional problems of the higher school at the present stage in sphere of preparation of young experts are considered.

Ключевые слова: профессиональная социализация, трансформация системы образования, адаптация молодых специалистов, высшая школа.

Keywords: professional socialization, education system transformation, adaptation of young specialists, higher school.

В условиях глобализации и трансформации современного общества актуален вопрос о состоянии профессиональной ориентации молодого специалиста, тем более что ее закрепление осуществляется уже в процессе обучения специальности, уровень усвоения которого в последующем отражает свою проекцию на директиву профессионального поведения молодого специалиста в целом.

В связи с этим целесообразно рассмотрение процесса становления профессиональных норм и ценностей, а также оценка профессиональной ори© Хизбуллина Р. Р., 2009

ентации будущего молодого специалиста как со стороны образовательного процесса высшей школы, так и самой профессиональной среды, а сведение двух перечисленных положений в рамках сравнительного анализа позволит выявить их слабые и сильные стороны, а также даст возможность наметить основные пути их взаимной оптимизации.

Разделение процесса усвоения профессиональных норм и ценностей на две определяющие имеет следующий вид:

1) образовательный этап высшей школы в системе создания профессиональных ориентаций молодого специалиста;

2) профессиональная среда как фактор формирования профессиональных ориентаций молодого специалиста [1].

Здесь особая роль отводится процессу приобретения профессиональных норм и ценностей, где их влияние имеет первостепенное значение в системе становления профессиональной ориентации молодого специалиста.

Рассмотрим подробнее особенности влияния образовательного этапа высшей школы и профессиональной среды как факторов формирования профессиональной ориентации молодого специалиста.

Образовательный этап высшей школы в системе мультипликации профессиональных ориента-ций студента как будущего молодого специалиста систематизирует совокупность его ментальных и эмоциональных характеристик, корректируя вектор профессиональной ориентации студента.

Подобная корректировка может быть осуществлена по средствам:

- обозначения примеров наиболее перспективного развития данной конкретной области будущей профессиональной деятельности студента;

- заинтересованности студента в изучении области знаний профессиональной деятельности за счет его включения в работу научно-практических конференций и семинаров, тематика которых непосредственным образом связана с профилем обучения студента;

- использования примеров жизнеописаний ведущих специалистов данной конкретной области профессионального знания, что может оказать эффект стимулирования в процессе заинтересованности будущего молодого специалиста в осуществлении профессиональной деятельности в рамках получаемой специальности.

Вышеперечисленное может быть отнесено к примерам положительного влияния на становление системы профессиональных ориентаций будущего молодого специалиста.

В случае отсутствия подобного рода установок со стороны студента процесс обучения является определяющим в системе становления профессиональной ориентации будущего специалиста. Здесь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.