1 ••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 2. 2018
••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 2. 2018
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-21-25
Влияние семьи на формирование коммуникативной культуры личности ребёнка дошкольного возраста
© 2018 Абдуллаева Н. А. 1 Махаева Г. М. 1 Алиханова Р. А. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected];
[email protected] 2 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Осветить в данной статье вопросы, касающиеся влияния семьи на формирование коммуникативной культуры личности ребёнка дошкольного возраста. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, систематизация, обобщение народного опыта. Результаты. Рассмотрены подходы решения данной проблемы, где существенным фактором влияния семьи на формирование коммуникативной культуры личности ребёнка дошкольного возраста является окружающая среда, а семья - это ближайшее окружение дошкольника, оказывающее наибольшее влияние на его воспитание, становление как личности, формирование его культуры. Вывод. Анализ литературы и обобщение результатов позволили авторам выявить подходы решения проблем: важным компонентом коммуникативной культуры являются коммуникативные действия, т. е. действия, посредством которых осуществляется общение. Эти действия могут служить, во-первых, средством передачи информации, во-вторых, могут быть направлены на учет позиции собеседника, и, в-третьих, могут служить средством достижения каких-либо общих целей, т. е. могут быть направлены на сотрудничество в процессе общения.
Ключевые слова: семья, формирование, коммуникативная культура личность ребёнка, ребенок дошкольного возраста.
Формат цитирования: Абдуллаева Н. А., Махаева Г. М., Алиханова Р. А. Влияние семьи на формирование коммуникативной культуры личности ребёнка дошкольного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 21-25. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-21-25
The Family Influence on Formation the Communicative Culture of Preschooler's Personality
© 2018 Nuryan A. Abdullaeva 1 Gulnara M. Makhaeva 1, Rovzat A. Alikhanova 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected];
2 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to highlight the issues related to the influence of the family in formation of communicative culture of the personality of preschooler. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, systematization, generalization of the national experience. Results. The authors of the article consider the approaches of solving this problem, where the significant factor of the family influence in formation of preschooler's communicative culture is the environment, and the family is the nearest environment of the preschooler, which has the greatest impact on his education, formation as a
person, the formation of his culture. Conclusion. Analysis of literature and generalization of the results allow the authors to identify approaches to solving problems: the important components of the communicative culture are the communicative actions, the actions through which communication is carried out. These actions can serve, firstly, as a means of information transfer, secondly, they can be aimed at taking into account the position of the interlocutor, and, thirdly, they can serve as a means of achieving any common goals, they can be aimed at cooperation in the process of communication.
Keywords: family, formation, communicative culture, personality of a child, preschooler.
For citation: Abdullaeva N. A., Makhaeva G. M., Alikhanova R. A. The Family Influence on Formation the Communicative Culture of Preschooler's Personality. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. Pp. 21-25. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-221-25 (In Russian)
Введение
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности дошкольника, одними из важнейших являются семья и внутрисемейные взаимоотношения. Традиционно семья -главный институт воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность [6].
Человек - рассматривается как социальный субъект. Его личностные качества формируются под влиянием его общения с окружающими людьми, поэтому одним из важнейших компонентов общей культуры человека можно считать коммуникативную культуру. В
педагогической литературе
коммуникативная культура личности рассматривается как система качеств, присущих данной конкретной личности. Эта система качеств включает такие характеристики, как:
- нестандартность мышления, его гибкость;
- речевую культуру, включающую четкость мысли и формы её изложения, правильное логическое ударение, умение пользоваться выразительными средствами языка, хорошую дикцию, интонационную выразительность;
- умение контролировать и регулировать свое психоэмоциональное состояние;
- адекватное использование мимики и жестов;
- перцептивные умения.
Цель и методы исследования
В этой ситуации, на наш взгляд, совершенно очевидна и крайне важна необходимость поиска ответов в данной статье на вопросы, касающиеся влияния семьи на формирование коммуникативной культуры личности ребёнка дошкольного возраста. Для достижения цели проанализирована психолого-педагогическая литература, систематизированы и обобщены формы и методы народного опыта. В ходе подготовки данной статьи были изучены труды современных ученых, освещающие этнопедагогические аспекты семейного воспитания Бестужева-Лады И. В., Волкова Г. Н., Божович Л. И., Бембеева В. Ш., Дякиевой Р. Б., Оконова Б. Б., Хабуновой Е. Э. и др.
Исследования Бембеева В. Ш., Дякиевой Р. Б., Егорова В. А, Жуковской Н. Л., Кона И. С., Джамбиновой Т. Н., Цереевой Г. А., Хулхачиевой Г. Ш. позволили выделить этнические, социальные и психологические факторы становления и развития личности.
Результаты и обсуждение
Важным компонентом коммуникативной культуры являются коммуникативные действия, т. е. действия, посредством которых осуществляется общение. Эти действия могут служить, во-первых, средством передачи информации, во-вторых, могут быть направлены на учет позиции собеседника, и, в-третьих, могут служить средством достижения каких-либо общих целей, т. е. могут быть направлены на сотрудничество в процессе общения.
Существенным фактором, влияющим на формирование коммуникативной культуры,
является окружающая среда, а семья - это ближайшее окружение человека,
оказывающее наибольшее влияние на его воспитание, становление как личности, формирование его культуры. К сожалению, как отмечают исследователи [3; 4], многие родители сегодня не уделяют достаточно времени общению со своим ребенком, что в будущем может иметь серьезные негативные последствия. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно
взаимодействовать и управлять процессами общения.
С. Г. Комиссарова отмечает, что формирование коммуникативной культуры дошкольника начинается ещё до рождения ребенка: ребенок слышит голос матери, воспринимает его высоту, силу, интонацию, понимает язык переживаний, чувств [4]. С момента рождения общение с родителями и родственниками происходит сначала благодаря мимике, жестам, тону голоса. Затем ребенок постепенно овладевает речью, родным языком. В этот период очень важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную, выразительную речь. Неоценимую помощь в формировании коммуникативной культуры ребенка могут оказать народные сказки, в которых добрые, вежливые, учтивые герои всегда награждаются, а невежи получают по заслугам и остаются «у разбитого корыта». Сказки учат проявлять уважение к старшим, заботиться о младших, помогать друзьям, т. е. проявлять качества коммуникативно-активной личности. Полученные знания закрепляются в повседневной семейной жизни: детей приучают проявлять уважение к родителям, бабушкам и дедушкам, проявлять заботу о младших братишках и сестренках, учат разным формам обращения к взрослым и ровесникам, людям родным, близким и незнакомым.
Огромную роль в формировании коммуникативной культуры, особенно в полиэтническом регионе, играет овладение русским языком как средством межнационального общения. Дети-дошкольники разных национальностей,
плохо владеющие русским языком, не всегда хорошо понимают друг друга, и на этой почве между ними могут возникать конфликты. Поэтому желательно, чтобы в семье ребенок слышал не только родную, но и русскую речь, поскольку раннее овладение русским языком намного облегчит ему общение с окружающими, овладение коммуникативными умениями и навыками.
Воспитание коммуникативной культуры включает не только развитие коммуникативных качеств личности, но и формирование сознания, толерантного отношения к окружающим. В полиэтническом регионе это особенно важно, поскольку ребенка окружают люди других национальностей, исповедующие другие религии, и задача родителей -сформировать у ребенка доброжелательное отношение к представителям других национальностей и других религий. Эта задача может решаться путем бесед с детьми, рассказов родителей о своей работе, коллегах
- представителях других национальностей, совместной борьбе всех народов нашей страны с врагом в годы Великой отечественной войны, взаимной помощи во время стихийных бедствий. Эти рассказы помогут сформировать у ребенка чувство российской гражданской идентичности, не дадут развиться чувствам национальной или конфессиональной неприязни.
Важным направлением работы по формированию коммуникативной культуры личности дошкольника является организация опыта коммуникативной деятельности. И здесь очень многое зависит от отношений, складывающихся в семье, стиля общения родителей с детьми, родителей между собой, отношений между родственниками, между старшими и младшими. Родители, несмотря на всю свою занятость, должны находить время для общения с детьми, для организации совместных дел, совместного отдыха, сами участвовать и привлекать детей к участию в различных общественных мероприятиях гуманистической
направленности, акциях милосердия, как говорил Сенека, «долог путь поучения, короток и успешен путь примера» [7]. Наглядный пример родителей, их отношение к окружающим, речь, жесты, манера общения
- все это оказывает большое влияние на
формирование коммуникативной культуры ребенка дошкольного возраста.
При поступлении ребенка-дошкольника в школу расширяется круг его общения, ребенок принимает участие в различных мероприятиях как внутриклассных, так и общешкольных. Обогащается его опыт совместной деятельности, развиваются коммуникативные способности. Однако родители не должны считать, что теперь за формирование личности ребенка должна отвечать только школа, не должны самоустраняться от воспитания детей. Их активное участие в жизни детского коллектива, совместная с детьми деятельность, общение с ребенком, его друзьями и педагогами, их знания, опыт, авторитет, личный пример помогут детям научиться действовать сообща, слушать и слышать друг друга, понимать позицию собеседника и бесконфликтно общаться, т. е. овладеть основами коммуникативной культуры.
Знакомя дошкольника с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Мы можем констатировать такой неприятный факт, что современные дети теряют интерес к своим корням. В связи с этим, мы считаем, что эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются:
- беседы: «Что такое родословное дерево?», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка, какие они?»;
- встречи с близкими взрослыми, например, к детям приходит бабушка и дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она - о себе, своих увлечениях, показывает фотографии;
- игры: «Найди сходство», «Найди различие», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару», которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками;
- рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т. д.;
- изготовление групповой газеты «Как я провел лето?».
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи - мощное государство. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий
[3].
Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: к воспитателю детского сада, к учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Вывод
Изучив более подробно имеющийся в нашей стране и описанный в различных печатных источниках и информационных ресурсах опыт реализации возможностей влияния семьи на формирование коммуникативной культуры личности ребёнка дошкольного возраста, хочется отметить, что семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. Ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. Она -источник сил и вдохновения для человека, краеугольный камень развития личности. Являясь важнейшей «социальной ячейкой» общества, семья играет главную роль в сохранении и передаче традиционных и культурных ценностей [1].
В общении с близкими взрослыми у личности ребёнка дошкольного возраста формируется коммуникативная культура -собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельность в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой
преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Для всякого человека семья - это
1. Абдуллаева Н. А. Особенности воспитания в дагестанской семье: история и современность / Проблемы семьи и семейного воспитания в условиях полиэтнического и поликонфессионального региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 206-211.
2. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1994. 186 с.
3. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений М. : Академия, 2000. 200 с.
4. Комисарова С. Г. Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка.
Dagestan family: history and modernity. Problems of family and family education in a multi-ethnic and multi-religious region. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference with international participation]. 2015. Pp. 206-211. (In Russian)
2. Azarov Yu. P. Semeynaya pedagogika [Family pedagogy]. Moscow, 1994. 186 p. (In Russian)
3. Zvereva O. L. Semeynaya pedagogika i domashneye vospitaniye: uchebnoye posobiye dlya studentov srednikh pedagogicheskikh zavedeniy [Family pedagogy and home education: textbook for students of secondary educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 200 p. (In Russian)
4. Komisarova S. G. The role of the family in the communicative development of the child. [Electronic resource]. Mode of access: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley [accessed: 11.06.2018]
5. Makarenko A. S. Lektsii o vospitanii detey. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Lectures on education of children. Pedagogical selection]. Moscow, 1977. 456 p. (In Russian)
6. Makhaeva G. M. Pedagogical impact on preschool children in the family. Problems of family and family education in a multi-ethnic and multi-religious region. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference with international participation]. 2015. Pp. 206-211. (In Russian)
7. Seneka. Izrecheniya i aforizmy [Sayings and aphorisms]. Moscow, Paritet Publ., 2009. 288 p. (In Russian)
естественная и самая благоприятная микросреда для формирования
коммуникативной культуры, развития и самоутверждения его личности.
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-гсШе1еу/ [дата обращения: 11.06.2018 г.]
5. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Избранные педагогические сочинения. М., 1977. 456 с.
6. Махаева Г. М. Педагогическое воздействие на дошкольников в условиях семьи / Проблемы семьи и семейного воспитания в условиях полиэтнического и поликонфессионального региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 206-211.
7. Сенека. Изречения и афоризмы. М. : Паритет, 2009. 288 с.
References
1. Abdullaeva N. A. Features of education in the
Литература
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагоги и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский
государственный педагогический
университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: [email protected]
Махаева Гульнара
Магомедтагировна, кандидат
педагогических наук, доцент, кафедра педагоги и технологий дошкольного и дополнительного образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Алиханова Ровзат Арбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, Чеченский государственный педагогический
университет (ЧГПУ), Грозный, Россия; email: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Nuryan A. Abdullaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education (PTPAE), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Gulnara M. Makhaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of PTPAE, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Rovzat A. Alikhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (ChSPU), Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 07.04.2018 г.
Received 07.04.2018.