Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ САУНД-ДИЗАЙНА И ПСИХОАКУСТИКИ НА ВОСПРИЯТИЕ АУДИТОРИЕЙ СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ'

ВЛИЯНИЕ САУНД-ДИЗАЙНА И ПСИХОАКУСТИКИ НА ВОСПРИЯТИЕ АУДИТОРИЕЙ СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии саунд-дизайна / психоакустика / слух / звук / звукорежиссура / психоакустика / сенсорное восприятие / звуковое оформление / аудиотехника / эмоциональный опыт / AI-музыка / sound design technologies / psychoacoustics / hearing / sound / sound engineering / psychoacoustics / sensory perception / sound design / audio engineering / emotional experience / AImusic

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шкарупелов М.М., Павлова О.А.

Звуковое оформление является значимым элементом любого событийного мероприятия, оказывающим существенное влияние на восприятие и вовлечённость аудитории в процесс. В данной статье анализируются психологические аспекты восприятия звука с точки зрения аудитории событийного мероприятия, исследуются инструменты и технологии саунд-дизайна в проектировании мероприятия, рассматриваются новые тенденции, а также обсуждаются перспективы развития звукорежиссуры в ивент-индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SOUND DESIGN AND PSYCHOACOUSTICS ON AUDIENCE'S PERCEPTION OF EVENT

Sound design is a significant element of any event, which has a significant impact on the perception and involvement of the audience in the process. This article analyzes the psychological aspects of sound perception from the point of view of the audience of an event, explores the tools and technologies of sound design in event design, considers new trends, and discusses the prospects for the development of sound design in the event industry.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ САУНД-ДИЗАЙНА И ПСИХОАКУСТИКИ НА ВОСПРИЯТИЕ АУДИТОРИЕЙ СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ»

УДК 008 Шкарупелов М. М., Павлова О.А.

Шкарупелов М.М.

студент 2 курса факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Павлова О.А.

доктор филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

ВЛИЯНИЕ САУНД-ДИЗАЙНА И ПСИХОАКУСТИКИ НА ВОСПРИЯТИЕ АУДИТОРИЕЙ СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация: звуковое оформление является значимым элементом любого событийного мероприятия, оказывающим существенное влияние на восприятие и вовлечённость аудитории в процесс. В данной статье анализируются психологические аспекты восприятия звука с точки зрения аудитории событийного мероприятия, исследуются инструменты и технологии саунд-дизайна в проектировании мероприятия, рассматриваются новые тенденции, а также обсуждаются перспективы развития звукорежиссуры в ивент-индустрии.

Ключевые слова: технологии саунд-дизайна, психоакустика, слух, звук, звукорежиссура, психоакустика, сенсорное восприятие, звуковое оформление, аудиотехника, эмоциональный опыт, AI-музыка.

Звук - это сложное явление, которое можно определить и понять с разных точек зрения. С точки зрения здравого смысла, звук - это то, что мы воспринимаем на слух, а с научной точки зрения звук - это упругая волна,

1647

распространяющаяся через твердую, жидкую и газообразную среды, и характеризующаяся частотой, длиной волны и амплитудой.

В повседневной жизни звук играет важнейшую роль, выполняя функции основного средства вербальной коммуникации и эмоционального выражения в обществе. Он также является инструментом сенсорного восприятия окружающей среды, позволяя нам интерпретировать мир вокруг нас наиболее полноценно и ярко.

В индустрии мероприятий звук играет ключевую роль в создании положительного впечатления у аудитории как во время мероприятия, так и в рефлексивном формате после него. Правильно спроектированное звуковое оформление событийного мероприятия выходит за рамки запуска простой фоновой музыки, создавая мощную интерактивную звуковую среду, которая увлекает и вовлекает публику, активно сообщаясь со всеми прочими органами чувств человека, вызывая, тем самым, у гостей яркие мультисенсорные впечатления, и делая мероприятие более запоминающимся и впечатляющим.

Интеграция саунд-дизайна в план мероприятия на этапе его проектирования способна значительно повысить вовлеченность, лояльность и эмоциональный отклик аудитории. А хорошо спроектированный звуковой сценарий мероприятия может значительно усилить эмоциональный фон события.

Влияние саунд-дизайна на восприятие публикой событийного мероприятия изучает психоакустика - научная дисциплина, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. Сюда входят не только аспекты звукового оформления, но и речь, музыка и другие звуковые частоты, которые проходят через уши человека.

Звук начинается как физическое явление: волны давления, движущиеся в среде, обычно в воздухе. Эти волны, создаваемые вибрацией объекта, имеют такие характеристики, как частота (высота звучания), амплитуда (громкость) и характерная окраска (тембр), которые определяют их уникальное звучание.

1648

Наши уши улавливают эти звуковые волны и преобразуют их в электрические сигналы, которые наш мозг интерпретирует.

Но психоакустику, как науку, больше интересует не то, как мы слышим, а как мы слушаем. Слушание — это субъективный процесс интерпретации и осмысления звуков, которые мы слышим, и именно здесь в игру вступает «психология» звука и феномены психоакустики, среди которых: «феномен контура равной громкости», «феномен пропущенной фундаментальной», использование минорных и мажорных тональностей, «концепции слухового поведения» и т.д. [3].

Психоакустические явления могут глубоко изменить наше восприятие окружающего мира. Например, два звука одинаковой громкости могут не восприниматься как одинаково громкие, если они имеют разные частоты. Это связано с феноменом «контура равной громкости», который отражает разную чувствительность нашего уха к разным частотам. Знание данного феномена поможет звукорежиссеру мероприятия сбалансировать громкость и распределение частот звуковых элементов в сценарии, чтобы все звуки воспринимались одинаково или так, как задумано звукорежиссером.

Другим средством влияния звукорежиссера на опыт аудитории с помощью психоакустики и саунд-дизайна является «феномен пропущенной фундаментальной». Когда мы слышим сложный звук, например, музыкальную ноту, мы воспринимаем его высоту на уровне основной его частоты — самой низкой частоты звука. Однако если основная частота удалена и присутствуют только более высокие частоты - обертоны, мы все равно воспринимаем высоту звука так, как если бы основная частота присутствовала. Это дает представление о том, как наш мозг восполняет недостающую слуховую информацию на основе своих ожиданий. В разработке звукового сценария это явление можно использовать в процессе выбора музыки для мероприятия - обеспечение присутствия фундаментальных частот может привести к более богатым и естественным для уха слушателя звуковым впечатлениям. И наоборот,

1649

намеренное удаление таких частот может создать эффект дискомфорта или полностью изменить восприятие звука неожиданным образом.

Звук оказывает существенное влияние на наши эмоции и поведение. Это, пожалуй, наиболее заметно в музыке, где минорные тональности могут вызывать печаль, а мажорные — счастье. Однако даже обычные бытовые звуки могут влиять на наше настроение. Так, шум волн может вызвать расслабление, а непрерывное капание из протекающего крана может вызвать раздражение. А использование аплодисментов или звука смеха, может вызвать у аудитории определенную эмоциональную реакцию, например, волнение или радость.

К тому же, звук может влиять не только на эмоции, но и поведение аудитории. Концепция «слухового поведения» предполагает, что ритмичные звуки могут вызывать соответствующие ответные ритмы в активности мозга, влияя на наше состояние бодрости или расслабленности. Этот принцип лежит в основе бинауральных ритмов — слуховой иллюзии, активно используемой в некоторых практиках релаксации и медитации и может применяться для воздействия на поведение и настроение аудитории на протяжении всего мероприятия: будь то использование ритмичной фоновой музыки для поддержания уровня энергии во время переходов основного сценария или включение ритмичных элементов в упражнения на расслабление.

Звук оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Правильная песня или звуковой эффект могут вызвать целый спектр чувств - от воодушевления и энтузиазма до спокойствия и предвкушения. Эта тесная связь с эмоциями человека делает саунд-дизайн таким сильным инструментом в ивент-менеджменте и звукорежиссуре мероприятий.

Еще одним принципиально важным аспектом звукового оформления мероприятия является качество звукового оборудования. Плохое качество звука даже при наличии глубоко проработанного звукового сценария может отрицательно повлиять на впечатления аудитории, из-за чего им будет трудно четко услышать речь выступающего, музыку или звуки [4]. Поэтому

1650

звукорежиссеру и организаторам мероприятия необходимо заблаговременно убедиться, что аудиотехника качественная и правильно настроена.

Саунд-дизайн как направление звукорежиссуры становится все более востребованным и прогрессивным направлением деятельности в современной ивент-индустрии, и активно обращается не только к общеизвестным феноменам психоакустики, но и к инновационным технологиям и достижениям науки.

В последние годы за рубежом наблюдается рост популярности использования иммерсивных технологий саунд-дизайна на мероприятиях. Для создания таких впечатлений и полного погружения аудитории процесс звукорежиссерами, при наличии достаточного бюджета, используются технологии «Auro-3D» или трехмерного звука [4]. Целью данного приема является создание ощущения «аудиопутешествия», которое может перенести слушателя в разные локации и периоды времени, а не просто является более громкой и чистой технологией звучания. Так, трехмерный звук можно использовать для имитации тропического леса или фонового шума океана.

Еще один инновационный метод саунд-дизайна - интерактивные звуковые инсталляции - они позволяет организаторам и звукорежиссерам создавать увлекательные мероприятия, побуждающие посетителей к активному участию. Используя датчики, сенсорные экраны и другие интерактивные элементы, ивент-менеджеры и звукорежиссеры могут создавать захватывающую среду, реагирующую на движения и действия посетителей [2]. Интерактивные инсталляции сегодня активно используются на таких мероприятиях, как художественные выставки, фестивали и торговые ярмарки.

В обзоре инновационных средств саунд-дизайна мероприятий также важно отметить роль нейросетевых аудио-моделей. В последние годы технологии создания музыки, голоса и звуковых эффектов на основе искусственного интеллекта достигли значительных успехов. Так, например, большую популярность летом 2022 года обрела функция «Нейромузыка» на базе стримингового сервиса «ЯндексМузыка», предлагающая «бесконечные мелодии» по различным тематикам и запросам пользователей [1]. AI-музыка

1651

имеет ряд преимуществ для использования в звукорежиссуре мероприятий, среди которых создание оригинальных фоновых звуков или закадрового голоса для ивент-проектов, а также существенная экономия бюджета и времени на этапе создания [5].

Таким образом, психоакустические принципы, лежащие в основе саунд-дизайна мероприятий, играют существенную роль в создании запоминающегося и эффективного слухового опыта аудитории. Саунд-дизайн мероприятия можно назвать невидимой, но мощной силой, которая сплетает этапы мероприятия в цельное запоминающееся повествование. С развитием технологий потенциал саунд-дизайна и звукового оформления в процессах осмысленного воздействия на впечатления аудитории от событий становится безграничным, таким образом, зрители могут полностью погрузиться в задуманную звукорежиссером атмосферу, что повышает их общую вовлеченность в событие и удовлетворенность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нейромузыка: в «Яндекс Музыке» появилась бесконечная мелодия для учебы и работы [сайт] URL : https://cybersport.metaratings.ru/articles/neiromuzyka-v-yandeks-muzyke-poyavilas-beskonecnaya-melodiya-dlya-uceby-i-raboty/ (дата обращения : 10.05.2024);

2. Create Unforgettable Moments with Audio Visual Design for Events [site] URL : https://21stcenturyav.com/audio-visual-design-for-events/ (date of treatment: 10.05.2024);

3. How Sound Influences Human Perception and Behavior [site] URL : https://www.miragenews.com/how-sound-influences-human-perception-and-1023809/ (date of treatment: 10.05.2024);

4. The Psychology of Event Design: Creating Experiences that Engage and Inspire [site] URL : https://eventflare.io/journal/the-psychology-of-event-design-creating-experiences-that-engage-and-inspire (date of treatment: 10.05.2024);

1652

5. Unleashing AI-sounds: The best tools for Music, Voices, and Effects [site] URL : https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2024/04/26/unleashing-ai-sounds-the-best-tools-for-music-voices-and-effects/?sh=645325e4167c (date of treatment: 10.05.2024).

Shkarupelov M. M., Pavlova O.A.

Shkarupelov M. M.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Pavlova O.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

INFLUENCE OF SOUND DESIGN AND PSYCHOACOUSTICS ON AUDIENCE'S PERCEPTION OF EVENT

Abstract: sound design is a significant element of any event, which has a significant impact on the perception and involvement of the audience in the process. This article analyzes the psychological aspects of sound perception from the point of view of the audience of an event, explores the tools and technologies of sound design in event design, considers new trends, and discusses the prospects for the development of sound design in the event industry.

Keywords: sound design technologies, psychoacoustics, hearing, sound, sound engineering, psychoacoustics, sensory perception, sound design, audio engineering, emotional experience, AI-music.

1653

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.