Научная статья на тему 'Влияние санкций США и ЕС в сфере передачи технологий на экономику России'

Влияние санкций США и ЕС в сфере передачи технологий на экономику России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / ТРАНСФЕР / ПЕРЕДАЧА / TRANSFER / САНКЦИИ / SANCTIONS / МЕРЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / RESTRICTIONS / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ПРОРЫВ / BREAKTHROUGH / ACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Высоцкая А.А.

В статье дается краткий обзор мер, введенных США и Европейским Союзом в сфере технологического трансфера в отношении Российской Федерации. Анализируется степень их влияния на производственный сектор РФ, выделены три инструмента, которые могут смягчить последствия для страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of the US and EU technological transfer restriction on Russia

A brief overview of the sanctions imposed by the USA and the European Union on Russian Federation in the sphere of technological transfer is given in this article. The author presents estimations of their impact on the country’s industrial sector and considers three instruments that could alleviate consequences for the nation.

Текст научной работы на тему «Влияние санкций США и ЕС в сфере передачи технологий на экономику России»

УДК 339.545 А. А. Высоцкая

аспирант кафедры экономики и международного бизнеса ИПЭУ МГЛУ e-mail: anna_v@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ США И ЕС В СФЕРЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

В статье дается краткий обзор мер, введенных США и Европейским Союзом в сфере технологического трансфера в отношении Российской Федерации. Анализируется степень их влияния на производственный сектор РФ, выделены три инструмента, которые могут смягчить последствия для страны в целом.

Ключевые слова: технологии; передача; трансфер; санкции; меры; ограничения; промышленность; производство; импортозамещение; прорыв.

Vysotskaya A. A.

Postgraduate student, Department of Economics and International Business, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU e-mail: anna_v@rambler.ru

IMPACT OF THE US AND EU TECHNOLOGICAL TRANSFER RESTRICTION ON RUSSIA

A brief overview of the sanctions imposed by the USA and the European Union on Russian Federation in the sphere of technological transfer is given in this article. The author presents estimations of their impact on the country's industrial sector and considers three instruments that could alleviate consequences for the nation.

Key words: technologies; transfer; sanctions; actions; restrictions; industry; production; import substitution; breakthrough.

В XXI в., характеризующемся усилением взаимосвязей и взаимозависимости стран и регионов, невозможно говорить о техническом развитии производства и усилении экономических позиций одного государства, не упоминая вклада в этот процесс других стран. Примером этому может стать наиболее простой способ получения инноваций - передача технологий. Под этим термином понимается приобретение иностранных технологий посредством лицензионных соглашений, контрактов о производственной и научно-технической кооперации, договоров о комплектных поставках и др. [4].

Однако в чем будут состоять последствия для государства, в отношении которого другая страна ввела запрет на передачу своих

технологий? Данный вопрос стал особенно актуальным в связи с событиями в Крыму и востоке Украины в 2014 г. и реакцией США и Европейского Союза (ЕС) на действия России.

В статье проводится краткий обзор санкций в области технологического трансфера в отношении Российской Федерации, введенных США и ЕС. Были приведены оценки их влияния на производственные сферы страны, а также выделены три инструмента, которые могут смягчить последствия для государства.

Летом 2014 г., в связи с распространенным мнением о том, что Россия причастна к дестабилизации политического состояния Украины, США, несколькими международными организациями (Организацией экономического сотрудничества и развития, Организацией Североатлантического договора, Европейским банком реконструкции и развития, «Большой восьмеркой» и др.), а также рядом отдельных государств было принято решение о временной приостановке сотрудничества с РФ в определенных областях и о введении санкции против некоторых российских компаний. В области передачи технологий можно выделить две сферы деятельности, которые были подвергнуты запретам, - военную и нефтегазовую промышленность.

Меры по контролю и ограничению подобного трансфера не новы. Похожие цели в отношении передачи стратегических технологий преследовала деятельность Координационного комитета по экспортному контролю, на смену которому в 1990-е гг. было подписано менее строгое Вассенарское соглашение.

Самыми масштабными оказались санкции США. Министерство торговли страны приняло решение об ужесточении выдачи лицензий на экспорт, реэкспорт и передачу военных высоких технологий и товаров двойного назначения, которые возможно использовать как в гражданских, так и в военных целях. Изменение касается операций в пользу определенных российских компаний. Процесс выдачи лицензии имеет вероятность завершиться отказом в передаче технологий.

Правительство США также составило список российских нефтегазовых компаний, которым американские фирмы больше не будут производить поставки технологий, товаров и предоставлять свои услуги. Запрет предотвращает технологический трансфер в этой сфере даже через посредников [12]. Данная мера направлена на замедление освоения нефтяных месторождений на арктическом шельфе, в сланцевых участках и в глубоководных проектах, которое, по

данным американских экспертов, незамедлительно произойдет из-за зависимости работ в сложных климатических условиях от американских и западных технологий [13].

Санкции ЕС имеют схожий характер из-за решения о координации санкционных режимов [9]. ЕС было введено ограничение на передачу военных технологий и товаров двойного назначения, на экспорт оборудования и оказания сопутствующих услуг, предназначенных для разведки и добычи нефти в труднодоступных месторождениях. Запрет также распространяется на бурение, опробование скважин и поставку специализированных плавучих установок.

Тем не менее санкционные меры ЕС и США имеют отличие, заключающееся в том, что запреты Союза делают исключение для контрактов, заключенных до 12 сентября 2014 г. [11]. Также необходимо заметить, что обе стороны не дают точного определения используемым терминам и понятиям, что предоставляет возможность изменить направленность ограничений. Это может быть связано с двусторонним действием мер, например экспортные ограничения также сокращают рынок сбыта американских и европейских компаний, тем самым уменьшая их доходы.

Говоря о России, подобные секторальные санкции не имеют прямого воздействия на состояние экономики страны. Однако уже сейчас оказывают негативное влияние на отдельные отрасли российского добывающего и промышленного сектора.

Министр природных ресурсов РФ С. Е. Донской еще в сентябре 2014 г. отметил негативное влияние европейских и американских мер на уровень добычи трудноизвлекаемых запасов. Это объясняется тем, что для работы в сложных условиях использовались зарубежные технологии [7]. В частности, санкции замедлят нефтяное освоение Арктики, которое в 2013 г. указывалось как главная цель одной из ведущих нефтяных компаний мира «Газпром нефть» до 2025 г. [5]. Аналитики «Fitch Ratings» также утверждают, что отсутствие доступа к новейшим технологиям в области нефтедобычи негативно повлияет на эффективность добычи трудноизвлекаемых запасов, тем самым уменьшая экономически рентабельный срок разработки месторождений. Санкции также отразятся на совместной деятельности российских нефтедобывающих компаний с международными предприятиями - «Exxon Mobil», «Royal Dutch Shell», «BP», «Halliburton», «Schlumberger», «Baker Hughes» [8].

Говоря о влиянии санкционных мер на военную промышленность, необходимо упомянуть заявление экспертов Общественного совета

при Военно-промышленной комиссии, сделанное еще в 2012 г.: «Россия сегодня представляет собой не столь масштабную экономику, чтобы позволить себе иметь полностью автономный оборонно-промышленный комплекс, вследствие чего встраивание в международную специализацию представляется наиболее естественным сценарием развития событий» [10, с. 13]. Тем не менее по данным компании «Рособоронэкспорт», объем закупок Россией военной техники и вооружения на Западе не превышает 1 %. Министерство обороны РФ сообщает, что подобные закупки носили не массовый, а лишь эпизодический характер в интересах сил специального назначения. Российские компании в основном импортируют оборудование и комплектующие для выполнения заказов третьих стран [3]. Поэтому следует ожидать снижение темпов производства в военно-промышленной сфере. Однако эффект санкций ощутит на себе не только российский военно-промышленный комплекс, но и западные партнеры, подписавшие, а затем разорвавшие контракты на поставку комплектующих и вооружения.

В связи с ужесточением поставок военных технологий и товаров двойного назначения была нарушена работа других отраслей российской промышленности. Запрет на технологический трансфер затронул ракетно-космическую сферу. Например, будет задержан проект ультрафиолетовой космической обсерватории «Спектр-УФ». Ее запуск, в соответствии с проектом Федеральной космической программы на 20162025 гг., был запланирован на 2020 г. Однако проблемы с поставками научного оборудования, особенно приёмников излучения для спектрографа, заказанных у британской компании, корректируют эти сроки [2].

Следовательно, в долгосрочной перспективе, в отсутствии противодействующих мероприятий со стороны России, санкции США и ЕС приведут к снижению производства не только в определенных секторах, но и во взаимосвязанных с ними направлениях и окажут влияние на экономическое состояние страны и ее позицию в мире. Это показывает необходимость в государственной поддержке производственных отраслей и в частичном изменении ориентированности на международную специализацию, которая способствовала зависимости от иностранных поставок компонентов и технологий.

В качестве выхода России из сложившийся ситуации выделяют два взаимосвязанных инструмента - стратегию промышленно-технологического прорыва и импортозамещение. Состояние промышленного сектора России стало причиной выделения подобной

стратегии как наиболее эффективного способа усиления позиции страны на международной арене. Она подразумевает совместную работу государства и бизнеса в рамках национальных программ модернизации. Данный метод подтвержден своим успешным использованием во многих странах мира - в 1940-1950 гг. в США был обновлен сектор оборонной промышленности, технологический прорыв также стал частью японского экономического чуда в 1950-1973 гг. [1].

Замещение импорта является одной из составляющих процесса прорыва и обеспечения внутренней безопасности страны. Подобные программы для военной промышленности и ранее разрабатывались и реализовывались, тем не менее являлись лишь локальными решениями проблем [6].

В условиях европейских и американских санкций вопрос импор-тозамещения становится особенно важным. По мнению Президента РФ Владимира Путина, государство не намерено искусственно разрывать общение с иностранными партнерами, но российская промышленность должна быть готова сама выпускать критически важное оборудование, компоненты, материалы, обладать соответствующими производственными мощностями, технологиями, разработками и техническими заделами [3].

Это показывает необходимость в третьем инструменте выхода из сложившейся в России ситуации - формировании согласованной государственной политики, целостно охватывающей всю производственную отрасль, также вовлекая научные институты и бизнес в процесс теоретической разработки и промышленного воплощения инновационных и импортозамещающих продуктов.

Таким образом, в долгосрочном периоде секториальные санкции ЕС и США будут иметь влияние не только на определенные отрасли производства страны, но и на взаимосвязанные сферы, и как следствие, экономическое состояние и положение государства в мире. Тем не менее сильного негативного воздействия можно избежать, благодаря формированию государственной политики, согласованной с отраслями производства, науки и бизнеса и направленной на импортозаме-щение в рамках стратегии промышленно-технологического прорыва.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбунов А. Р. Национальная конкурентоспособность. - М. : Анкил,

2010. - 256 с.

2. Директор Института астрономии РАН: США ограничивают доступ РФ к современным технологиям // ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://itar-tass.com/kosmos/1613693

3. Западные санкции не окажут влияния на российский военно-промышленный комплекс // Interpolit Военно-политический журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://warfiles.ru/show-68502-zapadnye-sankcii-ne-okazhut-vliyaniya-na-rossiyskiy-voenno-promyshlennyy-kompleks-rf.html

4. Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Экономика и право: словарь-справочник. - М. : Вуз и школа, 2004. - 1072 с.

5. Обращение Вадима Яковлева // Газпром Нефть : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/ sibneft-online/arhive/294/1096778/

6. Пименов В. В. Рывок в шестой уклад // Военно-промышленный курьер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/21655

7. Санкции ЕС и США негативно сказались на российском ТЭКе // Интерфакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.interfax.ru/ business/395942

8. Санкции могут ускорить снижение добычи на нефтяных месторождениях в Сибири // Fitch Ratings Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://wwwfitchratings.ru/ru/rws/press-release.html?report_id=843535

9. США и Евросоюз обсудят новые санкции против России // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://top.rbc.ru/politics/03/12/2014/5 47ee7bccbb20fcc6c1e70b0

10. Шепелев И. Г., Морозов С. Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. - 2014. - № 2 (4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://euii.esrae.ru/pdf/2014/2(4)/2.pdf

11. Official Journal of the European Union. - Vol. 57. - 12 September 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=0J:L:2014:271:FULL&from=EN

12. U.S. Commerce Department Expands Export Restrictions Aimed at Russia's Defense Sector // Bureau of Industry and Security, U.S. Department of Commerce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bis.doc. gov/index.php/about-bis/newsroom/press-releases/107-about-bis/newsroom/ press-releases/press-release-2014/742-u-s-commerce-department-expands-export-restrictions-aimed-at-russia-s-defense-sector

13. U.S. Escalates Sanctions on Russian Energy, Defense Sectors // Time [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://time.com/3340324/obama-russia-putin-ukraine-sanctions/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.