3. Универсальные способы оплаты. Оплата через банковскую карту или электронные деньги.
4. Скидки и акции. Страховая компания значительно уменьшает затраты на аренду и заработную плату работников, пользуясь услугами интернет покупок. Таким образом могут быть предоставлены бонусы при покупке электронного полюса.
Рассмотрим проблемы внедрения электронного страхового полиса [2]:
1. Оценка стоимости страхового объекта. При онлайн-калькуляции сумм страхования невозможно учесть все нюансы, так как расчеты строго фиксированы.
2. Отсутствие страховой грамотности населения. Часто возникают сложности в выборе вида страхования и дальнейшего расчета, это оборачивается тем, что клиент получает совсем ненужную ему услугу.
3. Отсутствие широко квалифицированных специалистов. Затраты на переобучение сотрудников в сфере информационных технологий, в связи с их узкой профессиональной направленностью.
4. Затраты на создание и продвижение сайта. Сайт должен иметь удобный и простой для клиента интерфейс, привлекательный дизайн, постоянно обновляться (пополнение контента, баннеры на скидки, акции).
5. Недоверие покупкам через Интернет.
6. Внедрение электронно-цифровых подписей. Клиенты психологически не готовы к использованию данных механизмов, а также трудности с проверкой через удостоверяющие центры.
Подводя итог, следует сказать, что в системе онлайн-страхования имеются определенные сложности, требующие профессиональных доработок. Главным образом это касается неподготовленности населения к принятию в психологическом плане данных новшеств, необходимости переквалификации работников данной сферы, поддержанию технического оснащения и клиентской базы на высоком уровне. Необходимо создать единую систему электронных полисов и общей базы по страховым случаям, повсеместно внедрять электронно-цифровую подпись. Несомненно, у Интернет-страхования большие перспективы, которые при устранении недостатков, принесут пользу страховым компаниям и облегчат жизнь населению.
Список использованной литературы: 1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 5-е изд. / отв. ред. О. Н. Садиков. - М.: Право, 2011. - 67 с.
2. Серебровский, В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву / В.И. Серебровский. - М.: Лига, 2009. - 413 с.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).
© Шарифьянова З.Ф., Муфтиева З.Р., Чиркова А.А., 2016
УДК 368
Шарифьянова Зарема Фаудатовна
к.э.н., доцент
Финансовый университет при Правительстве РФ (Уфимский филиал)
Муфтиева З.Р., Шодибеков А.Т. ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ
Аннотация
В настоящее время весьма актуальной проблемой для России является введение санкционного режима вследствие украинского кризиса. Статья содержит информацию об особенностях влияние санкций на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
страховой рынок России. Рассмотрены основные виды влияния, а также сегменты рынка, на которые было оказано наибольшее воздействие.
Ключевые слова
страховой рынок, санкции, перестрахование, экономическая сфера.
Annotation. It is now very topical issue for Russia is the introduction of the sanctions regime as a result of the Ukrainian crisis. This article contains information about the features of the effect of sanctions on the Russian insurance market. The main types of influence, as well as segments of the market on which the greatest impact was exerted.
Keywords: insurance market, sanctions, reinsurance, the economic sphere.
Современное состояние экономической сферы России определяется политическими разногласиями, которые связанны с украинским кризисом. В результате, страны Европы и США ввели санкции против России, затронувшие абсолютно все финансовые рынки. Страховой рынок, в частности, является неотъемлемой частью экономики России, в связи с чем процессы, которые происходят в национальной экономике, находят выражение и в страховом бизнесе.
Впервые для нашей страны слово «санкции», прозвучало в конце апреля 2014 года в качестве протеста европейских и американских лидеров по вопросу присоединения Крымского Федерального округа к составу РФ. И если первый ряд санкций предусматривал ограничение въезда на территорию стран, применивших санкции, ряда физических лиц, то затем к списку физических лиц добавились юридические, среди которых оказались банки и ряд крупнейших российских корпораций [3, c. 55].
Влияние санкций на рынок страхования можно разделить на две категории: количественные и качественные [2, c. 68].
К количественным влиянием санкций можно отнести изменения стоимости товаров и услуг, напрямую или косвенно связанных со страхованием.
Во-первых, это обесценивание рубля. Курс рубля заметно снизился еще в апреле 2014 г. в отношении к таким валютам, как евро, доллар и пр. Это не только привело к росту издержек, номинированных в валюте, но и заметно повлияло на автострахование, которое является одним из ключевых сегментов рынка, где положение уже и так можно определить, как весьма сложное. Так же выросла стоимость запчастей и повысилась стоимость нормо-часов, в результате повысилась и убыточность автокаско.
Во-вторых, падение национальной экономики. Происходит сокращение резервных возможностей самих страховых компаний, изменяется структура и ликвидность активов, но страховщики так же должны приложить максимальные усилия и средства для поддержания своей деятельности, в следствии чего снижают РВД, тем самым замедляют развитие самой отросли.
В-третьих, в непростом положении находится и банковская сфера. Жесткая политика ЦБ по отношению к мелким и недостаточно конкурентоспособным банкам вынудила покинуть рынок. Таким образом, отменяются инвестиционные проекты, реализуемые страховыми компаниями, что также не может не влиять на долгосрочное развитие отрасли.
Ко второй группе относятся санкционные последствия, связанные больше с психологическим давлением. На данный момент именно общественное мнение является одним из факторов для принятия определенного решения. Следовательно, именно этот эффект психологического ожидания и объясняется воздействие американских санкций на российский рынок страхования. Зарубежные страховщики боясь сотрудничать с Россией, уменьшают взаимное сотрудничество, тем самым идут в ущерб собственным интересам.
В первую очередь такие угрозы повлияли на рынок перестрахования. Наиболее явно пострадала отрасль перестрахования грузов, а также перестрахование имущества тех организаций, которые попали под санкции, а именно в «черные списки».
В результате введения санкций против ряда финансовых компаний, для крупных российских страховщиков западный рынок перестрахования оказался недоступным. Поэтому у компаний возникла
проблема экономической защиты своих рисков. Санкции, являясь инструментом наказания государства, никаким образом не должны затрагивать те сферы деятельности, которые направлены на обеспечение безопасности граждан, поддержания социальной стабильности общества. Сейчас достаточно трудно определить границы политических и экономических интересов противоборствующих сторон. Не совсем понятен истинный мотив санкций: либо это действительно забота об урегулировании украинского конфликта, либо противоборствующие страны пытаюсь увеличить свое влияние на мировом рынке, потеснив при этом Россию [1, ^ 47].
В заключении можно сказать что, на сегодняшний день на рынке страхования влияние санкций представляет собой достаточно серьезную проблему. Отечественный рынок страхования должен направить все свои усилия на рациональный анализ и преодоление проблем, возникших в причину ограничительных санкций. Санкции для России — это не приговор, а возможность для развития и раскрытия ее потенциала. Список использованной литературы 1. Васюкова, Л.К. Инвестиции как форма реализации предупредительной формы страхования: монография / Л.К. Васюкова, В.А. Останин. — Новосибирск: ООО «Агентство «Сибпринт», 2012. — 137 с.
2. Перестрахование стоит перед выбором модели развития / А.В. Иванов // Экономика России. - 2014. - №12. - С.67-69.
3. Рынок страховых услуг / М.А. Галченко // Форум.- 2015.-№8.- С.55-58.
© Шарифьянова З.Ф., Муфтиева З.Р., Шодибеков А.Т., 2016
УДК 338.28
Шишкин Игорь Алексеевич
канд. экон. наук, доцент ВГТУ, г. Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ВНЕШНЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассматривается процедура мониторинга внешней инновационной среды наукоемкого высокотехнологичного предприятия.
Ключевые слова
Инновационное развитие, высокотехнологичное производство
Основные цели, формы и методы их достижения для рыночного субъекта могут опосредоваться только через взаимодействия с внешней средой. Соответственно конкретные стратегические и тактические инновационные решения требуют адекватной информации о состоянии и динамике значимых внешних факторов [1], [2]. Такая необходимость реализуется практически во всех работах и методиках Инновационного проектирования и Управления проектами [4], [5], [6], [7], [8], однако такая работа опять же привязывается к конкретному проекту и локализуется во времени. В то же время для предприятия, осуществляющей сеть проектов, разнофакторных по направлениям и времени, реальный инновационный процесс является непрерывным [3]: на каждом временном отрезке одни ресурсы инвестируются, другие возмещаются, следовательно должны постоянно приниматься решения по координации этих потоков, по объемам реинвестирования в то или иное направление или проект, по временному размещению свободных инновационных ресурсов и т.д. Вполне очевидно, что в таких условиях анализ внешней среды должен быть не эпизодическим, а непрерывным, что доказано в [13], [14], [15], [16], [17], [18].