УДК 336.7: 338.124.4
08.00.00 Экономические науки
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ИСТОЧНИКИ ФОНДИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
Носова Татьяна Павловна к.э.н., доцент ВАК РИНЦ SPIN-код: 2816-9292 e-mail: [email protected]
Назаретян Кристина Антоновна студент факультета Финансы и кредит e-mail.ru: [email protected]
Кумпилов Нурсалим Темботович студент факультета Финансы и кредит e-mail.ru: [email protected] Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия
В 2014-2016 гг. в условиях внешних санкций формирование ресурсной базы стало осуществляться в основном за счет внутренних источников, которыми явились средства Центрального банка РФ, средства организаций и сбережения населения. В статье рассмотрены объемы кредитования Центрального банка РФ за 2014-2016 гг., изучено влияние объемов заимствования у мегарегулятора на финансовый результат банков. Проведен анализ объемов привлеченных кредитными организациями средств юридических и физических лиц. В условиях отсутствия доступа к ресурсам мирового рынка ссудного капитала и возникновения дефицита фондирования российские банки были вынуждены конкурировать за средства вкладов - физических лиц. Далее был проведен анализ современного состояния и перспективы заимствований на внешнем рынке в условиях действия санкций. В мае 2016 г. РФ вернулась в качестве суверенного заемщика на международный долговый рынок. Высказано мнение, что при отсутствии обострения ситуации на геополитической арене условия внешнего фондирования для российских банков будут улучшаться. С другой стороны, оптимальный и быстрый выход из сложившейся ситуации видится в развитии инновационной среды, которое невозможно без венчурного финансирования
Ключевые слова: ФОНДИРОВАНИЕ, ПАССИВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОЛГОВОЙ РЫНОК, НАРАЩЕНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ БАНКОВ РФ
Doi: 10.21515/1990-4665-130-048
UDC 336.7: 338.124.4 Economic sciences
THE INFLUENCE OF SANCTIONS ON THE SOURCES OF FUNDING OF RUSSIAN BANKS
Nosova Tatyana Pavlovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of VAK, SPIN-code: 2816-9292 e-mail: [email protected]
Nazaretyan Christina Antonovna Student of the Faculty of Finance and Credit e-mail.ru: [email protected]
Kumpilov Nursalim Tembotovich
Student of the Faculty of Finance and Credit
e-mail.ru: [email protected]
Kuban State Agrarian University named after I. T.
Trubilin, Krasnodar, Russia
In the years 2014-2016 under the influence of the sanctions against Russia, the arrangement of the funding base had been carried out mainly from the internal sources, which are from the funds of the Central Bank of the Russian Federation, the funds of organizations and the population savings. This article examines the Central Bank's rates of lending in the period of 2014-2016; it studies the impact of the lending rates from the financial regulator on the finance result of the banks. The article contains the analysis of the funds raised by credit companies from legal entities and individuals. Due to the lack of access to the resources of the world market's loanable funds and, as the result of it, the shortages of funding, Russian banks were forced to function using the fund deposits of individuals. Next, the article unfolds the analysis of the current environment and the prospects of borrowing on the foreign market in the conditions of sanctioning. In may 2016 Russia returned as a sovereign borrower to the international debt market. It has been noted that in the case of the situation remaining calm on the geopolitical arena, the conditions of external funding for Russian banks are going to improve. On the other hand, the prompt and optimal way out of the present conditions is seen in the development of the innovative environment, which is impossible without venture capital financing
Keywords: FUNDING, LIABILITIES OF THE BANKING SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION, INTERNATIONAL DEBT MARKET, RETAINING THE RESOURCE BASE OF THE BANKS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Российский банковский сектор в условиях западных санкций, снижения экономического роста оказался в сложной ситуации. С середины 90-х гг. XX века РФ выступает как активный участник международного долгового рынка. И поэтому ограничение банков с вводом санкций к внешнему фондированию оказали существенное влияние на банковскую систему страны. Ведь значительная часть внешнего долга РФ была сформирована за счет внешних заимствований преимущественно с использованием рыночных инструментов.
Украинский конфликт, антироссийские санкции, колоссальное падение цен на нефть, существенные выплаты по корпоративным внешним долгам - все эти факторы ослабили банковскую систему РФ. Поэтому в сложившейся ситуации актуальным является анализ текущего состояния банковского сектора, источников фондирования российских банков и путей наращивания ресурсной базы.
Под фондированием понимают привлеченные ресурсы, которые используются банком в целях обеспечения своей основной деятельности. Источниками фондирования выступают:
- средства на депозитных, расчетных и текущих счетах клиентов;
- заимствования на рынках капитала, российских и международных;
- межбанковские кредиты и др.
В настоящее время основная доля привлеченных средств в банках формируется за счет средств клиентов.
Оценка финансовой деятельности банка всегда предполагает анализ структуры фондирования, в том числе его срочность и стоимость.
Виды фондирования:
1. Долгосрочное (например, заимствования на рынках капитала).
2. Краткосрочное (например, текущие и расчетные счета клиентов). Сбалансированность ресурсной базы с активами по срокам обеспечивает полноценное функционирование банка.
Стоимость привлеченных ресурсов условно можно разделить на высокую, например, у выпущенных облигаций, и низкую - у средств клиентов на текущих и расчетных счетах.
Следует отметить, что устойчивость банка во многом зависит от разнообразия ресурсной базы, допущение зависимости кредитной организации от какого-либо источника фондирования очень рискованно. Так, банки, фондирующиеся в основном на межбанковском рынке, как правило, в большей степени уязвимы в периоды экономической нестабильности [11].
Очевидным является тот факт, что банковская система и экономика страны тесно взаимосвязаны. Ведь стабильное развитие банковской сферы оказывает значительное влияние в обеспечении эффективного распределения финансовых ресурсов, а также способствует экономическому росту страны и нормальному функционированию экономики в целом. В свою очередь, экономическая среда играет важную роль в поддержании стабильности банковского сектора [7].
В 2014 г. в связи с эскалацией геополитической напряженности между РФ и Украиной банковская система нашей страны оказалась под давлением масштабных экономических санкций, введенных США и их сторонниками. Ввод санкций проходил поэтапно: в начале они исходили со стороны США и стран ЕС, позже список был расширен и другими государствами.
Под санкции попали банки со значительной долей государственного участия («Внешэкономбанк», ПАО «Сбербанк», АО «Газпромбанк», ПАО «Банк ВТБ» и АО «Россельхозбанк») и частные банки (например, Банк «Россия», Банк «Северный морской путь»). В результате ужесточения режима экономических санкций главные корпоративные заемщики - банки и компании с государственным участием - лишились доступа на международный рынок капитала, что означало отключение крупнейших
банков от долгосрочного финансирования странами, которые вели санкции: получение фондирования стало возможным на срок не более 30 дней. А банки из так называемого «списка SDN» не имеют возможности вести платежные операции в валюте - евро и долларе [2].
Относительная стабилизация украинского конфликта к середине 2014 г. способствовала улучшению отношения международных инвесторов к российскому корпоративному долгу. АО «Альфа-банк» успешно разместил еврооблигации объемом 350 млн. евро на три года, стоимость заимствования оказалась высокой - 5,5% годовых. Разместить бумаги смогли и банки с государственным участием: ПАО «Сбербанк» -еврооблигации объемом 1 млрд. евро по цене 3,4% годовых на пять лет; ОАО «Газпромбанк» - еврооблигации объемом 1 млрд. евро по цене 4,0% годовых на пять лет [6].
Однако в условиях отсутствия возможности рефинансирования долга за счет внешних источников в связи с дальнейшим ужесточением санкций банки начали искать денежные средства на внутреннем рынке для обслуживания и погашения внешнего долга (внутренними источниками фондирования явились средства организаций и сбережения населения). За 2014-2015 гг. депозиты физических лиц, по данным ЦБ РФ, возросли на 25,2% (что составляет 4,7 трлн. руб.), а депозиты юридических лиц - на 17,9%, или 2,0 трлн. руб. За 2016 г. депозиты физических лиц увеличились на 4,5% (на 1,04 трлн. руб.), а юридических лиц сократились на 12,1% (на 1,6 трлн. руб.) [12].
По данным ЦБ РФ, с 1.01.2014 г. по 1.10.2016 г. совокупный внешний долг РФ сократился на 28,7%, т.е. на 209,4 млрд. долл. США (по предварительной оценке ЦБ РФ, на 1 января 2017 г. внешний долг составил 518,7 млрд. долл. США и за год практически не изменился -увеличение на 0,3 млрд. долл. США). Величина международных резервов за этот же период сократилась на 21,9%, на 111,9 млрд. долл. США. Таким
образом, если на 1.01.2014 г. международные резервы покрывали 70% внешнего долга, то по состоянию на 1.10.2016 г. - 76,6%. Уменьшению внешнего долга способствовало резкое сокращение внешних заимствований. Также основным источником сокращения долга за 20142015 гг. стали валютные кредиты, которые ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам за счет международных резервов РФ, а не прибыль, полученная банками [12].
Прошло около трех лет с момента принятия финансовых санкций в отношении РФ. Банковская система смогла приспособиться к новым экономическим реалиям, пережив макроэкономический шок. Объем прибыли в январе 2017 г. банковского сектора (114 млрд. руб.) продолжает позитивную тенденцию второй половины 2016 г. По-видимому, такой объем прибыли связан с снижением стоимости фондирования с учетом значительного роста резервов на возможные потери по итогам первого месяца 2017 г.
ЦБ РФ в 2014 г. был основным источником фондирования банков, что было связано с закрытостью внешних рынков, оттоком клиентов и спросом на кредиты (это увеличило зависимость банковского сектора от государства). По данным агентства Fitch Ratings, суммарное государственное фондирование банков РФ в июле 2014 г. достигло рекордного уровня в 7,1 трлн рублей, что составило 13,7% от всех обязательств сектора. Получается, что весь реальный рост кредитования был профинансирован ЦБ РФ (увеличение до 5,6 трлн. руб.), из федерального и региональных бюджетов (увеличение до 624 млрд. руб.) и от Министерства финансов РФ (увеличение на 36 млрд. руб.) [4].
В 2015 г. зарубежные источники фондирования для российских банков были все также ограничены. Это способствовало стимулированию банков к интенсивному использованию внутренних источников (рисунок 1).
в
I -Е
■А ■ В -С Б -Е Р -в Н -I -I
Рисунок 1 - Структура пассивов банковского сектора за 2015 г.
А - Фонды и прибыль банков (9,1%)
В - Средства, привлеченные от ЦБ РФ (6,5%)
С - Счета банков (9,1%)
Б - Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от КО-рези-дентов (6,1%)
Е - Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от КО-нерезидентов (2,5%)
Б - Вклады физических лиц (28,0%)
0 - Средства, привлеченные от организаций-резидентов (28,1%)
Н - Средства, привлеченные от организаций-нерезидентов (6,2%)
1 - Облигации, векселя и банковские акцепты (2,4%)
I - Прочие пассивы (10,3%)
Вклады физических лиц за 2015 г. выросли до 23,2 трлн. руб., если исключить влияние курсовой разницы, вклады увеличились на 16,8%. Они являются наиболее существенным источником фондирования, в особенности для региональных банков. Отразим распределение вкладов физических лиц на счетах по группам банка (таблиц 1).
Из данных таблицы 1, мы видим, что банки, которые контролируются государством, занимают лидирующие позиции на рынке вкладов физических лиц. За 2015 г. доля вкладов физических лиц в общем объеме по банковскому сектору данной группы банков увеличилась на 2,7%, а в пассивах этот показатель увеличился на 5,4%.
Таблица 1 - Распределение вкладов физических лиц на счетах по группам
банков
Группа банков Доля вкладов физических лиц
в общем объеме по банковскому сектору, % в пассивах соответствую -щей группы банков, %
01.01.2015 01.01.2016 01.01.2015 01.01.2016
Банки, контролируемые государством 60,4 63,1 24,7 30,1
Банки с участием иностранного капитала 6,6 6,1 16,0 19,2
Крупные и частные банки 28,2 27,2 23,8 25,5
Средние и малые банки Московского региона 2,3 1,4 33,3 34,3
Региональные малые и средние банки 2,5 2,2 42,9 47,1
Также следует отметить, что объем ресурсов, который кредитные организации привлекали с помощью выпуска облигаций, сократился за 2015 г. до 1,3 трлн. руб., на 6,7%. Доля облигаций в пассивах банковского сектора уменьшалась с 1,7 до 1,5% [8,9].
В 2015 г. стоимость ресурсов ЦБ РФ для российских банков, по оценкам АКРА, была равна 9,6% годовых. Процентные расходы по операциям рефинансирования ЦБ РФ в абсолютном объеме установили исторический рекорд и составили 631 млрд. руб.
Основная причина роста стоимости фондирования, привлеченного от ЦБ РФ, - исторически высокий уровень ключевой ставки, наблюдавшийся большую часть 2015 г.
По состоянию на 01.01.2016 г. было установлено 25 банков, в которых доля фондирования от ЦБ РФ в пассивах составляла свыше 20%. Рост объема заимствований у мегарегулятора негативно влияет на чистый процентный доход и финансовый результат банков в целом, так как подобное фондирование отличается высокой и волатильной стоимостью [1].
Рассмотрим объемы операций кредитования ЦБ РФ в таблице 2 [12].
Таблица 2 - Объемы операций кредитования ЦБ РФ за период
2014-2016 гг., млрд. руб.
Год Объем внутридневных кредитов Объем кредитов овернайт Объем ломбардных кредитов Объем кредитов, обеспеченных активами или поручительствами Объем кредитов, обеспеченных золотом Итого
2014 60 742,9 203,9 113,3 12 144,8 2,8 73 207,7
2015 53 120,3 180,9 238,6 9 903,0 4,6 63 447,4
2016 49 600,2 214,5 84,7 10 542,7 3,3 60 445,4
По данным таблицы 2 мы видим, что общий объем операций кредитования ЦБ РФ сокращается, за рассматриваемый период он сократился на 17,4%, то есть на 12 762,2 млрд. руб. Такое сокращение произошло в основном за счет уменьшения объема внутридневных кредитов на 18,3%. Объемы ломбардных и кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, также сократились за анализируемый период - на 25,2 и 13,2% соответственно.
В 2014-2016 гг. в условиях внешних санкций формирование ресурсной базы стало осуществляться в основном за счет внутренних источников.
В условиях отсутствия доступа к ресурсам мирового рынка ссудного капитала и возникновения дефицита фондирования российские банки были вынуждены конкурировать за средства вкладов - физических лиц - ресурс весьма дорогой и неустойчивый.
Влияние банков на данный ресурс ограничен, оно может осуществляться прежде всего посредством процентной политики по вкладным операциям и разнообразия номенклатуры депозитов, максимально отражающей потребности и запросы клиентов.
Рассмотрим объемы привлеченных кредитными организациями средств (таблица 3) [12].
Таблица 3 - Объемы привлеченных кредитными организациями средств,
млрд. руб.
Год 2014 г. Удельный вес, % 2015 г. Удельный вес, % 2016 г. Удельный вес,% 2016 г. к 2014 г. в %
Средства на счетах организаций, всего 6 876,8 18,7 8 826,1 19,5 8 624,2 19,4 125,4
в т.ч. государственных 627,1 1,7 768,5 1,7 804,4 1,8 128,3
- в рублях 517,0 1,4 608,7 1,3 680,8 1,5 131,7
- в иностранной валюте 110,0 0,3 159,8 0,4 123,6 0,3 112,4
негосударственных 6 249,7 17,0 8 057,6 17,8 7 819,8 17,6 125,1
- в рублях 4 831,1 13,2 5 461,9 12,1 5 851,4 13,2 121,1
- в иностранной валюте 1 418,7 3,9 2 595,7 5,7 1 968,4 4,4 138,7
Вклады физических лиц, всего 18 683,1 50,9 23 259,5 51,4 24 303,4 54,6 130,1
- в рублях 13 699,1 37,3 16 347,1 36,1 18 472,0 41,5 134,8
- в иностранной валюте 4 984,0 13,6 6 912,4 15,3 5 831,4 13,1 117,0
Депозиты юридических лиц, всего 11 152,9 30,4 13 151,4 29,1 11 563,9 26,0 103,7
- в рублях 6 556,8 17,9 6 857,7 15,2 6 966,7 15,7 106,3
- в иностранной валюте 4 586,1 12,5 6293,7 13,9 4 597,2 10,3 100,2
Итого 36 712,8 100,0 45 237,0 100,0 44 491,5 100,0 121,2
В 2014-2016 гг. в условиях внешних санкций формирование ресурсной базы стало осуществляться в основном за счет внутренних источников.
В условиях отсутствия доступа к ресурсам мирового рынка ссудного капитала и возникновения дефицита фондирования российские банки были вынуждены конкурировать за средства вкладов - физических лиц - ресурс весьма дорогой и неустойчивый. Влияние банков на данный ресурс ограничен, оно может осуществляться прежде всего посредством процентной политики по вкладным операциям и разнообразия номенклатуры депозитов, максимально отражающей потребности и запросы клиентов.
Исходя из данных таблицы 3, мы можем сделать вывод, что на протяжении 2014-2016 гг. в привлеченных кредитными организациями средствах преобладают вклады физических лиц. И их доля в общем объеме возрастает: на 01.01.2017 г. удельный вес вкладов физических лиц составил 54,6% (увеличение на 3,7% в сравнении с 2014 г.). При этом наибольшая часть вкладов физических лиц - это рублевые депозиты.
Депозиты юридических лиц составляют треть в общем объеме привлеченных средств. Однако их доля уменьшилась за 2014-2016 гг. с 30,4% до 26,0%, то есть на 3,6%. Наблюдалось сокращение как рублевых депозитов, так и депозитов в иностранной валюте.
В начале 2016 г. в ПАО «Сбербанк» был зафиксирован существенный отток средств с депозитов юридических лиц - 372 млрд. руб., или 5,5% (их объем сократился до 6,4 трлн. руб.).
В ВТБ данный показатель сократился до 4 трлн. руб. за март 2016 г. (на 418,2 млрд. руб.), в ВТБ 24 - до 362,9 млрд. руб. (на 8,2 млрд.), Газпромбанк - до 1,2 трлн. руб. (на 32,4 млрд.), Альфа-Банк - до 750,5 млрд. руб. (на 71 млрд.), Россельхозбанк - на 32,4 млрд рублей (до 1,2 трлн).
По мнению экспертов, причина оттока средств юридических лиц может заключаться в снижающихся ставках по «корпоративным» депозитам, а также валютной переоценке. По словам аналитика Национального Рейтингового Агентства, в отношении оттока речь преимущественно идет о закрытии коротких квартальных депозитов юридических лиц, открытых в конце 2015-начале 2016 гг. [6].
По мере обеспечения прироста ВВП должен появиться пласт прибыльно работающих предприятий, которые будут размещать средства в финансовую систему, в том числе и банковскую, что положительно скажется на внутреннем фондировании российских банков и доходности банковского сектора в целом.
Далее проведем оценку заимствований на внешнем рынке. Как мы уже отмечали выше, в марте 2014 г. в связи с обострением украинского кризиса для российских заемщиков внешний рынок был практически недоступен. Однако в мае 2016 г. РФ вернулась в качестве суверенного заемщика на международный долговый рынок. Были размещены еврооблигации объемом 1,75 млрд. долл. США по цене 4,75% годовых на срок 10 лет.
Отметим, что подготовка данного выпуска потребовала большого напряжения сил, что было связано с значительной степенью неопределенности относительно результатов размещения, так как на потенциальных участников банковского синдиката было оказано неформальное давление со стороны руководства США и ЕС.
В ходе подготовки данной сделки Министерство финансов РФ направило заявки 25 зарубежным банкам (среди них BNP Paribas, Bank of America Merrill Lynch, Bank of China и др.). Но все 25 банков отказались принять участие в размещении, сославшись на рекомендации властей США и ЕС. В результате чего главным организатором выпуска стал ВТБ Капитал (инвестиционное подразделение группы ВТБ).
Министерством финансов были включены специфические оговорки в проспект эмиссии, обусловленные действующим режимом санкций со стороны США и ЕС:
1. Теперь Национальный расчетный депозитарий будет выполнять депозитарно-клиринговые функции, а не Euroclear и Clearstream -международные депозитарно-клиринговые системы.
2. В связи с тем, что любые платежи в долларах проходят через американскую банковскую систему, сохраняется риск блокировки подобных платежей из-за санкций. Поэтому условия эмиссии включают возможность выплат инвесторам в фунтах стерлингов, евро или швейцарских франках,
если из-за определенных геополитических причин платежи в долларах США станут невозможны.
3. Министерство финансов взяло на себя обязательство не использовать привлеченные денежные средства от выпуска еврооблигаций на нарушающие санкции США или ЕС цели.
В 2017 г. размещение акций российских эмитентов принесло 1,2 млрд. долл. США. По данным аналитиков СШ, данное размещение за январь-февраль 2017 г. стало максимальным с 2011 г. (рисунок 2). Руководитель корпоративно-инвестиционного банка СШ подчеркивает, что активность на рынке акций в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки феноменальная: первичное размещение «Детского мира» - 300 млн. долл. США; вторичное размещение «Фосагро» - 250 млн. долл. США; вторичное размещение иС Rusal - 240 млн. долл. США. А также холдинг Еп+ заявил о подготовке первичного размещения.
5000
4000 з121 3000 2000 1000 0
4020,45
121,74 Л
1225,09
^ ^ 332^6 49М1 ^ ^
2010 2011 2012 2013 2015 2016 2017
Рисунок 2 - Размещение акций российских компаний, млн. долл. США -1РО/8РО с начала 2017 г. по 17 февраля включительно
Рынок еврооблигаций для РФ открылся в середине 2016 г. Их размещение в 2016 г. превзошло показатель 2015 г. почти в 4 раза (рисунок 3). С точки зрения интереса инвесторов к российскому риску рынок вернулся к состоянию до 2014 г. С начала 2017 г. были закрыты сделки с евробондами: Альфа-банка; «Полюса»; ИС Rusal; Северстали.
Рисунок 3 - Еврооблигации, выпущенные российскими копаниями, млн. долл. США
Существенная волатильность нефтяных цен, формирование новой администрации США, а также определенные позитивные изменения в российской экономике способствовали оживлению интереса зарубежных инвесторов к РФ. Помимо этого, относительная стабильность геополитической обстановки и стабильность на сырьевых рынках также оказали положительное влияние. По славам руководителя «Сбербанк С1В», окно для размещений действительно открылось и в ближайшие месяцы стоит ждать новых как первичных, так и вторичных размещений.
В условиях отсутствия глобального экономического роста сосредоточение инвесторов пришлось на активы, обеспечивающие быструю доходность. Ценные бумаги в РФ в сравнении с другими развивающимися экономиками достаточно недороги, дивиденды российских компаний высоки, их средняя доходность составляет 4,6%, а без потребительского сектора - 6-7%. В данных условиях, по мнению портфельного управляющего «Альфа-капитала»: «Кто-то решит зафиксировать прибыль, и будут новые первичные и вторичные размещения.»
В 2017-2018 гг. ожидается продолжение оживления и на рынке ев-робондов (погашаются большие выпуски 2012-2013 гг., появившиеся во время бума) [6].
Таким образом, в ближайшее время, вероятно, международный долговой рынок будет становится более доступным для РФ. Условия внешнего фондирования для российских банков при отсутствии обострения ситуации на геополитической арене и серьезных внешних шоков будут постепенно улучшаться. В связи с этим на международном долговом рынке можно ожидать активизации деятельности российских корпоративных эмитентов. Что же касается выпуска российских еврооблигаций, то он напрямую связан с текущей политической конъюнктурой.
Какие пути наращения ресурсной базы банков существуют? Каковы перспективы развития внешнего фондирования?
С точки зрения сроков, объемов и стоимости денежных ресурсов, российским банкам и компаниям важно использовать плюсы международного долгового финансирования. Вероятно, что ЦБ РФ будет стимулировать имеющие доступ к внешнему финансированию, коммерческие банки и компании привлекать максимально возможные объемы денежных средств. Если говорить о банках, попавших в санкционный список, то поиск альтернативных внешних источников финансирования будет происходить прежде всего в странах Восточной Европы и арабских странах.
Однако, следует понимать, что восточные инвесторы не смогут заменить в полном объеме инвесторов из США и стран Западной Европы. Что объясняется следующими причинами:
1. В связи с тем, что западные инвестиции - это преимущественно негосударственные инвестиции, денежные средства многочисленных частных инвесторов, существует возможность мобилизовать большой объем денежных ресурсов в короткие сроки. В качестве основного источника инвестиций на Востоке рассматривается Китай. Там финансовые ресурсы сосредоточены в государственных банках, они
находятся под строгим контролем органов государственного управления. Вследствие чего, любые расходы, которые будут связаны с покупкой долговых ценных бумаг российских эмитентов, потребуют длительных многоступенчатых согласований на различных уровнях без гарантии окончательного положительного решения.
2. В связи со сложившемся финансово-экономическим положением в Китае, ему в ближайшее время потребуются денежные ресурсы для решения острых внутренних проблем. Поэтому в данной ситуации ожидать крупномасштабных вложений в российские долговые обязательства не стоит. Также необходимо отметить, что последние несколько лет Китай является одним из главных заемщиков на международном долговом рынке.
3. И, наконец, несмотря на то что Китай формально не присоединился к режиму антироссийских санкций, он не захочет портить отношения с США и ЕС в результате активного кредитования российских заемщиков. В лучшем случае китайская сторона будет вкладывать деньги в совместные с РФ проекты, в реализации и финансировании которых будет заинтересован, в первую очередь, сам Китай [5].
Что касается арабских стран как альтернативных потенциальных инвесторов, то следует отметить недостаточно высокий уровень межгосударственного финансово-экономического и политического сотрудничества РФ с данными странами.
Таким образом, банки и компании осуществляют финансовые транзакции в рамках юрисдикций стран, на которые не распространяются санкции США и ЕС. Кроме того, банки переориентировались на внутренние источники фондирования - средства, привлеченные на российском рынке облигаций, и вклады населения. Однако это не означает, что не нужно работать по другим направлениям в целях диверсификации источников внешнего финансирования.
Существует и другая точка зрения. По мнению ряда ученых, наиболее оптимальным и быстрым выходом из сложившейся ситуации является развитие инновационной среды, которое невозможно без венчурного финансирования.
За 2012-2015 гг. объем венчурных инвестиций сократился на 60 %, что составляет 225,27 млн. долл. США. Совокупный объем венчурных инвестиций за 9 месяцев 2016 г. достиг 71% от аналогичного показателя
2015 г. Однако, помимо объемов венчурных инвестиций не менее важны для развития венчурной индустрии показатели выходов, поскольку именно возможность выхода привлекает новых инвесторов. По итогам 9 месяцев
2016 г., активность венчурных инвесторов по выходу из ранее проинвестированных компаний отмечалась на достаточно высоком уровне - 85% от уровня 2015 г. (29 выходов против 34 в 2015 году) [3,10].
Однако для развития венчурного рынка необходима система государственного регулирования, которая обеспечит возможности привлечения зарубежных инвесторов путем пересмотра существующих налоговых и иных условий вложения и вывода иностранного капитала, а также создаст условия эффективности финансовой составляющей инновационной инфраструктуры.
Литература
1. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. Анализ стоимости фондирования банковского сектора. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/storage/comment/5/20160220_RFIKL.pdf
2. Балюк И.А. Россия на международном долговом рынке: современное состояние и финансовые риски / И.А. Балюк // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 3. -С. 26-33.
3. Дедова О.П. Совершенствование государственного регулирования развития венчурного финансирования в России в условиях санкций и импортозамещения / О.П. Дедова // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 50-53.
4. Информационно-аналитическое агентство Cbonds. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cbonds.ru/
5. Национальный банковский журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbj.ru/publs/banki-i-mir/2017/02/13/den-gi-est-no-privlech-ix-neprosto/
6. Новости. Банки.ру информационный портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=6695979
7. Носова Т.П., Бут А.В. Факторы конкурентоспособности банков / Т.П. Носова, А. В. Носова // Актуальные вопросы экономики и менеджмента: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. - 2015. - С. 34-37.
8. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/bsr/bsr_2014.pdf
9. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/bsr/bsr_2015.pdf
10. Российская ассоциация венчурного инвестирования. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2016 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/#download
11. Словарь банковских терминов. Банки.ру информационный портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/fondirovanie/
12. Центральный Банк Российской Федерации - Статистические материалы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/
References
1. Analiticheskoe kreditnoe rejtingovoe agentstvo. Analiz stoimosti fondirovanija bankovskogo sektora. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim do-stupa: https://www.acra-ratings.ru/storage/comment/5/20160220_RFIKL.pdf
2. Baljuk I.A. Rossija na mezhdunarodnom dolgovom rynke: sovremennoe sostojanie i finansovye riski / I.A. Baljuk // Jekonomika. Nalogi. Pravo. - 2016. - № 3. - S. 26-33.
3. Dedova O.P. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovanija razvitija venchurnogo finansirovanija v Rossii v uslovijah sankcij i importozameshhenija / O.P. Dedova // Problemy, perspektivy i napravlenija innovacionnogo razvitija nauki. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2016. - S. 50-53.
4. Informacionno-analiticheskoe agentstvo Cbonds. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://cbonds.ru/
5. Nacional'nyj bankovskij zhurnal. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://nbj.ru/publs/banki-i-mir/2017/02/13/den-gi-est-no-privlech-ix-neprosto/
6. Novosti. Banki.ru informacionnyj portal. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=6695979
7. Nosova T.P., But A.V. Faktory konkurentosposobnosti bankov / T.P. Nosova, A.V. Nosova // Aktual'nye voprosy jekonomiki i menedzhmenta: sbornik nauchnyh statej studentov, magistrantov, aspirantov i molodyh uchenyh. - 2015. - S. 34-37.
8. Otchet o razvitii bankovskogo sektora i bankovskogo nadzora v 2014 godu. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru/publ/bsr/bsr_2014.pdf
9. Otchet o razvitii bankovskogo sektora i bankovskogo nadzora v 2015 godu. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru/publ/bsr/bsr_2015.pdf
10. Rossijskaja associacija venchurnogo investirovanija. Obzor rynka prjamyh i venchurnyh investicij za 2016 god. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/#download
11. Slovar' bankovskih terminov. Banki.ru informacionnyj portal. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.banki.ru/wikibank/fondirovanie/
12. Central'nyj Bank Rossijskoj Federacii - Statisticheskie materialy. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/statistics/