УДК 330.322.01
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ПРОМЫШЛЕННУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
Климова Наталья Владимировна
д.э.н., профессор
РИНЦ SPIN-код: 5831-7540
Мурашкина Светлана Юрьевна студент экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В данной статье рассматривается состояние инвестиционного климата в промышленности и перспективы его изменения в результате введенных санкций со стороны Запада. Рассмотрены общие экономические показатели российского рынка и определены приоритеты повышения инвестиционной привлекательности в промышленности, одновременно выявлены позитивные и негативные моменты. Установлено, что зависимость российских регионов от экономических санкций зарубежных стран очень неоднозначна. Спрогнозированы возможные ситуации, где промышленность может ожидать определенный спад, а также представлены области промышленного производства России, в которых при пакете западных санкций показатели могут дать положительные результаты. Указан ряд сфер отечественного производства, которые напрямую зависимы от внешнего воздействия других стран. Сделан акцент на то, что для привлечения капитала и экономического роста необходимо создание благоприятного качественного инвестиционного климата, а внутри страны - развивать собственные производственные мощности на основе внедрения инноваций и модернизации. Сделан акцент на рост инвестиционной активности с позиции финансирования. Эффективными инструментами привлечения инвестиций являются создание особых экономических зон и территорий опережающего развития и внедрение мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса. Привлеченные инвестиции создадут финансовую основу не только для импортозмещения, но и для реинду-стриализации промышленности
Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ИНВЕСТИЦИИ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, САНКЦИИ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ПРОИЗВОДИТЕЛИ
UDC 330.322.01 08.00.00 Economical sciences
THE IMPACT OF THE SANCTIONS ON THE INVESTMENT CLIMATE AND INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA
Klimova Natalia Vladimirovna Dr.Sci.Econ., professor RSCI Code 5831-7540
Murashkina Svetlana Yuryevna
student оf ^ Economics department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In this article considers the condition of investment climate in the industry and the prospects of its change from the result of imposing sanctions from the West. This article considers common economic indicators of the Russian domestic market and defines priorities of increasing investment attractiveness in industry, simultaneously brings out positive and negative sides. We have determined that dependence of Russian regions from economic sanctions is very ambiguous. We have predicted the possible situations where the industry can suffer certain decline and also represented the fields of Russian industrial production where the indicators may have positive results from sanctions. The article indicates a number of spheres of domestic production which directly depended from external impact of foreign countries. It emphasizes the fact that in the order to rise the capital and economic growth we should create the favorable qualitative investment climate and develop own production capacities on the basis of innovation and modernization. In this article we are taking into account the fact of growth of investment activity from the position of financing. Effective instruments for attracting investment are: the creation of special economic areas of advanced development, implementation of measures of reducing administrative barriers of business. Attractive investments will create the financial basis not only for import substitution, but for reindustrialization of the industry
Keywords: INVESTMENT CLIMATE, INVESTMENT, INDUSTRY, SANCTIONS, IMPORT SUBSTITUTION, MANUFACTURERS
Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику в результате сегодняшних событий становится очень актуальной и
самой обсуждаемой темой. Наложение санкций сказывается практически на все сферы деятельности. Безусловно, экономическая часть находится под самым сильным влиянием. Нельзя сказать, что ничего негативного сейчас в российской экономике не происходит. Экономические санкции отражаются не только на конкретных людях, хозяйствах, малых перерабатывающих предприятиях, но и на службах: транспортных, логистических и другие.
В целом, инвестиционный климат в России в последнее время значительно ухудшился, причём причины носят как экономический, так и политический характер. Во-первых, более 50 миллиардов долларов составил отток капитала за I квартал 2014 года из России. Во-вторых, произошло ослабление рубля, что уже сказывается и на инфляции. В целом рост инфляции вышел за пределы 5%, которые были ориентиром для Центрального банка. Годовые темпы инфляции в данный момент превышают 7%, а за четвертый квартал - свыше 9%. Более того, фондовый рынок России с начала года просел практически на 15%, во многом как раз благодаря санкциям и геополитическому конфликту вокруг Украины. В результате, по данным последнего исследования Bloomberg Markets Global Investor Poll, в котором участвовали трейдеры, банкиры и менеджеры по денежным операциям, Россия была названа наименее привлекательной для инвестиций экономикой из числа восьми крупнейших экономик мира. Около 56% опрошенных считают, что здесь самые худшие инвестиционные возможности среди восьми крупнейших мировых экономик. А более 7 из 10 респондентов говорят о том, что российская экономика слабеет, и 45% рекомендуют продавать российские активы из-за конфликта на Украине, вызвавшего санкции со стороны ЕС и США [1].
Инвестиционный климат в России приобретает развивающийся и расширяющийся характер, что было указано в послании Президента РФ Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года: «Наша цель - приобрести
как можно больше равноправных партнёров - как на Западе, так и на Востоке. Будем расширять своё присутствие в тех регионах, где сейчас набирают силу интеграционные процессы, где не смешивают политику и экономику, а наоборот, снимают барьеры для торговли, для обмена технологиями и инвестициями, для свободного передвижения людей. Повторю, Россия будет открыта для мира, для сотрудничества, для привлечения зарубежных инвестиций, для реализации совместных проектов» [11].
Также в обращение Президента было указано на развитие и перспективное будущее инвестиционного климата стран в тесном взаимодействии государства и бизнеса: «Сейчас важно перенести акцент на качество правоприменения, в партнёрстве с бизнесом содействовать распространению так называемых лучших практик в регионах, использовать для этого национальный рейтинг инвестиционного климата» [11].
Однако, в настоящее время сложилась не совсем благоприятная ситуация для инвестиционной активности с позиций финансирования. Политика ЦБ в отношении банков и денежно-кредитная политика не способствуют развитию рынка заёмного финансирования, то есть получить кредит тяжелее, а без него практически невозможно развиваться, особенно малому предпринимательству. Всё вышеуказанное усугубляется ухудшающейся экономической обстановкой в России - замедление ВВП, рост цен, снижение потребительского спроса и т.д.
Нельзя однозначно утверждать, что введённые Западом санкции оказали на инвестиционный климат России существенное негативное влияние. Позитивный момент во всей этой ситуации состоит, во-первых, в том, что внешнее давление будет стимулировать российские власти на реальную работу по развитию экономики. Во-вторых, промышленный сектор страны начнет работу над собственными составляющими, используя отечественного производителя как в мелких комплектующих, функционирующих в
промысле, так и в оборудование, таким образом, в свою очередь, стимулируя и развивая российских производителей.
В таком положении российской экономике остаётся рассчитывать только на собственные силы, а для этого необходимо провести целый ряд реформ, чтобы упростить регистрацию новых предприятий и привлечение инвестиций в ключевые отрасли. Этот процесс начался ещё несколько лет назад, однако теперь его придётся ускорить.
Очень важно сформировать качественный климат для иностранных инвесторов, чтобы они даже в режиме санкций работали в России. В настоящий момент улучшение инвестиционного климата в промышленности происходит несколькими способами. Это создание особых экономических зон и территорий опережающего развития, что действительно может стать эффективным инструментом привлечения инвестиций в Россию. Безусловно, нужно постоянно проводить мероприятия по повышению общего инвестиционного климата промышленного сектора России путём внедрения мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса и повышению эффективности работы судебно-правовой системы. Однако точечная работа правительства по созданию особых экономических зон и территорий опережающего развития позволит протестировать и выработать ряд эффективных механизмов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны, которые позднее можно будет использовать в масштабе всей России [7].
В условиях глобальной экономики представить себе государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России подобная зависимость от мира может отразиться на ряде сфер. Во-первых, это обеспеченность страны стратегически важными товарами (продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин). В торговом балансе страны главными партнерами остаются:
- страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта);
- АТЭС (34,3% импорта и 18,9 % экспорта);
- СНГ(13% импорта и 14% экспорта), крупнейшими из них - Китай и Германия.
На рисунке 1 представлены крупнейшие торговые партнеры России, в процентах к общему импорту и экспорту за 2013 год.
Рисунок 1 - Крупнейшие торговые партнеры России, в % к общему
импорту и экспорту, 2013 г.
Российские и зарубежные производители, чьи производства находятся на территории России, от введенных санкций не только не пострадали, но и оказались в хорошем плюсе. Европейским производителям запрещен ввоз продукции из санкционированного списка на территорию России. Санкции уже нанесли существенный экономический удар по производителям, чьи производства находятся на территории стран ЕС. Иностранные инвестиции в Россию, в производства на ее территории, надежно застрахованы от российских экономических санкций. Это доказали последние со-
бытия. Инвестировать в Россию оказывается не только выгодно, но и надежно, так как иностранные инвестиции в России находятся под надежной защитой законов России «об иностранных инвестициях».
Если посмотреть на структуру иностранных инвестиций в Россию, то можно увидеть, что США выступают далеко не главным инвестором, на их долю приходится 2,7% всех иностранных инвестиций. Однако при сокращении инвестиций от Вашингтона могут пострадать такие отрасли, как производство кокса и нефтепродуктов (12 % идут от США) и производство машин и оборудования (28,1%). На рисунке 2 представлено распределение иностранных инвестиций по странам: накопленные в России и накопленные за рубежом из России, в миллионах долларов США (по данным Рос-стата, 2013 год) [5]
Рисунок 2 - Распределение иностранных инвестиций по странам
Зависимость российских регионов от экономических санкций Запада очень неоднозначна. Есть несколько областей, где промышленность может ожидать определенный спад. Наиболее уязвимыми для санкций могут оказаться регионы, в которых сосредоточены оборонные и машиностроительные предприятия (Удмуртия, Тульская область, Санкт-Петербург). К числу компаний, находящихся в повышенной зоне риска можно отнести «Урал-
вагонзавод» (Свердловская, Челябинская, Тверская, Томская области), «НПО машиностроения» (Московская, Оренбургская, Смоленская, Челябинская области, Пермский край), НПО «Базальт» (Москва, Костромская, Московская, Тульская области), Концерн «Созвездие» (Воронежская, Новгородская, Ростовская, Рязанская, Тамбовская, Тверская области, Краснодарский край, Северная Осетия, Москва), концерн «Радиоэлектронные технологии» (97 предприятий и НИИ), ПВО «Алмаз-Антей» (46 предприятий и НИИ во многих регионах).
Динамика развития «топливных» регионов Западной Сибири также находится в зависимости от санкций из-за снижения инвестиционной активности западных партнеров. Естественно, необходимо сказать о Крыме, на предприятия и компании которого пришлись адресные западные санкции. Давление ощутят такие крымские компании как Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, Керченская паромная переправа, Керченский и Севастопольский торговые порты, компании «Массандра» и ряд других. Наиболее тревожные ожидания заметны в регионах, всецело зависящих от благополучия бюджетообразующих организаций [4].
Вопреки ожиданиям воздействия санкций, отечественное промышленное производство в октябре 2014 года выросло на 2,9%, по сравнению с октябрем 2013 года. С начала года, согласно данным Росстата, рост промышленного производства увеличился на 1,7%, чем за аналогичный период в 2013 году. Рост производства произошел за счет обрабатывающей промышленности, производства электроэнергии, а также производства пищевых продуктов, в частности сыров и мясной продукции. Положительную роль сыграли несколько факторов. Во-первых, это эффект импортоза-мещения, особенно в таких отраслях, как производство некоторой машиностроительной продукции, производство труб, пищевой, обрабатывающей промышленности. Во-вторых — это то, что в результате ослабления рубля улучшилась ситуация с бюджетами и доходами и, естественно, по-
явилась возможность расширить заказы в оборонном секторе. Но ослабление рубля привело к росту инфляции, а рост инфляции привел, естественно, к замедлению потребительского спроса, в том числе на продукцию российской промышленности. В результате сокращения частных и иностранных инвестиций будет снижаться инвестиционный спрос [8].
Санкции в отношении экспорта технологий российским нефтегазовым компаниям могут осложнить поддержание текущих темпов добычи ресурсов на истощающихся месторождениях в Западной Сибири. Это связано с тем, что методы повышения нефтеотдачи пластов, используемые на данных браунфилдах (месторождение со степенью выработанности более 75%), близки к тем, которые применяются при извлечении сланцевой нефти. А подобные технологии — одна из ключевых целей санкций со стороны западных стран. В среднесрочной перспективе, дискриминационные меры могут привести к откладыванию развития части более масштабных российских проектов, в частности в Арктике. Учитывая, что в долгосрочной стратегии российских нефтяных компаний Арктика занимает одну из ключевых позиций, такой эффект от санкций может стать достаточно неприятным. «Освоение Арктики — ключевая задача стратегии развития «Газпром нефти» до 2025 года. К 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи, а добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году. Запрет на финансирование проектов и закупку западного оборудования — серьезная проблема, и добыча нефти из-за санкций действительно сократится. Однако соразмерно со снижением объемов вырастут цены на нефть, что для России очень хорошо. А также санкции могут явиться неким стимулирующим действием для российских производителей, которые уже выпускают продукцию, например, насосное оборудование, на уровне высочайших мировых стандартов [9].
Российские металлурги и компании горнодобывающей отрасли могут получить выгоду при введении санкций. Инвесторы беспокоятся о существование основных мировых производителей никеля и платиноидов (НорНикель), алюминия (РусАл) и алмазов (Алроса). Применение санкций против этих компаний маловероятно, но в противном случае российские корпорации смогут перенаправить поставки на другие направления, например, в Азию, Китай, Ближний Восток и Латинскую Америку, а цены на их продукцию в Европе и США могут резко вырасти. Пока геополитическая напряженность не оказала серьезного влияния на цену металлов, так как не несла риски перебоев поставок на мировой рынок. Однако санкции против российских экспортеров металлов и алмазов приведут к дефициту их продукции в Европе и США, а следовательно, и к росту цен. В азиатском регионе в этом случае возникнет профицит, и цены снизятся. Полный запрет российского экспорта металлов в Европу, США и Японию увеличит цены на продукцию российской горнодобывающей отрасли в диапазоне от 6 % до 61%. Чистая прибыль «РусАла» в случае роста цены алюминия на 100 долларов за тонну вырастет на 37%. Чистая прибыль «НорНикеля» увеличится на 6% при росте цен на никель на 1000 долларов за тонну, и на 5% - вследствие роста цены палладия и платины на 100 долларов за унцию. При росте цены алмазов на 10 долларов за карат «Алоро-са» нарастит чистую прибыль на 13%, по данным аналитиков «Morgan Stanley».
Тем не менее, если российские производители не смогут переориентировать свои поставки на Азию, Китай, Ближний Восток и Латинскую Америку, возможные санкции окажут сильное влияние на экономические результаты «Норникеля», «РусАла» и «Алросы» и основных сталелитейных компаний [3].
От мировых санкций могут пострадать производители автокомпонентов с небольшим бюджетом, для которых особенно важен инвестици-
онный климат в России. Что касается мировых санкций в отношении России, то насколько сильно они могут отразиться на автопроизводстве в России, пока сказать сложно. Неясна ситуация с объемами и сроками этих санкций. Крупные автопредприятия устоят, так же как крупные производители автокомпонентов. Кстати, 15 из 20 крупнейших автокомпонентщи-ков имеют свои заводы в России. Хуже придется мелким производителям, которые только собираются налаживать производство и чьи инвестиции могут составить до 10 миллионов долларов. Для развития промышленности такие компании не менее важны, но, к сожалению, именно на них большое влияние оказывает инвестиционный климат в стране. Нынешняя ситуация для мелких компаний может стать настораживающим фактором, и они начнут сомневаться, стоит ли вообще начинать свой бизнес в России.
В период с 2018 по 2020 год истекает срок действия большей части соглашений о промсборке, после чего сниженные таможенные пошлины не будут обеспечивать дополнительное преимущество для локальных производителей. В этот период локальное производство может быть выгоднее, чем импорт, только в случае достаточно больших объемов выпуска и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне [2].
Очередной пакет санкций ЕС против России предусматривает запрет поставок товаров и технологий двойного назначения для военно-промышленного комплекса. По сути, санкции можно разделить на несколько категорий. К первой можно отнести холдинги «Высокоточные комплексы», «Техмаш», «Базальт», «РТ-Химкомпозит», концерн «Калашников», «Сириус», «Станкоинструмент». Санкции не окажут влияния на производство продукции в рамках гособоронзаказа, так как в производстве военной продукции не используются какие-либо европейские комплектующие. Но санкции окажут влияние на европейские предприятия оборонно-промышленного комплекса, продукция которых используется в военной
продукции, поставляемой «Рособоронэкспортом» на рынки третьих стран. Ко второй категории можно отнести санкции в отношении «Оборонпро-ма». Но этот холдинг не привлекал и не привлекает займов и кредитов от европейских банков и других зарубежных финансовых институтов. Облигационные займы «Оборонпрома» приобретены российскими банками (в частности, ВТБ). Таким образом, санкции не окажут никакого влияния на его текущую оборонно-промышленную бизнес-деятельность [10].
В любом случае, очередной пакет санкций Евросоюза против России ставит задачу импортозамещения на совершенно новый уровень. Теперь это не просто насущная проблема, а жизненно-важная необходимость для выживания отечественной промышленности.
Делая вывод по вышесказанному, можно резюмировать, что в виде санкций Россия получила некий удар по большинству сфер деятельности. Это те запреты, которые изменили инвестиционный климат страны и ее промышленную политику. В целом в результате произошедших событий инвестиционный климат ухудшился, а также Россия была названа наименее привлекательной для инвестиций экономикой, но есть отрасли, на которые санкции оказали растущий эффект.
Запреты носят стимулирующий характер, который направлен на реальную работу государства по развитию экономики, а также существующие условия убирают с рынка слабых игроков, что позволяет стабильным компаниям упрочить свои позиции.
Несмотря на санкции, индекс промышленного производства в России в 2014 году превысил аналогичные показатели по отношению к предыдущему году.
Эффективными инструментами решения проблемы и привлечения инвестиций являются создание особых экономических зон и территорий опережающего развития и внедрение мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса. Зависимость российских регионов от экономи-
ческих санкций Запада очень неоднородна. Есть несколько областей, где промышленность может ожидать определенный спад. Санкции в отношении экспорта технологий российским нефтегазовым компаниям могут осложнить поддержание текущих темпов добычи ресурсов на истощающихся месторождениях в Западной Сибири. Российские металлурги и компании горнодобывающей отрасли могут получить выгоду при введении санкций. От мировых санкций могут пострадать производители автокомпонентов с небольшим бюджетом, для которых особенно важен инвестиционный климат в России.
Санкции Евросоюза ставят задачу импортозамещения на совершенно новый уровень. Привлеченные инвестиции создадут финансовую основу не только для импортазмещения, но и для реиндустриализации промышленности.
Список литературы:
1. Официальный сайт «Бизнес России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://businessofrussia.com/
2. Официальный сайт «За рулём. РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zr.ru/content/news/
3. Официальный сайт «Металл Индекс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metalindex.ru/
4. Официальный сайт «Федеральное бизнес-агентство «Экономика сегодня» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rueconomy.ru/
5. Официальный сайт «Центр научной политической мысли и идеологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusrand.ru/
6. Официальный сайт «Finliga» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finliga.com/
7. Официальный сайт «KM.RU Экономика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.km.ru/economics
8. Официальный сайт «BFM.RU» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bfm.ru/news/
9. Официальный сайт «Газетами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/
10. Официальный сайт «Международная военная политика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://interpolit.ru/
11. Официальный сайт «Президента России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/
The list of reference:
1. Official site «Business in Russia» [Electronic resource]. - Mode of access: http://businessofrussia.com/
2. Official site «Driving. Russian Federation» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.zr.ru/content/news/
3. Official site «Metal Index» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.metalindex.ru/
4. Official site «Federal agency business «Economy today» [Electronic resource]. -Mode of access: http://rueconomy.ru/
5. Official site «Centre for Scientific political thought and ideology» [Electronic resource]. - Mode of access: http://rusrand.ru/
6. Official site «Finliga» [Electronic resource]. - Mode of access: http://finliga.com/
7. Official site «KM.RU Economy» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.km.ru/economics
8. Official site «BFM.RU» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.bfm.ru/news/
9. Official site «Newspaper.RU» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.gazeta.ru/
10. Official site «International military policy» [Electronic resource]. - Mode of access: http://interpolit.ru/
11. Official site «President of Russia» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.kremlin.ru/