Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ РЕЖИМОВ НА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЮ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ РЕЖИМОВ НА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЮ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ПУБЛИЧНЫЙ ПОРЯДОК / АНТИ-ИСКОВЫЙ ЗАПРЕТ / ОДНОСТОРОННИЕ МЕРЫ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седова Ж. И.

Российские электроэнергетические генерирующие компании оказались в запрещенном Евросоюзом секторе экономики - генерация электроэнергии в РФ, что привело к необоснованному отказу европейских физических и юридических лиц, а также подконтрольных им российских компаний, от исполнения договоров с российскими электрогенерирующими компаниями на поставку энергооборудования и запасных частей, отказу от исполнения технического обслуживания объектов электрогенерации и выходу из бизнеса на территории РФ. Государство разработало целый ряд мер поддержки в сфере электроэнергетики. Однако текущая экономическая ситуация обнажила ряд юридических проблем: необходимость защиты энергетического суверенитета РФ и защиты энергетического бизнеса от технологической агрессии; неработоспособность органов корпоративного управления, состоящих из иностранцев; сложности применения анти-исковых запретов по статье 248.1 АПК РФ; новое правоприменение нормы статьи 1193 ГК РФ в целях защиты публичного порядка РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF SANCTIONS REGIMES ON ELECTRICITY GENERATION IN RUSSIA: LEGAL ASPECTS

Russian electric power generating companies found themselves in a sector of the economy prohibited by the European Union - electricity generation in Russia, which led to unjustified refusal of European individuals and legal entities, as well as Russian companies under their control, to fulfill contracts with Russian power generating companies for the supply of power equipment and spare parts, refusal to perform maintenance of power generation facilities and withdrawal from business in Russia. The state has developed a number of support measures in the electric power sector. However, the current economic situation has exposed a number of legal problems: the need to protect the energy sovereignty of the Russian Federation and protect the energy business from technological aggression; the inoperability of corporate management bodies consisting of foreigners; the difficulty of applying anti-seeking ban under Article 248.1 of the RF Civil Code; new application of the norm of Article 1193 of the RF Civil Code to protect the public order of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ РЕЖИМОВ НА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЮ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

Кузнецова О. А. Соотношение понятий общепризнанные «принципы» и «нормы» международного права // Международное публичное и частное право. 2009. №3. С. 2-4.

Ромашов П. А. О новых полномочиях Конституционного суда РФ по осуществлению конституционного контроля // Седьмои Пермскии конгресс ученых-юристов: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 18-19 ноября 2016 г.). Пермь, 2016. С. 55-58.

Ромашов П. А. О некоторых вопросах применения итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации нового вида (варианта) // Пермский юридический альманах. М.: Статут, 2018. С. 95-103.

Ромашов П. А. К вопросу о защите собственности в практике Европейского Суда по правам человека / / Пермский юридический альманах. М.: Статут, 2020. С. 221-232.

Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции РФ: Избранные права. М., 2002. С. 604.

Худолей К. М. Полномочия Конституционного суда РФ: проблемы теории и практики конституционного правосудия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. Вып. 2 (12). С. 71-84.

УДК 346.7

ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННЫХ РЕЖИМОВ НА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЮ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Ж. И. Седова

Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российский государственный университет правосудия 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69 E-mail: Zhanna.sedova@el5-energo.ru

Аннотация: российские электроэнергетические генерирующие компании оказались в запрещенном Евросоюзом секторе эко-

© Седова Ж. И., 2023

номики - генерация электроэнергии в РФ, что привело к необоснованному отказу европейских физических и юридических лиц, а также подконтрольных им российских компаний, от исполнения договоров с российскими электрогенерирующими компаниями на поставку энергооборудования и запасных частей, отказу от исполнения технического обслуживания объектов электрогенерации и выходу из бизнеса на территории РФ. Государство разработало целый ряд мер поддержки в сфере электроэнергетики. Однако текущая экономическая ситуация обнажила ряд юридических проблем: необходимость защиты энергетического суверенитета РФ и защиты энергетического бизнеса от технологической агрессии; неработоспособность органов корпоративного управления, состоящих из иностранцев; сложности применения анти-исковых запретов по статье 248.1 АПК РФ; новое правоприменение нормы статьи 1193 ГК РФ в целях защиты публичного порядка РФ.

Ключевые слова: энергетический суверенитет; технологическая агрессия; публичный порядок; анти-исковый запрет; односторонние меры ограничительного характера; санкции.

THE IMPACT OF SANCTIONS REGIMES ON ELECTRICITY GENERATION IN RUSSIA: LEGAL ASPECTS

Z. I. Sedova

Russian State University of Justice

69, Novocheremushkinskaya st., Moscow, 117420, Russia

E-mail: Zhanna.sedova@el5-energo.ru

Annotation. Russian electric power generating companies found themselves in a sector of the economy prohibited by the European Union - electricity generation in Russia, which led to unjustified refusal of European individuals and legal entities, as well as Russian companies under their control, to fulfill contracts with Russian power generating companies for the supply of power equipment and spare parts, refusal to perform maintenance of power generation facilities and withdrawal from business in Russia. The state has developed a number of support measures in the electric power sector. However, the current economic situation has exposed a number of legal problems: the need to protect the energy sovereignty of the Russian Federation and protect the energy business from technological aggression; the inoperability of corporate management bodies consisting of foreigners; the difficulty of ap-

plying anti-seeking ban under Article 248.1 of the RF Civil Code; new application of the norm of Article 1193 of the RF Civil Code to protect the public order of the Russian Federation.

Key words: energy sovereignty; technological aggression; public order; anti-seeking ban; unilateral restrictive measures; sanctions.

Добросовестность и соблюдение требований публичного порядка должны являться основными характеристиками поведения российских граждан и юридических лиц при реализации в России инвестиционных проектов в условиях действия иностранных санкционных режимов. В этот период Российская Федерация разработала целый ряд внутригосударственных антисанкционных мер1 для поддержки российских хозяйствующих субъектов в различных секторах экономики.

Одним из последствий действия иностранных односторонних мер ограничительного характера, принятых недружественными государствами, (далее - «санкции»)2, является прекращение дея-

1 Примерами антисанкционных мер поддержки, принятых Российской Федерацией для поддержки электроэнергетики, являются:

1) предоставление генерирующим компаниям: а) права нештрафуемой отсрочки на 24 месяца либо полного отказа от реализации проектов ДПМ ВИЭ; б) права нештрафуемой отсрочки ввода в эксплуатацию проектов модернизации тепловых электростанций (КОМмод) // См.: Постановление Правительства РФ №912 от 20.05.2022 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»;

2) предоставление генерирующим компаниям права экономии ресурса парогазовых установок импортного производства // См.: Постановление Правительства РФ №1583 от 09.09.2022 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».

2 Минэкономразвития России в своем «Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер»2 от 2018 г. отметило, что, согласно превалирующему подходу в международном праве «санкциями» называются меры принудительного характера, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций на основании раздела VII Устава ООН. Неправильным является применение отдельными иностранными государствами термина «санкции» для своих односторонних мер принуждения, поскольку принцип суверенного равенства государств исключает возможность правомерного применения санкций в одностороннем порядке одним государством в отношении другого государства // См.: подраздел «Об экономических санкциях и возможности их изменения/отмены» раздела «Внешнеэкономическая деятельность» Обзора вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития Рос-

тельности в России иностранных компаний под угрозой привлечения их к ответственности в странах инкорпорации материнских компаний. Находящиеся под контролем иностранцев из недружественных стран российские дочерние компании предпринимают активные действия по выходу из российского бизнеса, необоснованно прекращают исполнять действующие договоры и намеренно причиняют убытки российским контрагентам исполнением иностранных односторонних ограничительных мер (далее - санкций), чем нарушают публичный порядок Российской Федерации (ст. 1193 ГК РФ).

О выходе из бизнеса на территории РФ российских дочерних компаний, находящихся под контролем иностранцев из недружественных государств

За последние месяцы деятельность российских компаний с иностранным капиталом претерпела изменения под влиянием санкций. Четвертый санкционный пакет ЕС запретил с 15.03.2022 физическим и юридическим лицам Евросоюза оказывать услуги российским электрогенерирующим компаниям, а к понятию запрещенных услуг были отнесены такие виды деятельности, как роль члена совета директоров, функции исполнительного органа и т.п.3 Корпоративные проблемы (отказ советов директоров, со-

сии, и принимаемых мер, утвержденного Минэкономразвития России // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://economy.gov.ru по состоянию на 24.12.2018 // СПС «Консультант Плюс».

3 С 15 марта 2022 г. Евросоюз ввел запрет по исполнению договоров на оказание услуг в энергетическом секторе. Согласно пункту 5 преамбулы Постановления Совета (ЕС) 2022/428 от 15 марта 2022 г.3: «Решение (CFSP) 2022/430 также вводит запреты, направленные на новые инвестиции в российский энергетический сектор, а также всеобъемлющее ограничение на экспорт оборудования, технологий и услуг для энергетической промышленности России, за исключением атомной промышленности и сектора транспортировки энергоносителей».

Согласно пункту 1 (и)(ш) статьи 1 Постановления Совета (ЕС) 2022/428 от 15 марта 2022 г.: «В Регламент (ЕС) №833/2014 вносятся следующие изменения: (1) в статье 1 добавляются следующие пункты:

...и) «энергетический сектор» означает сектор, охватывающий следующие виды деятельности, за исключением гражданской ядерной деятельности:

...(т) строительство объектов, или установка оборудования, или предоставление услуг, оборудования или технологий для деятельности, связанной с выработкой электроэнергии или производством электричества» // Постановление Совета (ЕС) 2022/428 от 15 марта 2022 г., вносящего изменения в Регламент (ЕС) №833/2014 относительно ограничительных мер в связи с действиями России,

стоящих из иностранных граждан, голосовать по сделкам с включенными в санкционные списки российскими юридическими лицами и отказ иностранного исполнительного органа подписывать такие сделки) решались заменой иностранных составов советов директоров и генеральных директоров на российских граждан, не имеющих какой-либо связи с иностранными государствами, установившими санкции в отношении РФ и(или) российских лиц.

Подконтрольные иностранцам российские дочерние компании по распоряжению их иностранных собственников начали выход из российского бизнеса. Например, испанская компания Siemens Game-sa публично заявила о присоединении к санкциям ЕС в отношении Российской Федерации и российских лиц4, а ее российская дочерняя компания (ООО «Сименс Гамеса Реньюэбл Энерджи») отказалась исполнять действующие договоры на территории РФ, чем причинила российским контрагентам существенные убытки. Такое поведение иностранных дочерних компаний в РФ попирает общий принцип права pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»), который доминирует по своей юридической силе над любым национальным санкционным режимом.

В настоящее время против российских дочерних компаний группы Siemens в РФ ведутся судебные процессы, вводятся так называемые «анти-исковые запреты» по статье 248.1 «Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера» АПК РФ и применяются обеспечительные меры.

В этой связи необходимо подчеркнуть особую роль российских судов:

1) В расширительном толковании статьи 248.1 АПК РФ.5

Под расширительным толкованием понимается то, что право требовать применения анти-искового запрета имеет не только то

дестабилизирующими ситуацию в Украине // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2022:087I:FULL&from=EN.

4 См.: заявление испанской компании Siemens Gamesa приверженности санкциям ЕС. URL: https://www.rbc.ru/business/12/05/2022/627c9d869a7947e1d9ecd922.

5 Подпункт 1 пункта 1 статьи 248.1 АПК РФ: «1. ...к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации относятся дела:

1) по спорам с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза».

российское лицо, которое прямо включено в иностранные санкци-онные списки заблокированных российских лиц, но и то российское лицо, которое осуществляет свою деятельность в запрещенном иностранными санкциями секторе российской экономики.

2) В защите требований публичного порядка РФ. Несмотря на то что в России до сих пор не введены уголовная и административная ответственности за исполнение иностранных санкций, следует учитывать наличие в ГК РФ нормы статьи 1193 «Оговорка о публичном порядке»6, которая в исключительных случаях ограничивает применение нормы иностранного права, «когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом». Кроме запрета применения нормы иностранного права, противоречащей публичному порядку Российской Федерации, необходимо учитывать, что если сам факт применения такой иностранной нормы, устанавливающей санкции, всё-таки состоялся, и последствия такого правоприменения иностранных санкций причинили убытки российским физическим и юридическим лицам, то гражданско-правовая ответственность, безусловно, наступает у применителя санкционной иностранной нормы права согласно другим статьям ГК РФ.

Специальным вопросом является доказывание в суде того, что неисполнение договора российским лицом, контролируемым иностранцем, связано с исполнением иностранного санкционного режима, так как неисполнение договорных обязательств часто им маскируется под применение договорной ответственности по надуманным основаниям. В таком случае причинно-следственная связь между применением санкций и неисполнением договора устанавливается судом на основании фактических обстоятельств, сопутствующих неисполнению договора. Например, как только ЕС

6 Статья 1193 ГК РФ: «Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации».

отнес к запрещенным секторам российской экономики генерацию электрической энергии7 и иностранная компания (например, Siemens Gamesa) публично заявила о своей приверженности санкциям ЕС и намерении выйти из этого сектора бизнеса в РФ, ее российские стопроцентные дочерние компании стали предпринимать действия по отказу от исполнения договоров в РФ посредством направления уведомлений о расторжении договоров с российскими контрагентами и фактического одностороннего прекращения выполнения работ и оказания услуг - совокупности и последовательности этих фактов (как явной демонстрации выраженного намерения) достаточно для оценки действий таких дочерних компаний как нарушения публичного порядка посредством применения иностранных санкций на территории РФ.

Таким образом, развитие правоприменения нормы статьи 1193 ГК РФ видится в том, что убытки, причиненные российскому лицу в результате применения находящимся под контролем иностранца контрагентом норм иностранного права [недружественных санкций], противоречащих публичному порядку РФ, подлежат возмещению в порядке статьи 15 ГК РФ. Другими словами, несмотря на то что статья 1193 ГК РФ прямо предусматривает в качестве санкции только неприменение нормы иностранного права, противоречащей публичному порядку РФ, у данной нормы есть косвенная санкция - возмещение российскому лицу по статье 15 ГК РФ убытков, причиненных ему вследствие применения иностранных норм, устанавливающих односторонние ограничительные меры недружественных стран.

О необходимости введения ответственности российских лиц за исполнение санкций иностранных государств на территории РФ

Необходимо вернуться к рассмотрению законопроектов о введении административной и уголовной ответственности за применение российскими лицами иностранных санкций недружественных стран на территории РФ по двум причинам.

Во-первых, прямой законодательный запрет является лучшей формой для запрета недобросовестного поведения. Отрицание недобросовестного поведения является новым методом пра-

7 Согласно пункту 5 преамбулы Постановления Совета (ЕС) 2022/428 от 15 марта 2022 г.

вового регулирования общественных отношений, основанным на принципе добросовестности. Общество не приемлет недобросовестного поведения в любом его виде и борется с ним преимущественно посредством установления его запретов. По сути, развитие принципа добросовестности осуществляется в процессе отрицания его нарушения (в конфликте). При этом практика недобросовестного поведения, связанного с применением российскими лицами иностранных санкций, уже складывается, и нет необходимости ждать ее чрезмерного накопления судами. Здесь как раз законодатель, учитывая особенности текущего периода времени, мог бы выступить лидером в создании новых норм-запретов применения иностранных санкций и помочь судам.

Без четко сформированных в законодательстве: а) запрета применения (исполнения) санкций и б) запрета осуществления действий, последствия которых аналогичны применению (исполнению) иностранных санкций недружественных стран, - общество видит «безнаказанную гибкость» в поведении, направленном на соблюдение иностранных санкционных режимов, когда проявляются такие поведенческие характеристики, как: несоответствие намерений совершаемым действиям; использование прав не в соответствии с целью правового регулирования; антисоциальность цели поведения, заведомо противоречащей основам правопорядка или нравственности и т.п.

Таким образом, введение административной и уголовной ответственности помогло бы обществу сформировать однозначное правильное представление о добросовестном поведении в условиях санкций.

Во-вторых, текущие события продемонстрировали, что те физические лица: а) которые являются работниками российских дочерних компаний, на сто процентов принадлежащих иностранным собственникам, б) которые начали выполнять указания иностранных собственников по выходу из российского бизнеса в ущерб российским контрагентам и инвестиционным проектам в России и в) которых не остановило чувство патриотизма и требования соблюдения публичного порядка РФ, - оказались в первых рядах уклонения от мобилизации. Другими словами, демонстрирование недобросовестного поведения, не пресеченного на ранних стадиях его формирования, достигло апогея.

Недобросовестное поведение сужает меру свободы других лиц, от чего сразу же становится заметным (так как поведение в соответствии с принципами справедливости и добросовестности

не заметно в отсутствие конфликта) и порождает негативную ответную реакцию лица, претерпевшего лишение своей меры свободы: неприятие ущемления его прав и нравственного достоинства, требование о защите от недобросовестного поведения. Такое требование как раз выражается сегодня в необходимости установления прямого законодательного запрета соблюдения в любой форме иностранных санкций недружественных стран.

В чем помогли и помешали иностранные санкции недружественных стран в электроэнергетике?

Очевидным является начало развития внутреннего национального производства электроэнергетического оборудования за счет реинжиниринга и собственных отечественных разработок. Таким образом, нельзя не отметить отдельно те риски и новые возможности, которые были вызваны введением санкций в отношении российского бизнеса.

1. Отрицательное влияние санкций выразилось в следующем:

а) Появились риски, обусловленные общим спадом экономической активности:

• снижение энергопотребления отдельными отраслями промышленности;

• риск роста неплатежей за электрическую и тепловую энергию.

б) Начался уход с российского рынка иностранных компаний, являющихся производителями энергетического оборудования и оказывающих услуги по его техническому обслуживанию, что привело:

• к проблемам сервисного обслуживания из-за отсутствия поставок запасных частей для парогазовых установок электрогенерации и недоступности инженерной поддержки иностранных инжиниринговых центров (также следует отметить срыв поставок отечественных производителей, использующих иностранные комплектующие);

• росту затрат на оборудование при реализации инвестиционных проектов;

• сдвигу сроков завершения инвестиционных проектов из-за задержки поставок импортных материалов и оборудования;

в) Произошло снижение актуальности ESG-повестки (то есть направлений деятельности в сфере устойчивого развития) энергокомпаний, что выразилось:

• в непрогонозируемости спроса на «зеленую» энергию от возобновляемых источников со стороны экспортно-ориентированных производителей;

• неясности перспектив интеграции отечественных «зеленых инструментов» в мировую систему.

2. В качестве новых возможностей для бизнеса или положительных аспектов, вызванных иностранными санкциями, можно отметить следующие:

а) Осознание российским энергетическим сектором необходимости защиты энергетического суверенитета РФ, означающего независимость государства и его хозяйствующих субъектов от импорта и экспорта энергетических технологий, энергоресурсов, а также независимость от иностранных инвестиций в энергетическую базу страны8 и использование такого количества ресурсов, которое считается необходимым для поддержания национальной экономики на уровне, удовлетворяющем потребителей энергии. В настоящее время стало очевидным, что энергетический суверенитет РФ не должен опираться в сфере технологий на международную интеграцию, диверсификацию и сотрудничество, а должен иметь собственное локализованное производство энергетического оборудования и стопроцентного состава комплектующих для него.

Например, страны Латинской Америки включили понятие «энергетический суверенитет» в свои конституции; в конституции Эквадора9 несколько раз упоминается «энергетический суверенитет» в контексте необходимости его гарантированного обеспечения в экономической политике (статьи 284, 304) и справедливого распределения ресурсов (ст. 334); в конституции Боливии10 содержится положение о том, что государство определяет политику в отношении углеводородов и гарантирует «энергетический суверенитет» (ст. 360)11.

8 Адамов Е. О., Муравьев Е. Ядерная энергетика России в концепции энергетического суверенитета. // Энергетическая политика. 2021. №1 (155). С. 35.

9 Конституция Эквадора. 2008. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/ legislation/details/21291.

10 Конституция Боливии (2009). URL: https://www.constituteproject.org/consti-tution/Bolivia_2009.pdf.

11 Pere Ariza-Montobbio. Energy sovereignty: politicising an energy transition, С. 81. URL: http://www.ejolt.org/wordpress/wp-content/uploads/2015/09/EJ0LT-6.79-84.pdf.

б) Новое эффективное правоприменение, выражающееся:

• в расширительном толковании статьи 248.1 АПК РФ (см. описание выше);

• применении косвенной санкции (возмещение убытков) за нарушение публичного порядка РФ (статьи 1193 ГК РФ) через статью 15 ГК РФ (см. описание выше);

• защите публичного порядка РФ, что является общим делом всех субъектов и государственных регуляторов российской экономики. Следует отметить наличие единой линии защиты интересов российского бизнеса от иностранных санкционных режимов. Под единой линией защиты подразумевается слаженное взаимодействие хозяйствующих субъектов российского бизнеса, регуляторов, правоохранительных органов и судов;

• судебной защите от технологической агрессии подрядчиков, подконтрольных иностранным собственникам. Для целей разработки нового правового понятия под «технологической агрессией» следует понимать недобросовестное поведение с целью причинения российскому контрагенту ущерба или принуждения его к совершению невыгодных для него действий в связи с использованием подрядчиком зависимости российского контрагента от технологий, посредством намеренного ограничения доступа последнего к технологиям, необходимым ему для исполнения обязательств перед государством и (или) в публичном интересе, исполнение которых он разумно предполагал возможным, основываясь на ранее обещанном ему подрядчиком предоставлении доступа к таким технологиям. Также следует отметить, что действия, относящиеся к технологической агрессии, обладают повышенной общественной опасностью, так как влекут нарушение государственного энергетического суверенитета.

в) Появление управленческой самостоятельности российских дочерних юридических лиц, входящих в иностранные группы компаний, что способствует быстрому принятию ими решений в пользу поддержания бесперебойного и надежного электро- и теплоснабжения, защите публичного интереса.

г) Развитие импортозамещения, выразившееся:

• в росте спроса на отечественное оборудование и программное обеспечение, что привело к активизации отечественных производителей и разработчиков;

• формировании новых логистических цепочек и схем кооперации, в том числе в рамках ЕАЭС;

• консолидировании профессиональных сообществ в секторе энергетики.

д) Высокая адаптивность и гибкость государственной политики регулирования электроэнергетики, заключающаяся:

• в принятии государственных антикризисных (антисанкци-онных) мер поддержки;

• реализации инвестиционных программ при сохранении (экономии) ресурса генерирующего оборудования;

• снижении административного давления12 со стороны надзорных органов.

е) Сохранение механизмов поддержки в электроэнергетике, включая:

• обсуждение оптимизации параметров программы отбора проектов модернизации тепловых электростанции (далее - КОМ-мод)13 и ее продления на период после 2031 года;

• сохранение программы поддержки возобновляемых источников энергии.

ж) Последовательная реализация низкоуглеродной повестки внутри РФ, которая состоит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• из доработки и внесения в Государственную Думу РФ законопроекта об атрибутах генерации14;

• принятия закона и пакета подзаконных актов для реализации климатических проектов15;

12 Например:

- Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 г. №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» автоматически продлены лицензии и разрешения для деятельности генерирующих компаний, перенесен срок очередной аттестации персонала;

-Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» для объектов ТЭК отменены плановые проверки в рамках различного вида федерального надзора.

13 Проект нормативного правового акта по внесению изменений в правила отбора проектов КОМмод ожидается до конца 2022 года. Проведен ряд совещаний с участием Минэнерго РФ, Совета рынка, генераторов и потребителей по обсуждению таких новых параметров отбора проектов КОМмод, как: процент модернизации ТЭЦ/ГРЭС, объемы отбора проектов парогазовых установок, актуализация состава работ и размеров предельных капитальных затрат по проектам.

14 Законопроект №196167-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с введением в гражданский оборот атрибутов генерации и сертификатов происхождения электрической энергии)». URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/196167-8.

• начала функционирования внутрироссийского рынка углеродных единиц в тестовом режиме16.

з) Совершенствование рынка мощности в сфере электроэнергетики, что заключается:

• в создании новой модели определения объема спроса при проведении долгосрочных отборов мощности для оптимизации структуры генерирующих мощностей17;

• перераспределении объема выручки от продажи мощности в пользу более эффективного и востребованного оборудова-ния18.

Российские генерирующие компании, полагаясь на введенные меры государственной поддержки в сфере электроэнергетики, участвуют в защите энергетического суверенитета РФ, борются с технической агрессией компаний, контролируемых иностранцами из недружественных стран, и продолжают обеспечивать надежное и бесперебойное энергоснабжение. Электрогенерирующие

15 См.: Федеральный закон от 6 марта 2022 г. №34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»; Приказ Минэкономразвития России от 11 мая 2022 г. №248 «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта»; Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. №455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»; Приказ Минприроды России от 27 мая 2022 г. №371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов».

16 См.: Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. №790 «Об утверждении правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц»; Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 г. №518 «О порядке определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц»; Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 г. №905 «Об утверждении формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц».

17 До конца 2022 года ожидается появление проекта изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. №1172, в части определение параметров спроса и предложения на основании вероятностных характеристик, модель представлена Системным оператором.

18 Совет рынка разработал предложение по введению дифференциации при оплате мощности по результатам КОМ на основании коэффициента загрузки генерирующего оборудования: невостребованное оборудование будет получать оплату только за 80 % объема мощности. Предложения публично обсуждаются с потребителями и генераторами на площадках Совета рынка и Минэнерго России.

компании в силу закона участвуют в обеспечении энергетической безопасности Российской Федерации. В частности, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике». Таким образом, электрогенери-рующие компании (тепловые электростанции) посредством ведения своей деятельности обеспечивают надежное и бесперебойное электроснабжение и теплоснабжение населения Российской Федерации в местах присутствия электростанций, что свидетельствует об обеспечении публичного интереса - электро- и теплоснабжения населения России.

Библиографический список

Адамов Е. О., Муравьев Е. Ядерная энергетика России в концепции энергетического суверенитета // Энергетическая политика. 2021. №1 (155). С. 34-47.

Pere Ariza-Montobbio. Energy sovereignty: politicising an energy transition. URL: http://www.ejolt.org/wordpress/wp-content/up-loads/2015/09/EJ0LT-6.79-84.pdf.

УДК 342.8

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ Д. М. Худолей

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и конституционного права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: dmitry-hudoIey@yandex.ru

© Худолей Д. М., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.