УДК 631.1
Макин М.В. студент магистратуры 2 курса Институт экономики и управления КГУ специальность: «Экономика фирмы и анализ отраслевых рынков»
профиль: «Экономика» ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ИМПОРТА
МЯСА
Аннотация: В 2014 году Президент России подписал указ, запрещающий ввоз в Россию некоторых видов продовольствия из стран ЕС, а также из США, Австралии, Канады и Норвегии. Под запрет попал целый перечень категорий продуктов, одними из которых являются говядина, свинина, мясо птицы. Данные тенденции существенно повлияли на развитие импорта мяса.
Ключевые слова: сельское хозяйство, рынок мяса, импорт, экспорт.
Makin M. V., master's student 2nd year, KSU Institute of Economics and management specialty: "Economics of the firm and analysis of industrial markets»
profile: "Economy» Of the "Kursk state University»
IMPACT OF THE SANCTIONS POLICY ON THE DEVELOPMENT
OF MEAT IMPORTS
Abstract: In 2014, the Russian President signed a decree prohibiting the import of certain types of food to Russia from EU countries, as well as from the United States, Australia, Canada and Norway. A whole list of product categories, including beef, pork, and poultry, has been banned. These trends have significantly affected the development of meat imports.
Keywords: agriculture, meat market, import, export
Проводимая санкционная политика существенно отразилась на поставках мяса из-за границы, что нашло отражение в сокращении импорта и смене стран-поставщиков мяса. Чтобы понять за счет чего сократились поставки мяса и мясопродуктов, предлагается рассмотреть структуру импорта каждого вида мяса по странам. Это позволит оценить за счет каких стран -поставщиков снизились поставки мяса. Одним из видов мяса является мясо КРС, структура которого представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ основных импортеров мяса КРС по странам, тыс.
тонн
Изм. доли, Темп
Страны- Удельный в п.п. прироста,
импортеры 2013 2016 2017 2018 вес,% (2018- 2018 к
мяса КРС 2013) 2013, %)
2013 2018
Австралия 27,1 0,0 0,0 0,0 4 0 -4,1 -100,0
Аргентина 14,9 3,5 5,1 39,1 2 12 10,1 в 2,6 раза
Беларусь 75,6 139,5 129,8 139,7 11 44 32,5 84,7
Бразилия 310,6 129,1 137,2 7,7 47 2 -44,8 -97,5
Германия 1,9 0,0 0,0 0,0 0 0 -0,3 -100,0
Дания 3,1 0,0 0,0 0,0 0 0 -0,5 -100,0
Ирландия 1,0 0,0 0,0 0,0 0 0 -0,2 -100,0
Италия 2,7 0,0 0,0 0,0 0 0 -0,4 -100,0
Литва 7,9 0,0 0,0 0,0 1 0 -1,2 -100,0
Парагвай 139,4 74,6 67,8 112,7 21 35 14,3 -19,2
Польша 10,4 0,0 0,0 0,0 2 0 -1,6 -100,0
Украина 17,1 0,0 0,0 0,0 3 0 -2,6 -100,0
Уругвай 35,4 5,2 5,2 15,4 5 5 -0,5 -56,5
Анализ данной таблицы показывает, что за последние 6 лет импорт мяса КРС снизился более чем наполовину (-52%). До введения санкций основными странами-импортерами, как уже было сказано выше, являлись: Бразилия - 311 тыс. тонн (47% от общего объема поставок), Парагвай - 139,4 тыс. тонн (21% от общего объема поставок) и Беларусь - 76 тыс. тонн (11% от общего объема поставок). Через 5 лет после введения санкций импорт мяса КРС снизился примерно на 340 тыс. тонн за счет сокращения поставок из Бразилии на 173 тыс. тонн (-98%) и других стран, которым запрещено ввозить мясо КРС на территорию страны в виду действия санкционных ограничений (Австралия, Польша, Украина, Германия, Франция, Испания и т.д.). На фоне снижающегося импорта крупнейшими поставщиками мяса стали Беларусь -140 тыс. тонн (44% от общего объема импорта) и Парагвай - 113 тыс. тонн (35% от общего объема импорта) и Аргентина - 39 тыс. тонн (12% от общего объема импорта). Следует отметить, что с 2017 года с территории Бразилии запрещен ввоз мяса не только КРС, но и свинины в связи с тем, что в нем обнаружена запрещенная на территории РФ кормовая добавка. В связи с этим импорт мяса из данной страны существенно снизился.
Следующим видом мяса, который затронули санкции, является свинина. За последние 6 лет поставки свинины в Россию снизились на 90%. До введения ограничений основной объем импорта приходился на такие страны как Бразилия (21%), Германия (13%), Дания (14%), Канада (13%). Общий объем импорта данных стран составил 421 тыс. тонн (см табл. 2)
Таблица 2 - Анализ импорта мяса свинины по странам, тыс. тонн
2013 2016 2017 2018 Удельный вес,% Изм. доли, в п.п. (20182013) Темп прироста, 2018 к 2013, %)
2013 2018 2013 2018
Австрия 10,5 0,0 0,0 0,0 1,7 0,0 -1,7 -100,0
Беларусь 16,7 3,7 6,0 6,7 2,7 12,5 9,8 -59,7
Бельгия 18,8 0,0 0,0 0,0 3,0 0,0 -3,0 -100,0
Бразилия 128,6 240,9 254,6 12,3 20,7 22,8 2,1 -90,4
Венгрия 15,2 0,0 0,0 0,0 2,4 0,0 -2,4 -100,0
Германия 82,7 0,0 0,0 0,0 13,3 0,0 -13,3 -100,0
Дания 89,1 0,0 0,0 0,0 14,4 0,0 -14,4 -100,0
Ирландия 19,9 0,0 0,0 0,0 3,2 0,0 -3,2 -100,0
Испания 35,5 0,0 0,0 0,0 5,7 0,0 -5,7 -100,0
Канада 79,4 0,0 0,0 0,0 12,8 0,0 -12,8 -100,0
Нидерланды 30,1 0,0 0,0 0,0 4,9 0,0 -4,9 -100,0
Польша 22,9 0,0 0,0 0,0 3,7 0,0 -3,7 -100,0
Франция 27,3 0,0 0,0 0,0 4,4 0,0 -4,4 -100,0
Чили 17,2 8,4 13,3 29,2 2,8 54,2 51,4 69,6
Анализ импорта свинины показывает, что в результате введения санкций импорт данного вида мяса снизился за последние 6 лет на 91% за счет сокращения поставок из таких стран как Бразилия (-116 тыс. тонн), Германия (-82,7 тыс. тонн.), Дания (-89 тыс. тонн). В результате действия санкций произошла переориентация на других поставщиков, одними из которых являются Чили, которая поставляет 29 тыс. тонн (54% от общего объема импорта свинины), Бразилия - 12,3 тыс. тонн (23% от общего объема импорта) и Беларусь - 6,7 тыс. тонн (13% от объема импорта свинины).
На рынке мяса птицы прослеживались аналогичные тенденции, происходящие на рынках КГС и свинины. За весь период действия санкций импорт мяса птицы сократился на 58% (см. табл. 3).
Таблица 3 - Анализ импорта мяса птицы по странам, тыс. тонн
2013 2016 2017 2018 Удельный вес,% Изм. доли, в п.п. (20182013) Темп прироста, 2018 к 2013, %
2013 2018
Аргентина 8,2 13,1 14,5 10,9 1,6 4,9 3,4 32,3
Беларусь 82,0 113 126 138 15,6 62,3 46,7 68,0
Бельгия 9,2 0,0 0,0 0,0 1,8 0,0 -1,8 -100,0
Бразилия 54,3 93,8 83,2 65,1 10,3 29,5 19,2 20,0
Венгрия 8,9 0,0 0,0 0,0 1,7 0,0 -1,7 -100,0
Нидерланды 9,4 0,0 0,0 0,0 1,8 0,0 -1,8 -100,0
Польша 9,9 0,0 0,0 0,0 1,9 0,0 -1,9 -100,0
США 266,5 0,0 0,0 0,0 50,6 0,0 -50,6 -100,0
Украина 39,5 0,0 0,0 0,0 7,5 0,0 -7,5 -100,0
Франция 18,4 0,0 0,0 0,0 3,5 0,0 -3,5 -100,0
Данные импорта мяса птицы в разрезе стран показывают, что до введения санкций крупнейшими поставщиками мяса являлись США - 267 тыс. тонн (51% от общего объема поставок), Беларусь - 82 тыс. тонн (16% от общего объема импорта мяса птицы) и Бразилия - 54 тыс. тонн (10% от общего объема импорта мяса птицы). После введения санкций поставки мяса птицы существенно сократились за счет снижения импорта мяса из США, попавших под санкции и которые полностью прекратили поставки мяса птицы с момента введения санкций. По итогам 2018 года крупнейшими поставщиками оказались Беларусь - 137 тыс. тонн (62,3%) и Бразилия - 65,1 тыс. тонн (30%).
Таким образом, в статье была рассмотрена динамика развития импорта мяса по основным странам поставщикам. Был проведен анализ влияния проводимой санкционной политики на развитие импорта мяса.
Использованные источники:
1. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 (ред. от 24.06.2019) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
2. Официальный сайт института конъюнктуры аграрного рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ikar.ru/
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/