российских студентов выше уровня этих же творческих способностей у вьетнамских студентов. Эти различия в уровни и особенностях творческих способностях (Л, С и В) являются основными внутренними причинами, влияющими на уровень творческих способностей студентов.
Литература
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функции // Собр. соч.: в 6 т. M: Педагогика, 1983. Т. I.
2. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта и Психология мышления//Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. -158с.
3. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей, М.: Академия, 1996. -224 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -688 с.
5. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УПМ, 1997. -206с.
6. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека, м.: Логос, 2002. -160 с.
References
1. Vygotskij L. s. Razvitie vysshih psihicheskih funkcii. [The development of higher psychological functions]. Sobr. Soch. M: Pedagogika [Moscow: pedagogy], 1983. T. I.
2. Gilford Dzh. Strukturnaja model' intellekta n Psihologija myshlenija [The structural model of intelligence and cognitive psychology]. Pod red. A. M. Matjushkina. M. [Moscow], 1965. -158р.
3. Druzhinin V. N. Psihodiagnostika obshhih sposobnoststej [Psychodiagnostics general abilities]. M. Akademija [Moscow Academy], 1996. -224 p.
4. [Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter Kom, 1998. -688 p.
5. Tunik E. E. Modificirovannye kreativnye testy Vil'jamsa [Modified creative tests of Williams]. St. Petersburg: Speech, 2003. -206р.
6. Shadrikov V. D. Vvedenie v psihologiju: sposobnosti cheloveka [Introduction to Psychology: a person's abilities]. M [Moscow]: Logos, 2002. -160 p.
Черкасова Н. Г.1, Крылова О. К.2
'Кандидат технических наук, ^Кандидат технических наук, Сибирский государственный технологический университет
ВЛИЯНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ЧАСТОТУ И ФОРМЫ
ВОЗНИКАЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Аннотация
В статье рассмотрено влияние самосохранительного поведения студенческой молодежи на частоту и формы возникающих заболеваний. Отражено их отношение к жизни, называемое режимом ожидания. Сделаны выводы, основанные на исследованиях различных психотипов молодежи, о необходимости выработки сильной мотивационной установки, на сознательный выбор позитивного самосохрантельного поведения.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенческая молодежь, позитивное поведение.
Cherkasova N.G.1, Krylova, O. K.2
'Candidate of Technical Sciences, 2Candidate of Technical Sciences, Siberian State Technological University
THE INFLUENCE OF SELF-PRESERVATION BEHAVIOR OF THE STUDENT YOUTH ON THE FREQUENCY AND
FORM OF EMERGING DISEASES
Abstract
In this paper, the influence of self-preservation behavior of the student youth on the frequency and form of emerging diseases. Reflected their attitude to life, called standby mode. Conclusions based on studies of various psycho-youth on the need to develop a strong motivational installation, on the conscious choice of positive samosohranitelnom behavior.
Keywords: healthy lifestyle, students, positive behavior.
Изучение самосохранительного поведения молодежи достаточно новая и мало разработанная область, которая практически не представлена в научных статьях, за исключением такого структурного компонента данного типа поведения, как здоровый образ жизни. Внимание к изучению самосохранительного поведения во многом обусловлено государственной социальной политикой страны, которая в качестве своей приоритетной цели ставит повышение уровня и качества жизни. Учитывая тот факт, что интерес к здоровью нации является необходимым слагаемым уровня и качества жизни, важно уже сейчас вести работу по формированию у студенческой молодежи, как носителей интеллектуального потенциала общества, позитивного типа самосохранительного поведения [1].
Самосохранительное поведение, традиционно рассматривается как система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида. Помимо здорового образа жизни, при изучении закономерностей возникновения и формирования индивидуальных моделей самосохранительного поведения, необходимо рассматривать и остальные составляющие его компоненты, к которым мы относим - желаемую продолжительность жизни, отношение к самоубийству, качество жизни [1].
Следует признать, что большая доля заболеваний приходится на те виды, которые определяются образом жизни людей и поведением в отношении к своему здоровью.
Курение, основной поведенческий фактор риска развития болезней органов дыхания, является привычкой 26 % опрошенных (38,7 % выкуривают 20 и более сигарет в день. Только 16 % курильщиков всерьез осознают риск заболеть тяжелыми бронхолегочными и хотели бы бросить курить, при этом больше половины желающих бросить курить уже испытывают серьезные проблемы со здоровьем (боль в грудной клетке, кашель по утрам, хронический бронхит).
Чрезмерное употребление алкоголя, вызывающее тяжелые болезни органов пищеварения, в первую очередь, печени, характерно приблизительно для 20 % опрошенных. 2 % молодых людей употребляют алкоголь каждый день, 17 % - несколько раз в неделю, 25 % - несколько раз в месяц. При этом четко прослеживается следующая тенденция: с увеличением частоты потребления алкоголя растет и крепость потребляемых напитков.
Страдают гиподинамией более трети работающей и обучающейся молодежи. 33% молодых людей проводят время на работе или учёбе сидя 6 и более часов. Только 10% опрошенных занимаются физическими упражнениями. Наиболее негативным моментов в сложившейся ситуации является то, что при очевидном вреде малоподвижного образа жизни более половины респондентов, не хотят увеличить свою физическую активность. При осознаваемом факте, что их питание не является правильным и наносит вред здоровью, 60% респондентов не хотят менять свои привычки питания.
В 2014г. авторами было проведено исследование по теме: «Самосохранительное поведение студенческой молодежи высших учебных заведений». Объектом данного исследования выступила студенческая молодежь. Для отбора респондентов использовалась квотная выборка, при построении которой соблюдались две квоты: образовательная ориентация и половая принадлежность. Это было обусловлено предположением, что самосохранительное поведение парней и девушек, а также студентов «техников» (представителей естественнонаучной ориентации) и «гуманитариев» может отличаться. Всего было опрошено 2000 студентов четырех красноярских вузов: Сибирский Государственный Технологический Университет, Красноярский Государственный Аграрный Университет, Сибирский Государственный Аэрокосмический Университет, Красноярский Государственный Педагогический Университет. Условно «техниками» мы назвали студентов технических специальностей, направлений и профилей,
93
а «гуманитариями» - студентов, гуманитарных специальностей, направлений и профилей. В качестве метода сбора информации был выбран анкетный опрос.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.
1) Характерно половая принадлежность и специфика профиля образования, обусловливающие распределение студентов, не являются социальными детерминантами на пути формирования самосохранительного поведения. Поскольку студенчество, как специфическая социально-демографическая группа, выражает себя как единое целое. Подтверждением служит сходство поведенческих образцов в отношении к своему здоровью (невнимание к медицинским предписаниям), в установках на продолжительность жизни (абстрактное желание дожить до 100 лет), в отношении к самоубийству и т.д. Следует отметить, что все вышеперечисленные ориентиры включены в общий процесс социализации студенческой молодежи, которая проходит с учетом преимущественно внешних факторов. Нежелание себя ограничивать, вредные привычки, которые разделяют большая часть респондентов можно рассмотреть как результат влияния молодежных стереотипов поведения, специфического социокультурного окружения, негласных норм и не декларируемых ценностей в молодежной среде.
2) Главная отличительная черта самосохранительного поведения студенческой молодежи г. Красноярска это его существование в режиме ожидания. Принимая во внимание тот факт, что многие черты позитивного самосохранительного поведения (отказ от курения, от употребления спиртных напитков, соблюдение режима питания и т.д.) препятствуют успешной социализации в молодежной среде, молодой человек вынужден выстраивать свою жизнь с помощью актуальных моделей поведения (не самосохранительных). Однако, выстроенная логика ценностных ориентаций студенческой молодежи, знания о возможности и правилах ведения здорового образа жизни, потребность в определенных жизненных качествах говорит о том, что формирующийся позитивный тип отложенного самосохранительного поведения выстроен как идеальная модель, которая ждет своей реализации.
3) Результаты исследования показали, что реальное отношение студенческой молодежи к своему здоровью имеет противоречивый характер. Абсолютизация какого-нибудь компонента позитивного самосохранительного поведения влечет за собой игнорирование остальных. Например, регулярные физические упражнения сосуществуют с употреблением алкогольных напитков, или стремление питаться правильно с не соблюдением рекомендаций врачей. Это говорит о том, что этот компонент выбираются не для того, чтобы сохранить себя, свое здоровье, а для других целей, направленных на успешную социализацию в молодежной среде. Например, заниматься физическими упражнениями, питаться правильно, чтобы иметь красивое тело и нравиться другим. Стремление к подобным целям приводит к тому, что выбранный компонент здорового образа жизни может быть интровертирован в направлении к негативному самосохранительному поведению. Стремление иметь красивое тело ведет к ограничению употребления еды или к зависимости от медицинских препаратов, снижающих аппетит.
Для того чтобы вывести формирующийся тип самосохранительного поведения из режима ожидания, минуя неизбежные трудности процесса молодежной социализации, нужна выработка сильной мотивационной установки, на сознательный выбор позитивного самосохрантельного поведения.
Литература
1. Демография: Учебное пособие / под ред. В. Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2004. - 304 с.
References
1. Demografija: Uchebnoe posobie / pod red. V. G. Glushkovoj. - M.: KNORUS, 2004. - 304 s.
Шварева Л В. ', Рыженкова А. В. 2
'Кандидат педагогических наук, 2Студентка историко-филологического факультета, Пензенский государственный университет ПСИХОЛИНГВИСТИКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация
В статье раскрывается перспективность психолингвистической науки в междисциплинарном пространстве. Рассматривается проблема освоения родного и неродного языков на междисциплинарной основе с использованием данных психолингвистики. Особое внимание уделяется способам формирования языковой способности в отечественных и зарубежных психолингвистических школах. Сделан вывод о необходимости освоения начинающими и уже практикующими педагогами основных положений психолингвистики для формирования у учащихся процессов производства и восприятия речи на неродном языке.
Ключевые слова: психолингвистика, междисциплинарный подход, обучение иностранному языку, формирование вторичной языковой личности.
Shvareva L. V. \ Ryzhenkova A. V. 2
'Candidate of Pedagogycal Sciences, 2Student of РЫЬ^юа! and Historical Department, Penza State University PSYCHOLINGUISTICS: INTERDISCIPLINARY APPROACH IN TRAINING FOREIGN LANGUAGES
Abstract
In article prospects the psycholinguistic science in interdisciplinary space reveal. The problem of development native and nonnative languages on an interdisciplinary basis with using psycholinguistics ’data. The special attention is paid to ways of formation the language ability at domestic and foreign psycholinguistic schools. The conclusion is drawn on need of development by beginners and already practicing teachers of basic provisions of psycholinguistics for formation pupils’ processes of production and perception of the speech in nonnative language.
Keywords: psycholinguistic, interdisciplinary approach, foreign language acquisition, forming of second language identity.
Психолингвистику никак нельзя назвать древней наукой. Первое упоминание о ней в статье «Язык и психолингвистика» в 1946 году сделано американским психологом Н. Пронко. Однако даже за такой небольшой срок существования она прочно утвердилась в системе научных знаний. За эти годы учёными было сделано большое число открытий, причём как в фундаментальной, так и в прикладной сферах. Знания, полученные психолингвистами, используются сегодня в судебной экспертизе, в рекламе и в сфере связей с общественностью, в политике. Безусловно, психолингвистические исследования важны для целого ряда прикладных областей психологии, а именно для педагогической (в основном это сфера логопедии, обучение родному языку, равно как и обучение иностранным языкам), медицинской, военной, для психологии труда, для патопсихологии, нейропсихологии и т. д. Психолингвисты также сотрудничают со специалистами в сфере IT-технологий, участвуя в создании систем автоматического распознавания текста, а также голоса. Вносят свой вклад они и в разработку аппаратных систем искусственного интеллекта. Не стоит забывать и о таких сферах приложения психолингвистики, как шифровка и дешифровка всевозможных текстов, определение истинности или ложности устных и письменных источников. Так первый в СССР детектор лжи был создан А. Р. Лурией, основателем нейропсихологии, внёсшим весомый вклад в изучении различных видов афазии. Принимая во внимание все перечисленные сферы приложения психолингвистики, легко сделать вывод об актуальности данной науки в современном информационном обществе.
Несмотря на стремительное прогрессивное развитие данной области научных знаний, однозначного определения до сих пор не существует. В отечественной школе мы наблюдаем настоящее научное разноголосие. Между тем, учёные единогласны в том, что основным предметом психолингвистики является речевая деятельность. Так, по мнению А. А. Леонтьева «предметом
94