ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ НА ЦЕНОВУЮ ДИСКРИМИНАЦИЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
Общество Науки и Творчества
J
'—
Смирнова Ольга Олеговна, МФПУ «Синергия», г. Москва
E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе проанализированы современные теоретические и эмпирические исследования в области оценки влияния рыночной власти и сделаны выводы о возможностях фирмы осуществлять ценовую дискриминацию в различных условиях рыночной структуры. Результаты анализа позволяют оценивать современные подходы к антимонопольного регулированию ценовой дискриминации.
Ключевые слова: ценовая дискриминация, доминирующее положение, рыночная власть, рыночная структура, товарный рынок
Вопросы необходимости обладания рыночной властью при осуществлении ценовой дискриминации является весьма значимым направлением современных теоретических и эмпирических исследований. Так, согласно действующему российскому и международному антимонопольному законодательству, такой вид ограничения конкуренции как ценовая дифференциация покупателей является нарушением правил конкуренции только в случае, если компания занимает доминирующее положение. Поэтому анализ современных исследований в области оценки доминирующего положения хозяйствующего субъекта позволит определить соответствие существующей системы регулирования ценовой дискриминации.
В ряде теоретических и эмпирических исследований было доказано, что чем выше рыночная власть фирмы, тем шире возможности осуществления ценовой дискриминации.
При этом, в работах начиная с середины 1980-х показано, что продуктовая дифференциация увеличивает рыночную власть фирмы. Так, например, в работах Р. Денереке и К. Давидсона и Д. Леви и Дж. Рейтзес на основе развития моделей олигопольного ценообразования Нэш-Бертрана было доказано
130
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
увеличение цены на продукцию фирмы, участвующей в слияниях и поглощениях на рынках дифференцированных товаров [18].
Теоретические и эмпирические исследования в области ценовой дискриминации до 1980-х основывались на предположении о том, что установление различных цен на товар может быть реализовано в случае, если рыночная власть одного участника рынка существенно выше остальных.
В дальнейшем доказательство тезиса о необходимости наличия у фирмы краткосрочной или долгосрочной рыночной власти для установления различных цен на товар в теоретических исследованиях в условиях стабильной рыночной структуры рассматривалось с точки зрения двух позиций:
- на основе оценки возможности установления различных цен потребителям в случае, если рынок является совершенно конкурентным;
- рассмотрение ситуации, когда структуру рынка можно определить как не совершенную.
Наиболее значимый результат при рассмотрении первого случая был получен в работах В. Дж. Баумоля и Д. Г. Свансона, где было показано, что в ^ случае когда рынок является конкурентным, а фирма не обладает рыночной о властью ни в краткосрочном ни в долгосрочном периоде, то она не может осуществлять ценовую дискриминацию [2]. Данный тезис является следствием рассмотрения простой модели Курно со свободным входом на рынок и постоянными издержками производства. Анализ данной модели указывает на отсутствие ненулевой долгосрочной прибыли при ценах выше предельных затрат. При этом также показано, что ценовая дискриминация на рынке с отсутствием долгосрочной прибыли может возникнуть на краткосрочный период только при неверном определении фирмой своей долгосрочной рыночной власти.
Рассмотрение теоретических ситуаций второго вида были исследованы в ряде работ, к наиболее ранним из которых можно отнесли исследования С. Боренштейна [3] и М. Дж. Холмса [8], в которых было показано, что ценовая дискриминация может осуществляться даже на рынках с низкими входными барьерами в условиях монополистической конкуренции и существенной продуктовой дифференциации. Г. Шаффером и З. Дж. Чангом [20] аналогичный вывод получен на основе рассмотрения модели дилеммы заключенного с целью оценки возможностей осуществления ценовой дискриминации на олигопольных рынках.
Современные теоретические исследования в области рассмотрения рыночной власти фирмы при осуществлении ценовой дискриминации основаны на систематизации результатов ряда эмпирических работ в этой области, на основе которой делаются следующие выводы:
131
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
- в настоящее время считается доказанным, что фирмы могут осуществлять ценовую дискриминацию в условиях олигополии если спрос на товар эластичен;
- оценка возможностей осуществления ценовой дискриминации на рынках монополистической конкуренции время требует дополнительного изучения.
В теоретических работах показаны возможности эмпирического доказательства тезиса, что возможности осуществлять ценовую дискриминацию на рынках олигопольных товаров существенно ограничены из-за отсутствия достоверных данных о предельных затратах, а также необходимости учета в данных затратах неявных издержек. Поэтому в ряде эмпирических работ посвященных оценке влияния рыночной власти фирмы на возможности осуществления ценовой дискриминации эконометрическая оценка проводилась на основе предположения о равенстве затрат на продукцию или услуги фирмы.
В работе А. Шепарда приводится доказательство существования ценовой дискриминации на олигопольных розничных рынках автомобильных бензинов на основе сравнения различий между полносервисными заправочными станциями (предоставляющими как возможность самообслуживания, так и ^ дополнительные услуги) и заправками самообслуживания [1]. В данном о исследовании с помощью модели рыночного спроса Дж. Ясколда-Габцевича и Дж.-Фр. Трисса, позволяющей разделить функцию полезности и показатели дохода и потребления, доказывается предположение о наличии ценовой дискриминации на основе анализа дисперсии цен при следующих допущениях:
- затраты на реализацию бензина на полносервистных станциях и станциях самообслуживания идентичны;
- некоторые заправочные станции обладают рыночной силой, основанной на их удобном расположении или бренде;
- потребители разделяются на группы по желанию платить за дополнительные услуги, предоставляемые на полносервисных станциях.
В работе показано, что в этих условиях фирмы могут осуществлять ценовую дискриминацию на олигопольных рынках, предоставляя набор из двух цен на нефтепродукты (с предоставлением и без предоставления дополнительных услуг), что было показано на основе сравнения вариации цен на заправочных станциях, которые расположены в сопоставимых рыночных условиях.
Аналогичные результаты о существовании ценовой дискриминации отдельных групп потребителей для рынка обладающего качествами совершенно конкурентного были получены Л. Локей и А. Родригесом в условиях установления двухчастных тарифов на конкурентных рынках, в случае, если потребители принимают решения внутри групп [13]. В исследовании было показано, что в случае если первая часть тарифа (стоимость входа) ниже, а
132
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
вторая - выше предельных затрат, фирмы имеют возможности осуществлять ценовую дискриминацию. Кроме того показано, что улучшение качества товара увеличивает возможности ценовой дискриминации в этих условиях.
Аналогично, в ряде эмпирических исследований показано существование ценовой дискриминации на олигопольных рынках, рынках монополистической конкуренции и на рынках, обладающих признаками совершенно конкурентных:
- в исследовании Ф. Верболена на основе данных европейского рынка автомобилей были определены показатели ценовой дискриминации и в зависимости от класса автомобилей [23];
- Б. МакМанусом на примере рынка кофе было доказано применение участниками рынка нелинейного ценообразования в условиях олигополии [14];
- М. Буссе и М. Райсманом ( 2001) на примере рынка рекламы в «желтых страницах» на основе сравнения ценовых предложений в разделах справочников, предоставляющих рекламу, было показано, что цены ниже, а предлагаемый ассортимент рекламных площадей шире в условиях конкуренции [4];
- К. Лиу и К. Серфес на примере рынка авиационных перевозок США было
^ показано, что зависимость между дисперсией цен на авиационные билеты о (определенной на основе индекса Джини) и рыночной властью, определенной на основе индекса Харфиндела-Хиршмана, определенного при предположении что каждое из направлений перевозок представляет собой отдельный рынок, имеет немонотонную, U-образную зависимость [12].
- Р. Гил и Д. Риера-Криштон на примере двухстороннего рынка местного телевидения Испании 1996-2002 годов показали что, излишек потребителя может снижаться даже в условиях усиления конкуренции, если участники рынка смогут найти эффективный способ разделения потребителей на группы с помощью продуктовой дифференциации [17].
Также вопрос влияния установления ценовой дискриминации может рассматриваться в условиях изменения рыночной власти фирмы в результате слияний и поглощений. Так, в работе Дж.Д. Рейтез и Д.Т. Леви на основе пространственной модели потребительских предпочтений было показано, что горизонтальные слияния увеличивают входные барьеры на рынок, при этом ценовая дискриминация затрудняет вход на рынок. В более поздних исследованиях М. Мотта и М. Винстона показано прямая зависимость между увеличением рыночной доли и дисперсией цен. В работе К. Шапиро показано, что увеличение рыночной доли в результате слияний и поглощений может дискриминировать отдельные группы потребителей. Данный тезис развивается в работе Р.Б. Эстевес и Х. Васконселос, где доказывается предположение, что фирмы практикующие ценовую дискриминацию после слияния полуют получают больше прибыли, чем фирмы не применяющие ценовую
133
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
дискриминацию, при этом общее благосостояние отрасли не меняется за счет сокращения прибыли фирм, не участвующих в слиянии.
На основе проведенного анализа теоретических и эмпирических исследований можно сформулировать следующие выводы:
- ценовая дискриминация в условиях олигополии и монополистической конкуренции идентифицируется на различных видах рынков - товаров, услуг, двухсторонних рынков;
- при повышении рыночной концентрации увеличивается дисперсия устанавливаемых цен;
- при снижении рыночной концентрации возможности ценовой дискриминации не сокращаются в случае, если у фирм существует возможность дифференциации товара;
- фирма может осуществлять ценовую дискриминацию при любой структуре рынка в случае, если на решения покупателей накладываются дополнительные условия, например, покупки осуществляются в рамках группы потребителей.
Таким образом, с целью совершенствования регулирования ценовой о дискриминации необходимо дополнительно изучить вопрос возможностей ограничения конкуренции не только в случае установления доминирующего положения, определенного согласно положениям статьи 5 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.04.2006, в том числе за счет учета факторов, усиливающих возможности фирм по разделению потребителей на группы.
Литература:
1. Andrea Shepard. Price Discrimination and Retail Configuration. Journal of Political Economy, Vol. 99, No. 1 (Feb., 1991), pp. 30-53
2. Baumol, William J. and Swanson, Daniel G., The New Economy and Ubiquitous Competitive Price Discrimination: Identifying Defensible Criteria of Market Power,” Antitrust Law Journal, 2003, 70(3), 661-685
3. Borenstein, S.: 1985. Price discrimination in free-entry markets, RAND Journal of Economics 16, 380-397
4. Busse, M. and M. Rysman (2005) Competition and price discrimination in Yellow Pages advertising,” RAND Journal of Economics, 36: 378-390.
5. Clerides, S. (2004) Book value: inter-temporal pricing and quality discrimination in the U.S. markets for books,” Economic Inquiry, 42: 402-412.
6. Graddy, K. (1995) Testing for Imperfect Competition at the Fulton Fish Market,” RAND Journal of Economics, 26 (1), 75—92.
7. Graddy, K. Do Fast-Food Chains Price Discriminate on the Race and Income
134
a
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Characteristics of an Area? Journal of Business & Economic Statistics, 1997, vol. 15, issue 4, pages 391-401.
8. Holmes, T. (1989). The Effects of Third-Degree Price Discrimination in Oligopoly,” American Economic Review, 244-250.
9. James D. Reitzes , David T. Levy Price Discrimination and Mergers The Canadian Journal of Economics / Revue canadienne d'Economique Vol. 28, No. 2 (May, 1995), pp. 427-436.
10. Leslie, P. (2004) Price Discrimination in Broadway Theater,” RAND Journal of Economics, Vol. 35(3), pp. 520-41.
11. Levy, D., Reitzes, J., 1992. Anticompetitive effects of mergers in markets with localized competition. Journal of Law, Economics and Organization 8, 427-440.
12. Liu, Q. and K. Serfes (2009) Price Discrimination in Two-Sided Markets,” NET Institute Working Paper #07-25.
13. Luis Locay and Alvaro Rodriguez Price Discrimination in Competitive Markets Journal of Political Economy, Vol. 100, No. 5 (Oct., 1992), pp. 954.
14. McManus, B. Nonlinear Pricing in an Oligopoly Market: The Case of Specialty
^ Coffee,” Mimeo, Washington University, 2003. о
15. Motta, M. (2004) Competition Policy. Theory and Practice. Cambridge University Press.
16. Nevo, A. and Wolfram, C. (2002) Why Do Manufacturers Issue Coupons?: An Empirical.
17. R. Gil D. Riera -Crichton Price discrimination and competition in two-sided markets: Evidence from the Spanish local TV industry Working paper WP-894, 01/2011.
18. Raymond Deneckere & Carl Davidson, 1985. Incentives to Form Coalitions with Bertrand Competition, RAND Journal of Economics, The RAND Corporation, vol. 16 (4), 473-486.
19. Rosa Branca Esteves , Helder Vasconcelos Price Discrimination under Customer Recognition and Mergers NIPE Working Papers 09/2014, NIPE - Universidade do Minho (2013/09).
20. Shaffer, G., and Z.J. Zhang, 1995, Competitive Coupon Targeting,” Marketing Science, 14, 395-416.
21. Shapiro, C. (2010), The 2010 Horizontal Merger Guidelines: From Hedgehog to Fox in Forty Years, Aintitrust Law Journal, Vol. 70-759.
22. Sofronis K. Clerides // Price Discrimination with Differentiated Products: Definition, Theoretical Foundation, Identification (2003) Working paper University of Cyprus [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://papers.econ.ucy.ac.cy/repec/ papers/0009.pdf
23. Verboven, F. (1996): International Price Discrimination in the European Car
135
a
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Market,” The RAND Journal of Economics, 27(2), 240-268.
24. Whinston, M. (2006), Lectures on Antitrust Economics, the MIT Press.
25. Смирнова О.О. Совершенствование методологии регулирования ценовой дискриминации: опыт России и ЕС// Экономические и гуманитарные науки. - №2 9 2013 г., стр. 57-62.
26. Смирнова О.О., Богданов Д.Д. Ценовая дискриминация третьего типа: вопросы выявления и регулирования// Научное обозрение, №6 2013 г., с. 92-95 с.
27. Смирнов О.А., Смирнова О.О. Математическое моделирование показателей ценовой дискриминации методом деревьев классификации// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. №2 10. с. 42 -47.
28. Смирнова О.О. Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления// Приволжский научный вестник № 9, 2013 г., стр. 43-46.
29. Смирнова О.О. Ценовая дискриминация на различных уровнях канала распределения: на примере рынка нефтепродуктов// Экономика: вчера, сегодня,
^ завтра, № 2 2013 стр. 77-90. о
30. Смирнова О.О. Пространственная ценовая дискриминация: вопросы выявления и регулирования // Экономика и социум. № 2. 2014.
136
а