© 2015 г.
А. В. Виноградова
ВЛИЯНИЕ РЫНКА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА МОНЕТАРНУЮ ПОЛИТИКУ В РОССИИ
Виногрш)ова Анна Владимировна - доцент кафедры экономической теории и методологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, канд. экон. наук.
(E-mail: [email protected])
Отличительной чертой современной российской экономики является ее ярко выраженная ориентация на эксплуатацию минерально-сырьевых и других природных ресурсов. Нефтегазовый и связанные с ним секторы играют принципиальную роль в обеспечении макроэкономической стабильности в стране. Они обеспечивают 50 % доходов государственного бюджета, поддерживая приток средств в суверенные фонды и способствуя обслуживанию государственного долга1. Экспорт минеральных продуктов служит основным источником валютных поступлений и формирования международных резервов (рис. 1). Сектор добычи полезных ископаемых создает 10 % в аловой добавленной стоимости страны, обеспечивая 70 % экспортных доходов РФ. В период с 1999 по 2011 гг. экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа увеличился в 11,1 раза2, достигнув значения 362,7 млрд долл.
Роль НГК России в обеспечении макроэкономической
стабильности
Рис.1. Роль НГК в экономике России
1 Кимельман С., Андрюшин А. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. 2006. № 4. С 53-66.
2 Пыхтеев Ю.Н., Виноградова А.В., Воронина А.С. Проблема деиндустриализации в экспортно-сырьевой экономике // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-10. С. 2288-2292.
Нефтегазовый комплекс (далее - НГК) служит основным рентообразующим сектором российской экономики, а рента, в свою очередь, является наиболее привлекательным инвестиционным ресурсом. Особое значение ренты в развитии экономики России обусловлено тем, что рента не является результатом хозяйственной деятельности, а, следовательно, затрат ресурсов, а выступает даром природы и ее полное изъятие и перераспределение в целях обеспечения макроэкономической стабильности и преодоления сырьевой ориентации российской экономики является важной стратегической задачей3.
Приток доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов непосредственно влияет на монетарную политику (курсив автора - А. В.) Центрального банка РФ (далее - Банк России), позволяя накапливать международные резервы и поддерживать стабильность национальной валюты. Международные резервы РФ представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства РФ, и складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и других резервных активов.
На протяжении 2000-2008 гг. рост мировых цен на минеральное сырье стимулировал стремительный приток валютной выручки от экспорта продукции добывающего сектора. Это способствовало укреплению валютного курса рубля и ослаблению конкурентоспособности национальной промышленности. Конкурентные преимущества, полученные российской экономикой в результате падения рубля во время кризиса 1998 года, относительно быстро сошли на нет. Еще в 2001 году Е. Гайдар отмечал: «Нам безумно повезло, что мы вошли в период высоких цен с предельно низким реальным курсом рубля, соответственно, у нас был большой задел его постепенного роста после краха 1998 года. Тем не менее, если высокие цены на нефть продержатся еще год, два, три, четыре, эта «подушка» неизбежно исчезнет. ...Если мы получим 30-40 долл. за баррель, то, честно говоря, я не вижу, как в этой ситуации мы сможем избежать серьезнейших проблем с резким и опасным укреплением реального курса рубля»4. Тем не менее, в 2004 году мировая цена нефти марки Urals превысила этот уровень, после чего продолжила свой рост, и в июле 2008 года достигла рекордного значения в 147 долл. за баррель5.
В связи с этим главной задачей кредитно-денежной политики на данном этапе было аккумулирование резервов и наращивание денежного предложения с целью предупреждения укрепления рубля6. В результате произошло резкое возрастание денежной массы, чье среднегодовое значение в период с 2000 по 2008 гг. увеличилось в 14 раз - от 934,5 млрд руб. до 13382,65 млрд руб. (агрегат М2). По мере этого международные резервы РФ увеличились от 12,5 млрд долл. в 1999 году до 478,8 млрд долл. в 2007 году (рис. 2), достигнув рекордного уровня 598,1 млрд долл. на 08.08.2008. В 2008-2009 гг. из-за падения цен на энергоресурсы резервы несколько сокращались. В 2010-2013 гг. высокие мировые цены на нефть позволили Банку России продолжить консервативную политику накопления резервов. Однако в 2014 году Банк России был вынужден прибегнуть к активным валютным интервенциям для поддержки курса рубля на фоне разрастающегося кризиса, и золотовалютные резервы сократились.
3 Виноградова А.В. Институциональный механизм диффузии природной ренты и его особенности в нефтегазовом комплексе России // Journal of Institutional Studies. 2011. Т. 3. № 2. С. 98-103.
4 Гайдар Е. Голландская болезнь, структурные реформы и приоритеты правительства: ретроспектива и перспективы // Полит.ру, 2001, 14 ноября. [Электронный ресурс]: URL: http: //www. polit. ru/ documents/454813.
5 Компания «Финам». [Электронный ресурс]: URL: http://www.finam.ru/. (Дата обращения 15.02.2015).
6 Кудрин А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. 2013. № 3. С. 4-19.
Рис. 2. Динамика международных резервов и денежной массы РФ в 2000-2015 гг.
Источник: рассчитано по данным Банка России: http://www.cbr.ru/.
Мировой кризис и современные политические и экономические условия подтвердили важнейшее значение накопленных резервов для решения проблемы стабилизации курса национальной валюты и экономики в целом. С начала 2014 года Банк России вновь приступил к валютным интервенциям (табл. 1) с целью поддержки рубля. За период с 2014 года по январь 2015 года было продано 130 234 млн долл. США7, и сейчас они находятся на уровне середины 2007 года. Еще одним фактором является снижение стоимости евро по отношению к доллару США на валютном рынке.
Таблица 1
Размер интервенции Банка России и золотовалютные резервы в 2014 -2015 гг.
Месяц Размер интервенции Банка России Золотовалютные резервы, млн долл. сшА
Доллар, млн долл. США Евро, млн. евро всего валютные резервы
покупка продажа покупка продажа
январь,2014 0 7 816,77 0 586,32 509 595 469 605
февраль 0 6 158,34 0 678,69 498 926 457 211
март 0 22 296,84 0 2 268,29 493 326 448 738
7 Климова Е.З., Виноградова А.В. Роль золотовалютных резервов в обеспечении экономической стабильности страны // Российское предпринимательство. 2014. № 13 (259). С. 4-17.
Окончание табл. 1
апрель 0 2 401,86 0 247,87 486 131 442 776
май 1 437,64 365,6 123,29 28,29 472278 427 975
июнь 1 356,52 0 113,7 0 467 227 423 768
июль 0 0 0 0 478 250 431 958
август 0 0 0 0 468 762 422 654
сентябрь 0 0 0 0 465 228 419 239
октябрь 0 27 207,52 0 1 616,21 454 240 409 224
ноябрь 0 773,91 0 221,56 428 590 383 283
декабрь 0 11 901,75 0 0 418 880 373 658
январь, 2015 0 2165 0 0 385 460 339 371
Всего 2794,16 39 039,41 236,99 3 809,46 Изменение за период -130 234
Источник: составлено по данным Банка России: http://www.cbr.ru.
Дополнительные нефтегазовые доходы в российской экономике складываются, в основном, за счет увеличения курса доллара США к рублю, прогнозируемого роста мировых цен на нефть марки Urals, несмотря на высокие геополитические риски и добычу сланцевых энергоресурсов в США, а также экспортных цен на природный газ в страны дальнего зарубежья и облагаемых объемов экспорта углеводородного сырья. Весь 2014 год сопровождался падением цен на энергоресурсы (рис.3)8.
Рис. 3. Динамика цен на Нефть Brent (ICE.Brent), долл. за баррель
8 Компания «Финам». [Электронный ресурс]: URL: http://www.finam.ru/. (Дата обращения 15.02.2015) НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 1/2015 37
Таким образом, российский нефтегазовый сектор играет ведущую роль в поддержании экономического роста в стране. Кроме того, он является ключевым элементом экспортно-сырьевой модели развития9, обеспечившей высокие темпы роста экономики в 2000-2008 гг. (в среднем 7 % в год). Однако, во-первых, долгосрочная жизнеспособность такой модели сама по себе вызывает много вопросов, а темпы экономического роста в России в 2010-2014 гг. значительно снизились: 4,5 %, 4,3 %, 3,4 %, 1,3 %, 0,6 % соответственно. Во-вторых, благодаря этому монетарная политика попадает в серьезную зависимость от слабо предсказуемых колебаний внешней конъюнктуры.
Обращаясь к опыту нефтедобывающих государств, а именно страны - члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее - ССАГПЗ; в него входят Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), можно заметить, что высокие мировые цены на энергоносители остаются важным фактором экономического роста, но дело не только в них. Экономика России, которая также основана на экспорте энергоносителей, в среднем в течение 2000-2012 гг. росла примерно на 1,5 п.п. медленнее ССАГПЗ10. Дополнительными источниками экономического роста в странах Персидского залива являются более благоприятный бизнес-климат, способствующий развитию предпринимательской деятельности в сферах, не связанных с нефтедобычей (табл. 2), и в целом стабильная финансовая система (МВФ констатирует факт, что «банковская система Саудовской Аравии остается хорошо капитализированной, прибыльной и высоколиквидной»).
Таблица 2
Темпы роста недобывающих отраслей стран Персидского залива
Страна Темпы роста недобывающих отраслей, % в год в среднем в 2000-2013 гг. Доля недобывающих отраслей в ВВП в 2013 г., %
Кувейт 6,0 39
Катар 12,6 41
Оман 6,6 47
Саудовская Аравия 7,0 53
Объединенные Арабские Эмираты 5,7 58
Бахрейн 7,0 75
Для поддержания в России макроэкономической стабильности, устойчивого экономического роста и обеспечения условий для дальнейшего развития НГК необходимы новые подходы к использованию энергетического потенциала страны, диверсификация экономики и модернизация промышленности с целью не только сохранения в долгосрочном периоде собственной энергетической безопасности и выполнения взятых на себя обязательств по экспорту углеводородных ресурсов в другие государства, но и постепенного избавления от экспортно-сырьевой зависимости путем развития ненефтегазовых секторов. Должен быть создан институциональный механизм, обеспечивающий переориентацию страны с сырьевого на инновационное развитие (курсив автора - А. В.) и эффективное использование рентного дохода. Прежде всего, необходимо изъять у недропользователей большую часть сверхдоходов, получаемых за счет ренты и не используемых на инвестиции и инновации в отрасли. Это блокирует их рентоориентированное поведение и направит усилия на поиск прибыли. Они будут заинтересованы в снижении производственных затрат, во внедрении инноваций, и их поведение из рентоориентированного
9 Виноградова А.В., Пыхтеев Ю.Н. Роль нефтегазового комплекса России в обеспечении макроэкономической стабильности // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 44 (395). С. 47-57.
10 Васильева К. Дорогая нефть не мешает развитию // Экономика и жизнь. 2014. №1 (9517). [Электронный ресурс]: URL: http://www.eg-online.ru/article/235202/.
трансформируется в прибылеориентированное. Поскольку освоение новых месторождений, обновление основных фондов, разработка технологий и техники нового поколения в НГК требуют больших материальных затрат, необходимо разработать систему стимулов (в том числе налоговых льгот), способствующих направлению части рентного дохода на инвестиции инновационного характера в отрасли. При недостаточности мероприятий, стимулирующих самих производителей к такой деятельности, государство должно непосредственно финансировать инновации в НГК.
В результате проделанных исследований и экономических событий 2014 года можно отметить, что рынок энергоресурсов в реализации монетарной политики в современной России играет ключевую роль. Установившаяся зависимость инструментов кредитно-денежной политики с ценами на энергоресурсы приводит к макроэкономической нестабильности развития экономики России и резким колебаниям курса валют из-за высокой динамики валютной выручки, основу которой составляет экспорт минерального сырья.
Однако следует отметить, опираясь на опыт зарубежных стран-экспортеров нефти, что ключевыми факторами экономического роста должны выступать не высокие мировые цены на энергоносители, а благоприятный бизнес-климат, развитие НТП внутри страны (в случае его отставания от иностранных конкурентов - применять импорт высокопроизводительных технологий), привлечение иностранных инвестиций и совершенствование законодательной базы, как основы для здоровой конкуренции и развития рыночных отношений. Проведенный анализ позволяет показать значимость НГК в современной России, выявить его возможности и угрозы для стабилизации экономики, повысить благосостояние граждан страны, а также стимулировать производителей к рациональному использованию ограниченных ресурсов.
Библиографический список
1. Виноградова А.В. Институциональный механизм диффузии природной ренты и его особенности в нефтегазовом комплексе России // Journal of Institutional Studies. 2011. Т. 3. № 2.
2. Виноградова А.В., Пыхтеев Ю.Н. Роль нефтегазового комплекса России в обеспечении макроэкономической стабильности // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 44 (395).
3. Кимельман С., Андрюшин А. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. 2006. № 4.
4. Климова Е.З., Виноградова А.В. Роль золотовалютных резервов в обеспечении экономической стабильности страны // Российское предпринимательство. 2014. № 13 (259).
5. Кудрин А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. 2013. № 3.
6. Малкина М.Ю. Экономическая политика в современной России: теоретические основы и проблемы эффективной реализации: Монография. Н. Новгород: НИСОЦ. 2012. 249 с.
7. Пыхтеев Ю.Н., Виноградова А.В., Воронина А.С. Проблема деиндустриализации в экспортно-сырьевой экономике // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-10.
8. Эдер Л., Филимонова И. Экономика нефтегазового сектора России // Вопросы экономики. 2012. № 10.
9. Васильева К. Дорогая нефть не мешает развитию // Экономика и жизнь. 2014. №1 (9517). [Электронный ресурс]: URL: http://www.eg-online.ru/article/235202/.
10. Гайдар Е. Голландская болезнь, структурные реформы и приоритеты правительства: ретроспектива и перспективы // Полит.ру, 2001, 14 ноября. [Электронный ресурс]: URL: http: //www. polit. ru/documents/454813.
11. Компания «Финам». [Электронный ресурс]: URL: http://www.finam.ru/.
12. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/.