Научная статья на тему 'Влияние русского авангарда на современную архитектуру'

Влияние русского авангарда на современную архитектуру Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
905
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский авангард / формообразование / прообразы авангарда / поиски художественной формы / наследие советского авангарда / russian avant-garde / form-building / prototypes of the avant-garde / the search for artistic form / the heritage of the Soviet avant-garde

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галина Ивановна Быкова, Мария Дмитриевна Чаплыгина, Анастасия Геннадьевна Чистякова

В статье анализируются особенности формообразования современной архитектуры, основанной на абстрактных моделях советского авангарда. Рассматривается отношение к советскому авангарду в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of the Russian Avant-Garde on Modern Architecture

The article analyzes the features of the shaping of modern architecture based on abstract models of the Soviet avant-garde. The attitude to the Soviet avant-garde in Russia and abroad is considered

Текст научной работы на тему «Влияние русского авангарда на современную архитектуру»

Social-humanitarian review

DOI 10.24411/2346-8408-2018-10031

The Influence of the Russian Avant-Garde on Modern Architecture

Влияние русского авангарда на современную архитектуру

Galina Ivanovna Bykova,

candidate of architecture, associate professor of the department of architecture of State University of Land Use Planning E-mail: velenecgalina@mail.ru

Maria Dmitrievna Chaplygina,

student of architecture faculty of State University of Land Use Planning E-mail: m974ch@gmail.com

Anastasia Gennadievna Chistyakova,

student of architecture faculty of State University of Land Use Planning E-mail: prak.guz@yandex.ru

Галина Ивановна Быкова,

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству E-mail: velenecgalina@mail.ru

Мария Дмитриевна Чаплыгина,

студент архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: m974ch@gmail.com

Анастасия Геннадьевна Чистякова,

студент архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: prak.guz@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 07.03.01 —Архитектура

Научный руководитель: С.В. Ильвицкая, доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой архитектуры Государственного университета по землеустройству

Annotation. The article analyzes the features of the shaping of modern architecture based on abstract models of the Soviet avant-garde. The attitude to the Soviet avant-garde in Russia and abroad is considered.

Key words: russian avant-garde, form-building, prototypes of the avant-garde, the search for artistic form, the heritage of the Soviet avant-garde

Аннотация. В статье анализируются особенности формообразования современной архитектуры, основанной на абстрактных моделях советского авангарда. Рассматривается отношение к советскому авангарду в России и за рубежом.

Ключевые слова: русский авангард, формообразование, прообразы авангарда, поиски художественной формы, наследие советского авангарда

Революционные достижения XXI века в области технологий проектирования и строительства породили новую эпоху в современном зодчестве, которое объединяет в себя множество движений, направлений и стилей. Однако творческие течения русского авангарда до сих пор не исчерпали до конца свой формообразующий потенциал. Сегодня, благодаря новейшим материалам, технологиям и конструкциям, нереализованные идеи архи-текторов-авангардистов получают воплощение в новой архитектуре, которая представляет собой динамику геометрических форм и силуэтно-пластических абстрактных композиций. Во многих современных сооружениях мы угадываем прообразы, открытия и изобретения, рожденные в эпоху авангарда.

Можно наблюдать, как теория отвлеченной абстрактной архитектурной формы в синтезе с новейшими конструкциями превращается в скульптуру в пространстве — в то, о чем мечтали и спорили новаторы и революционеры архитектуры начала XX века. Художественно-композиционная форма в настоящее время органично соединяется с функционально-конструктивной основой — именно к этому и стремились лидеры авангарда.

Роль архитектора и архитектуры в новом обществе начала XX века виделась совсем иначе, чем в дореволюционные времена. Точкой отсчета для архитекторов стал не отдельный человек, а массы, некие обобщенные социальные группы — школьники, студенты, рабочие, служащие [1].

128

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

Достаточно широко известны социальные эксперименты советских архитекторов: дома-коммуны, клубы, крупные общественные комплексы. Параллельно с этим шли поиски «чистой» формы и нового художественного языка архитектуры.

Бытует мнение, что архитекторы авангарда не любили историю, отрицали роль наследия и были небрежны с городскими реалиями, что в наши дни формирует в общественном сознании негативное отношение к их собственным работам. Однако в действительности все было далеко не так однозначно — лидеры авангарда достаточно умело сочетали поиски художественной формы со стремлением закрепить в градостроительстве новый статус Москвы — после долгого перерыва Москва в 1918 году вновь стала столицей [2].

Повторное открытие советского авангарда в 1960-70-е годы стало переломным событием для многих молодых архитекторов. Учившиеся в то время настоящие знаменитости современной архитектуры, такие как Заха Хадид, Рем Колхас, Стивен Холл, Норман Фостер с удовольствием рассказывают, как повлияло на них авангардное искусство.

К несчастью, в отечественной архитектурной практике наследие авангарда все еще не совсем признано и осознано. Знаменитый исследователь русского авангарда Селим Хан Магомедов успел сохранить всю ценную доку-

ментальную информацию до того, как она была бы выброшена, однако остальному творческому наследию авангарда повезло значительно меньше — здания, к сожалению, му-зеефикации не поддаются — их сносят, реконструируют, перестраивают. Безрадостное положение конструктивистских памятников по всей стране — это результат пропитавшейся в головах людей губительной оценки «коробочной архитектуры».

Архитекторы сегодня снова пользуются геометризированной стилистикой форм и узнаваемыми прототипами. Отсылка к советскому авангарду, к его живой манере, наиболее характерна при создании сверхмонументальных сооружений. Современные технологии и материалы позволяют воплощать в жизнь самые оригинальные идеи. Мечта, стремление и творческая фантазия архитекторов начала XX века помогают сегодня радикальным образом изменять облик городов Земли.

Список литературы

1. Сарабъяное Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учеб, пособие. М.: Издательство МГУ, 1993.

2. Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Радикс, 1994.

№3/2018

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.