Social-humanitarian review
DOI 10.24411/2346-8408-2018-10031
The Influence of the Russian Avant-Garde on Modern Architecture
Влияние русского авангарда на современную архитектуру
Galina Ivanovna Bykova,
candidate of architecture, associate professor of the department of architecture of State University of Land Use Planning E-mail: velenecgalina@mail.ru
Maria Dmitrievna Chaplygina,
student of architecture faculty of State University of Land Use Planning E-mail: m974ch@gmail.com
Anastasia Gennadievna Chistyakova,
student of architecture faculty of State University of Land Use Planning E-mail: prak.guz@yandex.ru
Галина Ивановна Быкова,
кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству E-mail: velenecgalina@mail.ru
Мария Дмитриевна Чаплыгина,
студент архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: m974ch@gmail.com
Анастасия Геннадьевна Чистякова,
студент архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: prak.guz@yandex.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 07.03.01 —Архитектура
Научный руководитель: С.В. Ильвицкая, доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой архитектуры Государственного университета по землеустройству
Annotation. The article analyzes the features of the shaping of modern architecture based on abstract models of the Soviet avant-garde. The attitude to the Soviet avant-garde in Russia and abroad is considered.
Key words: russian avant-garde, form-building, prototypes of the avant-garde, the search for artistic form, the heritage of the Soviet avant-garde
Аннотация. В статье анализируются особенности формообразования современной архитектуры, основанной на абстрактных моделях советского авангарда. Рассматривается отношение к советскому авангарду в России и за рубежом.
Ключевые слова: русский авангард, формообразование, прообразы авангарда, поиски художественной формы, наследие советского авангарда
Революционные достижения XXI века в области технологий проектирования и строительства породили новую эпоху в современном зодчестве, которое объединяет в себя множество движений, направлений и стилей. Однако творческие течения русского авангарда до сих пор не исчерпали до конца свой формообразующий потенциал. Сегодня, благодаря новейшим материалам, технологиям и конструкциям, нереализованные идеи архи-текторов-авангардистов получают воплощение в новой архитектуре, которая представляет собой динамику геометрических форм и силуэтно-пластических абстрактных композиций. Во многих современных сооружениях мы угадываем прообразы, открытия и изобретения, рожденные в эпоху авангарда.
Можно наблюдать, как теория отвлеченной абстрактной архитектурной формы в синтезе с новейшими конструкциями превращается в скульптуру в пространстве — в то, о чем мечтали и спорили новаторы и революционеры архитектуры начала XX века. Художественно-композиционная форма в настоящее время органично соединяется с функционально-конструктивной основой — именно к этому и стремились лидеры авангарда.
Роль архитектора и архитектуры в новом обществе начала XX века виделась совсем иначе, чем в дореволюционные времена. Точкой отсчета для архитекторов стал не отдельный человек, а массы, некие обобщенные социальные группы — школьники, студенты, рабочие, служащие [1].
128
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
Достаточно широко известны социальные эксперименты советских архитекторов: дома-коммуны, клубы, крупные общественные комплексы. Параллельно с этим шли поиски «чистой» формы и нового художественного языка архитектуры.
Бытует мнение, что архитекторы авангарда не любили историю, отрицали роль наследия и были небрежны с городскими реалиями, что в наши дни формирует в общественном сознании негативное отношение к их собственным работам. Однако в действительности все было далеко не так однозначно — лидеры авангарда достаточно умело сочетали поиски художественной формы со стремлением закрепить в градостроительстве новый статус Москвы — после долгого перерыва Москва в 1918 году вновь стала столицей [2].
Повторное открытие советского авангарда в 1960-70-е годы стало переломным событием для многих молодых архитекторов. Учившиеся в то время настоящие знаменитости современной архитектуры, такие как Заха Хадид, Рем Колхас, Стивен Холл, Норман Фостер с удовольствием рассказывают, как повлияло на них авангардное искусство.
К несчастью, в отечественной архитектурной практике наследие авангарда все еще не совсем признано и осознано. Знаменитый исследователь русского авангарда Селим Хан Магомедов успел сохранить всю ценную доку-
ментальную информацию до того, как она была бы выброшена, однако остальному творческому наследию авангарда повезло значительно меньше — здания, к сожалению, му-зеефикации не поддаются — их сносят, реконструируют, перестраивают. Безрадостное положение конструктивистских памятников по всей стране — это результат пропитавшейся в головах людей губительной оценки «коробочной архитектуры».
Архитекторы сегодня снова пользуются геометризированной стилистикой форм и узнаваемыми прототипами. Отсылка к советскому авангарду, к его живой манере, наиболее характерна при создании сверхмонументальных сооружений. Современные технологии и материалы позволяют воплощать в жизнь самые оригинальные идеи. Мечта, стремление и творческая фантазия архитекторов начала XX века помогают сегодня радикальным образом изменять облик городов Земли.
Список литературы
1. Сарабъяное Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учеб, пособие. М.: Издательство МГУ, 1993.
2. Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Радикс, 1994.
№3/2018
129