Научная статья на тему 'Влияние российско-украинского конфликта на треугольник отношений Россия–Китай–Индия'

Влияние российско-украинского конфликта на треугольник отношений Россия–Китай–Индия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Россия / Индия / США / российско-украинский конфликт / двусторонние отношения / China / Russia / India / USA / Russian-Ukrainian conflict / bilateral relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ло Яньчао

Рассматривается влияние российско-украинского конфликта на китайско-российские и индийско-российские отношения. Приведены исторические справки, проанализирована динамика развития отношений между странами, рассмотрен фактор влияния США и их санкций на треугольник РоссияКитайИндия. С эко-номической и финансовой точки зрения именно неуклонный рост напряженности привел к возникновению рос-сийско-украинского конфликта, затягивание которого вызывает серьезную озабоченность у всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of the Russian-Ukrainian Conflict on the Triangle of Russia-China-India Relations

The article examines the impact of the Russian-Ukrainian conflict on Chinese-Russian and Indian-Russian relations. The relations between Russia, China and India have been improving in recent years. The three countries have a lot of common interests which makes them want to cooperate with each other. In the past, there were many conflicts between the three countries but now they are trying to solve their problems peacefully through negotiations. This article contains historical references and dynamics of the development of relations between countries, analysis of the US factor and their sanctions on the Russia-China-India triangle are given. From an economic and financial point of view, it is the inherent tension that has given rise to serious concerns about the international Russian-Ukrainian conflict. The situation in Ukraine has led to a new cold war between Russia and the west, with the US and EU imposing sanctions on Russia. However, it is not only about economic relations but also about cultural relations as well. The relationships between India and China are very important for Russia as they are two of its largest trading partners. India and Russia have enjoyed strong relationship since the collapse of the Soviet Union, partially as a legacy of the Indo–Soviet partnership during the Cold War. But how will this invasion impact future relations between New Delhi and Moscow? Western sanctions and Russian material losses in the war will make it difficult for Russia to fulfill Indian arms orders, especially if the sanctions regime remains in place for several years, forcing India to turn to other sources of weapons, including the United States. Its increasing isolation from Europe could also force Russia to move even closer to India’s rival China, making India less secure. There may be opportunities to improve energy ties between India and Russia, but Western sanctions and geographic barriers will limit any energy gains. A rather unexpected consequence of the Ukraine war, wherein China and India maintained a strategic silence toward Russia when the war initially began, is that each state’s respectively cordial relations with Moscow has become a point of concord.

Текст научной работы на тему «Влияние российско-украинского конфликта на треугольник отношений Россия–Китай–Индия»

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 84 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 84

Научная статья УДК 339.923

doi: 10.17223/19988613/84/14

Влияние российско-украинского конфликта на треугольник отношений

Россия-Китай-Индия

Ло Яньчао

Томский государственный университет, Томск, Россия, 1121080390@qq.com

Аннотация. Рассматривается влияние российско-украинского конфликта на китайско-российские и индийско-российские отношения. Приведены исторические справки, проанализирована динамика развития отношений между странами, рассмотрен фактор влияния США и их санкций на треугольник Россия-Китай-Индия. С экономической и финансовой точки зрения именно неуклонный рост напряженности привел к возникновению российско-украинского конфликта, затягивание которого вызывает серьезную озабоченность у всего мира. Ключевые слова: Китай, Россия, Индия, США, российско-украинский конфликт, двусторонние отношения

Для цитирования: Ло Яньчао. Влияние российско-украинского конфликта на треугольник отношений Россия-Китай-Индия // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 84. С. 112-118. doi: 10.17223/19988613/84/14

Original article

The Impact of the Russian-Ukrainian Conflict on the Triangle of Russia-China-India Relations

Luo Yanchao

Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, 1121080390@qq.com

Abstract. The article examines the impact of the Russian-Ukrainian conflict on Chinese-Russian and Indian-Russian relations. The relations between Russia, China and India have been improving in recent years. The three countries have a lot of common interests which makes them want to cooperate with each other. In the past, there were many conflicts between the three countries but now they are trying to solve their problems peacefully through negotiations. This article contains historical references and dynamics of the development of relations between countries, analysis of the US factor and their sanctions on the Russia-China-India triangle are given. From an economic and financial point of view, it is the inherent tension that has given rise to serious concerns about the international Russian-Ukrainian conflict. The situation in Ukraine has led to a new cold war between Russia and the west, with the US and EU imposing sanctions on Russia. However, it is not only about economic relations but also about cultural relations as well. The relationships between India and China are very important for Russia as they are two of its largest trading partners. India and Russia have enjoyed strong relationship since the collapse of the Soviet Union, partially as a legacy of the Indo-Soviet partnership during the Cold War. But how will this invasion impact future relations between New Delhi and Moscow? Western sanctions and Russian material losses in the war will make it difficult for Russia to fulfill Indian arms orders, especially if the sanctions regime remains in place for several years, forcing India to turn to other sources of weapons, including the United States. Its increasing isolation from Europe could also force Russia to move even closer to India's rival China, making India less secure. There may be opportunities to improve energy ties between India and Russia, but Western sanctions and geographic barriers will limit any energy gains. A rather unexpected consequence of the Ukraine war, wherein China and India maintained a strategic silence toward Russia when the war initially began, is that each state's respectively cordial relations with Moscow has become a point of concord. Keywords: China, Russia, India, USA, Russian-Ukrainian conflict, bilateral relations

For citation: Luo Yanchao (2023) The Impact of the Russian-Ukrainian Conflict on the Triangle of Russia-China-India Relations. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 84. pp. 112-118. doi: 10.17223/19988613/84/14

© Ло Яньчао, 2023

Не успев оправиться от последствий эпидемии СОУГО-19, мир был потрясен другими немаловажными историческими событиями, предвещающими крах современного устоявшегося однополярного мира. Военный конфликт на Украине повлек рекордное количество санкций, введенных западным сообществом против одного государства - России. Активный разворот политики РФ в сторону Востока, в первую очередь Китая и Индии, проходит не так гладко, и виной этому «фактор США» и их санкции [1]. Таким образом, к треугольнику Россия-Китай-Индия добавляются треугольники США-Китай-Индия и США-Россия-Индия; странам приходится с осторожностью искать пути взаимовыгодного сотрудничества, дабы не попасть под санкции Вашингтона.

Невзирая на то, что Китай и Индия являются давними стратегическими партнерами РФ и имеют существенное значение для взаимодействия, нельзя не учитывать фактор влияния США как игрока, присутствующего во всех регионах. И с начала российской спецоперации на Украине Вашингтон заявил о том, что сотрудничество с Россией в любых «подсанкционных» областях повлечет за собой ряд санкций против третьих стран.

Говоря о геополитической геометрии, нельзя не упомянуть так называемый треугольник Киссинджера. Американский политик считал, что в любом треугольнике, где присутствуют Соединенные Штаты, их положение более выгодно, если они поддерживают более высокий уровень отношений с двумя другими странами, чем эти страны между собой. Однако, в отличие от классического треугольника Киссинджера во времена советско-китайского противостояния, сейчас ситуация совершенно иная - у России стабильные и прочные отношения как с Китаем, так и с Индией. Поэтому, стремясь продавить для себя выгодную ситуацию, США пытаются разрушить отношения Москвы с Пекином и Дели, а главным инструментом для этого выступает санкционный шантаж.

Распад Советского Союза, подъем Индии и Китая, напряженность в отношениях между США и Китаем, углубление американо-индийских связей и российско-китайское партнерство, усиленное разрывом России с Западом и военным конфликтом на Украине, оказали глубокое влияние на как на российско-китайские, так и на российско-индийские отношения.

Встреча между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Нарендрой Моди на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в сентябре 2022 г. в Самарканде (Узбекистан), зафиксировала изменения, происходящие в партнерстве между Россией и Индией. Говоря о военной операции Кремля на Украине, Моди в разговоре, равносильном публичному увещеванию, сказал Путину, что он «много раз говорил с ним раньше» о необходимости полагаться на дипломатию и идти по пути к миру, чтобы положить конец конфликту, который привел к резкому росту цен на продовольствие и топливо [2]. Си Цзиньпин, который также присутствовал на саммите ШОС, не одобрял СВО, но и не осудил ее открыто; Моди же, напротив, раскритиковал действия Москвы. Индия, хотя и зависела долгое время от России и по-прежнему счи-

тает ее важным партнером, все чаще стремится устанавливать собственные условия своего участия.

Россия и Индия имеют долгую историю дружественных, взаимовыгодных отношений. На протяжении всей холодной войны Советский Союз как сверхдержава имел преимущество в отношениях с Индией, которая была частью сообщества «развивающихся» стран, хотя и одним из лидеров Движения неприсоединения. Распад Советского Союза и последующее снижение международного статуса России изменили баланс в отношениях с Индией, которая превратилась в крупную державу, преобразованную экономическими реформами, начатыми в начале 1990-х гг., а также растущим глобальным присутствием. В продолжающихся дружеских и обширных связях между Москвой и Нью-Дели ни один наблюдатель не назвал бы Индию «младшим партнером».

После начала Россией СВО на Украине 24 февраля 2022 г. эти отношения могут претерпеть еще большую трансформацию по четырем причинам, в числе которых:

1) стремление России к еще более тесным связям с Китаем;

2) большее значение для России ее связей с Китаем, чем с Индией;

3) снижение значимости России во внешнеполитической повестке Индии;

4) расширябщиеся отношения Индии в области безопасности с Соединенными Штатами.

Последствия российско-украинского военного противостояния будут ощущаться десятилетиями. В Европе -эпицентре конфликта между Россией и Западом - он разрушил остатки ландшафта безопасности после «холодной войны», спровоцировал исторический разрыв между Россией и остальным континентом и побудил НАТО коренным образом пересмотреть свою позицию в области безопасности [2].

Этот сдвиг следует за длинной чередой событий за три десятилетия после окончания холодной войны, в течение которых отношения России с Западом неуклонно ухудшались. Ключевыми факторами, приведшими к полномасштабному вторжению в Украину, были противодействие России расширению НАТО за счет бывших советских сателлитов, ее несогласие со свержением Соединенными Штатами режима Саддама Хусейна в Ираке, российско-грузинская война 2008 г., военный переворот в Киеве и начало необъявленной войны против русскоговорящего населения на востоке Украины в 2014 г.

Внешняя политика России в первые десятилетия XXI в. руководствовалась двумя целями: углублением партнерства с Китаем, которое недавно Президент РФ В.В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин охарактеризовали как «безграничную дружбу», и продвижением многополярного мира, в котором коалиция крупных держав во главе с Россией будет ограничивать влияние Соединенных Штатов и их западных союзников. Такая стратегия предусматривает партнерство крупных держав, в которое входят Индия и Китай.

На протяжении большей части путинского срока управление динамикой внутри треугольника Россия-Китай-Индия было относительно легкой задачей, не

требующей особых дипломатических навыков. Отношения с Китаем, которые постепенно улучшались с конца 1980-х гг., значительно расширились после возвращения Путина на пост президента в 2012 г. Его визит в Пекин после отказа присоединиться к лидерам G8 в Кэмп-Дэвиде всего несколькими неделями ранее был символом его приверженности развивать более тесные связи с Китаем [2].

Партнерство между Москвой и Пекином подкрепляется их все более враждебными отношениями с Вашингтоном. В то время как американо-российские отношения ухудшались, американо-китайские отношения также становились все более напряженными по мере того, как амбиции Пекина расширялись вместе с его возможностями, а администрация Барака Обамы «разворачивалась» в Азиатско-Тихоокеанском регионе и обещала увеличить военное присутствие США там, чтобы успокоить союзников и партнеров с четкой целью сдерживания растущего влияния и амбиций Китая.

Отношения России с Индией развивались по другому сценарию. Индии не уделялось такого же внимания на высшем уровне, как Китаю, по нескольким причинам, важнейшими из которых являются география и геополитика. Для России с ее протяженной границей с Китаем и враждебными отношениями с Западом избегание конфронтации на два фронта является императивом. В противном случае она рискует совершить ту же ошибку, что и Советский Союз во время холодной войны. На протяжении десятилетий Кремль фактически вел сразу две холодных войны - с США и Китаем. Поэтому нормализация отношений с Китаем в конце 1980-х - 1990-х гг. имела первостепенное значение. Более того, в то время как стремление России к еще более тесным связям с Китаем подпитывалось общим геополитическим соперничеством с Соединенными Штатами, в отношениях с Индией не было подобной мотивации. Скорее, подход Москвы к Нью-Дели был обусловлен невозвратными издержками их давних тесных связей: у России не было причин отказываться от присутствия и влияния в Индии, которые она создавала в течение шести десятилетий. Ухудшившиеся обстоятельства России после окончания холодной войны не позволили ей значительно усилить свое влияние в Индии. Между тем по мере роста экономической мощи Индии, расширения геополитических горизонтов ее амбиций и развития ее партнерства с Соединенными Штатами положение России как стратегического и экономического партнера пошло на убыль по сравнению с эпохой холодной войны [2].

Задача России по управлению динамикой внутри этого треугольника, вероятно, значительно усложнится. Нарушив российские отношения с Западом, спецоперация на Украине значительно сократила пространство РФ для геополитического маневра и подтолкнула ее ближе, чем когда-либо прежде, к Китаю, при этом ослабив ее влияние на Пекин. «Безграничное» объятие Китая стало стратегическим императивом. Приоритет Китая во внешней политике России на фоне ухудшения отношений между Китаем и Индией, а также расширение круга партнерских отношений последней усиливают риск серьезного сдвига в российско-индийских

отношениях, возможно, даже вплоть до свертывания их стратегического партнерства, продолжавшегося десятилетиями.

Сочетание окончания холодной войны, динамики в Южной Азии и перегруппировки великих держав привело к серьезным изменениям в отношениях между Индией и Россией, которые все еще продолжаются и почти наверняка будут «подпитываться» конфликтом на Украине. Россия стала единственной страной в мире, против которой введено беспрецедентное количество санкций. Портал Statista приводит следующие цифры: против индивидуальных лиц введено 10 608 санкций, против российских компаний - 3 431; против учреждений - 492 [3].

В то же время в Китае заявляют, что российско-украинский конфликт не изменит внутренней логики и самостоятельного значения развития китайско-российских отношений. В своей работе Чжао Лун [4] отмечает, что за последние годы отношения между Китаем и Россией стали образцом отношений между крупными странами с высокой степенью взаимного доверия, высоким уровнем координации и имеют большую стратегическую ценность. Китайско-российские отношения, несомненно, подвергаются колоссальному давлению со стороны мирового сообщества.

Во-первых, консенсус в отношении поддержания международной системы и порядка проходит «стресс-тест». В условиях конфликта между Россией и Украиной, хотя международная система и не находится в безвыходной ситуации полного краха, ее общая хрупкость и тенденция к локальной дифференциации неизбежны. Приостановка членства России в Совете ООН по правам человека, обсуждение вопроса об исключении России из Совета Безопасности ООН, Всемирной торговой организации и в20 [5], все более ожесточенный «демократически-авторитарный» бинарный оппозиционный нарратив [6], а также формирование «китайско-российской оси» [7] показывают, что возможна «лагерная» реорганизация международной силы, отмеченная исключительной безопасностью и противоположными ценностями. В этом контексте право России определять глобальную повестку дня и участвовать в многосторонних делах может быть ущемлено. Китай и Россия также столкнутся с беспрецедентными стресс-тестами и институциональными издержками, когда они будут совместно поддерживать международную систему, ядром которой являются Организация Объединенных Наций, международный порядок, основанный на международном праве и консенсусе «подлинной многосторонности».

Во-вторых, возрастают как возможности, так и риски углубления практического сотрудничества. Преимущества глобализации для всех, вероятно, исчезнут из-за совокупного воздействия COVШ-19 и российско-украинского конфликта. Трудно повернуть вспять тенденцию превращения в оружие финансов, технологий и энергетики, а также реструктуризации безопасности международных цепочек производства, поставок, инноваций и создания стоимости. С точки зрения возможностей китайско-российские отношения станут ключевыми для избавления России от политической

изоляции, экономических затруднений и технологической блокады. Спрос на Китай в энергетике, науке и технике, инвестициях и финансах будет сильнее. Китайские рынок, капитал, технологии и таланты могут заполнить вакуум, образовавшийся в результате «разъединения» США и Европы с Россией. Но в то же время затяжной конфликт между Россией и Украиной дал Соединенным Штатам, Европе, Японии и другим странам возможность ужесточить санкции, что серьезно повлияло на ожидания России в области экономического развития, финансовый рынок и инвестиционную среду. Использование финансовых санкций «ядерного класса», таких как SWIFT, инициированный Россией «делистинг российских акций» [8], попытка обрушить «нефтедолларовую» гегемонию с помощью «газового рубля» [9] увеличат внешние риски углубления практического сотрудничества между Китаем и Россией. Китайские предприятия или физические лица могут столкнуться с риском «вторичных санкций» при сотрудничестве с Россией, в том числе быть включенными в список граждан особого назначения и лиц, находящихся под блокадой США. Россия сталкивается с препятствиями при заключении контрактов по зарубежным проектам, трансграничных инвестициях и торговых расчетах.

В-третьих, нужно скоординировать стратегическое позиционирование и дипломатический фокус. Для РФ конфликт с Украиной приведет к глубокому идеологическому и этическому «водоразделу» между Россией и ЕС [10]. Поскольку ЕС предложил избавиться от своей зависимости от российских энергоносителей до 2027 г. [11 ], рычаги влияния энергетического сотрудничества на отношения Россия-ЕС заканчиваются. Импульс США воспользоваться российско-украинским конфликтом для «изолирования» России также ограничит готовность обеих сторон и пространство для компромисса. Стратегическая ориентация России может сместиться с дебатов о «цивилизационной принадлежности» на самостоятельный консенсус «цивилизационного исключения», а незападный мир и «взгляд на восток» станут приоритетом ее внешней политики [12]. По сравнению с российской «дипломатической опорой» китайская дипломатия по-прежнему настаивает на построении рамок отношений с крупными странами, отличающихся общей стабильностью и сбалансированным развитием. Всесторонне продвигая китайско-российское всеобъемлющее стратегическое партнерство координации в новую эпоху, Китай подчеркивает, что рассматривает и регулирует китайско-американские отношения в соответствии с принципами взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Китай и ЕС как две основные силы, два основных рынка и две основные цивилизации в мире имеют широкие общие интересы и прочную основу для сотрудничества. В будущей игре великих держав между Китаем, Россией, Соединенными Штатами и Европой инициативный статус России и оперативные исследовательские возможности изменятся, и Китай и Россия столкнутся с необходимостью перекоординации стратегического позиционирования и дипломатических направлений.

Чжау Лун полагает, что необходимо сохранять способность рационально рассматривать конфликты, чтобы изменить внутреннюю логику китайско-российских отношений [4]. Во-первых, Китай и Россия не воспользуются возможностью сформировать союз или создать «антизападный» единый фронт. Многие эксперты считают, что перед лицом стратегического давления так называемого «коллективного Запада» и американской стратегии «двойного сдерживания», особенно в условиях беспрецедентных санкций и изоляции России из-за российско-украинского конфликта, Китай и Россия будут вынуждены встать на давно обсуждаемый диалог, путь союзничества, укрепить связку стратегии и интересов, создать так называемый «антизападный» единый фронт. Фактически союз Китая и России идет вразрез с историческим опытом развития отношений между двумя странами и не соответствует позиционированию друг друга. Судя по историческому опыту, Китай трижды пытался заключить союз с Россией (Советским Союзом) в новое время, включая «Китайско-русский секретный договор», подписанный цинским правительством и царской Россией в 1896 г., «Китайско-советский договор о дружбе и сотрудничестве», подписанный правительствами Китайской Республики и Советского Союза в 1945 г., и «Китайско-советский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», подписанный правительствами КНР и СССР в 1950 г.

Однако результаты показывают, что три попытки альянса не привели к реализации общей обороны, не способствовали построению равноправных и взаимовыгодных отношений между Китаем и Россией, не смогли разрешить разногласия в идеологии и национальных интересах и даже однажды привели к войне друг с другом, что в конечном итоге стало «провалом» в истории двусторонних отношений. Основываясь на данном опыте, Китай и Россия подписали ряд исторических политических договоров, таких как «Договор о добрососедстве и дружбе между Китаем и Россией», закрепив в юридической форме концепцию вечной дружбы, передающейся из поколения в поколение. «Золотой стандарт» китайско-российских отношений -«неприсоединение к конфронтации и не нацеливание на какую-либо третью сторону», подтвержденный историей и реальностью, не будет изменен хаосом политическим и хаосом в сфере безопасности, вызванным конфликтом на Украине.

Кроме того, Китай и Россия (особенно Китай) и «коллективный Запад» очень взаимозависимы с точки зрения экономики, торговли, науки и техники, а также гуманитарных наук. В 2021 г. АСЕАН, Европейский Союз, США, Япония и Южная Корея входили в пятерку крупнейших торговых партнеров Китая, из которых на Европу, Америку, Японию и Южную Корею приходилось 38% общего объема внешней торговли Китая [4]. Европейский Союз является торговым партнером номер один для России, на его долю приходится 37% всего объема внешней торговли России. Хотя торговля между Россией и Европой может постепенно сокращаться из-за таких мер, как снижение энергетической зависимости, этот процесс не может быть завершен

в одночасье. Несмотря на то, что некоторые страны пропагандируют «технический национализм», мир еще не раскололся на две несовместимые системы с точки зрения научных норм и технических стандартов. Поэтому у Китая и России нет объективной материальной базы для построения единого «антизападного» фронта. На субъективном уровне создается впечатление, что Китай и Россия сближаются в рамках «антизападного» консенсуса, что обусловлено ответом на стратегический прессинг США и усиливающееся «демократически-авторитарное» идеологическое противостояние. Однако это «оборонительное взаимодействие» в ответ на запугивание и односторонние санкции, а не наступательный единый фронт с «антизападной» целью.

Во-вторых, конфликты не приведут к дефициту взаимного доверия между Китаем и Россией, а «санк-ционная угроза» не сможет помешать углублению стратегической координации. После начала российско-украинского конфликта китайско-российские отношения подвергаются испытаниям, Китай столкнулся с дилеммой между Соединенными Штатами и Россией, а китайско-российское военное сотрудничество может углубиться. Некоторые страны даже угрожают Китаю санкциями, чтобы тот отказался от сотрудничества с Россией. Следует отметить, что Китай не просто «встал на чью-то сторону» в конфликте между Россией и Украиной, исходя из западной логики, а вынес независимые суждения, исходя из существа и национальных интересов произошедшего. Поддерживая законные интересы России в области безопасности, Китай подчеркнул, что уважает и гарантирует суверенитет и территориальную целостность всех стран, включая Украину, и искренне соблюдает цели и принципы Устава ООН. Это показывает, что Китай и Россия имеют разные взгляды на некоторые международные и региональные вопросы и по-разному реализуют свои требования, но это не мешает общей стратегической координации между Китаем и Россией, поскольку взаимное доверие между Китаем и Россией основано на общем понимании международной честности и справедливости, суждении о мировых тенденциях и взаимном согласовании соответствующих национальных интересов. КНР и РФ могут поддерживать высокую степень внутренней устойчивости и внешней гибкости. В то же время, поскольку эти две страны не следуют логике альянса «ни враг, ни друг» или логике идентичности «мы другие», стратегическая координация Китая и России не будет отчуждена из-за различий в позициях и не может быть разделена из-за отчуждающих интересов внешнего мира. В то же время в трехстороннем взаимодействии Китая, США и России тенденция параллельного развития двусторонних отношений не будет нарушена. Невозможно пытаться провоцировать логику «треугольника холодной войны», чтобы «объединить Россию для противостояния Китаю», или угрожать и оказывать давление на Китай, чтобы он сделал «судьбоносный выбор» в отношениях между Китаем и Россией, а также Китаем и Западом.

В-третьих, внутренняя движущая сила и независимая ценность китайско-российских отношений станут более заметными. Китай и Россия являются крупней-

шими соседями друг друга, общая граница которых составляет 4 300 км. Оба постоянных члена Совета Безопасности ООН, Китай и Россия являются опорными силами для обеспечения международного мира и стабильности. И Китай, и Россия - важные развивающиеся рынки с взаимодополняющие экономические и торговые структуры. Объем их двусторонней торговли увеличился с 8 млрд долл. США в 2000 г. до 146,8 млрд долл. США в 2021 г. [13], перейдя от простой торговли на новый уровень совместных исследований и разработок, совместного производства и согласования стратегий развития. Трансграничная электронная коммерция, цифровая экономика, сельское хозяйство, туризм и торговля услугами все чаще становятся новыми драйверами и областями роста, которые идут рука об руку с традиционными стратегическими проектами. Китай и Россия являются ключевыми игроками в региональном и многостороннем сотрудничестве, возглавляя развитие таких механизмов, как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и G20. Будучи крупнейшими соседями, Китай и Россия имеют общую географическую среду, несут международную ответственность, имеют сравнительные преимущества и взаимодополняемость в развитии, что является внутренними движущими силами быстрого развития двусторонних отношений. На эти «постоянные факторы» российско-украинский конфликт не повлияет. У Китая и России нет ни намерения, ни условий для заключения союза, и Китай не обязан прерывать нормальные экономические и торговые отношения с Россией. Кроме того, целью укрепления всесторонней стратегической координации между Китаем и Россией является не «экспансия власти» на основе статуса силы, а выполнение обязательств крупных стран по защите общих интересов международного сообщества. Укрепление двусторонней стратегической координации не нацелено на какую-либо третью страну и не зависит от изменений международной ситуации. Поскольку в традиционной политике альянса не существует таких вещей, как ограничение ответственности, обмен интересами и «отношения между господином и рабом», стратегическая координация между Китаем и Россией не требует создания «воображаемых врагов» или разграничения «сфер влияния», используя российско-украинский конфликт в своих интересах. Сотрудничеству двух стран не нужно выходить за пределы их соответствующей стратегической воли и возможностей, а тем более за пределы разумных требований и потребностей развития.

Несомненно, разделение и сочетание глобальных сил, раскол и восстановление порядка, столкновение и слияние идеологических течений, а также турбулентность и изменения во всем мире, вызванные побочными эффектами российско-украинского конфликта, будут продолжатся. Как справиться с новыми вызовами в государственном устройстве, мировом порядке и глобальном управлении в «постконфликтную» эпоху, -станет приоритетной задачей развития китайско-российских отношений.

В первую очередь КНР необходимо усилить конструктивную координацию на глобальном и многостороннем уровнях, чтобы стать «стабилизатором» перед

лицом бурных изменений. Хотя китайско-российская стратегическая координация является двусторонними отношениями, она имеет глобальное значение и напрямую касается региональной и мировой стабильности. Ввиду дискуссий о порядке возвращения к «Ялте» (раздел сфер влияния) или «Вене» (координация и баланс сил между крупными державами), которые могут быть вызваны конфликтом между Россией и Украиной, мир может вернуться от «взаимодействия Север-Юг», в котором преобладает повестка дня в области развития, к «борьбе между Востоком и Западом», в которой преобладает повестка дня в области безопасности, а также когнитивный разрыв и конфликт концепции безопасности, концепции порядка и ценностей различных стран, Китаю и России необходимо сформировать «конструктивную координацию» в поддержании мира, стабильности и развития во всем мире, поддержании стабильного функционирования международного порядка, отстаивании общечеловеческих ценностей и совершенствовании глобального управления. КНР и РФ должны воспрепятствовать какой-либо силе проводить «деструктивную перестройку» международной системы, ядром которой является ООН, международный порядок, основанный на международном праве и основных нормах, регулирующих международные отношения, на основе целей и принципов Устава ООН, и предотвратить скатывание мира к «новой холодной войне».

Следующий шаг - придерживаться «отсутствия верхнего предела» двустороннего взаимного доверия между Китаем и Россией, но в то же время прояснить его суть. До того как разразился российско-украинский конфликт, Китай в совместном заявлении повторил позицию России о «противодействии расширению НАТО на восток», а также предложил «понимать и поддерживать соответствующие предложения России по созданию юридически обязывающей долгосрочной гарантии европейской безопасности». Причиной тому не «неограниченное» взаимное доверие между Китаем и Россией, а общая, всеобъемлющая, совместная и устойчивая новая концепция безопасности, которую отстаивает Китай, в рамках которой безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет других, а региональная безопасность не должна гарантироваться за счет укрепления и расширения военных блоков. Кроме того, перед лицом стратегического импульса Соединенных Штатов укреплять альянс «Пять глаз», продвигать «четырехсторонний механизм», собирать воедино «трехстороннее партнерство в сфере безопасности» и пытаться создать «индо-тихоокеанскую версию маленького НАТО», Китай впервые дал понять, что «противодействие расширению НАТО на восток» также основано на глобальном уровне. Это не «обязательная позиция», связанная с требованиями безопасности России. Следует сказать, что суть «безграничного взаимного доверия» между Китаем и Россией заключается в достижении баланса между их соответствующими требованиями и взаимным согласием, балансом

между национальными интересами и общими интересами международного сообщества, а также между принципами «взаимопомощи» и «единомышленников», чтобы взаимное доверие между Китаем и Россией стало «качественным активом» в защите основных международных норм и принципов и поддержании честности и справедливости в мире.

Возникновение конфликта между Россией и Украиной показывает, что у Китая, Индии и России есть общее понимание несправедливости, иррациональности и несовершенства международной системы и порядка и есть различия в выборе решений. Китай и Индия делают упор на реформирование и совершенствование международного порядка на основе его тщательного поддержания, тогда как Россия стремится к его реконструкции или «прекращению» и даже рассматривает классические военные конфликты как один из способов обратить вспять политический процесс.

Подводя итог, отметим, что хотя конфликт между Россией и Украиной может подвергнуть существующий консенсус между Китаем и Россией стресс-тесту, перекоординировать стратегическое позиционирование и дипломатическую направленность и привести к кризисам в практическом сотрудничестве, он не изменит внутреннюю логику развития китайско-российских двусторонних отношений, не приведет к возникновению «антизападного» альянса и не вызовет дефицита взаимного доверия между Китаем и Россией; эндогенная сила и независимая ценность китайско-российских отношений станут более заметными. Укрепление конструктивной координации на глобальном и многостороннем уровнях, прояснение практических результатов при соблюдении взаимного доверия «без потолка» и отстаивание «отсутствия ограниченных зон» для сотрудничества при подчеркивании ценностной ориентации - вот путь, по которому китайско-российские отношения перейдут на более высокий уровень и станут более качественными.

Однако российско-индийские отношения претерпели перебалансировку. Этого и следовало ожидать, учитывая радикально изменившиеся обстоятельства обеих стран и их геополитические приоритеты. Баланс в отношениях решительно сместился в пользу Индии. Это связано с ее послужным списком экономического развития и превращением в великую державу с растущими амбициями. Но это также отражает проблемы, с которыми сталкивается Индия в результате еще более впечатляющего роста экономической и военной мощи Китая и, как следствие, усиления его глобального влияния и статуса. Вопрос в том, какое место занимает Россия в этой новой динамике, учитывая ее приверженность «безграничному» партнерству с Китаем и одновременное намерение защитить свои многолетние инвестиции в отношения с Индией. На это в равной степени должны ответить Москва и Нью-Дели, поскольку Индия также много вложила в двусторонние отношения.

Список источников

1. Уянаев С.В. Россия-Китай-Индия-США: сложное переплетение «киссинджеровских треугольников» // Интерфакс. 2022. 17 апр. URL: https://www.interfax.ru/russia/835350 (дата обращения: 28.12.2022).

2. Menon R., Rumer E. Russia and India: A New Chapter // Carnegie Endowment for International Peace. 2022. 20 Sept. URL:

https://carnegieendowment.org/2022/09/20/russia-and-india-new-chapter-pub-87958 (accessed: 02.01.2023).

3. Total number of list-based sanctions imposed on Russia by territories and organizations worldwide from February 22, 2022 to February 10, 2023, by

target // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1293531/western-sanctions-imposed-on-russia-by-target/ (accessed: 18.01.2023).

4. Чжао Лун. Сто дней российско-украинского конфликта: куда катится мир? // China US Focus. 2022. 16 июня. URL: http://cn.chinausfocus.com/

foreign-policy/20220616/42619.html (дата обращения: 02.01.2023).

5. Shalal A., Strzelecki M. Russia's G20 membership under fire from U.S., Western allies // Reuters. 2022. 23 March. URL: https://www.reuters.com/

world/europe/poland-pushes-call-russia-be-excluded-g20-2022-03-22/ (accessed: 22.01.2023).

6. Applebaum A. There is no Liberal World Order, unless democracies defend themselves, the forces of autocracy will destroy them // The Atlantic. 2022. 31

March. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2022/05/autocracy-could-destroy-democracy-russia-ukraine/629363/ (accessed: 12.01.2023).

7. Stent A. Russia and China: Axis of revisionists? // Brookings. 2020. February. URL: https://www.brookings.edu/research/russia-and-china-axis-of-

revisionists/ (accessed: 12.01.2023).

8. Galouchko K. Russian Lawmakers to Ban Stock Listings on Foreign Exchanges // BQ Prime. 2022. 7 April. URL: https://www.bloombergquint.com/

politics/russian-lawmakers-to-ban-stock-listings-on-foreign-exchanges (accessed: 12.01.2023).

9. Putin orders to supply gas to unfriendly countries for rubles only // TASS. 2022. 23 March. URL: https://tass.com/economy/1426397 (accessed:

08.01.2023).

10. Лукьянов Ф. Между Россией и ЕС прокладывается серьезный водораздел // Россия в глобальной политике. 2022. Апрель. URL: https://globalaffairs.ru/articles/mezhdu-rossiej-i-es-vodorazdel/ (дата обращения: 08.01.2023).

11. Joint Statement between the European Commission and the United States on European Energy Security // European Commission. 2022. 25 March. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_22_2041 (accessed: 18.01.2023).

12. Тренин Д. Кто мы, где мы, за что мы - и почему // Россия в глобальной политике. 2022. Апрель. URL: https://globalaffairs.ru/articles/kto-my-gde-my/ (дата обращения: 18.01.2023).

13. Информационное бюро Госсовета провело пресс-конференцию о ситуации с импортом и экспортом за весь 2021 год. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022-01/15/content_5668472.html (дата обращения: 18.01.2023).

References

1. Uyanaev, S.V. (2022) Rossiya-Kitay-Indiya-SShA: slozhnoe perepletenie "kissindzherovskikh treugol'nikov" [Russia-China-India-USA: The complex

interweaving of "Kissinger triangles"]. Interfaks. 17th April. [Online] Available from: https://www.interfax.ru/russia/835350 (Accessed: 28.12.2022).

2. Menon, R. & Rumer, E. (2022) Russia and India: A New Chapter. Carnegie Endowment for International Peace. 20th September. [Online] Available

from: https://carnegieendowment.org/2022/09/20/russia-and-india-new-chapter-pub-87958 (Accessed: 2nd January 2023).

3. Statista. (2023) Total number of list-based sanctions imposed on Russia by territories and organizations worldwide from February 22, 2022 to Febru-

ary 10, 2023, by target. [Online] Available from: https://www.statista.com/statistics/1293531/western-sanctions-imposed-on-russia-by-target/ (Accessed: 18th January 2023).

4. Zhao Long. (2022) Sto dney rossiysko-ukrainskogo konflikta: kuda katitsya mir? [One Hundred Days of the Russian-Ukrainian Conflict: Where is the

World Heading?]. China US Focus. 16th June. [Online] Available from: http://cn.chinausfocus.com/ foreign-policy/20220616/42619.html (Accessed: 2nd January 2023).

5. Shalal, A. & Strzelecki, M. (2022) Russia's G20 membership under fire from U.S., Western allies. Reuters. 23rd March. [Online] Available from:

https://www.reuters.com/ world/europe/poland-pushes-call-russia-be-excluded-g20-2022-03-22/ (Accessed: 22nd January 2023).

6. Applebaum, A. (2022) There is no Liberal World Order, unless democracies defend themselves, the forces of autocracy will destroy them. The Atlan-

tic. 31st March. [Online] Available from: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2022/05/autocracy-could-destroy-democracy-russia-ukraine/629363/ (Accessed: 12th January 2023).

7. Stent, A. (2020) Russia and China: Axis of revisionists? Brookings. February. [Online] Available from: https://www.brookings.edu/research/russia-

and-china-axis-of-revisionists/ (Accessed: 12th January 2023).

8. Galouchko, K. (2022) Russian Lawmakers to Ban Stock Listings on Foreign Exchanges. BQ Prime. 7th April. [Online] Available from:

https://www.bloombergquint.com/ politics/russian-lawmakers-to-ban-stock-listings-on-foreign-exchanges (Accessed: 12th January 2023).

9. TASS. (2022) Putin orders to supply gas to unfriendly countries for rubles only. 23rd March. [Online] Available from:

https://tass.com/economy/1426397 (Accessed: 8th January 2023).

10. Lukyanov, F. (2022) Mezhdu Rossiey i ES prokladyvaetsya ser'eznyy vodorazdel [A serious watershed is being laid between Russia and the EU]. [Online] Available from: https://globalaffairs.ru/articles/mezhdu-rossiej-i-es-vodorazdel/ (Accessed: 8th January 2023).

11. European Commission. (2022) Joint Statement between the European Commission and the United States on European Energy Security. 25th March. [Online] Available from: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_22_2041 (Accessed: 18th January 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Trenin, D. (2022) Kto my, gde my, za chto my — i pochemu [Who we are, where we are, what we are for - and why]. [Online] Available from: https://globalaffairs.ru/articles/kto-my-gde-my/ (Accessed: 18th January 2023).

13. China. (2022) Informatsionnoe byuro Gossoveta provelo press-konferentsiyu o situatsii s importom i eksportom za ves' 2021 god [The State Council Information Office held a press conference on the situation of imports and exports for the entire year of 2021]. [Online] Available from: http://www.gov.cn/xinwen/2022-01/15/content_5668472.html (Accessed: 18th January 2023).

Сведения об авторе:

Ло Яньчао - аспирант Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: 1121080390@qq.com Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Luo Yanchao - PhD student, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: 1121080390@qq.com The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.01.2022; принята к публикации 03.07.2023 The article was submitted 25.01.2022; accepted for publication 03.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.