Научная статья на тему 'Влияние римского права и его актуальность для современной России'

Влияние римского права и его актуальность для современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4886
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПРАВО РИМСКОГО НАРОДА / РИМСКОЕ ПРАВО / РОССИЙСКОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние римского права и его актуальность для современной России»

Иосифовича, считая, что советы богов у Гомера чаще всего соответствуют тому, что предпринял бы сам герой в данной ситуации сообразно своему характеру, по простым правилам психологической мотивации в художественном произведении.

Список источников и литературы

1.Гомер. Илиада. Перевод с древнегреческого Н.И. Гнедича. Л., 1990.

2. Джулиан Джейнес. Происхождение сознания из бикамерного ума. М. 1982.

3.Свобода воли и божественное руководство в гомеровском эпосе // Зайцев А.И. Избранные статьи. Т. 2. СПб., 2003.

4.Шкуратов В. Историческая психология. Учебное пособие издание 2. М., 1997.

Петрова В.В. курсант 2 курса Пермский институт ФСИН России Научный руководитель: Белоусов А.В.

Влияние римского права и его актуальность для современной России

История Европейской цивилизации берет свое начало из Римской империи, первой универсальной организующей структуры. «Образование» новых правовых систем из римской, прямое либо косвенное принятие рецепции римского права свидетельствует, прежде всего, о современной «настоящей» правовой цивилизованности реципиента. Актуальность римского права обусловлена исторически. Древнеримская культура уже давно занимает главенствующее место в перечне источников права.

Россию, как страну, тесно граничащую с Европой, так же коснулась рецепция римского права, которая нашла своё отражение в рамках романо-германской правовой системы. Обоснование актуальности римского права для современности приводит исследователей в тупик. Идеи рецепции римского права предполагают полную отмену исконно российского частного права и неоднозначную замену современным иностранным правом. Европеизация России в нормах уголовно-исполнительного права, гражданского права, семейного права и административного, может привести к потере исконно русского права.

Исторически российское право образовали обычаи и памятники права славянских народов (Древней Руси), средневековая самобытность России (допетровский период), право императорской России, «коммунистическая ветвь» правового развития (СССР), и право на современном этапе. Россия веками накапливала свой собственный опыт и традиции правового регулирования.

Право римского народа состояло из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имели право издавать распоряжения, и из ответов юристов (Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана, с.608). В литературе высказывается мнение, что римское право - это право рабовладельческого общества (Подопригора А.А., 1990, с.9.), что это «наиболее развитая система рабовладельческого общества» что «право

Древнего Рима - наиболее развитая система права древности, послужившая основой для современной континентальной системы права, к которой принадлежит и Российская Федерация» (Российская юридическая энциклопедия., 1999.).

Есть распространённое мнение, что «римское право» - это право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации (Новицкий И.Б., 1994, с. 6.). В.П. Камышанский считает, что рабовладение-это ключевая составляющая римского права. В своих работах он пишет, что«генезис римских учений о собственности следует искать в отношениях рабовладения. Если учение о собственности занимает центральное место в любой правовой системе, то в центре римского учения о собственности находится собственность на раба, так же как в центре собственности феодальной на землю (и вообще права на землю), а в центре буржуазной собственности - частная собственность на средства производства» (Камышанский В.П., 2000, с. 21).

Мог ли институт рабовладения принести международный авторитет римскому праву? Ни в Европе, ни в России нет института рабовладения, и факт того, что нет необходимости заимствовать такое ярко выраженное классовое, «рабовладельческое» по характеру римское право очевиден. У современного поколения юристов возникает вопрос: В чем же актуальность римского права?

Идеологический компонент рецепции римского права в России, как правило, проявляется в модернизационных процессах развития права. Римское право в России берет свое начало из Византийской империи, которая сыграла важную политическую и социальную роль в формировании российской государственности. Константинополь служил местом, где общались русы, греки и южные славяне. В результате происходило постоянное взаимное знакомство сторонами с правовыми системами друг друга, правовое сотрудничество и законотворчество. Им приходилось составлять международные договоры, а так как это происходило в основном в Византии, то в договорах стали присутствовать элементы римского права.

Принятие христианства как господствующей религии привело к полномасштабной рецепции византийского права. Рецепция римского права и его активная пропаганда осуществлялась посредством распространения духовно-правовой литературы. Ярким примером является активное использование вплоть до XIX в. Кормчей книги, чью основу составило византийское законодательство императора Юстиниана. Кроме этой византийской составляющей в содержание вошло: Свод законов, систематизированных патриархом Константинопольским Иоанном Схоластиком в У1в., Эклога императоров Льва III и Константина V, содержащая нормы римского гражданского права; Номоканон патриарха Фотия (IX), Судный закон; Свод законов императоров Романа и Константина (Хв.); Свод законов императора Алексея Комнена; Свод законов о браке; Пространная Русская Правда, церковные уставы князей Владимира и Ярослава и т.д. Содержание Номоканона, в свою очередь, отразилось на

содержании Судебника 1497г., который также во многом стал дублировать положения византийского права (Ткаченко С.В., 2006.).

Полномасштабное знакомство с теорией и практикой римского права общества произошло при Петре I. Были проведены обширные кодификационные работы, изменена юридическая техника. Появились многочисленные отрасли и институты, ранее не известные русскому праву, как вексельное право, регулирования права на разработку недр, договор товарищества и прочее. Появилось преобладание письменного нормативно-правового акта над иными источниками права.

Современная рецепция римского права в России, как демонстрирует А.И. Косарев, обусловлена идеологическим фактором «возврата в лоно европейских цивилизаций» и попыткой установления преемственности: «Российское право есть целое со своим прошлым и мировым процессом поступательного движения права» (Косарев А.И., 2000, с. 8-9.).

В литературе отмечается, что значение римского права определяется его огромным влиянием на последующее развитие не только права, но и культуры в целом (Салогубова Е.В., 1997). Западный теоретик права Р. Давид считает, что именно «римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире» (Косарев А.И., 2000, с. 8-9).

Негативной стороной идеализации содержания римского права является «шаблонное», стереотипное юридическое мышление. Еще в XIX в. К. Кавелин отмечал, что именно «римское право и римская теория, всосавшаяся в плоть и кровь юристов европейского континента, застилает им глаза...» (Ткаченко С.В., 2007.), а это очень мешает поступательному развитию юриспруденции.

Что же представляет собой римское право в действительности? Что же было реципировано под таким многозначным термином?

Обосновать актуальность для современности римского права, т.е. причины рецепции такого «рабовладельческого» права в других формациях, очень сложно. Исследователь стоит перед проблемой: либо придется доказывать, что право с тех пор не подверглось каким-либо коренным изменениям, либо что рабовладельческая формация имеет место быть сейчас.

Тезис о том, что с рабовладельческих времен право осталось неизменным, достаточно распространен в современной российской юридической литературе. Она пестрит высказываниями, что «степень влияния римского права на правовую жизнь столь велика, что оно на деле сохранило свой авторитет. Все основные понятия континентального гражданского права являются римскими, а многие институты регламентируются так же, как и две тысячи лет назад в Риме» (Ю.К. Толстой, А.П. Сергеева, 1996, С. 59-60.).

Римское рабовладельческое право для российской современности уже слишком устарело, для российского права необходимы новые вливания или собственные разработки. Российская цивилистика идет в русле римского права, но не рецепиирует его полностью. Россия нуждается в более жестких рамках закона и аппарате его регулирования, чем может предложить римское

право. Проблемы непонимания сути римского права, его значения для современной России, порожденные историко-правовым направлением его изучения останутся вопросом еще на многие годы.

Список источников и литературы

¡.Гражданское право: учебник / под.ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М., 1996. - Ч. 1. - С. 59-60.

2.Камышанский, В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М., 2000. - С. 21. [Электронный ресурс] - Режим доступа - СПС «КонсультантПлюс»

3.Косарев А.И. Римское частное право: Учеб.для вузов. М., 2000. С. 8, 9.Новицкий И.Б. Римское право / И.Б. Новицкий. - 5-е изд. - М., 1994. - С. 6.

4.Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. -М.:3ерцало,1997. - С. 608.

5.Подопригора А.А. Основы римского гражданского права: учеб.пособие /А.А. Подопригора. - К., 1990. - С.9.

6.Рецепция права: идеологический компонент. Ткаченко С.В., 2006. - Электронный ресурс.

7.Российская юридическая энциклопедия. - М., 1999. [Электронный ресурс] - Режим доступа - СПС «КонсультантПлюс»

8.Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. М., 1997. [Электронный ресурс] -Режим доступа - СПС «КонсультантПлюс»

9.Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права -Самара, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа - СПС «КонсультантПлюс»

Рицкова А.О., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент О.В. Игнатьева

Творческие индустрии в Перми. Миф или реальность?

Любой человек, в какой бы стране он не жил, ежедневно использует творческие продукты в ходе получения образования, во время работы, досуга и развлекательных мероприятий. Утром мы встаем и одеваемся, включаем музыку, читаем газеты, смотрим телевизор и слушаем радио, пользуемся цифровыми услугами, ходим в кино и в театр. Творческие или креативные индустрии пронизывают всю нашу жизнь.

Наиболее полное определение «Творческой индустрии» дают руководители проекта «Творческие индустрии: Санкт-Петербург, Хельсинки, Манчестер» - это предпринимательство, основанное на творческой деятельности, индивидуальном таланте и навыках, в процессе которого производятся материальные блага и создаются рабочие места на основе использования интеллектуальной собственности (Белова Е.Г., 2002, с. 3). Творческие индустрии - это предпринимательство в сфере культуры. К творческим индустриям относятся:

1. Медийные и традиционные исполнительские виды искусства

2. Дизайн и изобразительное искусство

3. Культурное наследие

Зачем нужны творческие индустрии, и какие проблемы они решают? Без эксперимента, без вовлечения в современную действительность, никакая культура не может сохранять жизненные силы и не способна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.