Научная статья на тему 'Влияние режимов сварки взрывом на удлинение титановой трубы при плакировании медного стержня'

Влияние режимов сварки взрывом на удлинение титановой трубы при плакировании медного стержня Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Малахов А. Ю., Сайков И. В., Николаенко П. А., Первухин Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние режимов сварки взрывом на удлинение титановой трубы при плакировании медного стержня»

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ СВАРКИ ВЗРЫВОМ НА УДЛИНЕНИЕ ТИТАНОВОЙ ТРУБЫ ПРИ ПЛАКИРОВАНИИ МЕДНОГО

СТЕРЖНЯ

Малахов1 А.Ю. молодой ученый, Сайков1 И.В., Николаенко1 П.А.,

Первухин2 Л.Б.

1- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения Российской

академии наук, Черноголовка, sir. malahov2009@yandex. ru 2- Федеральное государственное унитарное предприятие ЦНИИЧермет,

Москва

DOI: 10.24411/9999-004A-2018-10024

В процессе сварки взрывом по свариваемым материалам проходят ударные волны. Они создают в металле упругие возмущения, способные его деформировать. Упругие волны, распространяющиеся в металле, можно рассматривать как систему двух типов волн - продольных и поперечных [1].

Степень деформации материала при сварке взрывом во многом зависит от параметров соударения, которые в свою очередь рассчитываются в зависимости от толщины метаемого элемента и свойств свариваемых сплавов. В случае сварки взрывом изделий цилиндрической формы существуют значительные сложности в расчете режимов сварки и разработке дополнительной оснастки для уменьшения различного рода деформаций.

Целью данной работы было экспериментально определить степень продольной деформации трубы из титана ВТ1-0 при плакировании данной трубой медного стержня на разных режимах нагружения.

Была проведена серия экспериментов с различными режимами соударения. Методика эксперимента предусматривала: 1. Подготовку титановых труб к экспериментам методом реперных точек. 2. Разработку схемы взрывного плакирования. 3. Проведение трех экспериментов по очереди: начиная с наименьшей скорости детонации. 4. Обработку результатов и выявление зависимости степени деформации титановой трубы от режима сварки.

Подготовка сборки под сварку заключалась в следующих операциях:

1. Измерение фактической длины титановой трубы. 2. Нанесение на наружную поверхность трубы специальных меток ударным методом с помощью керна. 3. Измерение расстояния между поставленными метками. 4. Очистка и обезжиривание внутренней поверхности трубы и наружной поверхности медного стержня. 5. Сборка элементов.

Все замеры проводились троекратно. Длина титановых труб по результатам замеров составила L= 1500±2...4 мм, наружный диаметр D = 22±0,1...0,3 мм. Всего было подготовлено 3 образца.

Сварка взрывом осуществлялась на трёх режимах, при которых скорости точек контакта Ук составляли 1500 м/с, 2000 м/с и 3500 м/с соответственно.

Так как в твердом веществе ударная волна с амплитудой даже в сто тысяч атмосфер является слабой, то такая волна мало отличается от акустической: она распространяется со скоростью, близкой к скорости звука и сжимает вещество всего на несколько или десяток процентов [2]. Исходя из того, что при начальном параллельном расположении свариваемых поверхностей друг к другу скорость точки контакта Ук равна скорости детонации D [3], то можно, исходя из значений скорости волны сжатия и скорости детонации рассчитать примерное расстояние, на котором начнется удлинение титановой трубы.

Расчет приблизительного расстояния начала удлинения титановой трубы проводился по следующей формуле:

где Ь1 - расстояние, которое пройдет точка контакта до момента начала возвращения волны разгрузки, м; Ь2 - расстояние, которое пройдет точка контакта за время её встречи с волной разгрузки, м.

Расстояния Ll рассчитывается по следующей формуле:

где Ьтруб - длина титановой трубы (1,5 м); cTL - скорость звука в титане (4847 м/с) [7]; Vk - скорость точки контакта, м/с.

Анализ результатов экспериментов подтвердил расчетные данные по удлинению титановой трубы после сварки взрывом. При этом стоит отметить, что на режиме Vk = 3500 м/с биметаллический стержень стал короче на 6 мм, что свидетельствует о том, что материал не успел разгрузиться и остался в напряженном состоянии.

Эксперименты по сварке взрывом проводились на базе ООО «Битруб Интернэшнл».

Список литературы:

1. Крупин А.В., Соловьев В.Я., Шефтель Н.И., Кобелев А.Г. Деформация металлов взрывом. М.: Металлургия, 1975. 416 с.

2. Зельдович Я.Б., Райзер Ю.П., Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений, М.: Физматлит, 2008, 656 с.

3. Конон Ю.А., Первухин Л.Б., Чудновский А.Д. Сварка взрывом. М.: Машиностроение, 1987, 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.