Научная статья на тему 'Влияние режимов микродугового оксидирования на образование оксидированного слоя'

Влияние режимов микродугового оксидирования на образование оксидированного слоя Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
329
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКСИДИРОВАННЫЙ СЛОЙ / НАПРЯЖЕНИЕ / ПЛОТНОСТЬ ТОКА / ЭЛЕКТРОЛИТ / ПОРШЕНЬ / OXIDIZED LAYER / VOLTAGE / CURRENT DENSITY / ELECTROLYTE / PISTON

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Хохлов Алексей Леонидович, Уханов Денис Александрович, Глущенко Андрей Анатольевич, Марьин Дмитрий Михайлович, Степанов Виктор Александрович

Поршень двигателя внутреннего сгорания (ДВС) является одной из самых напряженных деталей. В процессе эксплуатации поршни подвергаются воздействию высоких температур и давления газов, возникающих при сгорании топлива. Одним из методов повышения ресурса и работоспособности поршня является теплоизоляция днища поршня методом микродугового оксидирования (MДО). Целью настоящей работы является изучение влияния режимов MДО на образование оксидированного слоя на днище поршня ДВС. Наибольшее влияние на состав и толщину оксидированного слоя оказывают напряжение и плотность тока. Исследования зависимости толщины оксидированного слоя от напряжения, подаваемого на электроды, и плотности тока, показали, что при напряжении 250 В наилучший рост пленки происходит при плотности тока 0,3...0,4 А/мм2. Для определения толщины полученного оксидированного слоя проводили анализ фрагмента образца методом растровой электронной микроскопии (РЭM) с рентгеновским микроанализом. Толщина оксидированного слоя находилась в пределах 7.9 мкм. Mатериал покрытия обогащен по кислороду, по сравнению с материалом тела поршня. Таким образом, исследованные режимы микродугового оксидирования (напряжение 250 В, плотность тока 0,3...0,4 А/мм2 и время оксидирования 30 минут) позволяют получить на днище поршня оксидированный слой толщиной 7.9 мкм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Хохлов Алексей Леонидович, Уханов Денис Александрович, Глущенко Андрей Анатольевич, Марьин Дмитрий Михайлович, Степанов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MODES OF MICROARC OXIDATION ON FORMATION OF OXIDIZED LAYER

The piston of internal combustion engine (ICE) is one of the most strained parts. During the process of operation, pistons are exposed to high temperatures and pressure of gases produced during combustion of the fuel. One of the methods for increasing resource and service life of the piston is thermal insulating of the bottom of the piston by method of microarc oxidation (MAО). The purpose of this work is to study the influence of modes of MAO on formation of oxidized layer on the bottom of the piston of internal combustion engine. The greatest influence on the composition and thickness of the oxidized layer provide voltage and current density. Investigation of the dependence of the thickness of the oxidized layer on the voltage applied to the electrodes, and the current density, showed that under the voltage of 250 V the best layer growth occurs at a current density 0,4 0,3...A/mm2. The analysis of the fragment of the sample by the method of scanning electron microscopy (SEM) with x-ray microanalysis was conducted to determine the thickness of produced oxidized layer. The thickness of the oxidized layer was within 7...9 microns. The covering material enriched in oxygen, compared with the material of the body of the piston. Thus, the studied modes of microarc oxidation (voltage 250 V, current density 0,4 0,3...A/mm2 and the time oxidation 30 minutes) allow to get on the bottom of the piston oxidized layer of 7...9 microns.

Текст научной работы на тему «Влияние режимов микродугового оксидирования на образование оксидированного слоя»

УДК 539.23

влияние режимов микродугового оксидирования на образование оксидированного слоя

Хохлов Алексей Леонидович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Технологического института - филиала Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. П.А. Столыпина.

Уханов Денис Александрович*, доктор технических наук, профессор кафедры «Тракторы, автомобили и теплоэнергетика»

ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия»* Глущенко Андрей Анатольевич**, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования»

Марьин Дмитрий Михайлович**, аспирант кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования»

Степанов Биктор Александрович**, аспирант кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования»

ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»** 432017, Ульяновск, бульвар Новый Венец 1; тел.: 89279843479; e-mail: chochlov.73@mail.ru

Ключевые слова: оксидированный слой, напряжение, плотность тока, электролит, поршень.

В статье установлена взаимосвязь режимов оксидирования со свойствами получаемых методом микродугового оксидирования покрытий на днище поршня двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Исследована зависимость толщины оксидированного слоя от напряжения, подаваемого на электроды, и плотности тока. Выполнен анализ структуры и элементного состава оксидированного слоя на днище поршня ДВС методом растровой электронной микроскопии с рентгеновским микроанализом. Результаты исследований показали, что при напряжении 250 В и плотности тока 0,3... 0,4 А/мм2 в течение 30 минут происходит формирование оксидированного слоя толщиной 7.9 мкм.

Введение. Поршень двигателя внутреннего сгорания (ДВС) является одной из самых напряженных деталей. В процессе эксплуатации поршни подвергаются воздействию высоких температур и давления газов, возникающих при сгорании топлива. Одним из методов повышения ресурса и работоспособности поршня является теплоизоляция днища поршня методом микродугового оксидирования (МДО) [1, 2].

В основе МДО лежит процесс анодного окисления (анодирования) металлов, при котором основные факторы, оказывающие наибольшее влияние на теплопроводность и толщину оксидированного слоя, следующие: Х1 - соотношение катодной и анодной токовых составляющих (1к/1а), Х2 - плотность тока (/', А/мм2), Х3 - концентрация электролита (г/л), Х4 -продолжительность оксидирования (£, мин.).

Целью настоящей работы является изучение влияния режимов МДО на образование оксидированного слоя на днище поршня ДВС.

Материалы и методы исследований.

На толщину оксидированного слоя оказывают влияние как внешние (компонентный состав, концентрация и температура электролита; а также режим МДО: полярность, частота, амплитуда и форма импульсов напряжения и тока, их соотношение; время обработки и т.д.), так и внутренние факторы (состав сплава, его термообработка, шероховатость, пористость оксидируемого материала и т.д.) [3].

Образование оксидированного слоя одновременно отражает два протекающих процесса: электрохимическое образование слоя и его химическое растворение. При

и

SS ESS »1

Si

р о ш IS Hi ■ i

00 и

этом рост слоя возможен только в таких электролитах, где скорость его растворения ниже, чем скорость образования. К таким электролитам относят растворы хромовой, серной, ортофосфорной кислот и др.

В таких электролитах толщина оксидированного слоя, мкм, будет пропорциональна формирующему напряжению [3]

h = m6c-U,

(1)

где тбс - эффективность роста барьерного слоя при постоянной плотности ионного тока, мкм/В; и - падение напряжения на плёнке, В [4].

На основании ранее проведенных исследований [5] было установлено, что параметры оксидированного слоя на алюминии могут быть определены путем расчета, исходя из фиксированных режимов анодирования в электролитах, представляющих собой порообразующий раствор [4], в котором формируется сплошная (непористая) пленка, так называемый «оксид барьерного типа» - барьерный слой. При этом его толщина d, мкм, пропорциональна напряжению тока (напряжение формирования иф) по закону [5, 6]:

§=а-иФ, (3)

где а - константа роста оксида (для алюминия а = 1,4 мкм/В); иф - напряжение формирования оксидированного слоя, В.

Так как электрохимические процессы при оксидировании протекают в соответствии с законами Фарадея, то количество электричества О, Кл, [5, 6]:

Q = JI ■ dt

0

t

I = J idS, « - i

(4)

где • - сила тока, проходящего через ячейку в процессе оксидирования, А; ¡. - плотность тока, А/ мм2; 5 - площадь

V 2 Л.

ячейки, через которую проходит ток, мм2; t - время действия тока, с.

Учитывая, что толщина оксидированного слоя связана с напряжением соотношением (3), то скорость формирования оксидированного слоя на поверхности днища

поршня dd/dt (рис. 1), а следовательно, и скорость роста напряжения dUф/dt будут пропорциональны силе тока, проходящего через ячейку оксидированного слоя.

Поскольку особенностью микродугового оксидирования является образование оксидированного слоя барьерного типа, то скорость роста слоя может быть представлена как:

= /(',)

(5)

dt

Из выражения (5) следует, что зависимость скорости роста слоя от напряжения линейна в широком интервале значений плотностей тока [6].

Таким образом, наибольшее влияние на толщину оксидированного слоя оказывают напряжение и плотность тока. Для установления этой зависимости проводили исследования процесса оксидирования днищ поршней в водном растворе ортофосфорной кислоты (НзРО4) с концентрацией 180 г/л при изменении напряжения оксидирования от 160 В до 280 В с шагом 10 В, а плотности тока - от 0 А/мм2 до 9 А/мм2.

Результаты исследований представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1 - Зависимость толщины оксидированного слоя б от напряжения и, подаваемого на электроды, и плотности тока i

200 220 240 Напряжение U,B

Рис. 2 - Двухмерное сечение, характеризующее толщину оксидированного слоя б от взаимодействия напряженияи, подаваемого на электроды и плотности тока i

Electron Image 1

Рис. 3 - Микрофотография поверхности излома образца с выделенными участками оксидированного слоя и днища поршня

Исследования зависимости толщины оксидированного слоя от напряжения, подаваемого на электроды, и плотности тока, показали, что при напряжении 250 В наилучший рост пленки оксидов проходит при плотности тока 0,3...0,4 А/мм2.

Учитывая полученные данные, экспериментальные поршни оксидировали в

II

SEIS ESS »1

Si

р Ü ш IS Hi M ■ i

00 s!

Рис. 4 - Микрофотография поверхности излома оксидированного слоя

течение 30 минут при напряжении 250 В и плотности тока 0,4 А/мм2.

Для определения толщины полученного оксидированного слоя анализировали его структуру и элементный состав методом растровой электронной микроскопии (РЭМ) с рентгеновским микроанализом. Микрофотография поверхности излома образца представлена на рис. 3.

Исследование выделенных областей показало, что толщина оксидированного слоя в них составляет 8 мкм (рис. 4).

Результаты исследований элементного состава в атомных концентрациях, нормализованных к 100% с учётом всех зарегистрированных элементов, показали, что основными элементами оксидированного слоя днища поршня являются кремний и алюминий. В оксидированном слое содержались незначительные примеси магния, железа, меди. Толщина оксидированного слоя составила 7...9 мкм на всей протяженности излома образца. Содержание кислорода в оксидированном слое днища поршня исследуемого образца составило 13,82 единиц. В днище оксидированного поршня содержание кислорода увеличилось до 2,6 единиц против 1,04 у типового поршня.

Выводы. Таким образом, для получения на днище поршня оксидированного слоя толщиной 7.9 мкм оптимален следующий режим микродугового оксидирования: напряжение 250 В, плотность тока 0,3.0,4 А/мм2 и время оксидирования 30 минут.

Библиографический список

1. Марьин, Д.М. Микродуговое оксидирование как способ снижения теплона-пряженности поршней /Д.М. Марьин, А.Л. Хохлов, Д.А. Уханов, В.А. Степанов // Проблемы экономичности и эксплуатации автотракторной техники: материалы 25-ого Международного научно-технического семинара им. Михайлова В.В. - Саратов: СГАУ. 2012. - С. 154 - 156.

2. Марьин, Д.М. Результаты исследований теплопроводности поршня с оксидированным днищем / Д.М. Марьин, А.Л. Хохлов // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: Опыт, проблемы и пути их решения: Материалы IV Международной научно-практической конференции: - Ульяновск. УГСХА. 2012 .- С. 100-104.

3. Суминов, И.В. Микродуговое оксидирование (теория, технология, оборудование) / И.В. Суминов, А.В. Эпельфельд, В.Б. Людин, Б.Л. Крит, А.М. Борисов. - М.: ЭКОМЕТ, 2005. - 368 с.

4. Степанов, В.А. Микродуговое оксидирование поверхности деталей из алюминиевых сплавов. / В.А. Степанов, А.Л. Хохлов, К.У. Сафаров // Материалы II-й Открытой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Ч. 2.: Молодежь и наука XXI века - Ульяновск: УГСХА, 2007 - С. 45 -48.

5. Чернышев В.В. Исследование пористых покрытий методом синхронного ос-циллографирования / В.В. Чернышев, Г.И. Галкин // Физика и химия конденсируемых сред: межвуз. сб. научн. тр. - Воронеж, 1981. - С. 23 - 25.

6. Чернышев, В.В. Влияние аниона электролита на формирование нанострук-турированного анодного оксида алюминия / В.В. Чернышев, А.В. Чернышев, А.Е. Грид-нев, С.В. Зайцев // Вестник ВГУ. Серия: Физика. Математика. - 2009. № 2. - С. 13 - 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.