Научная статья на тему 'Влияние режима обкатки на показатели работы двигателей'

Влияние режима обкатки на показатели работы двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигатель / ремонт / обкатка / испытание / технические показатели / распределение и закономерности / engine / repair / running-in / test / technical indicators / distribution and regularities

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Королев Александр Егорович

В статье анализируется процесс обкатки двигателей на ремонтном предприятии. Технология обкатки в значительной степени определяет надёжность двигателей. Работоспособность двигателей характеризуется допустимыми значениями их выходных параметров. Проведены производственные испытания дизелей ЯМЗ-238НБ на трёх режимах различной продолжительности. Показан диапазон рассеивания технических показателей относительно нормативных значений, установленным требованиям соответствуют 64…72% двигателей. Определена корреляционная взаимосвязь между изучаемыми параметрами. Выявлены закономерности изменения выходных показателей качества приработки двигателей. Установлено влияние режима обкатки на качественные показатели объектов исследования, по значимости факторы распределились следующим образом: время 0,72, нагрузка 0,15, скорость 0,13. Рекомендовано увеличить продолжительность испытания дизелей в 1,5 раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REGIME THE RUNNING-IN ON INDICATORS OF WORKS ENGINES

In article process of a running-in of engines at repair shop is analyzed. The technology of a running-in substantially defines reliability of engines. Working capacity of engines is characterized by permissible values of their output parameters. Have been carried out manufacturing tests of the diesels YaMZ-238NB in three modes of different duration. The range of technical indicators dispersion relative to normative values is shown, 64... 72% engines comply with the established requirements. The correlation interrelation between the studied parameters is defined. Regularities of change of output parameters of engines running-in quality are revealed. Influence of the mode of a running-in on quality indicators of objects of a research is established, by significance, the factors were distributed as follows: time 0.72, load 0.15, speed 0.13. It recommended increasing the test duration of diesels by 1.5 times.

Текст научной работы на тему «Влияние режима обкатки на показатели работы двигателей»

УДК 621.436.22

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12306

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ОБКАТКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ

Королев Александр Егорович

к.т.н., доцент кафедры «Технические системы в АПК» Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Россия, г. Тюмень

Аннотация. В статье анализируется процесс обкатки двигателей на ремонтном предприятии. Технология обкатки в значительной степени определяет надёжность двигателей. Работоспособность двигателей характеризуется допустимыми значениями их выходных параметров. Проведены производственные испытания дизелей ЯМЗ-238НБ на трёх режимах различной продолжительности. Показан диапазон рассеивания технических показателей относительно нормативных значений, установленным требованиям соответствуют 64...72% двигателей. Определена корреляционная взаимосвязь между изучаемыми параметрами. Выявлены закономерности изменения выходных показателей качества приработки двигателей. Установлено влияние режима обкатки на качественные показатели объектов исследования, по значимости факторы распределились следующим образом: время - 0,72, нагрузка - 0,15, скорость - 0,13. Рекомендовано увеличить продолжительность испытания дизелей в 1,5 раза.

Ключевые слова: двигатель, ремонт, обкатка, испытание, технические показатели, распределение и закономерности

INFLUENCE OF REGIME THE RUNNING-IN ON INDICATORS OF WORKS

ENGINES

Korolev Alexander Egorovich

Ph.D, associate professor the department «Technical systems in agrarian and industrial complex»

Northern Trans-Ural State Agricultural University Russia, Tyumen

Abstract. In article process of a running-in of engines at repair shop is analyzed. The technology of a running-in substantially defines reliability of engines. Working capacity of engines is characterized by permissible values of their output parameters. Have been carried out manufacturing tests of the diesels YaMZ-238NB in three modes of different duration. The range of technical indicators dispersion relative to normative values is shown, 64... 72% engines comply with the established requirements. The correlation interrelation between the studied parameters is defined. Regularities of change of output parameters of engines running-in quality are revealed. Influence of the mode of a running-in on quality indicators of objects of a research is established, by significance, the factors were distributed as follows: time - 0.72, load - 0.15, speed - 0.13. It recommended increasing the test duration of diesels by 1.5 times.

Keywords: engine, repair, running-in, test, technical indicators, distribution and regularities

Показатели надёжности отремонтированных машин и агрегатов должны быть не менее 80% от новых. Рациональное построение технологических процессов ремонта техники в дальнейшем создаёт условия более эффективного её использования [1]. Обкатка является завершающим этапом ремонта двигателей, предопределяющим их

последующую годность [2]. Оптимальные режимы приработки позволяют подготовить в полной мере поверхности трения к восприятию эксплуатационных нагрузок [3]. Работоспособность двигателей характеризуется не только способностью выполнять заданные функции, но и допустимыми значениями их выходных параметров.

Эксперименты проводились в ремонтном предприятии на тракторных дизелях ЯМЗ-238НБ, которые обкатывались по одно, трёх и пятичасовым режимам. В каждой группе находилось от 18 до 22 объектов наблюдения. При испытании двигателей определялись эффективная мощность, удельный эффективный расход топлива и дополнительно мощность механических потерь. Обработка результатов измерений выполнялась с приведением их к стандартным атмосферным условиям.

Вследствие отклонений в технологии ремонта и качестве комплектующих деталей всегда имеется рассеивание выходных показателей в определенном диапазоне. На примере двигателей, обкатанных по трёхчасовому режиму, показан диапазон изменения эффективной мощности и удельного эффективного расхода топлива относительно нормативных показателей (рис. 1).

f(x) 0.4 0,3 0,2 ОД 0,0

0,90 0,95 1,00 1,05 1,10 N* gc

Рисунок 1 - Распределение эффективной мощности (1) и удельного эффективного расхода топлива (2) двигателей ЯМЗ-238НБ

Коэффициент их вариации составляет 0,4...0,5, установленным требованиям соответствуют 64.72% двигателей. На основе математического анализа исходных данных определены корреляционные отношения изучаемых параметров (табл. 1). _Таблица 1 - Корреляционная матрица факторов_

Факторы t n P Ne ge N™

t 1 0,951 0,939 0,985 -0,969 -0,978

n 0,951 1 0,852 0,876 -0,851 -0,892

P 0,939 0,852 1 0,893 -0,844 -0,887

Уровень взаимосвязи всех факторов высокий, а наибольшая корреляция с продолжительностью обкатки. Регрессионным анализом выявлен характер закономерностей выходных показателей качества приработки двигателей (рис. 2.. .4).

л

1500 1525 1550 1575 п,мин-> 350 375 400 425 Р, Н

1 2 3 4 t, ч

Рисунок 2 - Влияние частоты вращения коленчатого вала (п), нагрузки (Р) и времени обкатки (1) на эффективную мощность двигателя ЯМЗ-235НБ

ge, г

кВт • Ч 252

249

246

243

\/р

п

1500

350

1

1525

375

2

1550

400

3

1575

425

4

п, мин"' Р,Н

t, Ч

Рисунок 3 - Влияние частоты вращения коленчатого вала (п), нагрузки (?) и времени обкатки (1) на удельный эффективный расход топлива двигателя ЯМЗ-2Э5НБ

Имп, кВт

35

30

25

^__уР Чл

/п

1500 1525 1550 1575 п, мин"1

350 375 400 425 Р,Н

1 2 3 4 t, ч

Рисунок 4 - Влияние частоты вращения коленчатого вала (n), нагрузки (P) и времени обкатки (t) на мощность механических потерь двигателя ЯМЗ-235НБ

По степени влияния на технико-экономические показатели факторы распределились следующим образом: время - 0,72, нагрузка - 0,15, скорость - 0,13, т.е. доминирующим параметром является продолжительность приработки. На каждый час увеличения длительности испытания двигателей после ремонта показатели улучшаются в среднем на 6%. Для достижения нормативных значений необходимо существующий режим обкатки продлить на 1...1,5 часа. Таким образом, без применения специальных методик и приборов можно проанализировать процесс приработки двигателей и внести соответствующие коррективы.

Список литературы:

1. Королев А.Е. Технологическое формирование эксплуатационной годности двигателей / А.Е. Королев // The Scientific Heritage. - 2020. - Т. 1. - №45. - С. 42-45.

2. Синев А.Н. О совершенствовании технологии обкатки двигателей внутреннего сгорания / А.Н. Синев, А.С. Яшин // Современные наукоемкие технологии. -2014. - № 5-2. - С. 76-76.

3. Волченков А.В. Исследование и разработка триботехнически обоснованных режимов обкатки двигателей после капитального ремонта / А.В. Волченков // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 136-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.