Научная статья на тему 'Влияние реструктуризации компании на стоимость ее бизнеса'

Влияние реструктуризации компании на стоимость ее бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / СЛИЯНИЕ / ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ / VALUE OF BUSINESS / RESTRUCTURING / MERGER / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иевлева Н. В., Кузьмина Ю. О.

В статье проведен анализ влияния реструктуризации на стоимость бизнеса и его конкурентоспособность. Учитывая влияние наиболее значимых факторов, воздействующих на стоимость бизнеса, предложены методы по достижению максимизации стоимости бизнеса и рассмотрен один из наиболее быстрых и действенных методов процесс слияния компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние реструктуризации компании на стоимость ее бизнеса»

Иевлева Н.В.,Кузьмина Ю.О.2 ©

'Доцент кафедры «Экономика и менеджмент», кандидат экономических наук;

2магистрант, Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ

ВЛИЯНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КОМПАНИИ НА СТОИМОСТЬ ЕЕ БИЗНЕСА

Аннотация

В статье проведен анализ влияния реструктуризации на стоимость бизнеса и его конкурентоспособность. Учитывая влияние наиболее значимых факторов, воздействующих на стоимость бизнеса, предложены методы по достижению максимизации стоимости бизнеса и рассмотрен один из наиболее быстрых и действенных методов - процесс слияния компаний.

Ключевые слова: стоимость бизнеса, реструктуризация, слияние, эффект синергии Keywords:value of business, restructuring, merger,synergy

В настоящее время многие бизнесмены и ученые приходят к выводу, что пора сосредоточить внимание не на максимизации дивидендов и росте прибыли как предпосылке развития бизнеса, а на росте стоимости самого бизнеса.

Экономика, выстроенная по принципу больших объемов стандартизированных товаров, давно себя изжила. В настоящее время развитие компаний напрямую связано с решением трех основных задач: ростом уровня и масштаба производства, завоеванием статуса на международном рынке и достижением высокого уровня конкурентоспособности продукции и бизнеса в целом.

Ситуация на рынке складывается таким образом, что самыми благосостоятельными людьми являются держатели акций, у которых основной доход идет не от дивидендов, имеющих ограничения в виде размера доходов компании, а от роста капитализации фирмы. В результате, все большее внимание завоевывает концепция управления стоимостью фирмы, возникшая в начале 80-х годов XX века в Америке.

Содержание концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций.

В общем виде рыночную стоимость бизнеса определяют как наиболее вероятную цену, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, при условии, что стороны сделки располагают всей информацией. Другими словами, это качественный и количественный показатель результатов работы компании. На стоимость бизнеса влияет множество факторов, на рисунке 1 выделены наиболее значимые из них.

©Иевлева Н.В., Кузьмина Ю.О., 2012 г.

Эндогенные факторы

♦величина доходов; •финансовое положение предприятия; •стоимость нематериальных активов; •кадровый состав; •развитие НИОКР;

•степень конкурентоспособностипродукции и бизнеса;

•состав и структура выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

•технологияи затраты на производство;

•структура управления

Экзогенные факторы

•экономические факторы;

•политические и законодательные факторы;

•риски;

•затраты на создание аналогичных предприятий; •научно-технические факторы; •социальные и культурные факторы; •микросреда фирмы Рисунок 1 - Факторы, влияющие на стоимость бизнеса

Стоит отметить, что руководство среднего и высшего звена менеджмента не имеет возможности воздействовать на каждый фактор. Однако, есть механизмы, позволяющие усилить влияние благоприятных для фирмы факторов, подавив воздействия негативных факторов. Наиболее мощным механизмом являются рыночные преобразования, открывающие новые перспективы для бизнеса.

Управление стоимостью бизнеса связано с такими понятиями как реформация, трансформация, преобразования, реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг. На рисунке 2 представлен один из вариантов максимизации стоимости бизнеса._

Выход на новый уровень развития ^

Рост за пределы отрасли

Поглощения и слияния

Тактика разроет анты

Разработка новых товаров, услуг

Выход на международную арен}'

Выход на новые рынки

Повышение

степени удержания покупателей

Работа на месте

"V-V

Увеличение доли фирмы в расходах покупателей

Привлечение

новых потребителей

Рисунок 2 -Уровни развития бизнеса

На приведенной схеме отражены возможные уровни функционирования бизнеса. Проводя ту или иную политику развития бизнеса руководство компании выбирает

стратегию и перспективы развития компании. Наиболее существенных изменений в бизнесе можно достичь лишь путем реструктуризации. Качественно изменить масштаб деятельности, а зачастую и сферу деятельности можно путем слияний.

С юридической точки зрения существует достаточно большое количество способов объединения. На практике их связывают мотивы. Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний.

Сложность проведения слияний заключается в необходимости учета и анализа множества аспектов. Изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов или подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой занимается синергетика. Под синергетическим эффектом принято понимать возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему [4, С. 220]. Эффект синергии может быть как положительным, так и отрицательным. С экономической точки зрения эффект синергии - ключ к максимизации стоимости бизнеса. Возможные формы проявления эффекта синергии представлены на рисунке 3.

В экономике эффект синергии проявляется как превышение капитализации объединенной компании над суммой капитализации компаний до их объединения. Поэтому, на основании анализа величины эффекта синергии принимается управленческое решение по проведению слиянию компаний, способствующее достижению роста стоимости объединенной компании.

Главной задачей остается разработка методики расчета эффекта синергии. Ученые не пришли к единогласному мнению по этому поводу. До сих пор ведутся работы по поиску наиболее полной формулы расчета эффекта синергии.

Получение положительного эффекта синергии зависит не только от качественного проведения финансового анализа сделки, но и тот способности менеджера правильно трактовать полученные результаты.

Формы проявления эффекта синергии

Финансово-экономические

Налоговые льготы

Накопление ресурсов и доступ к финансовым ресурсам для реализации инвестиционных проектов

Оптимизация загрузки производственных мощностей

Факторы, влияющие на место фирмы на рынке

И

Создание новых продуктов, расширение ассортимента

Торговый синергизм

Увеличение политического влияния

Преодоление законодательных барьеров

Выход на новые рынки

Создание новой рыночной ниши

Рост доли рынка

Снижение закупочных цен (увеличение объемов)

Скидки из-за угрозы смены поставщика

Новые каналы сбыта

Доступ к налаженным связям с заказчиками

Приобретение лояльных клиентов

Комбинирование взаимодополняющих ресурсов

Операционная экономия на масштабе

Совершенствование корпоративной стратегии, культуры

Кадровые перестановки

Рисунок 5 - Формы проявления эффекта синергии при слияниях компаний

Если положительный эффект предсказать можно, то появление отрицательного эффекта практически непредсказуемо. Получение положительного эффекта синергии является одной из главных целей объединения компаний, так как этот эффект является единственным преимуществом недоступным для повторения какому-либо из конкурентов компаний и выражается в увеличении рентабельности предприятия, уменьшении различного рода издержек, появлении новых конкурентных преимуществ.

Литература

1. Иевлева Н.В., Варвина Н.А. Оценка стоимости бизнеса и ее роль при принятии управленческих решений // Управление предприятием: методология, методика, концепция: материалы Регион. Научн.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых, г. Волжский, 14-15 мая 2010 г.: тезисы докладов/ Волж. политехн. ин-т (филиал) Гос. образоват. учреждения высшего проф. Образования «Волгогр. гос. техн. ун-т»; редкол.: М.К. Старовойтов (гл. ред.) . - Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, - 2010. - С. 165-167.

2. Иевлева Н.В., Гаврилова О.А., Нестеренко Т.В. Факторы, влияющие на рыночную стоимость действующего предприятия // М: Проблемы экономики.- 2010. - №2.

3. Ищенко С. М. Оценка эффекта синергии при слияниях и поглощениях компаний: Автореф. дис. канд. эконом.наук. - Екатеринбург, 2011. - 27 с.

4. Краснов Г.А., Виноградов В.В. Условие возникновения синергетического эффекта при интеграции экономических систем // Вестник Нижегородского университета. - 2009. -№4 - С. 219-222.

5. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. Пособие для вузов. - 4-е изд. - М. : Омега-Л, 2012. — 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.