Научная статья на тему 'Влияние "репродуктивного туризма" на законодательство, регулирующее суррогатное материнство'

Влияние "репродуктивного туризма" на законодательство, регулирующее суррогатное материнство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
516
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / БИОЭТИКА / ИНДИЯ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТУРИЗМ / SURROGATE MOTHERHOOD / BIOETHICS / INDIA / REPRODUCTIVE TOURISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саввина Ольга Владимировна

В статье рассматривается положение женщин суррогатных матерей из низших каст Индии, которое обусловлено законодательным регулированием суррогатного материнства. Низкая стоимость услуг суррогатных матерей и законодательное регулирование, выгодное для генетических родителей, привлекают клиентов из-за рубежа, сделав Индию мировым центром суррогатного материнства. Последствиями этого является униженное положение суррогатных матерей, их незащищенность, что противоречит декларируемым демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Индии. Защита демократических ценностей и закрепление старой кастовой системы характерны для Индии, что также закреплено в законодательстве. В ноябре 2016 г. был представлен новый билль, запрещающий суррогатное материнство на коммерческой основе. В настоящее время билль находится на рассмотрении. В статье показано, что, если билль будет принят, он хотя и решит некоторые проблемы, связанные с униженным положением суррогатных матерей, но не решит проблем, связанных: 1) с автономией суррогатных матерей; 2) защитой прав женщин низших каст, прибегающих к работе суррогатной матерью. Кроме того, билль может вызвать новые социальные и экономические проблемы. Во-первых, внедрение билля сильно ударит по «репродуктивному туризму» в Индию, серьезно сократив отрасль. Во-вторых, запрет на суррогатное материнство на коммерческой основе оставит без работы немалую часть медицинского персонала ЭКО-клиник. Новый билль потребует немалых сил органов исполнительной власти и полиции, поскольку запрет распространяется на хорошо развитую отрасль в медицине, получившую международную известность. В противном случае внедрение билля может спровоцировать появление теневого рынка суррогатного материнства. В статье приводится ряд альтернативных мер с целью решить проблемы, вызванные «репродуктивным туризмом», такие как диагностика, оказание медицинской помощи суррогатным матерям после родов, контроль за содержанием суррогатных матерей и защитой их прав. Подобные меры уже давно и успешно используются в сфере экспериментов с участием людей и имеют международную законодательную основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF "REPRODUCTIVE TOURISM" ON LEGISLATION GOVERNING SURROGACY

The article discusses the plight of women surrogate mothers from the lower castes of India, which is the result of legislative regulation of surrogate motherhood. The low cost of services of surrogate mothers and legal regulation advantageous for the genetic parents, attract clients from abroad, making India the world centre of surrogacy. The consequence is a humiliating situation of surrogate mothers, their vulnerability, and contrary to the declared democratic values enshrined in the Constitution of India. The protection of democratic values and consolidation of the old caste are natural of India, which is also enshrined in the legislation. In November 2016, a new bill prohibiting surrogacy on a commercial basis was presented. Currently the bill is pending. The article shows that if the bill is passed, it will solve some of the problems associated with the humiliated position of surrogate mothers, but will not solve problems related to 1) the autonomy of surrogate mothers; 2) protection of the rights of women of the lower castes applying for the job of a surrogate mother. In addition, the bill may cause new social and economic problems. Firstly, the introduction of the bill will hit "reproductive tourism" in India, seriously reducing the industry. Secondly, the ban on surrogate motherhood on a commercial basis will be a significant part of the medical staff of IVF clinics. A new bill will require considerable powers of Executive authorities and police, since the ban applies on a well-developed industry in medicine, having gained international fame. Otherwise, the introduction of the bill may create a black market of surrogacy. The article provides a number of alternative measures to solve problems caused by "reproductive tourism", such as diagnosis, medical aid to surrogate mothers after childbirth, control over the content of surrogate mothers and the protection of their rights. Similar measures have already been successfully used in the field of experiments with the participation of the people, and have international legal framework.

Текст научной работы на тему «Влияние "репродуктивного туризма" на законодательство, регулирующее суррогатное материнство»

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

О. В. Саввина*

ВЛИЯНИЕ «РЕПРОДУКТИВНОГО ТУРИЗМА» НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО

Аннотация. В статье рассматривается положение женщин — суррогатных матерей из низших каст Индии, которое обусловлено законодательным регулированием суррогатного материнства. Низкая стоимость услуг суррогатных матерей и законодательное регулирование, выгодное для генетических родителей, привлекают клиентов из-за рубежа, сделав Индию мировым центром суррогатного материнства. Последствиями этого является униженное положение суррогатных матерей, их незащищенность, что противоречит декларируемым демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Индии. Защита демократических ценностей и закрепление старой кастовой системы характерны для Индии, что также закреплено в законодательстве. В ноябре 2016 г. был представлен новый билль, запрещающий суррогатное материнство на коммерческой основе. В настоящее время билль находится на рассмотрении. В статье показано, что, если билль будет принят, он хотя и решит некоторые проблемы, связанные с униженным положением суррогатных матерей, но не решит проблем, связанных: 1) с автономией суррогатных матерей; 2) защитой прав женщин низших каст, прибегающих к работе суррогатной матерью.

Кроме того, билль может вызвать новые социальные и экономические проблемы. Во-первых, внедрение билля сильно ударит по «репродуктивному туризму» в Индию, серьезно сократив отрасль. Во-вторых, запрет на суррогатное материнство на коммерческой основе оставит без работы немалую часть медицинского персонала ЭКО-клиник. Новый билль потребует немалых сил органов исполнительной власти и полиции, поскольку запрет распространяется на хорошо развитую отрасль в медицине, получившую международную известность. В противном случае внедрение билля может спровоцировать появление теневого рынка суррогатного материнства. В статье приводится ряд альтернативных мер с целью решить проблемы, вызванные «репродуктивным туризмом», такие как диагностика, оказание медицинской помощи суррогатным матерям после родов, контроль за содержанием суррогатных матерей и защитой их прав. Подобные меры уже давно и успешно используются в сфере экспериментов с участием людей и имеют международную законодательную основу.

Ключевые слова: суррогатное материнство, биоэтика, Индия, репродуктивный туризм. 001: 10.17803/1729-5920.2018.135.2.140-147

В современном мире мобильность граждан щают другие государства с целью получить недовольно высока. Люди покупают вещи по Ин- обходимые им медицинские услуги. Одним из тернету в других государствах, а также посе- критериев, определяющих, почему приходит-

© Саввина О. В., 2018

* Саввина Ольга Владимировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры этики факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов fgsn.Dek@rudn.university

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2

ся ехать в другую страну, — законодательное регулирование медицинских вмешательств в репродукцию человека, таких как аборт, экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство. Во многих странах действует запрет на применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), в том числе суррогатного материнства. Изначально законодательство стран во многом влияет на карту «репродуктивного туризма», но впоследствии репродуктивный туризм может влиять на законодательство. Этот обратный процесс особенно виден на примере законодательного регулирования гестационного суррогатного материнства в Индии.

Гестационное суррогатное материнство появилось относительно недавно — в 1980-е гг. Оно включает в себя процедуру экстракорпорального оплодотворения женщины, не являющейся генетической матерью будущего ребенка (имплантация в матку женщины эмбриона, созданного ^Иго — в пробирке). Половые гаметы в данном случае берутся у генетических родителей (отца и матери). Чаще всего к суррогатному материнству прибегают пары, которые не могут иметь детей по состоянию здоровья, а также «нетрадиционные» пары, состоящие из мужчин-гомосексуалистов.

Законодательное регулирование данной практики суррогатного материнства значительно различается в разных странах. Можно выделить три позиции, отраженные в законодательстве: 1) суррогатное гестационное материнство запрещено как на добровольной, так и на коммерческой основе; 2) разрешено на добровольной безвозмездной основе, но запрещено на коммерческой; 3) разрешено как на добровольной безвозмездной, так и на коммерческой основе. Россия относится к последней категории. В странах первой категории нередким наказанием является тюремный срок.

Некоторые пары, желающие прибегнуть к услугам суррогатной матери и проживающие на территории стран, в которых суррогатное материнство запрещено, ищут решение проблемы за рубежом. Следует заметить, что культурные традиции, вероисповедание сильно влияют на законы, регулирующие суррогатное материнство1. Изначально законодательство стран не брало в расчет отношение других стран к данной проблеме, что вызывало немало этических проблем и юридических казусов. «Репродуктивный туризм» стал развиваться самопроизвольно, и основными факторами, привлекающими клиентов из-за рубежа, стали: 1) законодательство, удобное для генетических родителей, защищающее их права; 2) доступные цены. Франция и Германия изначально не признавали практики суррогатного материнства и не давали гражданства детям, рожденным при помощи суррогатной матери за рубежом, причем сами родители являлись гражданами Франции и Германии соответственно. В итоге родители просто не имели легальной возможности привезти своих родных детей домой. Обычно их привозили как взятых на усыновление и меняли гражданство детей. Данный трюк не всегда получался, поскольку в странах рождения, например на Украине, ребенку автоматически присваивается гражданство родителей. В таком случае оформить усыновление собственных детей не представляется возможным2. В последние годы страны Евросоюза пересмотрели свою политику в отношении суррогатного материнства.

Во Франции с 2015 г. регистрация детей, рожденных суррогатными матерями за границей, стала возможна3. Ранее дети, появившиеся на свет при помощи данной технологии, не могли претендовать на французское гражданство. Годом раньше Германия, закон которой также запрещает суррогатное материнство, пришел к признанию родительских прав пары,

Саввина О. В. Этические и юридические проблемы практики медицинских вмешательств в репродукцию человека (на примере абортов и суррогатного материнства) // Lex Russica. 2016. № 12 (121). С. 224-229.

Seema Mohapatra. Stateless Babies & Adoption Scams: A Bioethical Analysis of International Commercial Surrogacy // 30 Berkeley J. Int'l Law. 2012. 412. URL: http://scholarship.law.berkeley.edu/bjil/vol30/iss2/4. McBrian W. France Reviews its Surrogacy Laws: Surrogate Children Now Legally Recognized // URL: http:// www.circlesurrogacy.com/blog/2015/07/07/france-reviews-surrogacy-laws-surrogate-children-legally-recognized/ (дата обращения: 08.02.2017).

Reis D. German Federal Court of Justice on Surrogacy and German Public Policy // URL: http://conflictoflaws. net/2015/german-federal-court-of-justice-on-surrogacy-and-german-public-policy/ (дата обращения: 08.02.2017).

2

3

4

да теж

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

прибегшей к суррогатному материнству за рубежом, и возможности получить немецкое гражданство детям4. Очень вероятно, что этим переменам поспособствовал именно «репродуктивный туризм» граждан этих стран. Случаи, когда родители не могут привезти детей домой и дать им свое гражданство, часто освещаются в СМИ и на ток-шоу, вызывают общественный диссонанс, привлекая внимание к проблеме законодательного регулирования суррогатного материнства. Таким образом, система права отдельных стран больше не может игнорировать отношение соседей к суррогатному материнству. Таким образом, «репродуктивный туризм» начинает влиять на законодательство стран, регулирующее вспомогательные репродуктивные технологии. Страны пытаются адаптироваться к «репродуктивному туризму» и нивелировать его последствия для своих институтов и граждан.

Цена процедуры и оплата суррогатным матерям является вторым, после законодательства, наиболее важным критерием выбора клиентов-иностранцев. Весомую часть стоимости всего предприятия составляет оплата «работы» суррогатной матери. В развивающихся или небогатых странах женщины готовы предоставлять услуги за меньшую плату, и это значительно снижает стоимость всего процесса суррогатного материнства. Вознаграждение суррогатной матери в Индии колеблется от 800 до 10 000 долларов, в то время как в США оно составляет 35 000 долларов5. Заработная плата врачей также отличается от оплаты труда врачей в экономически развитых странах, поэтому клиенты часто предпочитают развивающиеся страны.

Индия обладает обоими преимуществами: законодательство, либеральное к генетиче-

ским родителям, и относительно низкая стоимость процедуры суррогатного материнства. Эти факторы сделали Индию международным центром суррогатного материнства. Эта новая медицинская отрасль Индии, во многом ориентированная на внешний рынок (75 % клиентов индийских клиник экстракорпорального оплодотворения — иностранцы6) сыграла с Индией злую шутку, усугубив социальные проблемы в государстве.

На протяжении столетий индийское общество было стратифицировано. Каста — это европейский термин (от португальского «casta» — род, порода, вид или от латинского «castus» — чистый)7. Варны подразделяются на «джати» (снскр. рождение, происхождение, родня), которых довольно много. «Именно джати является базовой ячейкой индийского традиционного общества на всем документированном протяжении истории вплоть до настоящего времени»8. Часто «джати» занимаются одним профессиональным делом и называются одинаково на всей территории распространения языка или же территории всей страны9. Переход из одной джати в другую весьма проблематичен даже в наши дни. Начиная с середины ХХ столетия правительство Индии пытается бороться с дискриминацией «неприкасаемых» и постулирует демократические ценности. В 1997 г. в Индии впервые был избран Президент из «неприкасаемых»10. Несмотря на то, что касты до сих пор играют огромную роль в Индии и распространены сертификаты, подтверждающие касту, государству удалось добиться некоторых успехов на пути к демократическим ценностям. Дискриминация «неприкасаемых» каст из четвертой низшей варны «шудр» (существуют и «чистые» касты «шудр») запрещена Конституцией Индии

Seema Mohapatra. Stateless Babies & Adoption Scams: A Bioethical Analysis of International Commercial Surrogacy. С. 420—422 ; Surrogacy Fees & Costs // Surrogacy America. URL: https://www.surrogacyamerica. com/prospective-parents/surrogacy-cost-fees (дата обращения: 14.02.2017) ; Cunha D. The Hidden Costs of International Surrogacy // URL: https://www.theatlantic.com/business/archive/2014/12/the-hidden-costs-of-international-surrogacy/382757/ (дата обращения: 14.02.2017).

BalieyA. Reconceiving Surrogacy: Toward a Reproductive Justice Account of Indian Surrogacy Hypatia. Vol. 26, No. 4 (Fall, 2011). С. 717.

Успенская Е. Н. К вопросу о природе индийской касты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 3. Т. 12. С. 151.

Успенская Е. Н. К вопросу о природе индийской касты. С. 151.

Успенская Е. Н. Антропология индийской касты / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

(Кунсткамера). СПб. : Наука, 2010. С. 330.

Успенская Е. Н. К вопросу о природе индийской касты. С. 151.

5

6

7

8

9

10

в 1950 г. и объявлена уголовным преступлением. Эта же Конституция действует и поныне, хотя и выдержала немало изменений: в нее было внесено более 500 поправок11. Характерной особенностью Конституции Индии является «провозглашение достаточно широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан и фактическое сохранение кастовой системы и большого разрыва в уровне развития различных этнических групп страны»12. Государство, с одной стороны, закрепляет кастовый строй, а с другой — пытается внедрить демократические ценности. Статья 15 Конституции утверждает «запрещение дискриминации по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения»13. В то же время в административной практике Индии существует понятие «община», которое, по сути, означает «каста»14, что говорит о распространенности старых порядков и структуре общества.

Возвращаясь к суррогатному материнству, заметим, что стоимость услуг суррогатных матерей довольно низка, и на эту работу соглашаются, как правило, женщины из низших каст. При этом они не рассматривают данную работу как нечто, на что дается информированное согласие. Индианки рассматривают суррогатное материнство как нужду, выпавшую на их долю ввиду рождения, покорно принимая свою участь (несмотря на то, что Конституция Индии запрещает дискриминацию по принципу места рождения и касты). Мало кому приходит в голову бороться за свои права или пытаться привлечь к ответственности ЭКО-клинику, если женщина получила ощутимый урон своему здоровью, ведь, во-первых, в суррогатных матерях нет недостатка, а во-вторых, закон их практически не защищает15. Известны случаи смерти суррогатных матерей, которые просо-

чились в прессу16. Таким образом, униженное положение суррогатных матерей добавляет противоречий в индийскую практику и законодательство. Ориентируясь на денежный поток из-за рубежа, государство мешает собственным правовым нововведениям, закрепляя старое кастовое устройство общества, а также создает «дыру» между постулируемыми ценностями, нормами права и реальным ходом вещей, когда новые практики регулируются старыми традициями, привычным жизненным укладом. Подобная ситуация не может не вызывать возмущения со стороны тех, кто разделяет демократические ценности, к тому же эксплуатация женщин в Индии привлекает внимание многих зарубежных исследователей и журналистов.

Понимая негативные стороны суррогатного материнства и последствия для общества и права в Индии, власти пошли на попятную, внеся 21 ноября 2006 г. в Парламент новый законопроект, регулирующий суррогатное материнство — The Surrogacy (Regulation) Bill, 201617. На 1 марта 2017 г. билль находится на рассмотрении. Новый билль — это разворот на 180 градусов в сфере регулирования суррогатного материнства. Во-первых, данный законопроект запрещает суррогатное материнство на коммерческой основе, оставляя лишь «альтруистическое» суррогатное материнство. Суррогатная мать может быть только родственником (не обязательно кровным) и не получает никакого вознаграждения, кроме компенсации медицинских расходов и расходов, связанных с вынашиванием и рождением ребенка. Кроме того, женщина может лишь единожды в жизни стать суррогатной матерью, ее возраст должен быть 25—35 лет, она должна быть замужней или разведенной, вдовой и иметь хотя бы одного своего ребенка. За нарушения положений

11 Гаранжа А. П. Конституция Индии 1949 года, общая характеристика, порядок принятия, изменения // Курс лекций по конституционному праву зарубежных стран. 2008. URL: http://lib.sale/pravo-zarubejnyih-konstitutsionnoe/konstitutsiya-indii-1949-goda-obschaya-31799.html (дата обращения: 27.02.2017).

12 Гаранжа А. П. Указ. соч.

13 Конституция Индии // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: http://worldconstitutions. ru/?p=28 (дата обращения: 27.02.2017).

14 Успенская Е. Н. К вопросу о природе индийской касты. С. 154.

15 Baliey A. Op. cit.

16 Desai K. India's surrogate mothers are risking their lives. They urgently need protection // URL: https:// www.theguardian.com/commentisfree/2012/jun/05/india-surrogates-impoverished-die (дата обращения: 27.02.2017).

17 The Surrogacy (Regulation) Bill, 2016 // PRS Legislative Research. URL: http://www.prsindia.org/billtrack/the-surrogacy-regulation-bill-2016-4470/ (дата обращения: 27.02.2017).

LEX KUaSUCA

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

билля предусмотрено наказание до 10 лет тюремного заключения.

В контексте нового билля иностранцам будет очень сложно прибегнуть к услугам индийской суррогатной матери. Казалось бы, новый документ положит конец эксплуатации индийских суррогатных матерей из низших каст. В то же время документ таит в себе много опасностей. В Индии образовалась целая индустрия, значительный процент прибыли которой приносят иностранные клиенты, и новый билль, если будет принят, сильно ударит по этой экономической нише, разорив многие ЭКО-клини-ки и оставив без работы их медицинский персонал. Это вызовет недовольство некоторых слоев населения и, помимо убытков отрасли, добавит нестабильность в обществе. Кроме того, рынок суррогатных матерей Индии не знал дефицита. У клиентов могли быть предпочтения к росту, цвету кожи или происхождению суррогатной матери, но для непривередливого клиента, для которого важна лишь способность женщины выносить ребенка, желающие заработать всегда находились. Это свидетельствует о том, что индийские женщины, несмотря на все недостатки данной «работы», охотно за нее берутся. Если билль вступит в силу, вполне возможно развитие теневого нелегального рынка суррогатных матерей в Индии. Открытым также остается вопрос, справедливо ли поступит государство, просто запретив женщинам становиться суррогатными матерями и отобрав у них шанс на решение их материальных проблем, которые они вряд ли могут решить иным способом. Вырастив за последние десятилетия целую отрасль, пусть и включающую в себя эксплуатацию женщин низших каст, государство не может ее уничтожить в короткие сроки без последствий.

Вторым открытым вопросом остается автономия женщин, претендующих на роль суррогатной матери. В рамках нового законопроекта женщины, которые возьмут на себя данную роль из альтруистических соображений, в меньшей степени должны подвергаться эксплуатации, чем раньше. Однако законопроект не учитывает желание тех женщин, которые хотели бы «работать» на коммерческой основе. Сейчас им приходится рисковать

здоровьем и порой жизнью, чтобы получить вознаграждение, а новый закон и вовсе отбирает у них право выбора. Женщины низших каст остаются такими же бесправными, как и ранее, но теперь они теряют даже возможность жертвовать собой ради своих близких, обычно — своих родных детей, нуждающихся в лечении, нормальном питании, одежде и жилплощади. Законопроект не защищает эксплуатируемых ныне женщин, и даже урезает их права. Стоит добавить, что это происходит на фоне либерализации законов европейских стран: регистрация детей, рожденных в Индии путем суррогатного материнства, и присвоение им гражданства европейских стран (Франция, Германия) теперь легальны, если их генетические родители — граждане этих стран.

Таким образом, новый индийский билль о суррогатном материнстве кажется идущим вразрез как со сложившейся отраслью в медицине, ее экономикой, так и с защитой прав человека, в данном случае — защитой прав уязвимых групп, часто проживающих за чертой бедности. Билль также не решает проблем с автономией суррогатной матери, ее способностью самостоятельно принимать решения. В международном законодательстве, в частности — в Хельсинской декларации, регулирующей эксперименты с участием людей, существует понятие — vulnerable groups, уязвимые группы18. Оно непосредственно связано с другим понятием — информированное добровольное согласие. Оно подразумевает получение согласия от пациента и/или участника медицинского эксперимента на медицинское вмешательство, при этом пациент должен быть проинформирован о рисках, пользе лечения/ эксперимента, последствиях при отказе от лечения, альтернативных методах лечения, целях эксперимента (если речь идет о медицинском эксперименте).

Одним из первых документов, определяющих информированное добровольное согласие, был Нюрнбергский кодекс 1947 г.19 К уязвимым группам относятся те группы людей, которые по определенным причинам не могут дать информированное согласие на медицинское вмешательство и/или возможность дать это согласие находится под вопросом, когда

18 WMA Declaration of Helsinki // Официальный сайт World Medical Association. URL: http://www.wma.net/ en/30publications/10policies/b3/ (дата обращения: 27.02.2017).

19 The Nuremberg Code // Office of History National Institute of Health. URL: https://history.nih.gov/research/ downloads/nuremberg.pdf (дата обращения: 27.02.2017).

на индивида легко может быть оказано влияние заинтересованной стороной. К группам, которые не могут дать информированное добровольное согласие, традиционно относят несовершеннолетних, психически больных (признанных недееспособными); а к группам, имеющим данное право, но на решение которых при этом может быть оказано влияние, можно отнести бедных, неспособных оплатить лечение людей, людей с неизлечимым диагнозом, необразованных (не способных читать и писать) и т.д. Каждое государство, а также международные организации, такие как Всемирная медицинская ассоциация, Всемирная организация здравоохранения, защищают права данных групп путем создания законодательных актов, деклараций, рекомендаций и других документов — как имеющих юридическую силу, так и носящих рекомендательный характер.

В настоящий момент индийских женщин низших каст легко можно отнести к уязвимым группам. Они дают свое информированное согласие не от хорошей жизни. Новый билль как раз призван защитить их права, запретив эксплуатацию данных групп граждан. К сожалению, новый закон не только защищает женщин, но и отбирает у них возможность стать суррогатной матерью. Это не самый лучший путь, если индийское правительство пытается закрепить демократические права и свободы. Женщины низших каст будут защищены новым биллем от эксплуатации, но они будут и лишены права выбора. Логичнее было бы защищать женщин другим путем, например, введя дополнительный контроль ЭКО-клиник или обязав ЭКО-клиники предоставить медицинскую помощь и диагностику суррогатным матерям после родов, предъявить требования к содержанию суррогатных матерей со стороны ЭКО-клиник. К тому же владельцы клиник с большей охотой пошли бы на подобные меры, поскольку, даже если расходы ЭКО-клиник увеличатся, владельцы сохранят бизнес. Разницу в стоимости можно было бы компенсировать

за счет повышения цен на услуги ЭКО-клиник, в том числе на услуги суррогатных матерей. Даже в случае повышения цен предложение процедуры экстракорпорального оплодотворения с участием суррогатной матери в Индии все равно было бы выгоднее, чем в США и целом ряде экономически развитых стран, особенно учитывая тот факт, что в некоторых странах Европы данная медицинская услуга запрещена. Таким образом, власти Индии могли бы защитить свои «уязвимые группы» — женщин низших каст, находящихся за чертой бедности, и сделать вклад в развитие их автономии, когда работа суррогатной матери не кажется жестоким роком, а приобретает черты осознанного выбора.

Подводя итог, следует заметить, что новый билль очень напоминает регулирование суррогатного материнства в Великобритании20, бывшей метрополии Индии. В то же время такое радикальное решение может быть реакцией на последствия «репродуктивного туризма» в Индию и обсуждения судеб суррогатных матерей в СМИ, а также западных исследований «суррогатного туризма» в Индию.

Если репродуктивный билль будет принят, это не только решит некоторые проблемы, связанные с «репродуктивным туризмом» в Индии, но и обострит старые социальные противоречия, также отраженные в законодательстве: существование кастовой структуры общества и движение в сторону демократических ценностей. Без сомнения, появятся и новые проблемы: развившаяся отрасль медицины, ориентированная на зарубежных клиентов, будет сопротивляться уничтожению — появляется вероятность возникновения теневого рынка. Как последствие внедрения билля вырастет безработица среди медицинского персонала, занятого в данной медицинской отрасли. Но самое проблемное — это положение женщин из низших каст, которые от нового билля не приобретают ни автономии, ни защиты, а только лишатся возможности решить материальные проблемы на свой страх и риск.

20 Cunha D. Ор. ей.

LEX IPS»

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гаранжа А. П. Конституция Индии 1949 года, общая характеристика, порядок принятия, изменения // Курс лекций по конституционному праву зарубежных стран. 2008. — URL: http://lib.sale/pravo-zarubejnyih-konstitutsionnoe/konstitutsiya-indii-1949-goda-obschaya-31799.html (дата обращения: 27.02.2017).

2. Конституция Индии // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. — URL: http:// worldconstitutions.ru/?p=28 (дата обращения: 27.02.2017).

3. Саввина О. В. Этические и юридические проблемы практики медицинских вмешательств в репродукцию человека (на примере абортов и суррогатного материнства) // Lex Russica. — 2016. — № 12 (121). — С. 224—229.

4. Успенская Е. Н. Антропология индийской касты / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб. : Наука, 2010.

5. Успенская Е. Н. К вопросу о природе индийской касты // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2009. — № 3. — Т. 12. — С. 150—171.

6. Baliey A. R. Econceiving Surrogacy: Toward a Reproductive Justice Account of Indian Surrogacy Hypatia. — Vol. 26. — No. 4 (Fall, 2011).

7. Cunha D. The Hidden Costs of International Surrogacy // URL: https://www.theatlantic.com/business/ archive/2014/12/the-hidden-costs-of-international-surrogacy/382757/ (дата обращения: 14.02.2017).

8. Desai K. India's surrogate mothers are risking their lives. They urgently need protection // URL: https:// www.theguardian.com/commentisfree/2012/jun/05/india-surrogates-impoverished-die (дата обращения: 27.02.2017).

9. McBrian W. France Reviews its Surrogacy Laws: Surrogate Children Now Legally Recognized // URL: http:// www.circlesurrogacy.com/blog/2015/07/07/france-reviews-surrogacy-laws-surrogate-children-legally-recognized/ (дата обращения: 08.02.2017).

10. Reis D. German Federal Court of Justice on Surrogacy and German Public Policy // URL: http://conflictoflaws. net/2015/german-federal-court-of-justice-on-surrogacy-and-german-public-policy/ (дата обращения: 08.02.2017).

11. Seema Mohapatra. Stateless Babies & Adoption Scams: A Bioethical Analysis of International Commercial Surrogacy // 30 Berkeley J. Int'l Law. 2012. 412. URL: http://scholarship.law.berkeley.edu/bjil/vol30/iss2/4.

12. Surrogacy Fees & Costs // Surrogacy America. — URL: https://www.surrogacyamerica.com/prospective-parents/surrogacy-cost-fees (дата обращения: 14.02.2017).

13. The Nuremberg Code / Office of History National Institute of Health // URL: https://history.nih.gov/research/ downloads/nuremberg.pdf (дата обращения: 27.02.2017).

14. The Surrogacy (Regulation) Bill, 2016 / PRS Legislative Research // URL: http://www.prsindia.org/billtrack/ the-surrogacy-regulation-bill-2016-4470/ (дата обращения: 27.02.2017).

15. WMA Declaration of Helsinki // World Medical Association. — URL: http://www.wma.net/ en/30publications/10policies/b3/ (дата обращения: 27.02.2017).

Материал поступил в редакцию 7 апреля 2017 г.

THE INFLUENCE OF "REPRODUCTIVE TOURISM" ON LEGISLATION GOVERNING SURROGACY

SAVVINA Olga Vladimirovna — PhD in Philosophy, Senior Lecturer of the Faculty of the Humanities

and Social Sciences, RUDN University

fgsn.Dek@rudn.university

117198, Russia, Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, d. 10/2

Abstract. The article discusses the plight of women — surrogate mothers from the lower castes of India, which is the result of legislative regulation of surrogate motherhood. The low cost of services of surrogate mothers and legal regulation advantageous for the genetic parents, attract clients from abroad, making India the world centre of surrogacy. The consequence is a humiliating situation of surrogate mothers, their vulnerability, and contrary to the declared democratic values enshrined in the Constitution of India. The protection of democratic values and

consolidation of the old caste are natural of India, which is also enshrined in the legislation. In November 2016, a new bill prohibiting surrogacy on a commercial basis was presented. Currently the bill is pending. The article shows that if the bill is passed, it will solve some of the problems associated with the humiliated position of surrogate mothers, but will not solve problems related to 1) the autonomy of surrogate mothers; 2) protection of the rights of women of the lower castes applying for the job of a surrogate mother.

In addition, the bill may cause new social and economic problems. Firstly, the introduction of the bill will hit "reproductive tourism" in India, seriously reducing the industry. Secondly, the ban on surrogate motherhood on a commercial basis will be a significant part of the medical staff of IVF clinics. A new bill will require considerable powers of Executive authorities and police, since the ban applies on a well-developed industry in medicine, having gained international fame. Otherwise, the introduction of the bill may create a black market of surrogacy. The article provides a number of alternative measures to solve problems caused by "reproductive tourism", such as diagnosis, medical aid to surrogate mothers after childbirth, control over the content of surrogate mothers and the protection of their rights. Similar measures have already been successfully used in the field of experiments with the participation of the people, and have international legal framework.

Keywords: surrogate motherhood, bioethics, India, reproductive tourism.

REFERENCES

1. Garanzha, A.P. Lectures on the Constitutional Law of Foreign Countries. 2008. / The Constitution of India 1949, General Description, Order of its Acceptance, Amendements. URL: http://lib.sale/pravo-zarubejnyih-konstitutsionnoe/konstitutsiya-indii-1949-year-obschaya-31799.html (Accessed:http://lib.sale/pravo-zarubejnyih-konstitutsionnoe/konstitutsiya-indii-1949-goda-obschaya-31799.html 27.02.17).

2. Constitution of India. Roman Pashkov Internet Library of Constitutions. URL: http://worldconstitutions. ru/?p=28 (Accessed: 27.02.17).

3. Savvina, O.V. Ethical and Legal Issues of the Practice of Medical Interventions in Human Reproduction (Following the Example of Abortion and Surrogacy) / Lex Russica. — No. 12 (121). — P. 224-229.

4. Uspenskaya, E.N. Anthropology of Indian Castes / E. N. Uspenskaya; the Museum of Anthropology and Ethnography after Peter The Great (Kunstkamera). — Saint Petersburg: Science, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Uspenskaya, E.N. To the Qestion on the Nature of Indian Caste. Journal of Sociology and Social Anthropology. — No. 3. — Vol. XII. — 2009. P. 150-171.

6. Baliey, A. Reconceiving Surrogacy: Toward a Reproductive Justice Account of Indian Surrogacy Hypatia vol. 26, No. 4 (Fall, 2011).

7. Cunha D. The Hidden Costs of International Surrogacy // URL: https://www.theatlantic.com/business/ archive/2014/12/the-hidden-costs-of-international-surrogacy/382757/ (Accessed: 14.02.2017).

8. DesaiK. India's surrogate mothers are risking their lives. They urgently need protection // URL: https://www. theguardian.com/commentisfree/2012/jun/05/india-surrogates-impoverished-die (Accessed: 27.02.2017).

9. McBrian W. France Reviews its Surrogacy Laws: Surrogate Children Now Legally Recognized // URL: http:// www.circlesurrogacy.com/blog/2015/07/07/france-reviews-surrogacy-laws-surrogate-children-legally-recognized/ (Accessed: 08.02.2017).

10. Reis D. German Federal Court of Justice on Surrogacy and German Public Policy // URL: http://conflictoflaws. net/2015/german-federal-court-of-justice-on-surrogacy-and-german-public-policy/ (Accessed: 08.02.2017).

11. Seema Mohapatra. Stateless Babies & Adoption Scams: A Bioethical Analysis of International Commercial Surrogacy // 30 Berkeley J. Int'l Law. 2012. 412. URL: http://scholarship.law.berkeley.edu/bjil/vol30/iss2/4.

12. Surrogacy Fees & Costs // Surrogacy America. — URL: https://www.surrogacyamerica.com/prospective-parents/surrogacy-cost-fees (Accessed: 14.02.2017).

13. The Nuremberg Code / Office of History National Institute of Health // URL: https://history.nih.gov/research/ downloads/nuremberg.pdf (Accessed: 27.02.2017).

14. The Surrogacy (Regulation) Bill, 2016 / PRS Legislative Research // URL: http://www.prsindia.org/billtrack/ the-surrogacy-regulation-bill-2016-4470/ (Accessed: 27.02.2017).

15. WMA Declaration of Helsinki // World Medical Association. — URL: http://www.wma.net/ en/30publications/10policies/b3/ (Accessed: 27.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.