ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНО МОТИВИРОВАННОГО ГОЛОДАНИЯ В РАМАДАН НА ВЕГЕТАТИВНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ СТУДЕНТОВ
М.А. Яковлева, студент
В.Ю. Юшкова, студент
В.Н. Савельев, д-р мед. наук, профессор
Ижевская государственная медицинская академия
(Россия, г. Ижевск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-149-153
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния религиозно мотивированного голодания в Рамадан на вегетативную нервную систему студентов. Проводится сравнительный анализ состояния вегетативной нервной системы постящихся и непостящих-ся иностранных студентов. В исследовании принимали участие 35 иностранных студентов ближнего и дальнего зарубежья 2 курса лечебного факультета ИГМА, давших письменное информированное согласие на участие в проведении исследования. Результатами исследования является статистически значимое отсутствие изменения показателя VLF% орт при проведении ортостатической пробы у тех студентов, кто соблюдал пост Рамадан, в то время как у непостящихся студентов данный показатель значительно увеличился.
Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, Рамадан, пост, вегетативная нервная система, питание, религия, иностранные студенты.
В последнее время интерес к изучению влияния религиозно мотивированных постов на здоровье значительно вырос. Особое внимание уделяется мусульманскому посту Рамадан, который длится 30 дней и предполагает полный отказ от еды и питья в светлое время суток. Рамадан - это один из 12 месяцев лунного календаря, священный месяц для мусульман, в который они обязаны соблюдать пост. Пост во время Рамадана не просто ограничение в еде и питье. Он предполагает полное воздержание от физических и эмоциональных потребностей, в том числе интимной близости, злословия и гнева. Цель Рамадана -духовное очищение и сближение со Всевышним. В этот период мусульмане уделяют больше времени молитвам, чтению Корана и благотворительности. Научные исследования показывают, что Рамадан может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для здоровья. К положительным эффектам можно отнести снижение избыточного веса, улучшение чувствительности к инсулину, снижение уровня холестерина и улучшение сердечно-сосудистого здоровья.
Многочисленные исследования подтвердили благоприятное воздействие поста Рамадан на человеческий организм. Этот месяц, наполненный духовными практиками, также способствует улучшению физического и психического состояния. Одним из заметных эффектов является деток-сикация организма, обновление клеток и улучшение обмена веществ. Употребление здоровой и сбалансированной пищи в период ифтара, традиционно состоящей из свежих фруктов, овощей и белков, помогает восстановить энергетический баланс и способствует поддержанию оптимальной массы тела.
Кроме того, пост Рамадан влияет на уровень сахара в крови и снижает риск развития заболеваний, таких как диабет и сердечно-сосудистые расстройства. Ограничение употребления пищи в течение дня помогает нормализовать уровень инсулина и улучшает чувствительность тканей к этому гормону. Таким образом, эффективное регулирование питания в этот период может привести к положительным изменениям в здоровье, особенно у людей с лишним весом.
Психологически, месяц Рамадан способствует укреплению духовных связей и социальной активности, что также влияет на общее благополучие. Коллективные молитвы, общение в ходе ифтара и обмен опытом укрепляют сообщество и создают атмосферу поддержки. Эти элементы социальной интеграции положительно сказываются на эмоциональном и психическом состоянии.
Важно отметить, что воздействие Рамадана на здоровье зависит от многих факторов, включая возраст, состояние здоровья, физическую активность и индивидуальные привычки питания. Для людей с хроническими заболеваниями пост может представлять определенный риск, поэтому перед его началом необходимо проконсультироваться с врачом. Традиционное трехразовое питание во время поста заменяется двумя приемами пищи. Первой вечерней трапезой во время месяца является Ифтар, который начинается сразу после захода солнца. Последним приемом пищи до наступления рассвета является Сухур [1].
Положительное влияние поста Рамадан на организм человека было доказано в ходе многочисленных исследований. Например, в метаанализе 30 когортных исследований, проведенных в 2013 году с участием здоровых молодых мужчин и женщин, было обнаружено, что после голодания в Рамадан уровни ЛПНП и уровень глюкозы в крови натощак снизились в группах обоих полов, а также во всей группе по сравнению с уровнями до Рамадана. У мужчин наблюдалось значительное снижение веса, общего холестерина и ТГ. В некоторых исследованиях сообщается, что во время поста Рамадан значительно уменьшаются концентрации медиаторов воспаления, таких как CRP, IL-6 и TNF-а [7].
В ходе научного исследования, заключающегося в сравнении влияния голодания во время поста Рамадан и других лечебных голоданий на уровень стресса, было обнаружено значительное снижение уровня стресса, тревожности и депрессии у группы испытуемых после окончания поста Рамадан, чего не наблюдалось у групп испытуемых, к которым было применено другое лечебное голодание [3].
Американский психиатр Гарольд Г. Коениг отмечает, что религиозные практики, такие как молитва и участие в общине, способствуют формированию чувства принадлежности и сплоченности. Эти аспекты важны для создания поддерживающей социальной сети, которая помогает людям справляться с жизненными трудностями. Когда индивиды ощущают, что их поддерживают единомышленники, это смягчает последствия стресса и обеспечивает эмоциональную защиту.
Кроме того, вера может служить источником смысла и цели в жизни. В сложные моменты люди зачастую обращаются к своим религиозным убеждениям, что помогает им найти утешение и направить свои усилия в конструктивное русло. Это не только облегчает внутренние переживания, но и создает возможность для самосовершенствования, когда человек стремится жить в соответствии с высокими моральными стандартами, предписанными религией.
Следует отметить, что внимание к ценностям альтруизма и взаимопомощи может непосредственно влиять на психологическое благополучие. Взаимодействие с окружающими на основе сострадания и доброты не только укрепляет социальные связи, но и способствует формированию позитивного мышления, что в свою очередь помогает преодолевать трудности и воспринимать жизнь с большей оптими-стичностью [5].
Также известно, что в организме постящегося, вследствие воздержания от еды и питья, происходит мобилизация внутренних ресурсов, что в свою очередь приводит к снижению жировых запасов и выделению накопленных токсинов. Правильное соблюдение поста положительно влияет на иммунную систему, способствует нормализации уровня артериального давления, а также приводит к повышению чувствительности клеток к инсулину, способствуя лучшему регулированию уровня сахара в крови после приёма пищи.
Цель исследования:
Выявить влияние религиозно мотивированного голодания в Рамадан на вегетативную нервную систему студентов путём
сравнительного анализа состояния вегетативной нервной системы постящихся и непостящихся иностранных студентов.
Материал и методы исследования.
Измерение вариабельности сердечного ритма (ВСР) проводилось при помощи аппарата «ВНС-Микро» (фирма «Нейро-софт», г. Иваново) с проведением ортоста-тической пробы у группы иностранных студентов, находящихся на момент исследования на третьей неделе держания поста Рамадан и группы непостящихся студентов. Последующий анализ результатов ВСР проводился в программе StatTech. В исследовании принимали участие 35 иностранных студентов ближнего и дальнего зарубежья 2 курса лечебного факультета ИГМА, давших письменное информированное согласие на участие в проведении исследования.
Исследование анализа ВСР включает 3 этапа:
- Измерение и представление динамических рядов кардиоинтервалов;
- Анализ динамических рядов кардио-интервалов при помощи программы StatTech;
- Оценка результатов анализа ВСР.
Оценены показатели временного анализа: стандартное отклонение интервала RR. Изучены спектральные показатели: общая мощность спектра (Total Power, TP); мощность высокочастотного (High Frequency, HF), низкочастотного (Low Frequency, LF) и сверхнизкочастотного (Very Low Frequency, VLF) компонентов спектра; вклад указанных компонентов в общую мощность спектра в процентах; мощность HF и LF волн в нормализованных единицах и их соотношение LF/HF. Различия считали статистически значимыми при р<0.05
Кроме этого, проводилось анкетирование на выявление качества питания студентов среди обучающихся указанных групп, а также среди студентов с различной системой питания - веганов и мясоедов.
Результаты исследования и их обсуждение.
На основе волнового анализа HF, LF, VLF мы можем определить вклад опреде-
ленного отдела ВНС в процесс формирования функционального состояния организма. Так, HF (High frequency) определяет вклад парасимпатической, LF (Low frequency) - симпатической нервной системы, VLF (very low frequency) - надсег-ментарного уровня регуляции по Баевско-му.
Мы наблюдаем статистически значимое увеличение показателя LF% орт как у постящихся, так и непостящихся студентов, что свидетельствует об увеличении симпатических влияний во время моделирования минимального стресса с помощью орто-статической пробы. Наблюдается статистически значимое снижение показателя HF% орт, что также является результатом, характерным для ортостатической пробы, моделирующей минимальный стресс. Данный показатель свидетельствует о снижении парасимпатических влияний на организм постящихся и непостящихся студентов (см. таблицу).
Однако показатель VLF% орт у тех студентов, кто соблюдал пост Рамадан, практически не изменился при проведении ор-тостатической пробы, в то время как у непостящихся студентов данный показатель увеличился. Показатель VLF% характеризует работу тех отделов головного мозга, роль которых заключается в интеграции психических, соматических и вегетативных функций. К надсегментарному аппарату относятся ядра гипоталамуса, лимбико-ретикулярный комплекс и некоторые отделы ассоциативной зоны коры большого мозга. Увеличение показателя VLF% орт у непостящихся студентов сви-дельствует о напряжении высших вегетативных центров и высокой активности надсегментарного уровня регуляции, отражающего состояние нейрогуморального и метаболического уровней регуляции. (см. таблицу)
Более низкий уровень напряжения надсегментарного уровня регуляции у постящихся студентов можно объяснить влиянием религиозной мотивации соблюдения поста Рамадан на психическое здоровье и вегетативный баланс. Данный факт находит подтверждение в независимых друг от друга медико-социологических ис-
следованиях, проводившиеся в разных частях мира и показывающих, что религиозность повышает развитость таких чувств, как оптимизм, надежда, повышает самооценку, положительно влияет на лечение посттравматического синдрома [4, 6, 8].
Кроме того, в ходе сравнительного исследования взаимосвязи религиозности и
благополучия (SBW - уровень счастья, удовлетворения, психического здоровья) доказана положительная корреляция между уровенем религиозности и такими категориями психологии, как счастье (г = 0,40), удовлетворенность (г = 0,30) и психическое здоровье (г = 0,28) [2].
Таблица 1. Показатели ВСР у постящихся и непостящихся студентов
Категории студентов LF% фон LF% орт HF% фон HF% орт LF/HF фон LF/HF орт VLF% фон VLF% орт
Постящиеся 32,8 48,97 24,8 8,9 1,23 5,25 40,41 40,13
Непостящиеся 29,8 40,83 31,3 11,6 0,87 3,73 34,57 45,74
Выводы.
Религиозно мотивированное голодание во время поста Рамадан положительно влияет на вегетативный баланс иностранных студентов и способствует улучшению функционального состояния организма за счёт уменьшения напряжения надсегмен-тарного уровня регуляции. Это воздействие связано с тем, что в период Рамадана мусульмане не только соблюдают пост, но и активно участвует в духовных практиках и молитвах. Эти действия способствуют укреплению морального духа и формированию чувства общности, что, в свою очередь, положительно влияет на психоэмоциональное состояние. Религиозные практики снижают уровень тревожности и стресса, что благоприятно сказывается на вегетативной регуляции организма. Кроме того, соблюдение поста в рамках
болизма и нормализации обмена веществ. Ограничение приема пищи в определенный период может уменьшить чрезмерную нагрузку на пищеварительную систему, давая организму возможность восстановиться и очиститься от токсинов. Повышенное внимание к питанию также может привести к более сбалансированному рациону, что является важным аспектом здоровья, особенно для международных студентов, находящихся вдали от дома.
Таким образом, соблюдение поста в Рамадан является не только религиозным обрядом, но и важной практикой, способствующей улучшению физического и психического состояния. Важно отметить, что этот баланс может помочь иностранным учащимся адаптироваться к новым условиям и быстрее интегрироваться в университетскую среду.
Рамадана способствует улучшению мета-
Библиографический список
1. Эль-Тарави Я.А., Баймухамбетова Д.В., Горленко К.Л., Киселев Г.Ю., Кохановская Я.Ю., Буторина А.И., Рассадина Э.С., Мартиросян Н.С., Петунина Н.А. Особенности ведения пациентов с сахарным диабетом во время месяца Рамадан // Сахарный диабет. -2023. - Т. 26. - №1. - С. 82-92. - DOI: https://doi.org/10.14341/DM12972.
2. Abdel-Khalek Ah.M., Lester D. Subjective well-being and religiosity: significant associations among college students from Egypt and the United Kingdom // International Journal of Culture and Mental Health. - 2017. - P. 3. -DOI: https://doi.org/10.1080/17542863.2017.1381132.
3. Berthelot E, Etchecopar-Etchart D, Thellier D, Lancon C, Boyer L, Fond G. Fasting Interventions for Stress, Anxiety and Depressive Symptoms: A Systematic Review and Meta-Analysis. Nutrients. - 2021. - № 13(11). - P. 3947. - URL: https://doi.org/10.3390/nu13113947.
4. Idler E.L., Kasl S.V. Religion among disabled persons I: Cross-sectional patterns in health practices, social activities, and well-being // J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. - 1997. - № 52. -P. 294-305.
5. Koenig H. G. Religion, Spirituality, and Health: The Research and Clinical Implications / ISRN Psychiatry. Vol., 2012. Article ID 278730. P. 5. - URL: www.hindawi.com/journals/isrn/2012/278730/.
6. O'Laoire S. An experimental study of the effects of distant, intercessory prayer on self-esteem, anxiety, and depression // Altern Ther Health Med. - 1997. - № 3. - P. 38-53.
7. Patterson R.E., Laughlin G.A., LaCroix A.Z., Hartman S.J., Natarajan L., Senger C.M., ... Gallo L. C. Intermittent fasting and human metabolic health // Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics. - 2015. - № 115(8). - P. 1203-1212. -URL: https://doi.org/10.1016/jjand.2015.02.018.
8. Schiff M. Living in the shadow of terrorism: Psychological distress and alcohol use among religious and non-religious adolescents in Jerusalem. Soc Sci Med. - 2006. - № 62. - P. 23012312.
THE INFLUENCE OF RELIGIOUSLY MOTIVATED FASTING DURING RAMADAN ON THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM OF STUDENTS
M.A. Yakovleva, Student V.Yu. Yushkova, Student
V.N. Savelyev, Doctor of Medical Sciences, Professor Izhevsk State Medical Academy (Russia, Izhevsk)
Abstract. The article examines the impact of religiously motivatedfasting during Ramadan on the autonomic nervous system of students. A comparative analysis of the state of the autonomic nervous system of fasting and non-fasting foreign students is conducted. The study involved 35 foreign students from near and far abroad, 2nd year students of the medical faculty of Irkutsk State Medical Academy, who gave written informed consent to participate in the study. The results of the study are a statistically significant absence of changes in the VLF% ort indicator during the orthostatic test in those students who observed the Ramadan fast, while in non-fasting students this indicator increased significantly.
Keywords: heart rate variability, Ramadan, fasting, autonomic nervous system, nutrition, religion, international students.