Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МАЛИ'

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МАЛИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ В МАЛИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кануте Сумайла

В статье рассматриваются растущее влияние религии на социально-политическую жизнь малийского общества, роль религиозных лидеров в политических решениях и взаимодействии между государством и населением. Целью данной работы является оценка перспектив возрождения влияния религиозных лидеров на политическую власть и административные органы власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IN UENCE OF RELIGION ON POLITICAL RELATIONS IN MALI

This article deals with the growing in uence of religion on socio-political life in Malian society. The role played by religious leaders in political decisions, governance, and the paci cation of the social climate between the State and the population. Understand in the Malian context the growing power of religiosity day by day, and issues related to religion that are sometimes perceived in society as taboo. Collaborative relations and policies between the State and religious groups in the governance of the country. The aim of this article is to assess the prospects for the resurgence of in uence of religious leaders on political power and administrative authorities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МАЛИ»

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МАЛИ

Аннотация

В статье рассматриваются растущее влияние религии на социально-политическую жизнь малийского общества, роль религиозных лидеров в политических решениях и взаимодействии между государством и населением. Целью данной работы является оценка перспектив возрождения влияния религиозных лидеров на политическую власть и административные органы власти.

Ключевые слова: влияние религии в Мали, религиозные лидеры, политическая власть

Автор

Сумайла Кануте

Аспирант кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (Москва, Россия)

Введение

Практически все население Мали является верующим. Главенствующая религия — ислам. Согласно переписи населения 2018 года, в Мали 94,8% мусульман, 2,4% христиан и 2% анимистов [1]. Фактор религии никогда не был тормозом в социальных отношениях или в добрососедских отношениях между малийцами. Взаимное признание религий объясняется прежде всего местной культурой, которая способствует принятию других и терпимости. Более того, религия является фактором единства, сплоченности и солидарности, и в этом отношении она даже более эффективна, чем политика. Каждый раз, когда страну сотрясает крупное событие, которое может угрожать миру и социальной стабильности, когда возникают конфликты, первыми посредниками для снятия напряженности являются религиозные деятели. Это, пожалуй, один из наиболее ощутимых политических аспектов религии в Мали.

Религиозный фактор играет важную роль в обществе, поскольку госу-

дарство ослаблено, особенно после социально-политического кризиса 2012 года. Социально-экономическое, политическое, моральное банкротство государства придает религиозным убеждениям значительный вес в общественно-политической сфере.

Международные партнеры Мали и некоторые малийцы обеспокоены растущим влиянием религии на политическую жизнь Мали, в первую очередь возможностью появления неформального религиозного пространства, которое будет противоположно официальному дискурсу и станет развиваться вне поля зрения государства, которое не имеет должных ресурсов для конструктивного вмешательства в религиозную сферу.

Роль и участие религии

в политической жизни

Влияние религии на политику особенно возросло с начала 2000-х годов. Поворотным моментом стало принятие правительством семейного кодекса в 2009 году, когда протест, организован-

Кануте С. Влияние религии на политические отношения в Мали 59

ный священнослужителями, против реформ, объявленных ими противоречащими «малийским ценностям», заставил правительство отступить [2]. Успех народной мобилизации позволил верующим людям осознать свою силу. Президентские выборы 2013 года закрепили прямое участие религиозных лидеров в политическом процессе. Они вовлечены в политическую жизнь в разной степени и с разными целями. Религиозные лидеры обсуждают женское обрезание, хорошее управление страной или присутствие международных сил, критикуют лидеров, когда считают это необходимым. Иногда они идут дальше, агитируя за определенного кандидата. Наконец, меньшинство из них баллотируется и получает мандаты (депутаты, местные выборные представители). Религиозные лидеры оправдывают свое участие в политической жизни необходимостью сохранить «малийские ценности». Некоторые также указывают на кризис в Мали, безграмотное управление страной и банкротство политического класса и называют себя политическим резервом. Религиозный деятель утверждает, что «не несет ответственности за потерю интереса к политике, особенно с учетом духовного кризиса, который Мали переживает с 2012 года» [3].

Они узаконивают свое участие тем, что пользуются, как и все малийцы, гражданскими правами, тем, что «ничто не запрещено», будь то вопрос о том, чтобы занять политическую позицию или самим стать кандидатами, в отличие от солдат или магистратов, для которых участие в политической жизни запрещено. Духовные лидеры считают, что, если религиозный человек участвует в политике, он делает это «как гражданин Мали», а не используя «свою религиозную силу» или «во имя религии» [2]. Религиозными деятелями, впрочем, движут различные мотивы: морализация управления, продвижение религии, обогащение, обретение

влияния или власти. В любом случае в последнее время появляется тенденция политизации религии.

Помимо степени политизации, возникает вопрос о том, не угрожает ли эта тенденция в долгосрочной перспективе социальной сплоченности и стабильности Мали. Международные партнеры и некоторые малийцы опасаются роста политизации религии [4]. Угрозу они видят в первую очередь в существовании вооруженных групп, заявляющих о своей религиозности, на севере Мали. Их действия могут привести к стигматизации мирных религиозных течений и провоцировать представителей последних на экстремизм. Некоторые малийцы встревожены появлением религии на политической арене, опасаясь, что она поставит под угрозу их привычный образ жизни, а также определенные ценности, такие как се-куляризм или права женщин [5]. Трудно достичь консенсуса относительно места религии в государстве и в обществе и степени, в которой религиозность должна быть связана с политическими решениями и социальными дебатами. Этот вопрос, очевидно, может вызвать раскол между различными сегментами малийского общества и, таким образом, дестабилизировать политический и социальный порядок.

Политизация религии

Вхождение религиозных лидеров в политическое пространство было осуществлено отчасти при поддержке политиков, которые видели в этом средство агитации и мобилизации электората [6]. Духовные лидеры закрыли собой брешь, открытую оппортунизмом политиков. Если религиозные деятели кажутся сильными, то это прежде всего по сравнению со слабостью политического класса и из-за их способности стать ведущими социальными акторами, конкурирующими с государ-

ством в таких ключевых областях, как образование или здоровье.

Важно различать влияние религии и религиозных лидеров как отдельных лиц. По мере ослабления государства росла важность религии. Политическое влияние ей придает прежде всего «социальная сила» [7]. В религиозном дискурсе находит отражение тройственное стремление сохранить «общественные и религиозные ценности», морализировать управление и противостоять тому, что воспринимается как неоколониальное господство.

Вклад религии в укрепление мира, будь то на национальном или местном уровне, в принципе может быть усилен в некоторых случаях за счет гибкой поддержки со стороны государства. Миссия добрых услуг для северной и центральной части Мали, порученная премьер-министром религиозному лидеру в июне 2017 года, может быть интересным примером санкционированной и поддерживаемой правительством инициативы, осуществляя которую религиозные деятели могут способствовать сохранению мира [8].

Заключение

Переосмысление отношений между политикой и религией — одна из задач восстановления малийского государства. Найти подходящее место для религии в разнообразном малийском

обществе и перед лицом слабого государства — серьезная задача. Но государство должно делать это с осторожностью, помещая мусульманских лидеров в центр процесса. Регулирование высказываний, разжигающих ненависть или нетерпимость, а также обучение религиозных лидеров — это две области, в которых необходим консенсус. Религиозные лидеры, со своей стороны, играют важную роль в социальном регулировании: они могут быть связующим звеном между государством и населением, способствовать разрешению конфликтов и осуждать управление страной, когда считают, что политики не правы.

Вопрос о том, что делать сейчас, чтобы отделить религию от политики, имеет первостепенное значение. Очевидно, что на социальном уровне религия культурно интегрирована в повседневную жизнь малийцев, особенно ислам. Необходимо принять законы, которые позволят политическим акторам определить свое положение и обязанности в отношении соблюдения конституционно-правовых рамок страны. Важно, чтобы на предстоящих президентских выборах компетентные органы обеспечили строгое соблюдение процесса избирательной кампании, в том числе запрет избирательных кампаний в местах отправления культа. Необходимо будет обеспечить соблюдение буквы и духа законов о выборах.

Литература

1. Structure des âges au Mali (2018). — URL: http://populationsdumonde.com/fiches-pays/mali.

2. Islam et politique au Mali: entre réalité et fiction // Rapport Afrique de Crisis Group. — № 249. — 18 juillet 2017.

3. Mali: Peace from Below // Briefing Afrique. — № 115. — 14 décembre 2015.

4. Jeune Afrique. — № 2741. — 21 juillet 2013.

5. Mettre en œuvre l'architecture de paix et de sécurité (III): l'Afrique de l'Ouest // Rapport Afrique. — № 234. — 14 avril 2016.

6. Saint-LaryM. Du wahhabisme aux réformismes génériques // Cahiers d'études africaines. — Vol. 2. — 2012. — № 206-207. — Р. 449-470; Kruis М. Islamic Pathways. Islamic youth associations and Muslim identity formation in Bamako: mémoire. — Université de Leiden. — 2010.

7. Élection contestée-lutte de clans-politisation: le haut conseil islamique dans la tourmente. — 28.04.2014. — URL: http://bamada.net/election-contestee-lutte-de-clans-politisation-le-haut-conseil-islamique-dans-la-tourmente.

8. Dialogue démocratique sur l'extrémisme violen», conférence-débat organisée dans le cadre de la deuxième édition du festival Ciné Droit Libre, Bamako, 19 janvier 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.