Научная статья на тему 'Влияние региональных торгово- экономических блоков на многостороннюю торговую систему'

Влияние региональных торгово- экономических блоков на многостороннюю торговую систему Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
497
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
региональные торговые соглашения / многосторонняя торговая система / разрешение торговых споров / транспарентность / regional trade agreements / multilateral trading system / settlement of trade disputes / transparency

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпова Александра Владимировна, Покровская Екатерина Борисовна

Рассмотрены современные тенденции развития регионализма в форме региональных торговых соглашений и их влияние на многостороннюю торговую систему, а также на международную торговлю в целом и торгово-экономические интересы третьих стран, не являющихся непосредственными участниками таких соглашений. Особое внимание уделено проблеме выработки новых правил регулирования международной торговли и соотношению регулирования торговли на региональном и многостороннем уровнях. Описано создание региональными торговыми соглашениями предпосылок к гибридизации многосторонней торговой системы, а также влияние данного процесса на механизмы разрешения торговых споров. При этом подчеркнута важность обеспечения транспарентности в процессе формирования новых региональных торговых блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the regional trade agreements on the multilateral trading system

The current trends in the development of regionalism in the form of regional trade agreements and their impact on the multilateral trading system, as well as on international trade as a whole and trade and economic interests of countries that are not directly parties to such agreements are considered. Particular attention is paid to the problem of developing of new rules for regulating international trade and the correlation of trade regulation at the regional and multilateral levels. The article describes the prerequisites for the hybridization of the multilateral trading system created inside regional trade agreements, as well as the impact of the latter on the mechanisms of settlement of trade disputes. At the same time, the importance of transparency in the process of formation of new regional trade blocs was stressed.

Текст научной работы на тему «Влияние региональных торгово- экономических блоков на многостороннюю торговую систему»

УДК 339.5

Карпова А.В., Покровская Е.Б.1

Влияние региональных торгово-экономических блоков на многостороннюю торговую систему

Рассмотрены современные тенденции развития регионализма в форме региональных торговых соглашений и их влияние на многостороннюю торговую систему, а также на международную торговлю в целом и торгово-экономические интересы третьих стран, не являющихся непосредственными участниками таких соглашений. Особое внимание уделено проблеме выработки новых правил регулирования международной торговли и соотношению регулирования торговли на региональном и многостороннем уровнях. Описано создание региональными торговыми соглашениями предпосылок к гибридизации многосторонней торговой системы, а также влияние данного процесса на механизмы разрешения торговых споров. При этом подчеркнута важность обеспечения транспарентности в процессе формирования новых региональных торговых блоков.

Ключевые слова: региональные торговые соглашения, многосторонняя торговая система, разрешение торговых споров, транспарентность.

JEL: F15 DOI:10.17323/2499-9415-2019-2-18-51-60

В XXI в. в разных частях мира, на разных континентах страны все чаще стали заключать региональные торговые соглашения (РТС), предусматривающие взаимное предоставление преференций их членам, и сегодня они стали важной частью международной торговли. Причина данного явления кроется в стремлении большинства стран получить преференциальный торговый режим, который и предоставляет РТС. В настоящее время вступили в силу и нотифицированы во Всемирной торговой организации (ВТО) более 250 таких торговых соглашений. Причем увеличение региональных торговых соглашений приходится на период после 2000-2017 гг. За это время было заключено и вступило в силу 215 региональных торговых соглашений.

1 Карпова Александра Владимировна — советник Департамента торговых

переговоров Минэкономразвития. E-mail: <alexandrakarpova1202@gmail.com>; Покровская Екатерина Борисовна — кандидат экономических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета. E-mail: <m_kafedra@mail.ru>.

Для сравнения: за период 1950-1999 гг. было заключено лишь 69 подобных соглашений, о чем свидетельствуют данные рис. 1.

На сегодняшний день практически все государства — члены ВТО являются участником как минимум одного РТС. Большинство же из них участвуют в двух и более преференциальных торговых соглашенях.

Однако мнения специалистов по поводу эффективности таких соглашений диаметрально противоположны. Одни специалисты считают их полезными, другие, напротив, — искажающими торговлю. В частности, наиболее часто звучит мнение об эрозии преференций, выраженной в падении уровня тарифной защиты между участниками РТС, что приводит к снижению конкурентных преимуществ других стран, не участвующих в таких соглашениях. Однако это практически нивелируется тогда, когда используемый членами РТС уровень тарифной защиты в отношении третьих стран невысок и, по сути, не выполняет функции защиты рынка. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифной защиты, используемый экономически развитыми странами, не превышает 5%. Поэтому заключение этими странами РТС может создать эрозию преференций только в тех секторах экономики, где существуют тарифные пики (например, это касается продукции агропромышленного комплекса и легкой промышленности).

Однако основные тенденции развития многосторонней торговой системы связаны не с применением тарифных мер, а с ростом нетарифных ограничений в торговле и стремлением многих стран включиться в цепочки добавленной стоимости.

Следует отметить, что с увеличением числа РТС менялся и их охват. Если ранее РТС, заключаемые в XX в., в основном ставили своей целью улучшение условий доступа на рынок товаров за счет снижения уровня тарифной защиты, то целью ныне заключаемых подобных торговых соглашений стало снижение издержек торговли за счет устранения нетарифных ограничений, например, таких как таможенные формальности, гармонизация технических регламентов, санитарных и фитосанитарных мер в торговле товарами, при одновременной либерализации торговли услугами, а также урегулирования вопросов в сфере инвестиций, интеллектуальной собственности, конкуренции, электронной торговли, защиты окружающей среды и трудовых стандартов.

Так, из всех РТС, нотифицированных в ВТО, более 50% их предусматривают не только снижение таможенных пошлин, но и урегулирование многих других вопросов [1, р. 7], что хорошо видно на рис. 2.

Включение в охват РТС вопросов, не регулируемых нормами ВТО или более жестких правил по сравнению с нормами ВТО, а также изменившаяся структура самих соглашений, создают предпосылки для дробления единого рынка на множество локальных рынков. Кроме того, в этих условиях необ-

250

200

150

100

50

Год

I II I II I II IТТЛ11111111

00 п- о го ГМ 1Л 00 п- о го ГМ 1Л 00

п- 1Л 1Л 1Л ю 00 00 00 о о о *— *— *—

о о о о о о

*— *— *— *— *— *— *— *— *— *— *— *— *— *— *— *— *— *— ГМ ГМ ГМ ГМ ГМ ГМ

Рис. 1. Количество действующих региональных торговых соглашений

и>

Источник: составлено авторами.

Электронная торговля Трудовые стандарты Окружающая среда Государственные закупки Конкуренция Интеллектуальная собственность Решение споров Инвестиции Торговля услугами Компенсационные меры Антидемпинговые меры Специальные защитные меры ТБТ-меры* СФС-меры** Правила происхождения Тарифные квоты Обнуление всех таможенных пошлин

51

71

74

94

66

75

83

95

85

82

97

63

29

Меры в области применения технических барьеров в торговле. * Меры в области фитосанитарии и санитарии.

Рис. 2. Доля региональных торговых соглашений с широким охватом инструментов регулирования международной торговли, %

Источник: составлено авторами.

ходимо проанализировать влияние новых правил регулирования торговли на третьи страны, не являющиеся участниками данных соглашений.

Согласование в рамках РТС новых правил регулирования международной торговли нередко представляет собой основной риск утраты функций ВТО в регулировании многосторонней торговой системы и выступает одним из аргументов включения стран в региональную экономическую интеграцию. При этом следует отметить, что в большинстве случаев РТС базируются на нормах ВТО, а согласование новых правил в отдельных сферах регулирования международной торговли, как правило, выгодно всем участникам многосторонней торговой системы. Например, из 238 РТС только 171 содержат положения, регулирующие применение технических барьеров в торговле. При этом в 85% случаев РТС ссылаются на положения Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле[2, р. 377]. Что касается СФС-мер, то здесь следует отметить, что в большинстве случаев подобные соглашения или вообще не охватывают субстантивные вопросы, или содержат пункты, соответствующие положениям Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам. Данный факт подтверждается приводимыми в таблице ниже данными.

Охват региональных торговых соглашений в части санитарных и фитосанитарных мер

Положения Количество региональных торговых соглашений, %

Не содержат таких положений Содержат положения, идентичные Соглашению ВТО по СФС-мерам Содержат положения, выходящие за рамки Соглашения ВТО по СФС-мерам

Определения 55 43 2

Гармонизация 58 39 3

Эквивалентность/ взаимное признание 76 11 13

Регионализация 69 8 23

Транспарентность 60 7 34

Контроль, инспекции 73 13 14

Кооперация 68 28 3

Несмотря на наличие в РТС положений, выходящих за нормы ВТО, отдельные обязательства членов этих соглашений выгодны всем участникам многосторонней торговой системы. Например, обязательства по транспартент-ности, заключающиеся в опубликовании проектов нормативных правовых актов или изменении законодательства в части пресечения нарушения конкурентного поведения на рынке, либо обязательства по присоединению стран к различным конвенциям по охране/защите прав интеллектуальной

собственности способствуют улучшению условий торговли для всех участников внешнеэкономической деятельности, поскольку:

• подобные обязательства невозможно выполнять исключительно в рамках РТС. Например, в случае принятия одним участником РТС обязательств по приватизации отдельного сектора услуг такие обязательства де-факто нельзя выполнить только в отношении партнера по соглашению, а это ведет к либерализации торговли в отношении всех участников многосторонней торговой системы;

• даже в Транстихоокеанском торговом партнерстве в том или ином виде подтверждается приверженность нормам ВТО, а положения, выходящие за норм системы ВТО, так или иначе направлены на укрепление системы ВТО, например, путем придания обязательного характера решениям ее рабочих органов. Другие же положения, как, например, вступление технических регламентов в силу не менее чем через шесть месяцев после их принятия, также создают более предсказуемую среду для осуществления торговли всем участникам внешнеэкономической деятельности.

Поэтому названные обязательства, хотя технически и направлены на создание преимуществ для договаривающихся сторон в рамках РТС, на практике улучшают условия торговли для всех стран.

Вместе с тем отдельные региональные торговые соглашения на первый взгляд содержат преимущества только для участников таких соглашений. Например, как в случае санитарных и фитосанитарных мер, мер технического регулирования такие преимущества могут выражаться во взаимном признании или эквивалентности стандартов. С одной стороны, такие преимущества действительно распространяются только на участников соглашения, а с другой — Соглашение ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам, как и Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле, содержит положения о взаимном признании, или эквивалентности. В связи с этим ничто не препятствует третьим странам, опираясь на данные положения, вести переговоры по взаимному признанию стандартов вне рамок региональной экономической интеграции.

Кроме того, положения соглашения ВТО предусматривают безусловное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами, услугами и защите прав интеллектуальной собственности. В отличие от норм Генерального соглашения по торговле товарами (ГАТТ) и Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности не содержат исключений из этого режима при подписании РТС. В связи с этим любые положения, выходящие за рамки норм ВТО, включенные в РТС, должны быть автоматически распространены на всех членов ВТО.

Следовательно, дискриминацию третьих стран или искажение торговли вряд ли можно считать основными факторами влияния РТС на многосто-

роннюю торговую систему, поскольку даже страны, оказавшиеся за пределами этих соглашений, могут получить от них выгоду.

В то же время развитие региональной экономической интеграции создает предпосылки для гибридизации многосторонней торговой системы.

РТС базируются на принципах ВТО и тесно связаны с ее нормами. Их можно рассматривать как соглашения, содержащие дополнительные к нормам ВТО обязательства. Поэтому структура заключаемых на региональном уровне соглашений получается гибридной, поскольку, с одной стороны, они повторяют соглашения ВТО, а с другой — дополняют правила многосторонней торговой системы [3, р. 11]. Гибридность структуры РТС требует транспарентности в вопросах выработки новых правил регулирования международной торговли в целях обеспечения ее согласованности с уже существующими нормами ВТО.

Одной из сфер, где последствия гибридности структуры РТС становятся особенно заметны, следует назвать разрешение торговых споров. Механизмы разрешения торговых споров в ВТО и в РТС, как правило, соответствуют общим принципам разрешения споров в международном праве, т.е. представляют собой децентрализованную систему. Следовательно, любой из данных механизмов может служить для применения, толкования и соблюдения правил соглашения, к которому страны присоединились. В то же время в РТС нередко существует возможность разрешения споров как в рамках этих соглашений, так и в рамках ВТО, что опять-таки создает гибридные условия, при которых торговые отношения между странами регулируются нормами и ВТО, и РТС, которые должны обеспечивать выполнение не только общих обязательств, но и обязательств, выходящих за рамки ВТО.

Вместе с тем РТС и соглашения ВТО представляют собой равные с точки зрения международного права договоры. В связи с этим они состоят в горизонтальных отношениях между собой, в том числе и потому, что нормы ВТО не предусматривают верховенство права ВТО при разрешении споров в рамках РТС [4, р. 116].

Дополнительным фактором гибридизации многосторонней торговой системы является то, что компетенция Органа по разрешению споров (ОРС) ВТО сводится исключительно к толкованию положений соглашений ВТО. Поэтому уже появилось множество торговых споров, демонстрирующих последствия гибридизации многосторонней торговой системы. Например, спор в ВТО по хвойным породам древесины, инициированный США против Канады в связи с субсидированием ею производства древесины. Этот спор неоднократно рассматривался в рамках как НАФТА, так и ВТО, в результате чего были вынесены противоречивые решения, поскольку положения НАФТА в отношении применения субсидий схожи с нормами ВТО.

В качестве наиболее показательного примера противоречивого разрешения спора можно привести спор «Бразилия — Меры по импорту шин с восстановленным протектором». По данному спору Евросоюз инициировал судебное разбирательство в рамках ВТО в связи с тем, что Бразилия ввела запрет на импорт шин, происходящих из всех стран, за исключением шин, страной происхождения которых является страна — участница МЕРКО-СУР. С точки зрения Евросоюза действия Бразилии противоречили ст. Х1:1 Генерального соглашения по тарифам и торговле. При этом ее действия не могли быть оправданы ст. XX ГАТТ. Здесь следует отметить, что изначально Бразилия ввела данную меру в отношении всех стран. Но Уругвай инициировал судебное разбирательство в рамках МЕРКОСУР, результатом которого стало признание судом этого интеграционного объединения претензий Уругвая справедливыми, поскольку РТС предусматривает запрет на введение количественных ограничений во взаимной торговле между государствами — членами МЕРКОСУР.

В ходе же судебных разбирательств в рамках ВТО Третейская группа признала введение Бразилией запрета на импорт шин как противоречащего положениям ст. XI:! ГАТТ. Одновременно Третейская группа отметила легитимность такого запрета согласно положениям ст. XX ГАТТ, поскольку было доказано, что шины с восстановленным протектором создают угрозу здоровью и жизни людей, животных и растений, при учете того, что альтернативные меры запрету ввоза в данной ситуации отсутствуют [5, р. 245]. При этом Третейская группа не учитывала обязательства Бразилии в рамках МЕРКОСУР. Поэтому, когда государство — член ВТО инициирует судебное разбирательство в ОРС ВТО, Третейская группа констатирует отсутствие нарушений норм организации, поскольку ее компетенция ограничивается соглашениями ВТО, а ведь РТС заключаются в целях либерализации взаимной торговли, в том числе путем принятия странами обязательств, выходящих за рамки норм ВТО.

Исходя из сказанного выше, следует отметить, что в настоящее время насущными стали проблемы, связанные с неспособностью ВТО регулировать торговые отношения между ее членами, одновременно являющимися участниками региональных экономических соглашений. Следовательно, компетенция ОРС ВТО должна быть расширена в целях создания единой площадки для разрешения торговых споров.

Наряду с гибридизацией многосторонней торговой системы необходимо учитывать и тот факт, что отдельные правила регулирования торговли, выработанные в рамках РТС, впоследствии могут стать мировыми стандартами. Это связано со следующими моментами. Правила в таких новых сферах регулирования международной торговли, как конкуренция, окружающая среда, трудовые стандарты, затрагивают прежде всего страны — участницы РТС, вынуждая их вносить изменения в национальные законодательства, а положения, выходящие за рамки правил ВТО в отношении, например, защиты прав интеллектуальной собственности, должны быть

автоматически распространены на все государства — члены ВТО, являющиеся участниками РТС, которые, как правило, впоследствии придерживаются аналогичных обязательств при заключении других соглашений и выработке своей позиции на многосторонней торговой площадке, стремясь к выравниванию своих обязательств с обязательствами остальных участников многосторонней торговой системы. В связи с этим сегодня особую актуальность приобретает вопрос транспарентности разработки и применения новых правил регулирования международной торговли в рамках вновь заключаемых РТС.

Подводя итог изложенному выше, следует отметить, что РТС одновременно оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие многосторонней торговой системы и создают риски ее гибридизации, в том числе в связи с различным толкованием и применением одних и тех же правил регулирования международной торговли. Вместе с тем РТС не могут подменить собой многостороннюю торговую систему, поскольку их основой являются нормы ВТО.

Источники

[1] Regional trade agreements and the multilateral trading system. URL: <http:// g20.org.tr/wp-content/uploads/2015/11/8.G20-Discussion-Paper_RTAs-and-MTS.pdf>.

[2] Regional trade agreements and the multilateral trading system / ed. by R. Acharya. New York, Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

[3] Rensmann T. Mega-Regional Trade Agreements. Switzerland: Springer International Publishing AG, 2017.

[4] Malebakeng Agnes Forere, The Relationship of WTO Law and Regional Trade Agreements in Dispute Settlement. From Fragmentation to Coherence. Kluwer Law International, 2015.

[5] Report of the Panel, Brazil — Measures Affecting Imports of Retreaded Tyres, WT/DS332/R, 12 June 2007. URL: <https://docs.wto.org/dol2fe/ Pages/FE_Search/MultiDDFDocuments/88780/Q/WT/DS/332R-00.pdf; Q/ WT/DS/332R-01.pdf>.

Karpova A., Pokrovskaya E.1

The influence of the regional trade agreements on the multilateral trading system

The current trends in the development of regionalism in the form of regional trade agreements and their impact on the multilateral trading system, as well as on international trade as a whole and trade and economic interests of countries that are not directly parties to such agreements are considered. Particular attention is paid to the problem of developing of new rules for regulating international trade and the correlation of trade regulation at the regional and multilateral levels. The article describes the prerequisites for the hybridization of the multilateral trading system created inside regional trade agreements, as well as the impact of the latter on the mechanisms of settlement of trade disputes. At the same time, the importance of transparency in the process of formation of new regional trade blocs was stressed.

Keywords: regional trade agreements, multilateral trading system, settlement of trade disputes, transparency.

Статья поступила в редакцию 25 июля 2019 г.

1 Karpova Alexandra — State University of Management. E-mail: <alexandrakar-

pova1202@gmail.com>; Pokrovskaya Ekaterina — candidate of economic Sciences, associate Professor, Russian State University for the Humanities. E-mail: <m_kafedra@mail.ru>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.