Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ'

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
423
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АЭРОПОРТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / АВИАЦИОННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Анферова С.Х.

В статье проведена оценка влияния региональной авиационной инфраструктуры, включающей региональный аэропорт на экономическое и социальное состояние региона. Деятельность региональной авиации вносит вклад в социально-экономическое развитие регионов, особенно актуальная для района Крайнего севера России, где более 60% территорий доступны только с помощью воздушного транспорта. При выборе направлений развития регионов, критически зависящих от авиационного транспорта необходимо участие государства в развитии авиационной транспортной доступности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF REGIONAL AIRPORTS ON SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

In the article assesses the impact of the regional aviation infrastructure, including the regional airport, on the economic and social state of the region. The activity of regional aviation contributes to the socio-economic development of the regions, which is especially relevant for the region of the Far North of Russia, where more than 60% of the territories are accessible only by air transport. When choosing directions for the development of regions that are critically dependent on air transport, it is necessary for the state to participate in the development of air transport accessibility of the regions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ»

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

С.Х. Анферова, магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-3-1-17-21

Аннотация. В статье проведена оценка влияния региональной авиационной инфраструктуры, включающей региональный аэропорт на экономическое и социальное состояние региона. Деятельность региональной авиации вносит вклад в социально-экономическое развитие регионов, особенно актуальная для района Крайнего севера России, где более 60% территорий доступны только с помощью воздушного транспорта. При выборе направлений развития регионов, критически зависящих от авиационного транспорта необходимо участие государства в развитии авиационной транспортной доступности регионов.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, региональный аэропорт, стратегия развития, авиационная транспортная инфраструктура.

Государственной политике экономического развития особое значение уделяется развитию авиационной транспортной инфраструктуры России и проблемам региональных аэропортов, влияющие на экономическое и социальное развитие регионов страны. Развитие экономики невозможно без выстраивания транспортных связей между регионами. На сегодняшний день сложившаяся авиационная транспортная инфраструктура регионов не удовлетворяет запросам государства в обеспечении страны транспортной доступности с целью социально-экономического развития регионов и интеграции в межрегиональное пространство с целью ликвидации межрегиональной разобщенности. Значительная роль в достижении поставленных государством целей отведена региональным аэропортам, как элементам авиационной транспортной инфраструктуры страны.

Состояние региональных аэропортов и всей аэропортовой инфраструктуры страны в целом, не отвечают современным требованиям и нуждается в серьезной модернизации. Экономический кризис страны на переломе политической системы повлиял на состояние гражданской авиации России и привел к сокращению не только объемов авиатранспортной работы, но и к сокращению количества действующих аэропортов, в основном за счет аэропортов

регионального значения и аэропортов местных воздушных линий, которые расположены в регионе Крайнего Севера.

С момента перестроечных мероприятий в период экономического рыночного реформирования страны, объем пассажирских перевозок на местных воздушных линиях сократился более чем в 15 раз, который сопровождался разрушением всей системы авиационных перевозок, включая сети региональных аэропортов, аэродромов и их инфраструктуры, что в итоге привело к разрушению имеющихся на тот период страны связей регионов. В результате бездействия государственной власти в процессе упадка авиационной инфраструктуры страны, в условиях так называемого свободного рынка авиационных услуг, сформировалась неоптимальная для экономического и социального развития регионов сеть аэропортов, приведшая к разобщенности регионов. Крайне негативно перестройка и все сопровождающие ее мероприятия повлияли на районы Крайнего Севера, где авиация всегда играла большую социальную роль для населения с низкой плотностью и при большой части отсутствия наземной транспортной сети, придавало ей свойство транспорта круглогодичного использования.

Выстраивание региональной авиационной инфраструктуры требует привлечение

больших материальных затрат, как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Развитие доступных и качественных услуг воздушного транспорта является актуальной проблемой в России, особенно в удаленных районах Крайнего Севера.

Пропускная способность регионального аэропорта должна не только обеспечивать вахтовые перевозки нефтегазовых и горнодобывающих предприятий региона в перевозке рабочей силы, но и предоставлять качественные услуги перевозок населению.

Сегодня уровень сервиса и качество предоставляемых услуг регионального аэропорта не может конкурировать с развитыми аэропортами по объективным причинам. В результате страдает пассажир, заплативший за билет порой огромную сумму, которая складывается также из аэропортовых услуг, но выбора у пассажира нет, потому что в регионе, аэропорт является монополистом в части предоставления такой специфической услуги, как обслуживание авиаперевозки.

Из-за отсутствия финансирования и поддержки как государства, так и бизнеса, привело большинство аэропортов Крайнего Севера до критического состоянии, часть из которых вынуждена прекратить свое существование

Практически все аэропорты Якутии испытывают подобные сложности. Но, учитывая присутствие в данном регионе большого бизнеса в лице нефтеразведыва-тельных, горнодобывающих мировых компаний, делает возможным привлечение инвестиций на осуществление модернизации старых аэропортов. При этом, эффект проявится постепенно в развитии всего региона, а не только в присутствующем бизнесе. Планы по развитию северных и арктических территорий заставили все-таки государство решать проблему транспортной доступности, в том числе и авиационного сообщения между населенными пунктами.

Правительство Российской Федерации в 2019 г. утвердило стратегию пространственного развития страны на период до 2025 года, задачей которой является раз-

витие транспортной инфраструктуры регионов с целью обеспечения подвижности населения и увеличения привлекательности регионов для привлечения новой рабочей силы, развития бизнеса, которые способны поднять уровень социально-экономического развития регионов и ликвидировать межрегиональную разобщенность и неоднородность развития.

Основные направления развития транспортной доступности территорий в России определили положения стратегии развития транспорта России вплоть до 2030 года, согласно которой, к 2020 году аэропортовая сеть должна включать 357 аэропорта, а к 2030 году - 500 аэропортов.

В комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года вошли проекты реконструкции 16 якутских аэропортовых комплексов и включены в проект Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года еще 10 аэропортов.

Стратегией развития аэропортов предполагается повысить уровень авиационных перевозок и за счет создания так называемых - хабов, превращая в них узловые аэропорты в крупных городах, а также реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных перевозок, минуя центральные аэропорты страны. Для реализации системы региональных хабов, потребуется государственные мероприятия, координирующие деятельность аэропортов и авиакомпаний.

В современных рыночных условиях ни одно предприятие, в том числе и аэропорт, являясь коммерческим предприятием, не может функционировать без применения современных методов управления. Сегодня перед аэропортами стоит задача выживаемости в острой конкурентной борьбе за потребителя - авиакомпаниями, которую оно может решить только постоянным наращиванием своего потенциала путем применения современных методов повышения качества услуг и продвижения их на рынке, с целью расширения пользователей услуг.

Ранее приобретенные управленческие знания оказались устарелыми, а накопленный опыт - не всегда приемлемым в условиях конкурентной борьбы. Для достижения поставленных задач управления аэропортовым бизнесом, применяется современный метод управления - стратегический менеджмент, который позволяет добиваться поставленных целей в условиях изменчивой природы конкуренции.

Для осуществления мероприятий, позволяющих применять корректирующие действия для устранения негативных факторов влияния на бизнес-процессы предприятия, а также повышения качества услуг для привлечения потенциальных потребителей в конкурирующих условиях, руководством аэропортов создается стратегия развития предприятия, которая осуществляется специальными способами и методами. Для определения уровня потенциала региона, в том числе для привлечения инвестиций, требуется применение комплексной программы привлекательности региона, которая должна учитываться и в стратегии развития аэропорта.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним Воздушный транспорт наряду с выполнением основной функции по предоставлению транспортных услуг населению, осуществляет важную функцию географической и социально-экономической связности региона.

Региональные аэропорты, как и крупные российские аэропорты должны специализироваться и развиваться в двух направлениях деятельности, это управление развитием аэропорта и развитием содержания аэропортовой инфраструктуры. Все другие виды деятельности в тот или иной период времени по мере развития региона, должны быть выделены в самостоятельные подразделения либо осуществляться специализированными сервисными компаниями. Но при этом, аэропорт, являясь основным оператором аэропортовой деятельности должен осуществлять контроль по обеспечению надлежащего качества выполнения непрофильных видов деятельности отдельными агентскими компаниями.

Деятельность авиационных предприятий сегодня происходит в условиях непрерывных изменений внешней среды, обусловленной политической и экономической нестабильностью, приводящие к изменению внутриотраслевого законодательства. При разработке стратегии и стратегических планов развития аэропортового бизнеса необходимо учитывать внешние и внутренние влияющие факторы, а также иметь возможность маневрирования текущими и перспективными выработанными решениями, проводя непрерывное исследование и выявление факторов влияния взаимосвязанных субъектов рынка воздушных перевозок.

Задача маркетинга состоит в подробном изучении потребителей, выявление потенциальных потребителей и определения факторов, влияющих на покупательский спрос, что при анализе всех составляющих факторов влияния позволит разработать перспективную стратегию маркетинга для целевого освоения рынка.

Учитывая все теоретические исследования и доводы, приведенные другими авторами, можно с уверенностью заявить, что не существует готовых решений для развития определенного регионального аэропорта, невозможно применить традиционную схему стратегического планирования для конкретного предприятия, стратегия развития должна быть разработана для определенного аэропорта с учетом влияния разных факторов, как внутренних, так и внешних.

Генеральная цель развития аэропорта заключается в полном, своевременном и качественном удовлетворении потребностей различных групп пользователей в услугах по обеспечению авиатранспортных услуг и сопутствующим его проведению, услуг.

В результате реализации правильно выбранной стратегии региональный аэропорт сможет улучшить свой имидж, привлечь к сотрудничеству новых клиентов и инвесторов и улучшить показатели своей деятельности, а также повышению экономического и социального уровня развития региона.

В современных условиях определение чения пассажиропотока на увеличение стратегии регионального аэропорта озна- экономического роста. Влияние пассажи-чает определение долгосрочных целей и ропотока региональной авиации и эконо-задач в реализации целей, приводящих к мическое, а также социальное развитие повышению не только самого аэропорто- региона находятся в тесной связи, поэтому вого бизнеса, но и развитие региона. Эф- государственная экономическая политика фект от реализации комплексной страте- при стимулировании развития регионов гии развития авиационной транспортной страны, должна уделять постоянное вни-инфраструктуры отдаленных регионов мание развитию воздушного транспорта. страны, проявится в виде влияния увели-

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (с изменениями и дополнениями от 1 мая 2006 г., 9 июля 2007 г., ... 28 апреля, 2, 18 июня, 6 октября 2015 г.) // Система ГАРАНТ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/1587083/1/#ixzz45u52Vc9f.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 146 1734-р от 22 ноября 2008 г.).

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.12.2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base= LAW;n= 138990.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 303.

5. Указ главы Республики САХА(Якутия) от 14.08.2020 №1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики САХА (Якутия) на период до 2035 года».

6. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.

7. Смирнов М.Ю. Развитие региональных аэропортов РФ: проблемы и инициативы по их решению - Доклад. Международный авиационный форум «Крылья России», 11-12 октября 2011.

8. Baker D., Merkert R., Kamruzzaman M. Regional aviation and economic growth: cointegration and causality analysis in Australia // Journal of Transport Geography. 2015. Vol. 43. P. 140-150.

9. Button K., Doh S., Yuan J. The role of small airports in economic development // Journal of airport management. 2010. Vol. 4. №2. P. 125-136;

10. Van De Vijver E., Derudder B., Witlox F. Exploring causality in trade and air passenger travel relationships: the case of Asia-Pacific, 1980-2010 // Journal of Transport Geography. 2014. Vol. 34. P. 142-150.

IMPACT OF REGIONAL AIRPORTS ON SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF

REGIONS

S.Kh. Anferova, Graduate Student

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. In the article assesses the impact of the regional aviation infrastructure, including the regional airport, on the economic and social state of the region. The activity of regional aviation contributes to the socio-economic development of the regions, which is especially relevant for the region of the Far North of Russia, where more than 60% of the territories are accessible only by air transport. When choosing directions for the development of regions that are critically dependent on air transport, it is necessary for the state to participate in the development of air transport accessibility of the regions.

Keywords: socio-economic development of the region, regional airport, development strategy, aviation transport infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.