Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СМОЛЕНЩИНЫ'

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СМОЛЕНЩИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдули В.Е.

В статье рассматриваются вопросы развития предпринимательства в Смоленской области в контексте влияния на этот процесс со стороны региональной власти. Описаны этапы становления постсоветской экономики региона, тренды развития взаимоотношений федеральной власти и бизнеса, особенности таких взаимоотношений на региональном уровне. Также выявлены причины низкого роста количества малых и средних предприятий в 2000-х годах, проведен анализ самых крупных зарубежных покупателей производимой в регионе продукции, риски падения доходов от экспорта в связи с введением санкций. Обратили внимание на специфику географического положения Смоленской области, которая и создаёт условия развития региона. Также рассмотрели вопрос несоответствия выпускаемых кадров учебных учреждений специфике региона, что не удовлетворяет растущую потребность экономики Смоленской области в рабочих кадрах. Прослеживается тенденция ориентированности администрации Смоленской области на развитие экономического потенциала, укрепления экономических связей со странами ближнего зарубежья и прежде всего со странами СНГ, что является необходимым условием для преодоления последствий пандемии коронавируса и растущего санкционного давления Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF REGIONAL AUTHORITIES ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN SMOLENSK REGION

The article examines the issues of entrepreneurship development in the Smolensk region in the context of the influence of the regional authorities on this process. The stages of the formation of the post-Soviet economy of the region, trends in the development of relations between the federal government and business, and features of such relations at the regional level are described. The reasons for the low growth in the number of small and medium-sized enterprises in the 2000s were also identified, the analysis of the largest foreign buyers of products produced in the region, the risks of falling export revenues due to the introduction of sanctions were carried out. We paid attention to the specifics of the geographical location of the Smolensk region, which creates conditions for the development of the region. They also considered the issue of inconsistency of the graduates of educational institutions with the specifics of the region, which does not satisfy the growing need of the Smolensk region economy for workers. There is a tendency for the administration of the Smolensk Region to focus on the development of economic potential, strengthening economic ties with neighboring countries and, above all, with the CIS countries, which is a necessary condition for overcoming the consequences of the coronavirus pandemic and the growing sanctions pressure of the West.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СМОЛЕНЩИНЫ»

Влияние региональной власти на становление и развитие предпринимательства Смоленщины

Бурдули Владимир Емзариевич,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ, deputatburduli@inbox.ru

В статье рассматриваются вопросы развития предпринимательства в Смоленской области в контексте влияния на этот процесс со стороны региональной власти. Описаны этапы становления постсоветской экономики региона, тренды развития взаимоотношений федеральной власти и бизнеса, особенности таких взаимоотношений на региональном уровне. Также выявлены причины низкого роста количества малых и средних предприятий в 2000-х годах, проведен анализ самых крупных зарубежных покупателей производимой в регионе продукции, риски падения доходов от экспорта в связи с введением санкций. Обратили внимание на специфику географического положения Смоленской области, которая и создаёт условия развития региона. Также рассмотрели вопрос несоответствия выпускаемых кадров учебных учреждений специфике региона, что не удовлетворяет растущую потребность экономики Смоленской области в рабочих кадрах. Прослеживается тенденция ориентированности администрации Смоленской области на развитие экономического потенциала, укрепления экономических связей со странами ближнего зарубежья и прежде всего со странами СНГ, что является необходимым условием для преодоления последствий пандемии коронавируса и растущего санкционного давления Запада. Ключевые слова: Смоленская область, региональная власть, предпринимательство, экономика, инвестиционная стратегия.

Региональные власти видели развитие предпринимательства и бизнеса в демонополизации и приватизации, как важнейших элементах становления рыночной экономики в стране. С 1992 по 1994 г. 1573 объекта перешли полностью и частично из государственной и муниципальной собственностей в частное владение. С 1993 года Смоленская область перешла к долгосрочной политике поддержки малого предпринимательства в регионе. В 90-е гг. несмотря на положительные показатели роста малого бизнеса, из-за возрастающей инфляции не отражала реальное положение дел, в условиях общего спада производства [1].

В Смоленской области с 1991 по 1995 г. появились совместные предприятия в сфере ювелирной промышленности. Негосударственное гранильное предприятие ООО «Кристаллдиам», «Смоленск-Таше» совместное предприятие России и Бельгии, ООО «Алмаз» российско-германской собственности. Неумелая приватизации и незаконные схемы и способы обогащения на собственности региональных элит повлекло развитие теневого сектора экономики региона.

Либерализация цен, налоговое несовершенство и высокая инфляция привели к банкротству многих значимых предприятий для Смоленской области: Смоленский льнокомбинат, Ярцевский ХБК, швейное предприятие «Восход». Разорение крупных предприятий (уменьшение с 333 до 264 крупных предприятий) сопровождалось созданием новых предприятий малого и среднего бизнеса. Принятый Гражданский кодекс в 1994 г., в котором были предусмотрены новые организационно-правовые формы ведения бизнеса, повлиял на развитие предприятий региона. Так, благодаря перерегистрации предприятий ликвидировались неэффективные организации бизнеса [2].

Первый губернатор Смоленской области Валерий Петрович Фатеев, директор Вяземского льнокомбината, указом президента РСФСР Бориса Ельцина назначен на должность 24 октября 1991 года. Время его нахождения в должности характеризуется наличием конфликта с мэром Смоленска Михаилом Гавриловичем Зысмановым и смоленской региональной элитой. Новый кабинет губернатор набирал по принципу равных возможностей для каждого, без привязки к определенной бизнес-группе. Практически вся областная элита была отстранена от контроля экономическими ресурсами, а сам Валерий Фатеев имел напряженные отношения с местными элитами.

В тяжёлых экономических условиях мэрия Смоленска искала средства для решения проблем с теплотрассами, транспортом, продовольствием и другими хозяйственными делами. Она брала кредиты и выкупала со скидкой векселя предприятий. По признанию М. Г. Зысманова, деньги от налоговых поступлений смоленских предприятий появлялись в бюджете нерегулярно. Бюджетная система подразумевала первоначальную плату налогов предприятий в бюджет города, только после этого они уходили далее в региональный и федеральный бюджет. Валерий Фатеев устанавливал заниженный процент отчислений в городской бюджет, хотя Смоленск всегда наполнял консолидированный бюджет области на 52-55 процентов, в 1992 г. городу оставили 11% от всех налогов города, что привело к дефициту бюджета в 40% [3].

Второй губернатор Смоленской области Анатолий Егорович Глушенков занимал должность руководителя Смоленского завода холодильников, представлял интересы "местных" элит и так называемых "красных директоров", которые поддержали его кандидатуру на выборах в 1993 г., где он победил действующего губернатора В. П. Фатеева. Свою политику А. Е. Глушенков строил на противостоянии прежнему курсу губернатора.

Будучи поддержанным коммунистами, А. Е. Глушенков имел разногласия с областной думой, в составе I созыва которой большинство мест занимали сторонники демократических и либеральных объединений. Смоленская область входила в так называемый "красный пояс", позиции КПРФ в области были достаточно сильными. Различия в идеологической приверженности затрудняли принятие необходимых губернатору решений в областной думе.

В конце 1997 года, была создана зона с льготным налогообложением для внешних инвесторов, которая была расположена на территории муниципального образования Смоленский район. Тем не менее местные элиты использовали зону для реализации мошеннических схем: в 1999 г. по проверке ФСНП, был сделан вывод, что организации создаются только для того, чтобы «проводить через себя» реализацию товаров (работ, услуг) и таким образом уменьшить сумму налогов. По состоянию на начало 2001 г. в Смоленском районе было зарегистрировано 495 внешних инвесторов, из них 278 предприятий-льготников. Из этих предприятий 70 представляли "нулевую" отчетность, а 53 предприятия полностью не предоставляли ее. После проверок ООО "Форвард", ЗАО "БНТ-Нефтепродукт", ЗАО "Электродный завод Холдинг", обнаружилось, что ни одна из этих организаций по месту регистрации не находится, а деятельность осуществляют на территории других субъектов РФ [4].

К 2003 году во взаимоотношениях федеральной власти и бизнеса наметился определённый тренд -огосударствление крупных объектов промышленности. Однако данный тренд, можно сказать, не затронул Смоленскую область. Всё из-за того, что там не было крупных НПЗ или тяжёлой промышленности. Что касается производителей удобрений, в

частности ПАО «Дорогобуж», то они ещё с середины 1990-х во многом были приватизированы крупными бизнес-элитами. Таким образом к середине 2000-х годов в экономике Смоленщины федеральный тренд на огосударствление не проявлялся. Обобщая, в это время в Смоленской области средними промышленными объектами владели бизнес-элиты, в то время как по всей стране, тяжелая промышленность, НПЗ, металлургические комбинаты переходили к государству.

С 2002 года руководить регионом стал начальник УФСБ Виктор Николаевич Маслов, который покровительствовал местным бизнес-элитам. Администрацией В. Н. Маслова в 2007 принимается новая инвестиционная стратегия. Фактически, с этого момента начинает происходить отраслевая диверсификация инвестиций в экономике области.

В декабре 2007 назначается новый губернатор Сергей Владимирович Антуфьев. При нём область реализует большое количество социальных программ, например, региональный материнский капитал, как правило, за счёт федерального бюджета. Однако инвестиционных вложений добиться не удалось.

Если в докризисный 2006 г. 40% вложений приходилось на предприятия транспорта и связи, то уже в 2008 г. их финансирование сократилось почти в 4 раза. Уменьшились инвестиции в сферу сельского хозяйства и обрабатывающую промышленность. В результате недофинансирования доля сельского и лесного хозяйства в ВРП сократилась с 11 до 7,3%, транспорта и связи - с 10,1 до 9,3%. Примечательно, что активное вложение средств в сферу производства электроэнергии, газа в конечном счете выразилось в снижении доли этой отрасли в ВРП региона с 8,9 до 7,4%, что явно свидетельствует о неэффективности вложений [5, 19].

Рассматривая регион в рамках региональной повестки нельзя не отметить его специфику географического положения, которая и создаёт условия развития Смоленщины. Так, близость Смоленской области к Европейским странам, республики Беларусь, Украине, нахождение на пересечении транспортных путей Москва-Минск-Берлин, а также важнейший для страны автотранспортный коридор «Санкт-Петербург-Юг России», что обеспечивает области особую важность в качестве крупного коммуникационного узла и в соответствие с этим формирует экономическое развитие Смоленщины. Но для начала стоит отметить какое положение занимала Смоленская область в начале 2010-х, в соответствие с отчетом в исследовании инвестиционного климата в Смоленской области и разработки мер, обеспечивающих благоприятные условия предпринимательской деятельности и улучшение инвестиционного климата в регионе [9], в котором 3 отмечалась слабая инвестиционная привлекатель- к ность региона, а также в послании Губернатора о Смоленской области представленное в 2014-м | году, в котором он упомянул об оценке рейтинго- и вого агентства "Эксперт РА", которое в 5-й раз под- а ряд в 2012-м году подтвердило рейтинг Смоленской с области 3В1, что означает пониженный потенциал Ь

2

о

2

и умеренный риск [10], говорит о том, что регион в начале десятилетия не имел достаточно привлекательного инвестиционного климата и не мог составить конкурентоспособность в сравнении с той же Московской областью.

Действия федеральной власти по поддержке МСП привели к созданию в регионах областных фондов по поддержке предпринимательства. В случае со Смоленской областью участниками этой программы стали "Сбербанк", "Уралсиб", "ВТБ24", "Россельхозбанк", "Балтинвестбанк", "Газэнерго-банк" [11]. На тот момент это были единственные источники финансирования, что для поступательного развития предпринимательства недостаточно. От сюда вытекает одна из проблем - недостаточное количество кредитных организаций. Другой важной проблемой является отток квалифицированных кадров, как правило в московскую агломерацию. Однако для сглаживания этой проблемы в 2008 году должны были открыться многофункциональные деловые центры. На их строительство планировалось привлечь 7,6 млрд.руб., но из-за последовавшего кризиса это не удалось сделать. Третьей, не менее важной проблемой, стал высокий уровень потребительских цен, сопряженный с низкими заработными платами, что приводит к сложности кредитования со стороны банков. Заключая, можно прийти к выводу, что рост количества МСП был ограничен оттоком квалифицированных кадров, низким качеством институтов по бизнес-образованию и низкой платежеспособности населения.

Также влияние оказывала частая смена губернаторов в то время, так В. Н. Маслов, утвержденный на должность губернатора в 2002-м досрочно сложил свои полномочия в 2007-м, временно исполняющий обязанности губернатора, а затем и утвержденный на должность Сергей Владимирович Антуфьев был также досрочно снят в 2012-м году. Но далее ситуация стабилизировалась в связи с утверждением на пост губернатора Алексея Владимировича Островского, руководящего регионом по настоящее время.

Говоря об особенности расположения региона, нельзя не отметить развитие его торговых отношений, которые во многом строились на зарубежных странах, так в период с 2010-2015 доля экспорта в зарубежные страны превышала долю экспорта в страны СНГ, далее экспорт в зарубежные страны лишь незначительно был ниже, чем в страны СНГ, за исключением периода с 2015-2017гг. Стоит отметить, что в период с 2013 по 2021 гг. в совокупной доле экспорта первое место заняла, разумеется, Республика Беларусь(38,5% от доли всего экспорта за эти года) , на втором месте оказалась Укра-ина(9,3% от доли все экспорта за эти года), далее Бразилия(8,5%),Бельгия(7,5%),Турция(4,2%),Изра-иль(4%), Литва(3%), Казахстан(2,9%), ОАЭ(2,5%) и замыкает десятку лидеров США(2,1%) [12], оценивая данные цифры можно сделать вывод о том, что после введения более 10 тыс. санкций доход от экспорта во многие страны из перечисленных выше будет существенно ниже, если не близок к нулю, что создаёт проблему для регионального бизнеса,

в особенности для производителей химической промышленности, драгоценных металлов, а также экспорт продуктов растительного происхождения, которые занимали наибольшую долю экспорта и составляют одни из наиболее прибыльных отраслей в Смоленской области, что снижает налоговое поступление в бюджет, также введение санкций означает остановку притока иностранных инвестиций (в 2020-м году они составили 256,55 млн долларов), которые в основном шли на обрабатывающую промышленность. В итоге на момент 2014-2015гг. года мы имеем регион с низкой инвестиционной оценкой, низким уровнем государственно-частного предпринимательства (54-е место из 85-ти) [13, 7], дефицитный бюджет (-3,8 млрд.руб на 2014г) [14].

Ситуация начинает меняться в 2014 г с назначением на должность губернатора Смоленской области Островского Алексея Владимировича и кардинально меняется в 2016-м году. Так, в 2014-м году принимается "Инвестиционная стратегия Смоленской области до 2025 года", в 2016-м году при поддержке губернатора и Министерства экономики России создается Центр кластерного развития, который оказывает поддержку предприятий и предпринимателей, относящихся к числу малых и средних, также в 2016-м утверждается документ об условиях и порядке оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2015-м начинается строительство индустриальных парков «Феникс» и «Сафоново», на территории которых будут действовать различные льготы для резидентов, в том числе и налоговые, также создаст в регионе более 3-х тысяч рабочих мест. Помимо этого в 2016-м году принимается новый статус города Дорогобуж - моногорода, что создаёт на его территории особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности, включающего льготное налогообложение и иные преференции для бизнеса, а в 2017-м Правительством Российской Федерации принято решение о создании ТОСЭР «Дорогобуж» на территории Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области [15]. Это экономическая зона с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями в Смоленской области, стоит отметить, что это является первым ТОСЭР на территории Центрального федерального округа, что очень важно для Смоленской области, находящейся в близости к Москве, которая оттягивает инвестиции, рабочую силу и предпринимателей на себя. Также в 2017-м году администрация Смоленской области утверждает региональную целевую программу «Развитие газификации Смоленской области» на 2017 - 2021 годы» [16], дающая преференции данной сфере. В 2018-м году издается постановление о наделении Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию полномочиями на прием, обработку и направление документов на отбор инвестиционных проектов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями, что помогает решить проблему отсутствия нужных органов или полномочий

у них для привлечения и разработки инвестиционных программ. Таким образом создается ещё одно условие для развитие агропромышленной сферы.

Кроме вышеперечисленных инициатив, преобразований и мероприятий, в 2019-м году по поручению губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского была создана и начала свою работу площадка по поддержке предпринимателей и комплексного оказания услуг в режиме «одного окна» - региональный центр «Мой бизнес». И в течение буквально пары лет своей работы уже показал невероятную результативность, например, за 2020 год Центр предоставил порядка 11 тысяч услуг, а также свыше 4,5 тысяч антикризисных услуг [23], в 2022 году региональный центр «Мой бизнес» предоставил более 5000 бесплатных услуг смоленским предпринимателям [24]. Реализация данной инициативы помогает ещё больше убедиться в улучшении климата для предпринимателей в данном регионе, что также подтверждает то, что Смоленской области удалось войти в десятку лидеров по приросту количества предпринимателей и всё это благодаря инициативе именно региональной администрации и Департаменту инвестиционного развития Смоленской области.

Помимо этого, рассматривая участие Смоленской области в рамках федеральной повестки, можно заметить рост участия и выделения субсидий на государственные программы, так в 2015-м году Смоленщина реализовывала всего 15 областных государственных программ с предусмотренным федеральным финансированием в размере 2 792 413, то к 2021 году, не смотря на коронавирус, Смоленская область реализует 18 государственных программ с федеральным финансированием 8 790 212 [17], в 2020-м. Более того в 2019-м году подписывается соглашение о создании на территории Смоленской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Стабна» [18], что, опять же, создаёт условия для развития обрабатывающей промышленности, производств и подобных сфер. В результате, благодаря действию региональных властей регион совершил значительный рывок в своем развитии, так в 2021 году Смоленская область заняла 21-е место в рейтинге Государственно-частного партнерства [19], также, что показывает существенное развитие региона, в национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах РФ Смоленская область заняла 11-е место [20], по сравнению с 60-м, которое она занимала в 2015-м году, помимо этого основные индексы, такие например как индекс промышленного производства ежегодно показывает рост даже в «ковидный» 2020-й год [21, 5].

Не смотря на значительное развитие региона и рост его инвестиционной привлекательности, существует несколько проблем, которые ограничивают его экономический потенциал ввиду отсутствия достаточных инвестиций, например, промышленный и производственный сектор активно финансируется, а вот сфера туризма испытывает острую нехватку инвестиций, несмотря на огромный культур-

ный потенциал региона и его туристическую привлекательность, инвестиций в эту отрасль практически не направлялось, так с 2017 года объем финансирования программы по развитию культуры и туризма снизилась с 870177,2 тыс. рублей до 449693,9 тыс. рублей в 2020-м, помимо этого существенной проблемой Смоленской области является несоответствие выпускаемых кадров с потребностями региона, что отмечает Администрация области в 2020 году утверждая концепцию совершенствования системы профессиональной ориентации в Смоленской области до 2024 года, в которой значится, что "общая численность выпускников профессиональных образовательных организаций по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих за последние 10 лет сократилась более чем в 2 раза, что не удовлетворяет растущую потребность экономики Смоленской области в рабочих кадрах. Кроме того, несоответствие отраслевого профиля подготовки кадров на уровне высшего образования квалификационным требованиям работодателей приводит к тому, что часть занятых в экономике выпускников с высоким уровнем образования выполняет работу, для которой достаточна и более низкая квалификация, таким образом, привлекательность для рядового гражданина, а не предпринимателя, в данном регионе существенно падает, из-за чего происходит рост миграции из этого региона, что, например, поставило Смоленскую область в топ-3 региона по миграционной убыли в ЦФО [22].

Заключение

В 90-х годах Смоленщина соответствовала федеральному тренду на расширение приватизации и демонополизации производства. На фоне этих процессов разжигалась борьба между политическими региональными элитами. Развивалось мелкое и среднее предпринимательство, в то же время крупный бизнес уменьшался из-за экономического кризиса 90-х гг.

По итогам первой половины 2000х в Смоленской области не сложилась крупного государственного сектора, что стало хорошей базой для привлечения инвестиций. Новая инвестиционная стратегия отображала все экономические особенности области, показывала эффективность к концу 2000-х, и действительно могла бы превратить Смоленщину в один из привлекательных регионов для инвестиций в ЦФО. Однако кризис 2007-2008 годов и действия федеральной власти в отношении преодоления рецессии снизили инвестиционную привлекательность региона.

За 2012-2021 гг. Смоленская область благодаря усилиям местных властей, принятию многочисленных программ для развития и поддержки бизнеса, создания особых условий, из дефицитного и инвестиционно непривлекательного, тяжелого для предпринимательства региона, превратилась в область с профицитным бюджетом, благоприятным инвестиционным климатом для предпринимателей. На данный момент эффективно работает про-

со и

о

х

О

а

и о т г

2

о

2

грамма «Мой бизнес», которая позволила укрепиться малому и среднему предпринимательству в период экономической турбулентности. В то же время, из-за обделения вниманием сферы туризма и проблемы несоответствия экономическим интересам региона выпускаемых кадров после образовательных учреждений, в области сохраняются рекордные темпы по миграционной убыли, а в совокупности с высокой естественной убылью и низким миграционным притоком, вызванным вышеописанной проблемой, численность населения существенно сокращается.

Литература

1. Об утверждении региональной Программы поддержки малого предпринимательства в Смоленской области. Постановление Главы администрации Смоленской области от 13.05.96 г. N 184 // СПС Кодекс. [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/939310553

2. Гнездова Ю. В. Становление предпринимательства в Смоленской области. Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции, Смоленск, 27 мая 2016 года. -Смоленск: "Научный консультант", 2016. - С. 60-68.

3. Зысманов М. Мэр по воле случая: интервью с Зысмановым М.; интервью брал Ванифотов Е. Смоленск 2.0. [Электронный ресурс] https://www.smolensk2.ru/story.php?id=1143

4. Савенок С. Кому нужен Смоленский налоговый рай? Независимая газета. [Электронный ресурс] https://www.ng.ru/economics/2001-08-10Z4_smolensk.html

5. Щитова Н. А., Корнева Л. И. Полимасштабный анализ размещения инвестиций в регионах европейской части России в постсоветское время. Науки о Земле. Наука. Инновации. Технологии. 2017. №1. С. 175-206.

6. Юшков И. Минск добивается скидки на газ: о чём могут договориться Беларусь и Россия. Фонд национальной энергетической безопасности. [Электронный ресурс] http://www.energystate.ru/news/16992.html

7. Доронин П. А. Российская модель взаимодействия бизнеса и власти: исторический опыт и взгляд в будущее. Политэкс. 2015. Т. 11, № 1. С. 211 - 228.

8. Цыпкина И. Д. Проблемы инвестиционного потенциала Смоленской области и пути их решения. Региональная экономика. 2013. С. 84 - 89.

9. Инвестиционная стратегия Смоленской области до 2025 года. 2014. [Электронный ресурс]: https://econ.admm-

smolensk.ru/files/410/investitsionnaya_strategiya_sm olenskoy_oblasti_do_2025_goda_a0-16894786.pdf

10. Ежегодное послание губернатора Смоленской области «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Смоленской области». 2014. [Электронный ресурс]: https://old.smolinvest.com/about/ezhegodnoe-poslanie.php

11. Колочун А. Ю. Анализ форм поддержки МСП в Смоленской области и актуальные проблемы развития МСП в регионе. 2015. № 10(22). С. 173-177.

12. Экспорт и импорт России по товарам и странам. Экспорт из Смоленской области. [Электронный ресурс]: https://ru-stat.com/date-Y2013-2021/RU66000/export/world

13. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнёрства. Центр развития ГЧП. [Электронный ресурс] https://minec.gov-murman.ru/files/gchp/reyting-regionov-2014-2015.pdf

14. Приложение к областному закону об областном бюджете на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов. Департамент бюджета и финансов Смоленской области. [Электронный ресурс]: https://fin.smolensk.ru/files/589/bb_2015.pdf

15. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2017 г. № 266. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Дорогобуж». [Электронный ресурс]: https://dorogobyzh.admin-smolensk.ru/files/1352/266-o-toser-dorogobuzh.pdf

16. Постановление Администрации Смоленской области от 29 июня 2017 г. № 422. Об утверждении региональной целевой программы «Развитие газификации Смоленской области» на 2017 - 2021 гг. [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/42930910/

17. Государственные и федеральные целевые программы. [Электронный ресурс]: https://econ.admin-smolensk.ru/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennye-i-federalnye-celevye-programmy/

18. Постановление от 27 сентября 2021 г. № 1617. О создании на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. [Электронный ресурс]: http://static.government.ru/media/files/IfeuGKLjCmetA 92rfgATtxBdE8cfQYbq.pdf

19. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП за

2021 год. [Электронный ресурс] https://rosinfra.ru/digest/rating-of-regions/2021

20. Национальный инвестиционный рейтинг. [Электронный ресурс] https://asi.ru/government_officials/rating/

21. Прогноз социально-экономического развития Смоленской области на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. [Электронный ресурс] https://econ.admm-

smolensk.ru/files/379/12.11.2020_09.26.43_poyasnite lnaya-zapiska-smolen-obl-2020-2023-gg.pdf

22. Из Смоленской области массово уезжают люди. [Электронный ресурс]: https://readovka67.ru/news/102704

23. Смоленский центр «Мой бизнес» предоставил порядка 11 тысяч услуг в 2020 году. [Электронный ресурс]: https://news.myseldon.com/ru/news/index/244245103

24. Предприниматели Смоленской области в

2022 году получили более 5000 бесплатных услуг. [Электронный ресурс]: https://www.smolnews.ru/news/688736

The influence of regional authorities on the formation and development of entrepreneurship in Smolensk region

Burduli V.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation The article examines the issues of entrepreneurship development in the Smolensk region in the context of the influence of the regional authorities on this process. The stages of the formation of the post-Soviet economy of the region, trends in the development of relations between the federal government and business, and features of such relations at the regional level are described. The reasons for the low growth in the number of small and medium-sized enterprises in the 2000s were also identified, the analysis of the largest foreign buyers of products produced in the region, the risks of falling export revenues due to the introduction of sanctions were carried out. We paid attention to the specifics of the geographical location of the Smolensk region, which creates conditions for the development of the region. They also considered the issue of inconsistency of the graduates of educational institutions with the specifics of the region, which does not satisfy the growing need of the Smolensk region economy for workers. There is a tendency for the administration of the Smolensk Region to focus on the development of economic potential, strengthening economic ties with neighboring countries and, above all, with the CIS countries, which is a necessary condition for overcoming the consequences of the coronavirus pandemic and the growing sanctions pressure of the West. Keywords: Smolensk region, regional government, entrepreneurship,

economy, investment strategy. References

1. On the approval of the regional Small Business Support Program in the

Smolensk region. Decree of the Head of the Administration of the Smolensk Region of May 13, 1996 N 184 // ATP Code. [Electronic resource] https://docs.cntd.ru/document/939310553

2. Gnezdova Yu. V. Formation of entrepreneurship in the Smolensk region.

Collection of materials of the annual international scientific and practical conference, Smolensk, May 27, 2016. - Smolensk: "Scientific consultant", 2016. - P. 60-68.

3. Zysmanov M. Mayor by chance: an interview with Zysmanov M.; Interviewed

by Vanifotov E. Smolensk 2.0. [Electronic resource] https://www.smolensk2.ru/story.php?id=1143

4. Savenok S. Who needs the Smolensk tax haven? Independent newspaper.

[Electronic resource] https://www.ng.ru/economics/2001-08-

10/4_smolensk.html

5. Shchitova N. A., Korneva L. I. Polyscale analysis of investment placement

in the regions of the European part of Russia in the post-Soviet period. Earth Sciences. The science. Innovation. Technologies. 2017. No. 1. pp. 175-206.

6. Yushkov I. Minsk seeks discounts on gas: what Belarus and Russia can

agree on. National Energy Security Fund. [Electronic resource] http://www.energystate.ru/news/16992.html

7. Doronin P. A. Russian model of interaction between business and

government: historical experience and a look into the future. Politex. 2015. V. 11, No. 1. S. 211 - 228.

8. Tsypkina ID Problems of the investment potential of the Smolensk region

and ways to solve them. Regional economy. 2013. S. 84 - 89.

9. Investment strategy of the Smolensk region until 2025. 2014. [Electronic

resource]: https://econ.admin-

smolensk.ru/files/410/investitsionnaya_strategiya_smolenskoy_oblasti_d o_2025_goda_a0-16894786.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Annual message of the Governor of the Smolensk region "Investment climate and investment policy of the Smolensk region". 2014. [Electronic resource]: https://old.smolinvest.com/about/ezhegodnoe-poslanie.php

11. Kolochun A. Yu. Analysis of forms of support for SMEs in the Smolensk region and current problems of SME development in the region. 2015. No. 10(22). pp. 173-177.

12. Export and import of Russia by goods and countries. Export from the Smolensk region. [Electronic resource]: https://ru-stat.com/date-Y2013-2021/RU66000/export/world

13. Rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership. PPP Development Center. [Electronic resource] https://minec.gov-murman.ru/files/gchp/reyting-regionov-2014-2015.pdf

14. Appendix to the regional law on the regional budget for 2015 and the planning period of 2016 and 2017. Department of budget and finance of the Smolensk region. [Electronic resource]: https://fin.smolensk.ru/files/589/bb_2015.pdf

15. Decree of the Government of the Russian Federation of March 6, 2017 No. 266. On the creation of the territory of advanced socio-economic development "Dorogobuzh". [Electronic resource]: https://dorogobyzh.admin-smolensk.ru/files/1352/266-o-toser-dorogobuzh.pdf

16. Decree of the Administration of the Smolensk Region of June 29, 2017 No. 422 [Electronic resource]: https://base.garant.ru/42930910/

17. State and federal targeted programs. [Electronic resource]: https://econ.admin-smolensk.ru/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennye-i-federalnye-celevye-programmy/

18. Decree of September 27, 2021 No. 1617. On the creation of a special economic zone of industrial production type on the territory of the municipality "Smolensky district" of the Smolensk region. [Electronic resource]:

http://static.government.ru/media/files/IfeuGKLjCmetA92rfgATtxBdE8cfQ Ybq.pdf

19. Rating of regions by the level of PPP development for 2021. [Electronic resource] https://rosinfra.ru/digest/rating-of-regions/2021

20. National investment rating. [Electronic resource] https://asi.ru/government_officials/rating/

21. Forecast of the socio-economic development of the Smolensk region for 2021 and the planning period 2022-2023. [Electronic resource] https://econ.admin-

smolensk.ru/files/379/12.11.2020_09.26.43_poyasnitelnaya-zapiska-smolen-obl-2020-2023-gg.pdf

22. People are leaving the Smolensk region en masse. [Electronic resource]: https://readovka67.ru/news/102704

23. The Smolensk center "My Business" provided about 11 thousand services

in 2020. [Electronic resource]:

https://news.myseldon.com/ru/news/index/244245103

24. Entrepreneurs of the Smolensk region received more than 5,000 free services in 2022. [Electronic resource]: https://www.smolnews.ru/news/688736

u

a)

H

x

00 a

a) o

T V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.