Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ВЛИЯНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна, Абдулманапов Салихбек Габибуллаевич

В статье рассмотрено влияние реформирования системы высшего образования на сокращение численности профессорско-преподавательского состава. За период 2010-2020 гг. в России отмечается сокращение численности обучающихся, сокращение высших учебных заведений и, как следствие, сокращение профессорско-преподавательского состава. Наибольшее опасение вызывает двукратное сокращение численности преподавателей возрастной группы до 30 лет. Данная ситуация требует радикальных решений со стороны как вузов, так и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна, Абдулманапов Салихбек Габибуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF REFORMING THE HIGHER EDUCATION SYSTEM TO CHANGE HUMAN RESOURCES

The article considers the impact of reforming the higher education system on the reduction in the number of teaching staff. For the period 2010-2020 in Russia there is a reduction in the number of students, a reduction in higher educational institutions and, as a result, a reduction in the teaching staff. The greatest concern is the two-fold reduction in the number of teachers in the age group under 30 years old. This situation requires radical solutions both on the part of the challenge and on the part of the state.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_4_2_140 УДК 378

ВЛИЯНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Хаджалова Хадижат Магомедовна,

доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института «Управление, экономика, политика и социология», Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, е-mail: chaha@mail.ru

Абдулманапов Салихбек Габибуллаевич,

доктор экономических наук, профессор, директор научно-исследовательского института «Управление, экономика, политика и социология», Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, е-mail: salih@mail.ru

В статье рассмотрено влияние реформирования системы высшего образования на сокращение численности профессорско-преподавательского состава. За период 2010-2020 гг. в России отмечается сокращение численности обучающихся, сокращение высших учебных заведений и, как следствие, сокращение профессорско-преподавательского состава. Наибольшее опасение вызывает двукратное сокращение численности преподавателей возрастной группы до 30 лет. Данная ситуация требует радикальных решений со стороны как вузов, так и государства.

Ключевые слова: реформирование образования; высшая школа; профессорско-преподавательский состав; человеческий потенциал.

UDC 378

THE IMPACT OF REFORMING THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

TO CHANGE HUMAN RESOURCES

Khadzhalova Khadizhat Magomedovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Leading Researcher, Research Institute "Management, Economics, Politics and Sociology", Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: chaha@mail.ru

Abdulmanapov Salikhbek Gabibullaevich,

Doctor of Economics, Professor, Director of the Research Institute "Management, Economics, Politics and Sociology", Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: salih@mail.ru

The article considers the impact of reforming the higher education system on the reduction in the number of teaching staff. For the period 2010-2020 in Russia there is a reduction in the number of students, a reduction in higher educational institutions and, as a result, a reduction in the teaching staff. The greatest concern is the two-fold reduction in the number of teachers in the age group under 30 years old. This situation requires radical solutions both on the part of the challenge and on the part of the state.

Keywords: education reform; graduate School; teaching staff; human potential.

Вопрос обеспечения системы высшего образования научно-педагогическими кадрами носит довольно острый и дискуссионный характер. Сокращение числа высших

учебных заведений; демографические тенденции, приведшие к сокращению численности обучающихся в вузах; процессы реформирования системы высшего образования,

имеющие место в последние десятилетия; изменение требований рынка к ценности высшего образования отразились на изменениях численности кадрового потенциала в вузах. Все указанные обстоятельства отразились на престиже профессии преподавателя высшей школы, что существенно снизило интерес молодежи к данной профессии и, соответственно, приток молодых кадров в научно-исследовательскую среду.

На фоне старения профессорско-преподавательского состава, слабых темпов восполнения научно-педагогических кадров посредством аспирантуры и снижения социальной роли преподавателя высшей школы в обществе высокую актуальность приобретает проблема сохранения кадрового потен-

Таблица 1

Согласно табл. 1 число образовательных учреждений высшего профессионального образования по России за последнее десятилетие сократилось на 1/3. Во всех федеральных округах число образовательных учреждений ВПО в 2020 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилось. Максимальное сокращение

циала в системе высшего образования, что и определяет актуальность данного исследования.

Целью исследования стало проведение анализа динамики основных показателей развития системы высшего образования в РФ в период 2010-2021 гг., определение причин данного процесса и направления улучшения ситуации.

В качестве инструментов и методов анализа использованы статистические методы и общенаучные инструменты анализа.

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, проанализируем изменение основных показателей развития системы высшего образования в РФ в период 2010-2021 гг. (табл. 1).

произошло в Центральном федеральном округе как в относительном (-39,7%), так и в абсолютном (-170 ед.) значениях показателя.

Численность студентов вузов за период с 2010 г. по 2020 г. в России сократилась более чем на 40%. Наибольшее сокращение количества студентов в относительном выраже-

- Анализ изменений основных показателей развития системы высшего образования в разрезе

федеральных округов РФ [11]

Числ тельн н о образова-ых учрежде-ий ВПО Отношение 2020 г. к 2010 г., % Численность студентов, тыс. чел. Отношение 2020 г. к 2010 г., % Численность ППС, чел. Отношение 2020 г. к 2010 г., %

2010 2015 2020 2010 2015 2020 2010 2015 2020

Российская Федерация 1115 896 710 -36,3 7049,8 4766,5 4049,3 -42,6 356827 279758 223088 -37,5

Центральный федеральный округ 428 342 258 -39,7 2215,9 1455,3 1284,4 -42,0 113910 88084 75141 -34,0

Сёверо-За-падный федеральный округ 131 102 87 -33,6 712,0 464,6 424,2 -40,4 42040 33229 26863 -36,1

Южный федеральный округ 85 66 58 -31,8 585,9 470,8 395,8 -32,4 30482 27111 21029 -31,0

СевероКавказский федеральный округ 65 54 40 -38,5 366,8 256,9 206,1 -43,8 18568 14436 10210 -45,0

Приволжский федеральный округ 168 131 111 -33,9 1395,9 946,0 798,2 -42,8 67660 51447 40369 -40,3

Уральский федеральный округ 73 59 47 -35,6 577,3 362,1 290,9 -49,6 24676 19049 14535 -41,1

Сибирский федеральный округ 114 96 70 -38,6 801,5 570,7 471,6 -41,2 45366 32587 25042 -44,8

Дальневосточный федеральный округ 51 38 39 -23,5 394,5 240,2 178,0 -54,9 14125 13815 9899 -29,9

нии отмечается в Дальневосточном федеральном округе (-54,9%), несмотря на то что в данном округе отмечен самый низкий показатель сокращения числа образовательных учреждений высшего профессионального образования (-23%). Далее следует Уральский федеральный округ (-49,3%) и СевероКавказский федеральный округ (-3,8).

Лидером по сокращению численности студентов в абсолютном же выражении зани-

мает Центральный федеральный округ, где численность студентов сократилась на 931,5 тыс. чел.; на второй позиции - Приволжский федеральный округ (сокращение численности обучающихся на 597,7 тыс. чел.).

Снижение численности студентов и сокращение количества вузов, и, как следствие, количества рабочих мест привело к высвобождению части научно-педагогических кадров (рис. 1).

Рисунок 1 - Изменение численности профессорско-преподавательского состава по федеральным округам РФ, чел. [11]

В среднем по России численность профессорско-преподавательского состава сократилась на 37,5 %. В размере округов наибольшее сокращение кадрового потенциала наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе - на 45 %, Сибирском федеральном округе - 44,8 % и в Уральском федеральном округе - 41,1 %.

Таким образом, потребность в научно-педагогических кадрах повсеместно снижается, а сокращение вузов и численности студентов вынуждает преподавателей высшей школы реализовываться в других сферах.

В процессе трансформации высшего образования сложилась и неблагоприятная возрастная структура профессорско-преподавательского состава: на фоне снижения удельного веса профессорско-преподавательского состава возрастной группы до 30 лет с 11,8 % в 2010/2011 уч.г. до 5,2 % в 2019/2020 уч.г. увеличивается удельный вес преподавателей старшей возрастной группы

(60 лет и старше) с 24,9 % до 29,3 % соответственно.

Приведенные на рис. 2 данные в полной мере иллюстрируют весь масштаб кадрового кризиса и свидетельствуют о наличии следующих проблем [12]:

1. Двукратное сокращение численности профессорско-преподавательского состава возрастной группы до 30 лет: с 11,8 % в 2010 г. до 5,2 % в 2020 г., что говорит о нежелании молодежи оставаться в университетах, заниматься преподавательской и научной деятельностью.

2. Снижение численности профессорско-преподавательского состава возрастной группы 30-39 лет: с 24,4 % в 2010 г. до 21,1 % в 2020 г., что свидетельствует о переходе уже состоявшихся преподавателей в иную более оплачиваемую сферу деятельности. В своем большинстве это кандидаты наук или же научные кадры с уже большим стажем работы.

3. Стабильное увеличение профессор-

2010/2011 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2013 2018/2019 20191/2020

1111111 1 1 1

11,8 24,4 18 20,9 24,9

9,9 24,8 18,4 20,7 26,2

9,2 24,6 18,6 20,6 27

8,5 24,4 19,2 20,5 27,4

7,5 23,9 20,3 20,3 28

7 23,4 2 1,6 19,8 28,2

6,1 22,9 22,8 19,6 28,6

5,6 22 24 1 9,4 29

5,2 21,1 25,2 1 9,2 29,3

0 10 20 30 40 50 60 70 80

■ до 29 лет I 30-39 1 40-49 50-59 ■ 60 лет и старше

90 100

Рисунок 2 - Структура возрастной структуры численности профессорско-преподавательского состава

за 2010/2011 - 2019/2020 уч.г. [5]

ско-преподавательского состава старшей возрастной группы (60+) с 24,9 % в 2010 г. до 29,3 % в 2020 г., что говорит о том, что представителей данной группы в наименьшей степени касаются масштабные сокращения, связанные прежде всего с сокращением численности студентов, имевшим место в анализируемый период.

4. Увеличение среднего возраста кадрового потенциала высшей школы с 48,0 лет -в 2010 г. до 52,2 года - в 2020 г., что свидетельствует об активном процессе старения профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. Сегодня большая часть преподавателей высшей школы - это люди старшего поколения.

С начала XXI века система высшего образования в РФ столкнулась с рядом процессов, которые сказались на показателях кадрового состава высшей школы как количественно, так качественно. С одной стороны, обозначилось демографическое сокращение числа представителей молодого населения (за период 2000-2010 гг. численность обучающихся с аттестатом о среднем (полном) общем образовании) сократилась в 1,83 раза: с 1317,2 тыс. чел. в 2000 г. до 719,6 тыс. чел. в 2010 г.), а с другой стороны - резко возросшая популярность получения высшего образования, что привело к увеличению

численности обучающихся в вузах, и в основ -ном за счет негосударственных вузов. Так, за период 1990-2010 гг. численность студентов выросла в 2,5 раза (с 2824,5 тыс. чел. в 1990/1991 уч.г. до 70498 тыс. чел. в 2010/2011 уч.г.), а количество высших учебных заведений увеличилось в 4 раза - с 514 в 1990 г. до 1115 в 2010 г., и это не считая 1668 филиалов [11]. К этому следует добавить возросшую популярность к получению второго высшего образования. В результате численность преподавателей вузов увеличилась почти на 1/3: с 265,2 тыс. чел. в 2000/2001 уч.г. до 356,8 тыс. чел. в 2010/2011 уч.г.

Увеличение численности обучающихся в вузах, а также преподавателей, имеющих учебную нагрузку, превышающую полторы ставки, а также возможность совмещения трудовой деятельности в нескольких вузах, сказалось на качестве образования [6]. Поэтому в 2013 г. в стране был взят курс на реформирование системы высшего образования, в том числе и на сокращение числа вузов. Уже в 2013 г. Минобрнауки РФ было признано неэффективными и требующими реорганизации около 400 вузов и филиалов [3].

В 2014 г. было принято нескольких федеральных документов, определяющих содержание новой кадровой политики [10]. В Кон-

цепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы отмечалось, что проблемы в сфере образования могут быть решены только на основе планово-целевого метода реформирования деятельности учебных заведений, ориенти-

Так, за период 2014-2017 гг. в России почти вдвое сократилось (с 2268 в 2014 г. до 1171 в 2017 г.) количество вузов и их филиалов. Пре -подавательский состав высшей школы также сократился к 2020 г. на 30 % за счет прекращения договорных отношений со внешними совместителями, а также за счет выхода на пенсию многих преподавателей в возрасте старше 60 лет. Сокращение затронуло и остепененные кадры: численность докторов наук уменьшилась на 20,4 %, а кандидатов наук - на 24,5 %.

Таким образом, в ходе исследования установлено, что в последние годы наблюдается тенденция сокращения численности научно-педагогических кадров. Причины данного

рованного на всестороннее повышение качества оказываемых образовательных услуг [7]. Произошедшие количественные и качественные изменения в профессорско-преподавательском составе высшей школы РФ представлены в табл. 2.

явления носят комплексный характер - от естественных процессов, связанных с выбытием кадров в силу старения, сокращения количества рабочих мест из-за реформ до девальвации профессии преподавателя высшей школы в обществе, отсутствия бесперебойной системы пополнения кадрового потенциала отрасли. Если в большинстве вузов проблема кадрового обеспечения не будет решаться за счет постепенного обновления кадров и их профессионального роста, то система в конце концов потребует радикальных решений со стороны государства, а радикальные меры - это гораздо больнее и ощутимее для общества и для бюджета, чем постепенное решение проблемы.

Таблица 2 - Изменения в профессорско-преподавательском составе высших учебных заведений

Российской Федерации [5]

2010/2011 2013/2014 2020/2021

Профессорско-преподавательский состав (без внешних совместителей), тыс. чел. 356,8 319,3 223,1

Из них: имеют ученую степень, тыс. чел.

- доктора наук 44,0 45,0 35,3

- кандидаты наук 185,5 174,6 132,9

имеют ученое звание, тыс. чел.

- профессора 35,8 34,5 24,0

- доцента 115,7 109,3 87,4

лица в возрасте до 30 лет 38,9 32,9 11,9

лица в возрасте 60 лет и старше 82,9 102,3 67,2

Список литературы_

1.Ананченкова П.И., Блудов В.В., Спасенникова М.П, Тюньков В.В. Трансформация кадрового обеспечения российской системы высшего образования // Известия Байкальского государственного университета, 2019. № 29 (4). С. 617-624.

2.Бочкова Е.В., Авдеева Е.А., Назаренко В.А. Аспирантура в системе высшего образования России: новые правила и новые проблемы // Проблемы современного педагогического образования, 2016. № 6 (51). С. 17-23.

3.Верескун В.Д., Исаева Т.Е., Челохьян А.В. Оптимизация кадрового состава университета: достигнутые результаты и обозначившиеся задачи // Университетское управление: практика и анализ, 2021. № 1. С. 94-106.

4.Власова О.В. Причины и факторы, определяющие снижение потребности в научно-педагогических работниках и девальвацию престижа профессии преподавателя высшей школы // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 54-58.

5.Индикаторы образования: 2021: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Похберг, В.И. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2021 (дата обращения: 18.01.2022).

6.Исаева Т.Е. Учебная нагрузка преподавателя вуза и другие факторы, влияющие на эффективность его профессиональной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3. С. 76-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2G16-2G2G годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2G14 № 2765-р. URL: http://static.government.ru/media/flles/mlorxfXbbCk. pdf (дата обращения: 1G.12.2G21).

8.Леканова E.E., Хохлова E^. Конвергенция болонской модели образования и российской системы образования // Современные проблемы науки и образования. 2G17. № 4. С. 113.

9^орозова ГВ., Гаврилов А.Р. Mодернизация системы образования в России глазами студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2G17. № 3 (26). С. 43-47.

10.0 плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 3G.G4.2G14 № 722-р // Гарант: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70550418/ (дата обращения: 15.01.2022).

11.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2G21: Р32 стат. сб. / Росстат. M., 2G21. 1112 с.

12.Хаджалова X.M. Кадровые перспективы: проблемы высшей школы в формировании человеческого капитала // Экономика и предпринимательство. 2G21. № 5 (13G). С. 1387-1391.

References_

1. Ananchenkova P.I., Bludov V.V., Spasennikova M.G., Tyun'kov V.V. Transformaciya kadrovogo obespecheniya rossijskoj sistemy' vy'sshego obrazovaniya. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2G19. № 29 (4). S. 617-624.

2.Bochkova E.V., Avdeeva E.A., Nazarenko V.A. Aspirantura v sisteme vy'sshego obrazovaniya Rossii: novy'e pravila i novy'e problemy'. Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2G16. № 6 (51). S. 17-23.

3.Vereskun V.D., Isaeva T.E., Chelox'yan A.V. Optimizaciya kadrovogo sostava universiteta: dostignuty'e rezul'taty' i oboznachivshiesya zadachi. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2G21. № 1. S. 94-1G6.

4.Vlasova O.V. Prichiny' i faktory', opredelyayushhie snizhenie potrebnosti v nauchno-pedagogicheskix rabotnikax i deval'vaciyu prestizha professii prepodavatelya vy'sshej shkoly'. Baltijskij gumanitarny'j zhurnal. 2G21. T. 1G. № 1 (34). S. 54-58.

5.Indikatory obrazovaniya: 2021: statisticheskijsbornik/ N.V. Bondarenko, L.M. Goxberg, V.I. Kuzneczova i dr.; Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». M.: NIU VShE', 2G21. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2G21 (data obrashheniya: 18.G1.2G22).

6.Isaeva T.E. Uchebnaya nagruzka prepodavatelya vuza i drugie faktory', vliyayushhie na e'ffektivnost' ego professional'noj deyatel'nosti. Obshhestvo: sociologiya, psixologiya, pedagogika. 2G16. № 3. S. 76-79.

7. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy' razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29.12. 2014 № 2765-r. URL: http://static.government.ru/media/flles/mlorxfXbbCk. pdf (data obrashheniya: 1G.12.2G21).

8.Lekanova E.E., Xoxlova E.V. Konvergenciya bolonskoj modeli obrazovaniya i rossijskoj sistemy' obrazovaniya. Sovremennye problemy' nauki i obrazovaniya. 2G17. № 4. S. 113.

9.Morozova G.V., Gavrilov A.R. Modernizaciya sistemy' obrazovaniya v Rossii glazami studentov. Kazanskij social'no-gumanitarny'j vestnik. 2G17. № 3 (26). S. 43-47.

1G. O plane meropriyatij («dorozhnaya karta») «Izmeneniya v otraslyax social'noj sfery', napravlenny'e na povy'shenie e'ffektivnosti obrazovaniya i nauki» (utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 3G.G4.2G14 № 722-r. Garant: informacionno-pravovoj portal. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70550418/ (data obrashheniya: 15.G1.2G22).

11. Regiony' Rossii. Social'no-e'konomicheskie pokazateli. 2G21: R32 stat. sb. / Rosstat. M., 2G21. 1112 s.

12. Xadzhalova X.M. Kadrovy'e perspektivy': problemy' vy'sshej shkoly' v formirovanii chelovecheskogo kapitala. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2G21. № 5 (13G). S. 1387-1391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.