Научная статья на тему 'Влияние Реформации в Англии на деятельность церковных судов во второй половине XVI - начале XVII вв'

Влияние Реформации в Англии на деятельность церковных судов во второй половине XVI - начале XVII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ / REFORMATION IN ENGLAND / ЦЕРКОВНЫЕ СУДЫ / CHURCH COURTS / ПУРИТАНЕ / PURITANS / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ANGLICAN CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин Владимир Николаевич

В статье рассматриваются проблемы изучения деятельности церковных судов в Англии в реформационный период. Автор приходит к выводу, что современники Реформации из числа пуритан подвергали церковные суды критике из-за стремления продолжить реформы в церкви Англии по кальвинистскому образцу, и по этой причине представляли деятельность церковных судов неэффективной в восприятии общественного мнения. К настоящему времени можно утверждать, что церковные суды в рефор-мационный период все же были достаточно эффективны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORMATION IN ENGLAND AND ITS INFLUENCE ON THE WORK OF CHURCH COURTS IN LATE 16 th - EARLY 17 th CENTURI ES

The article deals with the problems of study of the activity of church courts in England during Reformation period. The author concludes that contemporaries of Reformation among Puritans sharply criticized church courts because of their strife to continue Reformation in England following the example of Calvinist churches of the European Continent and tried to represent church courts as ineffective in public opinion. But now historians have enough evidence to confirm that church courts were rather effective in the period of Reformation.

Текст научной работы на тему «Влияние Реформации в Англии на деятельность церковных судов во второй половине XVI - начале XVII вв»

YAK 94(410) ББК 63.3(4)

B.H. ЕРОХИН

ВЛИЯНИЕ РЕФОРМАУИИ B АНГЛИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЕРКОВНЫХ СУДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI - НАЧАЛЕ XVII ВВ.

V.N. YEROKHIN

THE REFORMATION IN ENGLAND AND ITS INFLUENCE ON THE WORK

OF CHURCH COURTS IN LATE 16th - EARLY 17th CENTURIES

В статье рассматриваются проблемы изучения деятельности церковных судов в Англии в реформационный период. Автор приходит к выводу, что современники Реформации из числа пуритан подвергали церковные суды критике из-за стремления продолжить реформы в церкви Англии по кальвинистскому образцу, и по этой причине представляли деятельность церковных судов неэффективной в восприятии общественного мнения. К настоящему времени можно утверждать, что церковные суды в рефор-мационный период все же были достаточно эффективны.

The article deals with the problems of study of the activity of church courts in England during Reformation period. The author concludes that contemporaries of Reformation among Puritans sharply criticized church courts because of their strife to continue Reformation in England following the example of Calvinist churches of the European Continent and tried to represent church courts as ineffective in public opinion. But now historians have enough evidence to confirm that church courts were rather effective in the period of Reformation.

Ключевые слова: Реформация в Англии, церковные суды, пуритане, англиканская церковь.

Key words: Reformation in England, church courts, Puritans, Anglican Church.

В ходе Реформации в Англии в XVI-XVII веках для современников, а впоследствии для исследователей одним из спорных вопросов стала проблема оценки эффективности деятельности церковных судов. Сторонники дальнейшего реформирования церкви Англии по образцу европейских реформатских церквей, принадлежавшие к пуританской группировке, критиковали церковные суды за то, что, как им представлялось, церковные суды не могли быть достаточно действенным инструментом в реформировании морали и нравов англичан. Пуритане тем самым пытались распространить мнение, что только создание консисторий по кальвинистскому женевскому образцу способно оказать значительное воздействие на повышение моральных стандартов в английском обществе. Но для королевской власти планы пуритан были неприемлемы по политическим причинам - утверждение в Англии женевской пресвитерианской системы церковного управления поставило бы под сомнение церковное устройство, утвердившееся в Англии после начала Реформации при короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547), когда главой церкви стал монарх. Действовавшая церковная администрация во второй половине XVI - первые десятилетия XVII века не была склонна слишком драматизировать ситуацию, исходя из того, что церковные суды были вполне функциональны в существовавших в то время условиях церковной жизни. Эти спо-

ры перешли по наследству и современным историкам, которые к настоящему времени стали активно привлекать для анализа материалы епархиальных архивов и к концу XX века заметно продвинулись в разрешении данных проблем.

Один из крупнейших современных специалистов по истории Реформации в Англии, много сделавший также для изучения истории пуританского движения, П. Коллинсон придерживается мнения, что во второй половине XVI - начале XVII вв. церковные суды оставались вполне жизнеспособными, функциональными и нужными английскому обществу. Он специально подчёркивает, что церковные суды были встроены в это общество, укоренены в нём, а не навязаны обществу со стороны или кем-то сверху [3, р. 62]. Во второй половине XX века исследователи церковного правосудия в основном благоприятно характеризуют церковные суды в том, что касается их эффективности, объёма дел и быстроты совершения судопроизводства [6, 9]. Под влиянием развития локальных исследований стали публиковаться работы о функционировании церковного суда и администрации не только на уровне епархии, но и о церковных судах архидиаконств [11].

Современный уровень изучения деятельности церковных судов в Англии второй половины XVI - начала XVII вв. представлен в работе М. Ингрэма «Церковные суды, пол и брак в Англии, 1570-1640» [7]. Как отмечает автор, в оценке деятельности церковных судов времени окончания правления Елизаветы и раннестюартовского периода среди либеральных историков XIX -первой половины XX вв. преобладало мнение, что церковные суды отстаивали устаревшие и уже нежелательные для общества ценности. Но М. Ингрэм считает, что «значительная часть деятельности церковных судов соответствовала ожиданиям честных прихожан-домовладельцев в поддержании моральных стандартов и религиозности в народе и давала возможность воздействия на тех нарушителей моральных норм, которых было трудно наказать (например, в осуждении закоренелых нарушителей моральных норм в сексуальной сфере)». Абсолютной эффективности церковные суды достичь не могли, но именно за это, в сущности, их критиковали идеалисты из числа пуритан, другие современники, а также последующие историки. По мнению М. Ингрэма, на фоне деятельности других государственных учреждений этого времени можно наглядно показать, что церковные суды даже функционировали хорошо и были эффективны [7, р. 323].

М. Ингрэм считает, что церковные суды опирались на достаточный уровень сотрудничества и понимания со стороны прихожан, и свидетельства этому находят также другие историки [10, р. 179-185]. На материалах графства Уилтшир М. Ингрэм выявил, что только незначительное количество приходов, и, как правило, небольших по размерам, проявляло слабую активность в выдвижении обвинений против нарушителей в церковных судах. При этом он не видит систематичности в недосмотре церковных старост за нарушителями и объясняет их, скорее, невниманием, а не сознательной оппозицией. В тех районах, где на территории Уилтшира жили католические рекузанты [лица, отказывавшиеся посещать службы в протестантской церкви Англии по принципиальным соображениям. - В.Е.], это тоже не приводило к уменьшению количества представлений в церковные суды, то есть старосты не сотрудничали с рекузантами и не скрывали их [7, р. 325].

Существовала проблема избирательности представлений на прихожан, поскольку некоторых влиятельных в данной местности лиц, несмотря на моральные проступки, вызывать в суд опасались. Но М. Ингрэм утверждает, что нераскрытие преступлений, опасения обвинить какого-то влиятельного человека были характерны и для других сфер судопроизводства - эти явления не ограничивались лишь церковными судами. В иерархически организованном обществе церковные суды также входили в положение влиятельных лиц, чтобы не подрывать обвинениями против них общественный порядок. При этом наказание с них не снималось - раскаяние на публике позволялось заменить

внесением в суд определённой денежной суммы, которая шла на помощь бедным или на другие благотворительные цели, так что иногда ответчики выплачивали существенные суммы, чтобы избежать публичности, но церковные суды не шли охотно на замену раскаяния денежным взносом [7, p. 336-337].

Суды не действовали только на основе слухов - даже встречающаяся мотивировка привлечения к суду «common fame» (молва), как выявил М. Ингрэм, означала мнение 5-6 уважаемых прихожан, поэтому приговор в церковных судах, по мнению М. Ингрэма, выносился обычно обоснованно, не оставляя возможности для обжалования [7, p. 325].

Процент выявляемых церковными судами моральных проступков, как считает британский историк, во второй половине XVI - начале XVII вв. был довольно высоким. Особенно обращалось внимание на внебрачных детей, на беременность невесты во время свадьбы, и намечалась тенденция к учащению рассмотрения таких дел. Осуждались случаи, когда долго не ремонтировались и приходили в негодность церковные здания, недостатки в оснащении церквей необходимым инвентарем для служб, преследовались неплательщики приходских церковных сборов, рекузанты, не посещавшие церковь, лица, не пришедшие к причастию в Пасху [7, p. 329].

В деятельности церковных судов использовалась так называемая клятва ex officio mero, в которой обвиняемый должен был откровенно отвечать на все вопросы, а отказ свидетельствовать против себя означал признание собственной вины, за что эту клятву критиковали некоторые пуритане и юристы общего права. Правосудие в эпоху Нового времени постепенно пришло к признанию идеи о том, что обвиняемый может не свидетельствовать против себя, но церковные суды в XVI-XVII веках при разборе моральных прегрешений исходили из соображения о том, что в таких делах действительно честному человеку нечего скрывать. В случае отказа от принесения клятвы ex officio человека отлучали от церкви [4, p. 382-408; 7, p. 329].

Церковные суды использовали также при разборе дел клятву очищения. М. Ингрэм считает, что принесение клятвы очищения было настоящим испытанием для человека. Громкие происшествия всегда обсуждались местными жителями, и, если ситуация была неблагоприятная, свидетелей в свою пользу среди соседей найти было невозможно, так что эта клятва была эффективной [6, p. 45-46; 7, p. 333-334].

Церковные суды обвинялись пуританами, начиная с «Увещевания парламенту» (1572), также в том, что налагают слишком мягкие наказания за сексуальные прегрешения, принуждая виновных лишь к уплате штрафа, публичному покаянию [4, p. 312-313]. Большим количеством отлучённых возмущались сепаратисты [сторонники радикального течения в истории английской Реформации, утверждавшие, что церковь Англии радикально испорчена, не поддаётся реформированию и от неё следует отделяться. - В.Е.], считавшие, что церковь обращается с нарушителями моральных заповедей очень мягко [3, p. 215]. Но пуритане в таких случаях, как обращает внимание М. Ингрэм, требовали жёстких наказаний вплоть до смертной казни, и введение смертной казни за инцест и адюльтер во времена существования Английской республики в середине XVII века оказалось излишеством. Даже Акт 1650 года о трёхмесячном тюремном сроке за супружескую неверность практически не работал, так что за 10 лет в 1650-е годы в соответствии с ним были осуждены лишь единицы [7, p. 334].

В соответствии с актом 1610 года женщину за рождение внебрачного ребёнка на год заключали в исправительный дом, мужчин предписывалось сечь кнутом. Количество случаев рождения внебрачных детей стало уменьшаться, но М. Ингрэм считает, что роль церковных судов в снижении числа бастардов всё же не вполне ясна, хотя публичное покаяние и штраф за это прегрешение, особенно для представителей средних слоёв, заботившихся о своей репутации, можно рассматривать как сдерживающий фактор для внебрачных контактов [7, p. 338].

Современные историки приводили свидетельства того, что очень распространённым явлением в елизаветинский и раннестюартовский периоды был высокий уровень неявки в церковные суды. Согласно подсчётам Р. Мар-шанта, в начале XVII века лица, отлучённые от церкви за неявку в церковный суд, составляли примерно 5% от населения в Йоркской, Честерской и Нориджской епархиях, а с учётом членов их семей можно говорить о 10% отлучённых от церкви - целом «отлучённом классе». Из этого историки делали вывод о шаткости положения церковных судов в обществе, о безразличии народа к ним и даже о вызывающем поведении по отношению не только к церковным судам, но и к религии, морали. Р. Маршант утверждал, что многие люди стали «этическими диссентерами» [9, р. 227, 243].

М. Ингрэм полагает, что значение высокого уровня неявки в церковные суды было преувеличено и даже не понято историками. Он установил, что нередки были случаи, когда дело улаживалось взаимным соглашением до суда, поэтому в сохранившейся документации могло не быть итогового свидетельства о явке в суд для разрешения дела [7, р. 341-344]. Выявлены свидетельства того, что и светские суды сталкивались в это время с трудностями в обеспечении явки в суд ответчиков и в обеспечении исполнения приговора, хотя у светских судов было меньше проблем в этом отношении по той причине, что часть обвиняемых была под стражей или отпущена под залог [4, р. 371]. М. Ингрэм предлагает также исключить из числа не явившихся некоторые категории лиц, чтобы не завышать показатель неявки в церковные суды: не следует учитывать умерших в ходе разбирательства, заключенных под стражу по распоряжению других судов, упорных рекузантов-католиков. В исследованных им материалах графства Уилтшир в архидиаконствах Солсбери, Северный Уилтшир и деканстве Солсбери в собранных им выборочных данных с 1573 по 1634 годы самый низкий уровень явки в церковные суды был в 1602 году в Северном Уилтшире, составив 65%. М. Ингрэм отмечает, что это был трудный в административном отношении район - довольно населённый, удалённый от центра епархии, но в следующие годы показатели явки улучшались. Максимум явки в исследованный им период относится к 1573 году в архидиаконстве Солсбери - 85%, а средняя цифра в явке тех, кто вызывался в суд с 1573 по 1634 годы, составила 75%, и эту цифру М. Ингрэм считает убедительным доказательством нормального функционирования церковных судов в Уилтшире [7, р. 348-350].

М. Ингрэм также приводит данные о средней явке в церковных судах архидиаконства Чичестер: 1594 год - 87%, 1636 год - 94%, и в епархии Эли: 1590/1 год - 93%, 1619 год - 83%, а также в архидиаконстве Лестер: 1586 год - 69%, 1615 год - 73%. Высокие результаты в епархии Эли М. Ингрэм объясняет тем, что здесь по-прежнему применялось малое отлучение, в то время как большинство церковных судов по стране с середины XVI века перешли на применение полного отлучения от церкви, которое налагалось сразу. Успешность деятельности церковных судов в епархии Эли Р. Маршант связывает ещё и с тем, что епископ имел здесь и церковную, и светскую власть [9, р. 226]. Но М. Ингрэм поясняет, что светская власть епископа распространялась только на приходы острова Эли и не касалась графства Кембриджшир. Так что, по его мнению, главными факторами следует считать компактность епархии и очень плотный надзор за поведением прихожан с ежеквартальным рассмотрением ситуации [7, р. 351].

В то же время М. Ингрэм соглашается с наблюдением Р. Маршанта, что процент неявки в церковные суды был выше в городах, хотя в Уилтшире материалы по городам гораздо хуже сохранились [9, р. 207-208]. Возможно, предполагает М. Ингрэм, проблема неявки в церковные суды существовала не в городах как таковых, а проявлялась в тех городах, которые в это время разрастались, так как подобные проблемы проявлялись также и в растущих сельских пригородах. Легче всего церковным судам было действовать в сельских районах с небольшими компактными поселениями [7, р. 352].

Из видов проступков, по которым была частой неявка в церковные суды, как подсчитали историки, больше всего было случаев неявки с последующим отлучением от церкви тех, кого вызывали в связи с обвинениями в супружеской измене, особенно же в блуде или производстве на свет бастардов - по данным из разных районов страны, везде их доля превышала 50% [6, р. 86]. Среди нарушителей норм сексуальной морали было много молодых, неженатых людей, большой процент из них составляли слуги, которым потом удавалось возвращаться в церковную жизнь на новом месте жительства без раскаяния в церковном суде. В Англии этого времени, отмечает М. Ингрэм, существовала определённая юношеская культура с большей долей свободы по сравнению с другими возрастными группами, одной из характерных черт которой была безответственность. В этом обществе, возможно, более чем половине живущих было менее 20 лет, дети не всегда ходили в церковь до конфирмации, и до конца XVI века в церкви Англии прослеживается упадок значимости этого имевшего воспитательное значение обряда [12, р. 83]. Не связанные чем-либо молодые люди много перемещались по стране, и М. Ин-грэм полагает, что их не следует считать закоренелыми грешниками и противниками церковных судов. Большой процент таких дел в материалах церковных судов и давал почву для критики, в частности, пуританам, за то, что церковные суды не доводят до конца свои дела и обвинения [6, р. 50; 7, р. 353; 9, р. 222].

Р. Маршант также обнаружил на материале архидиаконства Солсбери Йоркской епархии относящиеся к 1620-30-м годам факты нараставшего пренебрежения со стороны служащих церковных судов теми делами, которые не обещали им дохода, но сохранилось всё же немного свидетельств какой-либо отъявленной коррупции или пристрастности церковных судов - более частыми бывали случаи административной слабости, хотя церковным судам в революционные 1640-е годы припомнили все выявленные недостатки [9, р. 205-206, 214]. М. Ингрэм отмечает учащение случаев коррупции в церковных судах в Уилтшире в 1620-30-е годы, но склонен связывать это с носившим периодический характер ухудшением качества персонала, происходившим время от времени, что не подрывало веры в церковные суды. Существование в обществе постоянно отлучённых от церкви «этических дис-сентеров», о которых писал Р. Маршант, М. Ингрэм объявляет «мифом», но вопрос о том, сколько их было и какова была степень воцерковлённости англичан во второй половине XVI - начале XVII вв., остаётся дискуссионным. К. Хилл предполагал, что безрелигиозными были самые бедные люди, которые, по его словам, жили вне каких-либо церковных приходов, «наслаждаясь свободой и от священника, и от землевладельца» [4, р. 259-297; 5, р. 32-45]. М. Джеймс пишет об «исключении из церквей бедных и тех, кто не мог заплатить за места в церкви» [8, р. 123]. П. Кларк предполагал, что примерно 20% населения в графстве Кент в конце XVI века постоянно не посещали церковь, укрываясь в лесах, на пустошах общинных земель или в городских трущобах вне пределов достижимости респектабельного общества. Но при этом П. Кларк отмечает, что в Кенте радикальные протестанты были одержимы стремлением реформировать нравы представителей социальных низов и хотели установить за ними контроль [2, р. 152-156]. Для многих из простонародья более предпочтительным местом по сравнению с церковью была пивная [1, р. 47-72].

В селении Терлинг К. Райтсон и Д. Левин нашли свидетельства нараставшей активности в преследовании религиозных нарушений, совершавшихся представителями социальных низов. В местном церковном приходе 70% привлечённых к ответственности за то, что они не подошли к причастию, происходила из бедных слоёв трудящегося населения, и ещё 18% составляли представители земледельцев и ремесленников. Две трети из тех, кто подолгу оставался отлучённым от церкви в этом селении, относились к самым бедным жителям деревни [14, р. 156]. В то же время во многих епархиях церков-

ные суды считали слишком уж мелочно-мстительным и бесполезным в материальном отношении преследовать мелких ремесленников, вынужденных работать в воскресенье, или других бедняков. Об отношении к церкви самых бедных, полагают историки, вообще судить трудно.

П. Коллинсон обращает внимание на материалы пресвитерианских дед-гемских «классов» 1580-х годов и на то, как там решался вопрос о бедных [13, p. 99-101]. Среди членов «классов» преобладало мнение, что самыми бедными всё же нужно заниматься, посещать их, оказывать им помощь, но не следует привлекать в церковные суды за непосещение церкви. Но не все осуждаемые и преследуемые церковными судами принадлежали к числу бедняков. По словам П. Коллинсона, «склонность к плотским грехам была распространена среди представителей всех классов, и конкретные выводы о моральном облике тех или иных социальных групп по материалам церковных судов сделать невозможно» [3, p. 218-220].

Современные исследователи пришли к мнению, что церковные суды вполне соответствовали потребностям английского общества во второй половине XVI - начале XVII вв. Успех деятельности церковных судов состоял в том, что они, по словам М. Ингрэма, «действовали путём оказания методичного давления: радикальные пуритане хотели бы победить грехи прихожан натиском, а церковные суды, не драматизируя ситуацию, всё же добивались определённых результатов». В 1570-1640 годах церковные суды сыграли значительную роль в повышении профессионального уровня духовенства, держали в напряжении рекузантов, повысили уровень религиозности среди массы населения, значительно способствовали повышению моральных норм в сексуальной сфере, помогали утвердить в народе мысль об обязательности церковного брака, хотя и не искоренили случаи сожительства и внецерковного брака. Вместе с тем, в 1630-е годы церковные суды стали чаще возбуждать дела в попытке пресечь работу в праздники и воскресенья, что настраивало против них [7, p. 362-371].

Ликвидацию церковных судов в годы революции М. Ингрэм связывает с общим политическим кризисом 1640-х годов, свержением монархии, ликвидацией епископата, и склоняется к необходимости анализа действия краткосрочных факторов, воздействовавших на эти события: «личных качеств и взглядов лиц, действовавших на политической арене в 1630-е годы, королевской политики этого десятилетия, игрой событий 1640-42 годов и взаимным непониманием и подозрением, которые разрушили возможность достижения компромисса и урегулирования». В этих рассуждениях М. Ингрэма можно увидеть влияние аргументации, которую предлагают историки-ревизионисты для объяснения происхождения Английской революции середины XVII века, всячески подчёркивающие мысль о том, что в происхождении революции надо видеть, прежде всего, роль и действие кратковременных, а не долговременных факторов [7, p. 368-369].

Таким образом, можно признать, что современные историки практически по всем важнейшим характеристикам защитили церковные суды от порой чрезмерно тенденциозной критики пуритан. Пуританам было трудно беспристрастно относиться к своим оппонентам из церковно-административных структур официальной церкви. Большая объективность и взвешенность оценок в данном случае стали возможны лишь с течением времени.

Литература

1. Clark, P. The Alehouse and the Alternative Society [Text] / P. Clark // Puritans and Revolutionaries: Essays in 17th Century History Presented to Christopher Hill / Ed. Donald Pennington and Keith Thomas. - Oxford, 1978. - P. 47-72.

2. Clark, P. English Provincial Society from the Reformation to the Revolution: Religion, Politics and Society in Kent, 1500-1640 [Text] / P. Clark. - Hassocks, 1977.

3. Collinson, P. The Religion of Protestants: The Church in English Society, 15591625 [Text] / P. Collinson. - New York, 1982.

4. Hill, C. Society and Puritanism in Pre-Revolutionary England [Text] / C. Hill. -London, 1964.

5. Hill, C. The World Turned Upside Down [Text] / C. Hill. - London, 1972.

6. Houlbrooke, R. Church Courts and the People During the English Reformation 1520-1570 [Text] / R. Houlebrooke. - Oxford, 1979.

7. Ingram, M. Church Courts, Sex and Marriage in England, 1570-1640 [Text] / M. Ingram. - Cambridge, 1990.

8. James, M.E. Family, Lineage and Civil Society. A Study of Society, Politics and Mentality in the Durham Region, 1500-1640 [Text] / M.E. James. - Oxford, 1974.

9. Marchant, R.A. The Church under the Law: Justice, Administration and Discipline in the Diocese of York, 1560-1640 [Text] / R.A. Marchant. - Cambridge, 1969.

10. Owen, H.G. The Episcopal Visitation: Its Limits and Limitations in Elizabethan London [Text] / H.G. Owen // Journal of Ecclesiastical History. - 1960. - Vol. 11. -P. 179-185.

11. Peters, R. Oculus Episcopi: Administration in the Archdeaconry of St. Albans, 1580-1625 [Text] / R. Peters. - Manchester, 1963.

12. Phythian-Adams, C. Desolation of a City: Coventry and the Urban Crisis of the Late Middle Ages [Text] / C. Phythian-Adams. - Cambridge, 1979.

13. The Presbyterian Movement in the Reign of the Queen Elizabeth As Illustrated by the Minute Book of the Dedham Classes, 1582-1589 [Text] / Ed. R.G. Usher. Camden 3rd Ser. VIII. - London, 1905.

14. Wrightson, K. Levine, D. Piety and Poverty in an English Village. Terling, 15251700 [Text] / K. Wrightson, D. Levine. - New York, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.