Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ЛОГОПЕДИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ОНР / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Жанна Игоревна

Современное общество предъявляет требования, заключающиеся в необходимости развития личности, способной творчески подходить к решению проблемных задач, нестандартно мыслить, гибко и быстро реагировать на происходящие изменения, находить оптимальный выход из сложившейся ситуации. В отечественном образовании приоритетным вектором становится формирование у обучающихся компетенций в решении нестандартных ситуаций, которые пришли на смену получения академической успеваемости. Исходя из потребностей общества, парадигмы образования и реализации деятельностного и компетентностного подходов, развитие творческого воображения как важного компонента жизненной компетенции обучающихся начальной школы является актуальным вопросом. С целью изучения влияния речевых нарушений на развитие творческого воображения младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, результаты которого отражены в данной статье. Особое внимание уделено изучению критериев воображения (оригинальности, продуктивности, гибкости, мотивации и скорости решения творческой задачи) и описанию их особенностей у обучающихся с речевым онтогенезом и дизонтегенезом. Дана подробная количественно-качественная характеристика уровней развития творческого воображения у младших школьников 1-4 классов, которая позволяет объективно увидеть происходящие изменения в структуре воображения, характеризующиеся трансформацией надситуативной внутренней позиции во внеситуативную. Автором отмечается более низкий уровень развития творческого воображения у младших школьников с речевыми нарушениями в сравнении с их сверстниками с нормативным речевым развитием. Также только у половины обучающихся с речевым онтогенезом можно говорить о появлении качественно нового воображения, которое позволит управлять собой как субъектом воображения и обеспечит возникновение подлинного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Жанна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SPEECH DISORDERS ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Modern society makes demands on the development of a person who must be able to creatively approach problem solving, think outside the box, respond flexibly and quickly to ongoing changes, and find the best way out of the current situation. In domestic education, the priority vector is the formation of students' competences in solving non-standard situations that have come to replace academic achievement. Based on the needs of society, the paradigm of education and the implementation of activity and competence-based approaches, the development of creative imagination, as an important component of the life competence of elementary school students, is an urgent issue. In order to study the influence of speech disorders on the development of the creative imagination of junior schoolchildren, the author conducted an experimental study, the results of which are reflected in this article. Particular attention is paid to the study of the criteria of imagination (originality, productivity, flexibility, motivation and speed of solving a creative problem) and the description of their features in students with speech ontogenesis and dysontogenesis. A detailed quantitative and qualitative characteristic of the levels of development of creative imagination in junior schoolchildren of grades 1-4 is given in the article, which allows the researcher to objectively see the ongoing changes in the structure of imagination, characterized by the transformation of the supra-situational internal position into an extra-situational one. The author notes a lower level of development of creative imagination in junior students with speech disorders in comparison with their peers with typical speech development. Only half of the students with speech ontogenesis demonstrate the emergence of a qualitatively new imagination, which allows them to control themselves as subjects of imagination and ensures the emergence of genuine creativity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.025.8:376.3 7-053 "465.07/. 11" ББК Ч457.024.3 ГСНТИ 14.29.05

Ж. И. Журавлева Москва, Россия

ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Современное общество предъявляет требования, заключающиеся в необходимости развития личности, способной творчески подходить к решению проблемных задач, нестандартно мыслить, гибко и быстро реагировать на происходящие изменения, находить оптимальный выход из сложившейся ситуации. В отечественном образовании приоритетным вектором становится формирование у обучающихся компетенций в решении нестандартных ситуаций, которые пришли на смену получения академической успеваемости. Исходя из потребностей общества, парадигмы образования и реализации дея-тельностного и компетентностного подходов, развитие творческого воображения как важного компонента жизненной компетенции обучающихся начальной школы является актуальным вопросом. С целью изучения влияния речевых нарушений на развитие творческого воображения младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, результаты которого отражены в данной статье. Особое внимание уделено изучению критериев

© Журавлева Ж. И., 2022

KodBAK 19.00.10; 13.00.03 (5.3.8; 5.8.3) Zh. I. Zhuravleva Moscow, Russia

INFLUENCE OF SPEECH

DISORDERS ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Abstract. Modern society makes demands on the development of a person who must be able to creatively approach problem solving, think outside the box, respond flexibly and quickly to ongoing changes, and find the best way out of the current situation. In domestic education, the priority vector is the formation of students' competences in solving nonstandard situations that have come to replace academic achievement. Based on the needs of society, the paradigm of education and the implementation of activity and competence-based approaches, the development of creative imagination, as an important component of the life competence of elementary school students, is an urgent issue. In order to study the influence of speech disorders on the development of the creative imagination of junior schoolchildren, the author conducted an experimental study, the results of which are reflected in this article. Particular attention is paid to the study of the criteria of imagination (originality, productivity, flexibility, motivation and speed of solving a creative problem) and the description of their features in students with speech ontogenesis and dysontogenesis.

воображения (оригинальности, продуктивности, гибкости, мотивации и скорости решения творческой задачи) и описанию их особенностей у обучающихся с речевым онтогенезом и дизонтегенезом. Дана подробная количественно-качественная характеристика уровней развития творческого воображения у младших школьников 1—4 классов, которая позволяет объективно увидеть происходящие изменения в структуре воображения, характеризующиеся трансформацией надситуативной внутренней позиции во внеситуативную. Автором отмечается более низкий уровень развития творческого воображения у младших школьников с речевыми нарушениями в сравнении с их сверстниками с нормативным речевым развитием. Также только у половины обучающихся с речевым онтогенезом можно говорить о появлении качественно нового воображения, которое позволит управлять собой как субъектом воображения и обеспечит возникновение подлинного творчества.

Ключевые слова: творческое воображение; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; речевые нарушения; ОНР; общее недоразвитие речи; младшие школьники; начальная школа.

Сведения об авторе: Журавлева Жанна Игоревна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: кафедра логопедии, институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119261, г.

E-mail: zhur-zhanna@yandex.ru.

A detailed quantitative and qualitative characteristic of the levels of development of creative imagination in junior schoolchildren of grades 1-4 is given in the article, which allows the researcher to objectively see the ongoing changes in the structure of imagination, characterized by the transformation of the su-pra-situational internal position into an extra-situational one. The author notes a lower level of development of creative imagination in junior students with speech disorders in comparison with their peers with typical speech development. Only half of the students with speech ontogenesis demonstrate the emergence of a qualitatively new imagination, which allows them to control themselves as subjects of imagination and ensures the emergence of genuine creativity.

Keywords: creative imagination; logopedics; speech disorders; children with speech disorders; disorders of speech; general speech underdevelop-ment; junior schoolchildren; primary school.

About the author: Zhuravleva Zhanna Igorevna, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

Москва, ул.Панферова, д. 8, корп. 2.

Исследованию творческого воображения посвящено достаточно большое количество работ, в ряде которых освещается вопрос о тесной связи воображения и речи. Способность к созданию новых образов возникает не с самого рождения, но развивается в процессе овладения ребенком представлениями об окружающей действительности, разными видами практической деятельности и развития всех психических функций [1; 2; 3; 11; 12; 14].

Благодаря речи ребенок начинает представлять то, что никогда не видел, и размышлять об этом, в его воображение включаются отвлеченные понятия и представления, не связанные непосредственно с деятельностью [2]. К тому же ребенок получает возможность достаточно свободно ориентироваться в сфере своих впечатлений, которые обозначаются словами. Об этом писал Э. Блейер, тем самым подтвердив факт о наличии связи между развитием речи и развитием воображения на протяжении всей нашей жизни. Даже у взрослого человека при утрате речи вследствие нарушения мозгового кровообращения снижается фантазирование, утрачивается способность к воображению. Поскольку оно является психологическим новообразованием дошкольного возраста, на воображение чаще обращают внимание именно в этот возрас-

тной период как самый сенситивный [10; 11].

В. А. Азовцева, В. П. Глухов, Ж. И. Журавлева, С. П. Кондра-шов, Н. П. Кузнецова, Т. С. Овчинникова, Н. А. Пасынкова, Л. Г. Попова, Н. В. Рыжова и другие при изучении воображения у детей с речевыми нарушениями указывали, что воображение формируется и развивается по тем же общим законам психического развития, что и у детей c нормативным речевым развитием, однако отмечали специфические особенности данного психического процесса [1; 4; 9; 13; 15].

При общем недоразвитии речи (ОНР) наблюдается снижение мотивации к творческой деятельности; несформированность операционных компонентов воображения; сложность при создании воображаемой ситуации; недостаточная точность предметных образов-представлений; недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы; снижение гибкости, беглости и оригинальности воображения. Даже при фонетико-фонематических нарушениях речи продукты воображения менее оригинальные, продуктивные, мало насыщены эмоциями и хуже структурированы [3; 5; 6; 7; 8].

Что же происходит с продуктивным (творческим) воображением, когда ребенок переходит на начальный уровень общего обра-

зования? Происходят изменения в самой структуре данного процесса, о чем свидетельствуют исследования Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой. Если в структуре воображения дошкольника последовательно присутствуют предметная cреда, прошлый опыт и надситуа-тивная внутренняя позиция, которая так или иначе связана с конкретной ситуацией, то в младшем школьном возрасте появляется качественно новое воображение, в котором происходит трансформация надситуативной внутренней позиции во внеситуативную. Теперь последовательно присутствуют внеситуативная внутренняя позиция, прошлый опыт и предметная среда. По мнению авторов, такая новая внутренняя позиция позволяет ребенку управлять собой как субъектом воображения и обеспечивает возникновение подлинного творчества. В этом возрастном периоде опыт становится богаче, придуманные образы — оригинальными и продуктивными за счет отхода от действительности, несмотря на то что младший школьник еще не владеет законами объективного мира в полной мере [10].

С целью выявления особенностей творческого воображения младших школьников с речевыми нарушениями в сравнении со сверстниками с нормативным речевым развитием нами было ор-

ганизовано и проведено экспериментальное исследование. В нем приняли участие 75 младших школьников 1—4 классов, среди которых 35 обучающихся с речевыми нарушениями (ОНР 3— 4 уровня речевого развития и нарушения письменной речи, обусловленные ОНР). Обучающимся предлагались задания «Дорисовывание фигур» (авт. Э. П. Торренс), «Незаконченные рисунки» (авт. М. В. Ильина), «Где чьё место» (авт. Е. Е. Кравцова), «Несуществующее животное» (авт. М. З. Дру-каревич), «Пасхальные яйца» (на основе методики «Два зонтика Оле-Лукойе» О. А. Белобрыкиой).

Творческое воображение респондентов оценивалось по следующим критериям: оригинальность (способность представлять новые и непохожие идеи), гибкость (способность переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса), продуктивность (способность продуцировать большое количество идей), мотивация (способность удовлетворять свои потребности через творческую деятельность, захваченность творческим процессом), скорость (способность за короткое время придумывать что-то новое).

Высокий уровень развития творческого воображения был выявлен только у обучающихся с нормативным речевым развитием (в 1 классе у 55 %, во 2 классе у

11 %, в 3 классе у 44 %, в 4 классе у 45 %). Эти обучающиеся самостоятельно воспроизводят большое количество оригинальных и гибких идей, их творческие образы детально проработаны. Они проявляют устойчивый интерес к творческой деятельности и имеют хорошо развитые художественно-творческие способности, не боятся нестандартных заданий и предлагают творческие решения проблем. Проявляют любознательность, инициативность, самостоятельность и заинтересованность в поиске чего-то нового. При выполнении заданий обучающимся требуется небольшое количество времени.

Средний уровень развития творческого воображения продемонстрировали как обучающиеся с нормативным речевым развитием (в 1 классе 45 %, во 2 классе 89 %, в 3 классе 56 %, в 4 классе 55 %), так и обучающиеся с речевыми нарушениями (в 1 классе 91 %, во 2 классе 78 %, в 3 классе 86 %, в 4 классе 87 %). Обучающиеся выполняют предложенное им задание, воспроизводят среднее количество идей, которые не всегда отличаются оригинальностью и гибкостью. При выполнении заданий они любознательны, но не всегда проявляют интерес к предложенной деятельности, что

свидетельствует о неустойчивости их мотивации и слабой захва-ченности творческим процессом. Только при возникновении сильного интереса к заданию стараются найти новые пути решения. Иногда им необходима была помощь и подсказка взрослого. На выполнение задания тратят значительную часть времени.

Низкий уровень развития творческого воображения продемонстрировали только обучающиеся с речевыми нарушениями (в 1 классе 9 %, во 2 классе 22 %, в 3 классе 14 %, в 4 классе 13 %). У обучающихся отмечаются трудности включения в творческий процесс. Они не уверены в себе, проявляют слабый интерес к творческим заданиям. На обдумывание своих идей обучающимся требуется много времени, при этом они воспроизводят небольшое количество идей, часто используют шаблонные и стереотипные решения творческой задачи, что свидетельствует об отсутствии оригинальности и гибкости воображения. Ответы обучающихся однообразны или вообще отсутствуют, а творческие образы не проработаны и слабо детализированы. Часто не справляются с заданием без помощи взрослого (рисунки 1 и 2).

О Низкий уровень развития творческого воображения □ Средний уровень развития творческого воображения О Высокий уровень развития творческого воображения

100% 80% 60% 40% 20% 0%

[п% Йищ

55% 44% 45%

1——'1

г—"1 56%

45% 55%

/

1 класс

2 класс 3 класс 4 класс

Рис. 1. Процентное распределение по уровням развития творческого воображения и классам обучающихся с нормативным речевым

развитием

Рис. 2. Процентное распределение по уровням развития творческого воображения и классам обучающихся с речевыми нарушениями

При этом во 2-м классе мы наблюдали снижение уровня творческого воображения у всех обучающихся, что, вероятно, объясняется принятием ими си-

туации развития, доминированием ведущей учебной деятельности, усвоением новых норм и правил поведения, требующих волевого усилия при выполнении

и контроле, а также увеличением учебной нагрузки.

У обучающихся с речевыми нарушениями уровень творческого воображения значительно ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием.

Мы проследили зависимость между развитием речи и творческого воображения: чем выше уровень речевого развития, тем выше уровень развития творческого воображения.

Качественные изменения творческого воображения у обучающихся 1—4 классов, связанные с проявлением внеситуативной внутренней позиции и возникновением собственно творчества, мы наблюдаем только у части (45 %) младших школьников с нормативным речевым развитием. Следовательно, более низкие результаты в развитии творческого воображения позволяют нам сделать вывод о том, что у всех обучающихся с речевыми нарушениями и части сверстников с нормативным речевым развитием еще не происходит смены внутренней позиции с надситуатив-ной на внеситуативную.

Сравнительный анализ количественных и качественных данных позволил выявить особенности творческого воображения и увидеть влияние речевых нарушений на развитие данного процесса.

Оригинальность и гибкость воображения при выполнении

творческих заданий выше у младших школьников с нормативным речевым развитием по сравнению с теми же показателями у обучающихся с речевыми нарушениями. Из класса в класс показатели оригинальности и гибкости воображения не возрастают в группах. Однако зафиксировано улучшение качества изображенных оригинальных объектов, что свидетельствует о расширении у обучающихся представлений об окружающем мире и увеличении их словарного запаса к концу начального обучения.

При оценке продуктивности воображения нами отмечается наличие более высоких результатов с 1 по 4 класс у обучающихся с нормативным речевым развитием: доминируют высокие и средние уровни развития данного показателя. Это отличает данных детей от их сверстников с речевыми нарушениями, где доминируют средние и низкие уровни развития продуктивности воображения, что указывает на недостаточный прошлый опыт обучающихся, который не позволяет им генерировать большое количество идей и создавать вербальные и невербальные продукты творчества.

Мотивация к решению творческих задач также намного выше и устойчивее у младших школьников с нормативным речевым развитием по сравнению с

теми же показателями у обучающихся с речевыми нарушениями. Из класса в класс данный показатель не возрастает, что свидетельствует об устойчивости интересов младших школьников, а его более низкие результаты не позволяют осуществить проекцию своего прошлого опыта на текущую проблемную ситуацию.

Интенсивность и скорость выполнения творческих заданий была высокой только у обучающихся с нормативным речевым развитием во всех классах. У двух третьих обучающихся с речевыми нарушениями мы прослеживаем высокую интенсивность и скорость выполнения творческих заданий. Одна третья обучающихся с речевыми нарушениями показала среднюю интенсивность и скорость работы при выполнении творческих заданий во всех классах.

При оценке вербального творческого воображения нами прослеживается значительное увеличение его уровня у обучающихся с 1 по 4 классы с нормативным речевым развитием, по сравнению с их сверстниками с речевыми нарушениями, где динамика менее значительна. У обучающихся с нормативным речевым развитием не было трудностей с устным описанием созданного творческого продукта, объяснениями своего выбора или действия. Во всех классах младших

школьников с речевой патологией мы наблюдали снижение качества вербального творческого воображения при выполнении творческих заданий, что указывает на сложности у данных обучающихся при составлении описания творческого продукта, объяснений своего выбора или действия, обусловленные речевыми проблемами.

В ходе эксперимента с обучающимися была проведена беседа на тему «Посещаете ли Вы кружки и секции?» с целью определения наличия во внеучебной деятельности творческих занятий и коммуникативной активности у младших школьников 1—4 классов. Из 40 детей только 24 ребенка (60 %) с нормативным речевым развитием после занятий в школе указали на то, что посещают детские объединения, реализующие дополнительные общеобразовательные программы художественной и спортивной направленности. Из 35 детей только 14 ребят (40 %), имеющие речевые нарушения, нерегулярно, но посещают детские объединения, реализующие дополнительные общеобразовательные программы художественной и спортивной направленности. В основном обучающиеся после уроков посещают занятия учителя-логопеда, много времени тратят на выполнение домашних заданий, чем объясняют отсутствие воз-

можности для посещения детских кружков и секций. Именно данная категория обучающихся продемонстрировала в ходе нашего экспериментального исследования более низкие результаты развития творческого воображения.

Результаты проведенного исследования показали, что в структуре воображения младших школьников с речевыми нарушениями еще отсутствует внеситуативная внутренняя позиция, и только благодаря увеличению прошлого опыта и расширению предметной среды, а также над-ситуативной внутренней позиции в каждом последующем классе художественные образы детского воображения приобретают черты оригинальности, становятся более продуктивными. Следовательно, младшим школьникам с речевыми нарушениями необходимо развивать творческое воображение, так как данный психический процесс лежит в основе любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения; является условием эффективного усвоения общеобразовательной программы, способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности, формированию умения планировать собственную деятельность и гибко ориентироваться в будущем. А сформированная новая внутренняя позиция позволит младшему школьнику с речевым ди-

зонтогенезом управлять собой как субъектом воображения и будет способствовать возникновению подлинного творчества.

Литература

1. Азовцева, В. А. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с речевой патологией / В. А. Азовцева. — Текст : непосредственный // Начальная школа. — 2009. — № 12. — С. 19—21.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психологический очерк : кн. для учителей. — Москва : Просвещение, 1991. — 93 с. — Текст : непосредственный.

3. Журавлева, Ж. И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи : дис. ... канд. психол. наук / Журавлева Ж. И. — Нижний Новгород, 2011. — Текст : непосредственный.

4. Журавлева, Ж. И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи : 19.00.10 : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Журавлева Жанна Игоревна ; Нижегородский гос. пед. ун-т. — Нижний Новгород, 2011. — Текст : непосредственный.

5. Журавлева, Ж. И. Особенности развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи : моногр. / Ж. И. Журавлева. — Москва : Перо, 2011. — Текст : непосредственный.

6. Журавлева, Ж. И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития / Ж. И. Журавлева. — Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 125. — С. 31—40.

7. Журавлева, Ж. И. Исследование творчества детей с нормальным и нарушенным развитием в отечественной психоло-

гии / Ж. И. Журавлева. — Текст : непосредственный // Специальная педагогика и специальная психология : сборник науч. ст. участников V Междунар. теоретико-методологического семинара. — [Б. м. : б. и.], 2013. — С. 40—45.

8. Журавлева, Ж. И. К вопросу о диагностике словесного творчества детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Ж. И. Журавлева. — Текст : непосредственный // Специальная психология. — 2010. — № 3 — С. 104—109.

9. Журавлева, Ж. И. Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе / Ж. И. Журавлева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2016. — № 3 (43) — С. 22—29.

10. Кравцов, Г. Г. Воображение и творчество: культурно-исторический подход / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — Текст : электронный // Психолого-педагогические исследования : электронный журн. — 2019. — 11. —№ 1. — С. 1—11. — URL: http://psyedu.ru.

11. Максимова, С. В. Творчество: созидание или деструкция? / С. В. Максимова. — Москва : Академический проект, 2006. — 222 с. — Текст : непосредственный.

12. Медведева, Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в арт-педагогическом и арттерапевтическом пространстве / Е. А. Медведева. — Москва : Ин-т консультирования и системных решений, 2009. — Текст : непосредственный.

13. Медведева, Е. А. Формирование социокультурных компонентов личности детей с ОВЗ средствами искусства (теория, диагностика, практика) : учеб.-метод. пособие / Е. А. Медведева, Ж. И. Журавлева. — Москва : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. — Текст : непосредственный.

14. Художественное творчество и ребенок : моногр. / под. ред. Н. А. Ветлуги-ной. — Москва : Педагогика, 1972. — Текст : непосредственный.

15. Цыпина, Н. А. Особенности творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития /

Н. А. Цыпина. — Текст : непосредственный // Дефектология. —1982. — № 5.

References

1. Azovtseva, V. A. (2009). Razvitie tvor-cheskogo voobrazheniya u detey mladshego shkol'nogo vozrasta s rechevoy patologiey [Development of creative imagination in children of primary school age with speech pathology]. Primary school, 12, 19—21. (In Russ.)

2. Vygotsky, L. S. (1991). Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. In Psych. essay: Book. for teachers. Moscow: Enlightenment, 93 p. (In Russ.)

3. Zhuravleva, Zh. I. (2011). Formirovanie slovesnogo tvorchestva u starshikh doshkol'-nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya i obshchim nedorazvitiem rechi [Formation of verbal creativity in older preschoolers with mental retardation and general underdevel-opment of speech] [Dissertation ... of cand. of Psychol. Sciences]. Nizh. Novgorod. (In Russ.)

4. Zhuravleva, Zh. I. (2011). Formirovanie slovesnogo tvorchestva u starshikh doshkol'-nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya i obshchim nedorazvitiem rechi [Formation of verbal creativity in older preschoolers with mental retardation and general underdevel-opment of speech] [Abstract of dis. ... of Cand. of Psychological Sciences: 19.00.10]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University. (In Russ.)

5. Zhuravleva, Zh. I. (2011). Osobennosti razvitiya slovesnogo tvorchestva u detey s obshchim nedorazvitiem rechi [Features of the development of verbal creativity in children with general underdevelopment of speech] [monograph]. Moscow: Pero. (In Russ.)

6. Zhuravleva, Zh. I. (2010). Osobennosti proyavleniya slovesnogo tvorchestva u detey starshego doshkol'nogo vozrasta s naru-sheniyami rechi i zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Features of the manifestation of verbal creativity in children of senior preschool age with speech disorders and mental retardation]. Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 125, 31—40. (In Russ.)

7. Zhuravleva, Zh. I. (2013). Issledovanie tvorchestva detey s normal'nym i naru-shennym razvitiem v otechestvennoy psikho-logii [Research of creativity of children with normal and disturbed development in domestic psychology]. In Special Pedagogy and Special Psychology (Collection of scientific articles of the participants of the V International Theoretical and Methodological Seminar, pp. 40—45). (In Russ.)

8. Zhuravleva Zh. I. (2010). K voprosu o diagnostike slovesnogo tvorchestva detey s obshchim nedorazvitiem rechi i zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [To the question of the diagnosis of verbal creativity in children with general speech underdevelopment and mental retardation]. Special psychology, 3, 104—109. (In Russ.)

9. Zhuravleva, Zh. I. (2016). Razvitie detskogo tvorchestva v ontogeneze i dizon-togeneze [Development of child creativity in ontogenesis and dysontogenesis]. Special Education, 3(43), 22—29. (In Russ.)

10. Kravtsov, G. G., & Kravtsova, E. E. (2019). Voobrazhenie i tvorchestvo: kul'turno-istoricheskiy podkhod [Imagination and Creativity: Cultural-Historical Approach]. Electronic journal "Psychological and pedagogical research", 11(1), 1—11. Retrieved from http://psyedu.ru (In Russ.)

11. Maksimova, S. V. (2006). Tvorchestvo: sozidanie ili destruktsiya? [Creativity: creation or destruction?]. Moscow: Acad. Project, 222 p. (In Russ.)

12. Medvedeva, E. A. (2009). Formirovanie lichnosti rebenka s problemami psikhiche-skogo razvitiya sredstvami iskusstva v artpedagogicheskom i artterapevticheskom prostranstve [Formation of the personality of a child with mental development problems by means of art in the art-pedagogical and art-therapeutic space]. Moscow: Institute of Consulting and System Solutions. (In Russ.)

13. Medvedeva, E. A., & Zhuravleva, Zh. I. (2014). Formirovanie sotsiokul'turnykh kom-ponentov lichnosti detey s OVZ sredstvami iskusstva (teoriya, diagnostika, praktika) [Formation of socio-cultural components of the personality of children with disabilities by means of art (theory, diagnostics, practice)] [teaching aid]. Moscow: GBOU VPO MGPU. (In Russ.)

14. Vetlugina, N. A. (Ed.). (1972). Khudo-zhestvennoe tvorchestvo i rebenok [Artistic creativity and the child] [Monograph]. Moscow: Pedagogy. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Tsypina, N. A. (1982). Osobennosti tvorcheskogo voobrazheniya mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Features of the creative imagination of younger schoolchildren with mental retardation]. Defectology, 5. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.