та: могу - хочу -надо»; индивидуальная система ценностей; рефлексия; позитивная толерантность.
Система принципов функционирования субъектов образования-, принцип единства слова и дела; принцип творчества; принцип свободы; принцип «положительного всеединства»; принцип активности; принцип целесообразности; принцип взаимодействия; принцип сосуществования последовательности [учет категорий
пространства и времени].
Результат образования - человек как образовательный продукт, включающий в себя приращение в компетенциях, преобразование качеств личности и продукты творчества.
Таким образом, выдержка и самообладание, осознание - признание-поощрение-уважение -создают поле толерантности без предела в целях становления гармоничной [целостной] личности и общества.
Литература
1. Гречко П. О границах толерантности. - Свободная мысль - XXI. -№10. - 2005.
2. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М - 1996. -160 с.
3. Краткая философская энциклопедия. - М. - 1994.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ. - 1995,- 907 с.
5. Психология. Словарь/ Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд, -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ
Петрова И. М
Смоленский государственный медицинский университет,
Резюме, в работе проанализировано влияние развода родителей на психическое состояние детей. Развод нельзя рассматривать как проблему одного из родителей, в которую вовлечены психологические взаимоотношения между родителями, затрагивающие их сознательные и бессознательные чувства, страхи, но и их детей, которые могут вырасти несчастными, неудачниками, потому, что такие дети обделены любовью, думают, что они не нужны и виноваты в том, что произошло. Они не знают, как дальше им жить, а это может привести к депрессивным и даже суицидным настроениям.
Сохранение брака имеет смысл только тогда, когда конфликты между родителями могут быть разрешены мирным путем. В случае деконструктивных методов (насилия, агрессии) - решение развода является единственным способом сохранения психического состояния ребенка.
Ключевые слова: развод, дети, родители, проблемы, взрослые, негативный опыт, психологическая травма, психическое состояние, депрессия, суицидальное настроение.
THE INFLUENCE OF PARENTAL DIVORCE ON THE MENTAL STATE OF CHILDREN
Petrova I. M.
Smolensk State Medical University,
Abstract In this article, the influence of parental divorce is analysed on a mental state of the children. Divorce should not be considered a problem of one parent, which involves psychological relationship between parents affecting their conscious and unconscious feelings, fears, but also their children, who may grow unhappy, losers, because such children are deprived of love, think they are unnecessary and blame for what happened. They don't know how to live further, and this can lead to depression and even suicidal moods.
The preservation of marriage makes sense only when the conflict between the parents can be resolved peacefully. In case deconstructive methods (violence, aggression) - the decision of divorce is the only way
of preserving the child's mental state.
Key words: divorce, children, parents, problems, adult, negative experience, trauma, mental state, depression, suicidal moods.
Проблема послеразводного кризиса включает два важных компонента.
Во-первых, в жизни детей происходят значительные перемены, которые влекут за собой сложные поведенческие реакции, которые в последствие могут перерасти в комплексы.
Во-вторых, развод существенно меняет жизнь обоих родителей, и в результате этих изменений - оба родителя не могут уделять достаточного внимания своему ребенку.
После развода меняется все. Мать, которая была основным источником любви для ребенка, становится психологически травмированной. Она вынуждена сочетать в себе сразу несколько ролей. Женщина берет на себя мужскую роль, забывая о своей женственности, нежности, заботе и ласки. Она вынуждена больше работать. Устает и времени на воспитание ребенка не остается.
Большая занятость порождает меньше внимания к ребенку - если раньше его поведение контролировалось и отцом, и матерью, то теперь остается только мать.
Развод нельзя рассматривать как проблему одного из родителей, в которую вовлечены психологические взаимоотношения между родителями, затрагивающие их сознательные и бессознательные чувства, страхи, но и их детей, которые могут вырасти несчастными, неудачниками, потому, что такие дети обделены любовью, думают, что они не нужны и виноваты в том, что произошло. Они не знают, как дальше им жить, а это может привести к депрессивным и даже суицидным настроениям.
Согласно исследованиям национального центра изучения детского развития(ЖЮ8), развод родителей может вызвать негативные последствия во взрослой жизни ребенка. Дети, родители, которых развелись, имеют более негативный опыт, чем дети из полных семей.
В области образования, такие дети имеют хуже успехи в учебе, чем их сверстники из пол-
ных семей. У них возникают проблемы с дисциплиной в школе, они могут быть агрессивными и раздражительными или же плаксивыми, неуверенными в себе. Все эти симптомы часто сопровождаются снижением внимательности и ухудшением успеваемости.
В области взаимоотношений, ученые национального центра изучения сексуальных отношений выявили, что дети разведенных родителей чаще вступают в половую связь в возрасте 16 лет и это часто приводит к последующему сожительству. Женщины, пережившие в детстве развод родителей, почти в два раза становятся матерями до 20 лет {25 процентов), по сравнению с женщинами из полных семей (14 процентов). Они также чаще становятся матерями-одиночками или рожают детей в гражданском браке.
Мужчины из неполных семей (23 процента) становятся отцами в возрасте до 22 лет, а среди их сверстников из полных семей - это всего 13 процентов. У них тоже чаще появляются внебрачные дети, чем у мужчин из полных семей.
Также и женщины, и мужчины, пережившие в детстве развод родителей больше склонны к разводу, чем люди из полных семей.
Сохранение брака имеет смысл только тогда, когда конфликты между родителями могут быть разрешены мирным путем. В случае деконструк-тивных методов (насилия, агрессии) - решение развода является единственным способом сохранения психического состояния ребенка.
Каждый практикующий психолог, знает о предельном страхе родителей перед обращением к профессиональной помощи. Взрослые люди часто перекладывают вину друг на друга, обвиняя другого в своей собственной несостоятельности, стыдясь сознаться в собственных ошибках.
Дети же переживают физическое и психическое насилие и нередко становятся «домашними психологами», пытаясь примирить маму и папу, страдая за своих родителей, которые не могут
решить разумно свои взрослые проблемы.
Литература
1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПБ., 2004
2. Анзорг U.C. Дети и семейный конфликт: Учебное пособие / U.C. Анзорг - М.:Просвещение, 1986. с. 166.
3. Ганичева А.Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. М„ 2002 г.
4. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // СоциаЯьно-психологический журнал, 1995 - №6
5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1999
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Прозорова Д. В.
Смоленский государственный медицинский университет,
Аннотация. Эволюция человеческого социума неразрывно связана с решением вопросов гармоничного развития человека. Более того, современные тенденции развития экономики по пути становления постиндустриального общества определяют возросшее значение человеческого капитала. При этом способности человека (производительные, потребительные, творческие, социальные), определяющие значение человеческого капитала, могут претерпевать не только количественные из-менения, по и качественный рост посредством реализации потенциаш саморазвития, создания соответствующих механизмов реализации экономических интересов индивида, и ключевая роль здесь отводится подсистеме свободного времени.
Ключевые слова: постиндустриальная экономика, общество, досуг, подсистема свободного времени.
TRANSFORMATION FORMS OF LEISURE OF YOUNG PEOPLE IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY
Prozorova D. V.,
Smolensk State Medical University,
Abstract. The evolution of human society is linked with the solution of the harmonious development of every person.. Moreover, current trends of economic development on the way of becoming a post-industrial society determine the increased importance of human capital. This human ability (performance, consumers creative, social), determining the value of human capital, may undergo changes not only quantitative but also qualitative growth through the realization of the potential of self-development, the establishment of appropriate mechanisms for the implementation of economic interests of the individual, and the key role is assigned to a free partition time.
Keywords: post-industrial economy, society, leisure, free time subsystem.
Становление и развитие постиндустриального общества в своей основе строится на расширенном воспроизводстве человеческого капитала, что предопределяет усиление влияния качественной составляющей проведения свободного времени. Современный досуг несет на себе печать постиндустриально-
го общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Данная тенденция обусловлена, с одной стороны, противоречивой взаимозависимостью двух подсистем (расширение подсистемы рабочего времени создает предпосылки для повышения качества жизни человека, но ограничивает