44
Управленец №5-6 (9-10) 2010
ВАСИЛЬЕВ Кирилл Андреевич
Соучредитель Закрытого акционерного общества
«Ай Кью Би Групп»
Закрытое акционерное общество «Ай Кью Би Групп»
119435, РФ, г. Москва, ул. М. Пироговская, 21 Контактный телефон: (903) 207-16-88 е-mail: [email protected]
влияние РАЗВИТИЯ РЫНКА
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
СУБЪЕКТОВ хозяйствования
Аннотация
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
• службы телекоммуникации и передачи данных;
• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
• коммерческие фирмы;
• информационные брокеры. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ рынка информационных продуктов и услуг
С середины 1950-х годов началось формирование устойчи-
В статье рассматривается рынок информационных продуктов и услуг как фактор конкурентоспособности хозяйствующих субъектов различных секторов экономики, показываются особенности управления персоналом ГГ-компаний, а также специфика труда ГГ-специалистов, что обусловливает необходимость поиска эффективных форм экономико-правового регулирования социально-трудовых отношений в данном секторе экономических отношений.
РОЛЬ РЫНКА информационных продуктов и услуг
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной но-
менклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материальновещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженернотехнические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Ключевые СЛОВО" информационный рынок, информационный потенциал общества, инфраструктура информационного
' рынка, информационные технологии, ІТ-индустрия, управление персоналом ІТ-компаний.
Upravlenets №5-6 (9-10) 2010
45
вого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители - ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 1960-х годов параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 1960-х до середины 1970-х годов в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
С середины 1970-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 1980-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
До середины 1980-х годов лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 1980-х годов Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора. В настоящее время на информационном рынке намети -лось отставание США по темпам роста информационных услуг от
Японии и других стран, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научнотехнических коммуникаций1.
СТРУКТУРА РЫНКА информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.
Информационный потенциал общества - это не только весь индустриальнотехнологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научноисследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются следующие.
1 Техническая и технологическая составляющая - современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
2 Нормативно-правовая составляющая - юридические
документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
3 Информационная составляющая - справочнонавигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. В «Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций» обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.
4 Организационная составляющая - элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем государство во многом должно взять на себя.
Рассмотренный ниже пример демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:
• во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства;
• во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды,
1 Режим доступа: http://www.ssti.ru/kpi/informatika/Content/biblio/b1/inform_man/gl_1_2.htm
Key words:
46
с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) постоянно уменьшается;
• в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов в наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка.
Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
За основу можно взять следующие представления об инфраструктуре информационного рынка (см. рисунок).
Сектор «Деловая информация» состоит из следующих частей:
• биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
• статистическая информация
- ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
• коммерческая информация о компаниях, фирмах, корпорациях, их направлениях работы и продукции, ценах; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
Управленец №5-6 (9-10) 2010
Сектор «Информация для специалистов» содержит следующие части:
• профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
• научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
• доступ к первоисточникам
- организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
Сектор «Потребительская информация» вкючает такие части, как:
• новости и литература - информация служб новостей и
Инфраструктура рынка информационных продуктов и услуг
Ключевые Слово" информационный рынок, информационный потенциал общества, инфраструктура информационного
' рынка, информационные технологии, ІТ-индустрия, управление персоналом ІТ-компаний.
Upravlenets №5-6 (9-10) 2010
47
агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
• потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
• развлекательная информация
- игры, телетекст, видеотекст.
Сектор «Услуги образования» включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднее профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в разном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
Сектор «Обеспечивающие информационные системы и средства» состоит из следующих частей:
• программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до рядового пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
• технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
• разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
• консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессио-
нальной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
• подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
• непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
• дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок сегодня является быстрорас-тущей отраслью, в которой бизнес информационных продуктов и услуг заключается не только в торгово-посреднической, но также в производственной деятельности.
Функции информационного бизнеса:
1) управление финансами и ведение учета;
2) управление кадрами;
3) материально-техническое снабжение;
4) организация производства;
5) маркетинговые исследования;
6) лизинговые операции;
7) консультационное обслуживание;
8) страхование имущества и информации;
9) организация службы информационной безопасности;
10) сервисное обслуживание.
Информационный рынок - это
особый рынок, который объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на любом другом рынке с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в его прямом функциональном назначении сводится к обеспечению субъектов хозяйствования самой разнообразной информацией.
Важнейшей частью рынка информационных продуктов и услуг является отрасль информационных технологий.
Информационные технологии (ГГ, от англ. information technology)
- широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ГГ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ГТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ГГ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.^^
Key words: