Научная статья на тему 'Влияние развития малого предпринимательства на региональную экономику'

Влияние развития малого предпринимательства на региональную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЗАНЯТОСТЬ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ГРАНТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние развития малого предпринимательства на региональную экономику»

15. Van Leeuwen G., Klomp L. On the contribution of innovation to multi-factor productivity growth // Economics of innovation and new technology. №15.- 2006. 367-390 рр.

16. Wang J., Zamar R., Marazzi A., Yohai V. Insightful Robust Library. - CRAN, 2012. -87 p.

Н.С. Соловьёва

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, инновации, занятость на малых предприятиях, бизнес-инкубаторы, гранты.

Малое предпринимательство занимает важное место в экономике Волгоградской области, оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры и приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры производимых товаров и услуг.

Малое предпринимательство решает ряд важных задач:

• формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений;

• расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ, услуг);

• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

• содействие структурной перестройке экономики;

• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

• формирование социального слоя собственников - основы среднего класса;

• активизация научно-технического прогресса.

Решениезадач социальнойи экономической направленности ставитвопрос развития субъектов малого предпринимательства в ряд важнейших государственных задач, делает их частью экономической политики государства. Развитие малого предпринимательства в Волгоградской области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие региональной экономики. Малое предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности и создает предпосылки для роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Направлениями развития поддержки малого предпринимательства должны стать развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства, эффективная деятельность бизнес-инкубаторов, поддержка грантами начинающих собственный бизнес, создание системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные, окружные, российские и международные рынки, создание на базе вузов в целях коммерциализации разработок (практической реализации результатов интеллектуальной собственности) малых инновационных предприятий. Важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования субъектов малого предпринимательства.

© Соловьёва Н.С., 2013

В настоящее время в малом предпринимательстве Волгоградской области задействовано всего около 10 процентов экономически активного населения региона. Комплексное использование всех направлений и мер поддержки малого предпринимательствапозволитсоздатьблагоприятнуюсредудляегоразвитиянатерритории Волгоградской области, в результате чего к 2020 году в малом предпринимательстве может быть занято около 30 процентов экономически активного населения региона. Реализация мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства, позволит создать новых рабочих мест в малом предпринимательстве в 2012- 2014 годах 39,2 единиц, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого бизнеса, достигнет 20 процентов [6].

В 2020 году предусматривается создание в малом предпринимательстве 15 тысяч рабочих мест с доведением доли валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого бизнеса, до 35 процентов [3].

Основным направлением развития малого предпринимательства в Волгограде в среднесрочный период является создание условий для развития малого и среднего бизнеса в Волгограде. На начало 2012 года количество хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства составило 45281 единицу, из них 152 средних предприятия, 1560 малых предприятий, 11090 микропредприятий и 32479 индивидуальных предпринимателей. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составило 35,4% от общей численности занятого в экономике населения Волгограда [7].

Сложившиеся отраслевая структура предпринимательства, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации товаров и услуг свидетельствуют о развитии предпринимательства преимущественно в сферах оптовой, розничной торговли и оказания бытовых услуг населению. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей Волгограда занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (около 57%), что обусловлено тем, что эти сферы деятельности не требуют сравнительно больших стартовых затрат и обеспечивают быструю отдачу в связи с быстрой оборачиваемостью капитала. В сфере транспорта и связи занято около 10% всех предпринимателей, в строительстве - 3%, на производстве - 6%. В прогнозном периоде отраслевая структура индивидуальных предпринимателей особо не изменится, наметится лишь небольшое увеличение доли предпринимателей, занятых в производстве, строительстве, в сфере транспорта и связи, и уменьшение доли предпринимателей, занятых в торговле [8].

В 2012-2014 годах прогнозируется рост количества индивидуальных предпринимателей до 33453, 34457, 35490 человек соответственно (ежегодный рост -3%). К началу 2015 года количество индивидуальных предпринимателей составит 7,4% от общей численности занятого в экономике населения Волгограда (против 6,8% к началу 2012 года) [6]. Тенденция притока населения в сферу частного бизнеса будет обусловлена проводимыми мерами Правительства Российской Федерации, направленными на стимулирование перехода граждан из статуса безработных в статус индивидуальных предпринимателей путем содействия их самозанятости.

Количество малых предприятий в 2012-2014 годах также будет увеличиваться до 1607, 1655, 1705 единиц соответственно (ежегодный рост - 3%). Аналогичную тенденцию следует ожидать и по количеству занятых на малых предприятиях, при этом рост заработной платы персонала и годового оборота малых предприятий прогнозируется на уровне 7-9% в год. Средняя численность работников малых предприятий в 2012-2014

годах составит 39937, 41136, 42370 человек соответственно. К 2015 году численность занятых в малых предприятиях Волгограда составит около 9% (против 8% на начало 2012 года). Оборот малых предприятий к 2015 году увеличится по сравнению с 2011 годом на 29,1% и составит 74,1 млрд. рублей [6].

В 2012-2014 годах прогнозируется рост количества микропредприятий до 11422, 11765, 12118 единиц соответственно (ежегодный рост - 3%). Тенденции изменения прочих показателей (количество занятых на микропредприятиях, рост заработной платы персонала и годового оборота предприятий) в среднесрочной перспективе на микропредприятиях будут аналогичными малым предприятиям. Средняя численность работников микропредприятий в 2012-2014 годах составит 26631, 27430, 28252 человека соответственно. К 2015 году численность занятых на микропредприятиях Волгограда составит около 6% (против 5,4% на начало 2012 года). Оборот микропредприятий к 2015 году увеличится по сравнению с 2011 годом на 29,2% и составит 71,8 млрд. рублей [5]. В общем в структуре общей численности занятого в экономике населения Волгограда численность занятых в малом предпринимательстве на начало 2015 года составит 38,7% (рост в сравнении с началом 2012 года 3,3%) [5].

Поддержка малого предпринимательства в Волгограде в среднесрочной перспективе будет предоставляться в рамках реализации долгосрочной муниципальной целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Администрации Волгограда от 08 сентября 2011 г. № 2640 «О долгосрочной муниципальной целевой программе «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде на 2011-2013 годы», по следующим направлениям:

• реализация комплекса мероприятий по развитию системы информационно-рекламной поддержки субъектов малого предпринимательства Волгограда;

• организация и проведение социологических и аналитических исследований по различным аспектам состояния и развития малого и среднего предпринимательства, в том числе по численности, заработной плате, объемам реализации, основным проблемам и структурным изменениям по отраслевому и территориальному признаку;

• оказание специализированной юридической поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

• повышение квалификации предпринимателей, работников малых предприятий по различным направлениям;

• развитие механизмов субконтрактации для малого предпринимательства;

• создание территорий предпринимательской активности;

• проработка вопроса создания в Волгограде бизнес-инкубатора (совместно с Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области);

• принятие мер в части обеспечения преференций крупным организациям, создающим вокруг себя инфраструктуру поставщиков и сервис-субъектов из числа предприятий малого и среднего предпринимательства;

• систематическое совершенствование нормативно-правовой базы Волгограда для создания режима наибольшего благоприятствования субъектам малого предпринимательства (налоги, платежи, доступ к муниципальному имуществу и заказу и т.п.) с максимальным привлечением к работе представителей самых широких кругов волгоградского бизнеса.

Таким образом, масштабы и сложность задач, связанных с развитием малого предпринимательства в Волгоградской области, обусловили необходимость

для совершенствования региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства сформировать информационную среду, которая обеспечит эффективное взаимодействие участников инновационно-инвестиционного процесса.

Литература

1. Закон Волгоградской области №925-ОД от 22 июня 2004 года «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://volgoduma.щ/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=212:— -925—22—2004—д-----q&catid=66:2010-01-11-11-56-46&Itemid=63. -- Загл. с экрана.

2. Демидов В. А., Лебедева Н. Н., Олейник О. С. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития. - Волгоград, 2008. - 316 с.

3. Инвестиции крупных и средних предприятий Волгоградской области по видам экономической деятельности за январь - декабрь 2009 года: стат. обзор. - Волгоград, 2010. - 26 с.

4. Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования. - Волгоград, 2006. - 294 с.

5. Официальный сайт Администрации Волгоградской области. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.urp.volganet.ru/.

6. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/ doc200000014_1.

7. http://economics.volganet.ru/folder_5/folder_10/

8. http://www.volgastat.ru/default.aspx

Б.Н. Теребиленко

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ

КОМПАНИЙ

Ключевые слова: факторы экономической безопасности предприятия; уровень экономической безопасности; экономическаяустойчивость предприятия; специфические факторы экономической безопасности телекоммуникационных компаний.

Телевизионные и радиовещательные компании, находящиеся в статусе естественных монополий, имеют свои специфические риски, от которых зависит уровень их экономической безопасности. Данные компании не так зависят от конкуренции, как обычные предприятия, находясь под особой государственной защитой, но тем не менее их деятельность подвержена рискам и требует снижения вероятности потерь в ситуации неопределенности. Государство формирует стратегию развития инновационной сферы [1]. Однако даже при этом потери средств телевизионных и радиовещательных компаний не всегда оправданы, если в процессе развития их материально-технической базы

© Теребиленко Б.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.