2007
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 3. Вып. 2
ФИЗИОЛОГИЯ, БИОХИМИЯ, БИОФИЗИКА УДК 612.822.6
А. С. Б ату ев, Н. П. Курзина, И. Н. Паранина
ВЛИЯНИЕ РАЗРУШЕНИЯ ДОРСОЛАТЕРАЛЬНОГО ЯДРА ТАЛАМУСА НА ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ АЛКОГОЛИЗИРОВАННЫХ КРЫС В РАДИАЛЬНОМ ЛАБИРИНТЕ
Изучение центральных механизмов сложных поведенческих актов является актуальной проблемой современной нейрофизиологии. Радиальньный лабиринт - это одна из наиболее удобных и разработанных моделей для изучения поведения животных в условиях, максимально приближенных к естественным, дающая возможность детально исследовать стадии формирования поведенческого навыка, а также выявить особенности используемых животными поведенческих тактик. В то же время существуют методики, позволяющие выделить в популяции крыс животных, склонных к спонтанному потреблению этанола и формированию алкогольной мотивации. Как было показано ранее, только у низкоактивных животных возможно сформировать устойчивое предпочтение потребления спиртового раствора по сравнению с водой [3,4,5]. Кроме того, в литературе имеются указания на роль дорсолатерального ядра таламуса в организации пространственного поведения у крыс и его возможном участии в формировании алкогольной мотивации [1,12,20].
Цель данной работы с учетом полученных нами ранее данных - выяснить влияние длительного потребления алкоголя на процессы обучения и памяти у крыс с разрушенным дорсолатеральным ядром таламуса.
Методика. Эксперименты были проведены на 22 самцах белых беспородных лабораторных крыс, массой 200-250 г.
Животных отбирали по методике «неизбегаемого плавания» [15]. Для этого каждую крысу помешали на 600 с в бассейн с водой (20 °С) диаметром 70 см, высотой 100 см, с уровнем воды 60 см.
Регистрировали общее время иммобилизации (ОВИ), когда крыса пассивно плавала в слегка наклоненной вперед вертикальной позиции с едва выступающей над поверхностью воды головой, и общее время активности, когда они активно перемещались внутри бассейна.
Таким образом, по продолжительности ОВИ были выделены низкоактивные крысы с ОВИ более 300 с и высокоактивные с ОВИ менее 300 с. После этого на 30 мин крыс переносили в обогреваемую клетку (32 °С).
В эксперименте использовались низкоактивные крысы. Среднее ОВИ у низкоактивных крыс составляло (414±46) с. Отобранные животные были разделены на две группы. В первой группе было 12 животных, во второй - 10.
У животных первой группы производилось разрушение дорсолатерального ядра таламуса (оперированные крысы), а животные второй группы были контрольными - они подвергались операции, но без разрушения таламического ядра (ложнооперированные крысы).
Операционные процедуры производили под нембуталовым наркозом (60 мг/кг, внутрибрю-шинно). Животных помещали в стереотакс и осуществляли электролитическое разрушение
© А. С. Батуев, Н. П. Курзина, И. Н. Паранина, 2006
дорсолатерального ядра таламуса в соответствии с координатами: Bregma = - 2.8; L = 2.5; Н =■ 4.5 по атласу G. Paxinos, С. Watson [14] коаксиальным металлическим электродом (диаметр кончика 0.4 мм) при силе тока 5 мА, длительностью 10 с. После окончания всех экспериментов и введения летальной дозы нембутала у животных брали мозг и фиксировали в 10%-ном растворе формалина. На замораживающем микротоме изготавливались срезы толщиной 50 мкм, и методом экспресс-анализа проводился гистологический контроль степени разрушения ядра. В среднем по всей группе животных объем разрушения составил 87.9%.
Через 7 дней после операции животным обеих групп в клетку помещали по одной поилке с 20%-ным раствором этанола и начинали принудительную алкоголизацию.
Через один месяц после начала алкоголизации проводили первый «двухбутылочный» тест [4], еще через один месяц - второй и через 21 день - третий «двухбутылочный» тест. После последнего тестирования животных переводили на содержание в условия свободного выбора между раствором спирта и водой на 2 недели. По истечении этого двухнедельного срока приступали к обучению. После окончания алкоголизации у животных наблюдалось превышение потребления спиртового раствора по сравнению с водой в среднем в 1.5-2 раза.
Обучение животных производилось в 8-лучевом радиальном лабиринте (РЛ-8). Лабиринт состоял из круглой огороженной платформы (диаметр 39 см). В стенке на одинаковом расстоянии друг от друга имелось 8 входов (диаметр 5 см) и регулярно расположенные коридоры (длина 34 см, ширина 10 см, с боковыми стенками высотой 9 см). Лабиринт был приподнят над полом на 55 см.
Перед началом опыта, подкрепление равномерно помещалось во все 8 коридоров лабиринта (так называемое равномерное распределение подкрепления). Подкреплением служили семена подсолнечника по одному в конце каждого коридора.
Обучение крыс производили следующим образом: в начале каждого опыта животное помещалось на платформу головой к коридору №5, хвостом к коридору №1. Крыса двигалась по следующей траектории: с платформы в один из коридоров, затем возвращалась по этому же коридору на платформу и выбирала следующий коридор. После посещения всех 8 подкрепляемых коридоров опыт прекращали. Если животное в течение 30 мин не осуществляло 12 выборов, опыт также прекращали. На каждой крысе проводилось по одному опыту в день.
В течение первых двух дней происходило привыкание животных к условиям эксперимента. Во время обучения в РЛ-8 животные получали основной объем пищи только во время опыта (частичная пищевая депривация), причем в во время привыкания крысам давалось пищевое иод-крепление и при повторных посещениях коридоров.
При обработке экспериментального материала за первый опыт принимали тот, когда крыса посещала все 8 коридоров лабиринта. После этого выбор ранее посещенного коридора рассматривался как ошибочный, животное должно было посетить по одному разу все 8 коридоров лабиринта. Крыса считалась обученной, если уровень правильных реакций достигал 70-75%.
Период обучения (20 опытных дней) был разделен на 4 этапа для выявления суммарных изменений поведенческих характеристик на разных этапах формирования навыка. У всех животных сравнивались результаты в динамике обучения, а также по суммарным показателям за 1-5-й, 6-10-й, 11-15-йи 16-20-й опыты (этапы обучения).
Для описания и анализа поведения животных в РЛ-8 определялись следующие поведенческие характеристики:
1. Показатель полезного действия (ПГ1Д) - отношение числа правильных выборов к общему числу совершенных выборов. 2. Преобладание правосторонней или левосторонней двигательной реакции - показатель пространственно-моторной асимметрии (ПМА). Для анализа ПМА определялся коэффициент асимметрии (Кас), который вычислялся для каждого опыта по формуле:
к - 1 ~Ё
* / +Ё +N'
где Я - число правосторонних, Л - число левосторонних и С - число симметричных реакций.
Посещение любого коридора, расположенного справа от коридора, в котором крыса перед этим находилась, считалось правосторонней реакцией (+) , а слева - левосторонней (-). Если
крыса вошла в коридор, расположенный напротив коридора из которого она вышла (180°), или вернулась в тот же самый (0°) коридор, то реакция считалась симметричной.
3. Характер предпочтения посещения крысами в течение опыта коридоров, расположенных под определенным углом друг к другу. Для каждого выбора определялось местонахождение коридора, в который крыса вошла, относительно коридора, из которого она перед этим вышла. Расстояние между коридорами обозначали в угловых единицах (между соседними коридорами - 45°) и измеряли по кратчайшему пути, пройденному животным, т. е. таким образом выявляется предпочтение выбора крысой коридора, расположенного под определенным углом.
4. Изменение во время обучения числа правильных выборов, совершенных животным до первой ошибочной реакции (ЧПВ-1) в каждом опыте.
5. Изменение во время обучения распределения количества ошибочных реакций в течение одного опыта - коэффициент ошибок (Кош); количество ошибочных побежек в начале (первые 6 выборов) и в конце (последующие 6 выборов) опыта (из всех возможных 12 выборов). Реакция считалась ошибочной, если крыса повторно заходила в ранее посещенный рукав.
6. Количество «отказов» (Котк) - возникновение у животных реакций отказа от выполнения поведенческой задачи, которые состояли в том, что животное заходило в один из коридоров лабиринта и оставалось там не менее 15-20 мин, не совершая попыток продолжать выполнение поведенческой задачи. Как правило, реакции отказа возникали в самом начале эксперимента.
При оценке полученных данных использовался критерий Стьюдента. Обработка данных производилась на персональном компьютере Pentium II (пакет программ Microsoft Excel и Statgraf).
Результаты исследования. В течение всех экспериментов производилась ежедневная регистрация объемов потребления жидкостей. У всех подопытных животных во время обучения наблюдалось превышение потребления спиртового раствора по сравнению с водой. Анализ общей динамики потребления жидкости во время обучения показал, что у ложнооперированных крыс наблюдалось менее выраженное предпочтение потребления раствора этанола (р<0.05), тогда как оперированные животные демонстрировали более стабильное предпочтение спиртового раствора (р<0.01 ). Среднее количество потребления спиртового раствора во время обучения у животных первой группы составляло 29.6 мл/кг, воды - 15.2 мл/кг, а у животных второй группы - 28.0 и 19.6 мл/кг соответственно.
При обучении в радиальном лабиринте производился анализ динамики ППД, отражающего уровень выполнения животными поведенческой задачи. Этот показатель был в среднем несколько выше у ложнооперированных крыс по сравнению с оперированными животными (рис. 1). Однако достоверные отличия ППД у обеих групп животных имели место только в интервале от седьмого до пятнадцатого дня обучения. При сопоставлении этого суммарного показателя по каждому из четырех этапов обучения достоверная разница (р<0.05) между двумя группами животных была выявлена только на третьем этапе обучения.
Анализ коэффициента асимметрии показал наличие достоверных (р<0.05) различий по этому параметру между двумя группами животных (рис. 2) во время всего хода обучения, причем наиболее выраженными они были на первом этапе обучения (р<0.01).
Важной характеристикой обучения животных в радиальном лабиринте является оценка частоты посещения ими коридора, расположенного под определенным углом к тому коридору, из которого крыса вышла. Оказалось, что ложнооперированные животные предпочитают посещать коридор, расположенный под углом в 45°, в то время как у крыс с разрушением дорсолатерального ядра таламуса такого предпочтения не наблюдалось ни на одном из этапов обучения (рис. 3). Эти животные посещали коридоры, расположенные под углом в 45° и 90° практически с одинаковой вероятностью. Наибольшая частота посещения коридора под углом в 45° у ложнооперированных крыс наблюдалось на третьем этапе обучения (0.56+0.09), а достоверные отличия между животными (р<0.01) обеих групп но уровню предпочтения захода в коридор под углом в 45° - на первом и третьем этапах обучения.
ппд, %
Опыты
Рис. 1. Динамика показателя полезного действия (Г1ПД) у оперированных и ложнооперирован-ных крыс во время обучения в РЛ-8.
Сплошная линия - оперированные крысы, пунктирная линия - ложнооперированные крысы.
Другим показателем, отражающим особенности формирования условно-рефлекторного навыка в радиальном лабиринте, является число правильных побежек (ЧПВ-1), выполненных животным до совершения первого ошибочного выбора. Было обнаружено, что у обеих групп животных наблюдается увеличение этого показателя во время обучения, но достоверных отличий по этому параметру между двумя группами крыс обнаружено не было (рис. 4).
При анализе количества ошибочных реакций, совершаемых животными в каждом опыте было выявлено, что животные обеих групп совершают достоверно (р<0.01) большее число ошибок в конце опыта (вторые шесть выборов). И в той и в другой группе в ходе обучения происходит уменьшение количества ошибочных реакций по сравнению с исходным уровнем обучения (рис. 5). Достоверных отличий по количеству ошибочных реакций, совершаемых крысами в начале или в конце опыта, между животными первой и второй групп обнаружено не было.
Во время обучения в части опытов возникали ситуации, когда животные отказывались совершать побежки в лабиринте. У ложнооперированных крыс наибольшее количество отказов наблюдалось во время первого и третьего этапов обучения, а у оперированных крыс - во время первого и четвертого этапов обучения. Следует отметить, что реакции отказа от выполнения поведенческой задачи не возникали у контрольных крыс на втором и четвертом этапах обучения, тогда как у животных первой группы эти поведенческие реакции возникали во время всех четырех этапов обучения.
0.6 "
0.5 * т
0.4- **
-0.3
-0.4
-0.2
-0.1 -
0.3 "
0.2-
0.1 ■
0
-0.5
Рис. 2. Динамика величины коэффициента асимметрии у оперированных крыс и ложноопериро-ванных крыс во время обучения в РЛ-8.
Сплошная линия - оперированные крысы, пунктирная линия - ложнооперированные крысы.
При рассмотрении процентного распределения количества отказов по этапам обучения оказалось, что первому этапу соответствует максимальное количество реакций отказа у животных первой (24%) и второй (11%) групп.
Обсуждение результатов. Как показано в ряде исследований, алкоголь оказывает существенное влияние на процессы обучения, памяти и внимания [9,10, 11,18]. В наших предыдущих исследованиях было выявлено, что потребление алкоголя приводит к ухудшению запоминания и извлечения новой информации при обучении в радиальном лабиринте [4, 5]. В то же время у особей, отличающихся низкой выраженностью борьбы за биологически значимые цели, прием небольших доз алкоголя вызывает повышение адаптивности поведения [5]. В литературе также имеются сведения о том, что выполнение определенных поведенческих задач улучшается при приеме алкоголя [15,16,17].
При анализе полученных данных было обнаружено, что обе группы животных способны к выработке условно-рефлекторного навыка в течение 20 опытных дней. В наших предыдущих исследованиях было показано, что при несколько меньших сроках алкоголизации выработка поведенческого навыка у низкоактивных крыс происходит за меньший срок (15 дней) и уровень правильных реакций составлял 75-80 % [4].
Сравнение динамики ППД показало, что крысы контрольной группы, начиная со второго этапа обучения, выполняют задачу лучше, чем животные с разрушением ядра, и достоверные различия по показателю полезного действия наблюдались с 7-го по 15-й день обучения, т. е. на этапах становления и стабилизации навыка.
Наши данные позволяют предполагать, что разрушение дорсолатерального ядра тала-муса не отражается на возможности выработки условно-рефлекторного навыка, что связано, в первую очередь, с функционированием гиппокампа и предполагает участие как референтной, так и рабочей памяти. Можно только отметить некоторое ухудшение ППД, вызванное, вероятно, деструкцией таламического ядра. Вместе с тем оперированные
1
2
135 180 Градусы
Рис. 3. Динамика частоты выбора крысой коридора, расположенного под определенным углом к коридору, из которого крыса выходила во время четырех этапов обучения. Графики соответствуют усредненным данным за 1-5-й (1), 6-10-й (2), 11-15-й (3), 16-20-й (4) дни опытов; 1, 2,3,4 - этапы обучения. Сплошная линия - оперированные крысы, пунктирная линия - ложнооперированные крысы.
животные потребляли несколько большее количество спиртового раствора и меньшее воды, по сравнению с контрольной группой крыс. Косвенным указанием на вовлечение дорсола-терального ядра таламуса в формирование алкогольной мотивации являются полученные ранее данные [ 1 ] о наличии значительного числа меченых пероксидазой хрена нейронов в этом ядре у предпочитавших алкоголь крыс и у алкоголизированных крыс, лишенных доступа к алкоголю. В наших опытах разрушение дорсолатерального ядра приводило
ЧПВ- 1 7п
Этапы
Рис. 4. Динамика количества правильных выборов до первой ошибочной побежки у оперированных и ложнооперированных крыс во время четырех этапов обучения.
Каждый столбик соответствует усредненным данным за 1-5-й, 6-10-й, 11-15-й, 16-20-й дни опытов. Светлые столбики - оперированные крысы. Темные столбики - ложнооперированные крысы.
А
0.5 0.4 _ 0.3
Рис. 5. Динамика распределения числа ошибочных реакций у оперированных и ложнооперированных крыс во время четырех этапов обучения. Каждый столбик соответствует усредненному числу ошибочных реакций при первых 6 выборах (Л) и при последующих 6 выборах (Б) за 1-5-й (1), 6-10-й (2), 11-15-й (У), 16-20-й (4) дни опытов. Остальные обозначения, как на рис. 4.
0.2 0.1
к увеличению потребления алкоголя. Можно полагать, что в формировании алкогольной мотивации, главным образом, задействованы гипоталамические структуры, поскольку именно в них (в латеральном и вентромедиальном ядрах гипоталамуса) у животных с выраженным влечением к потреблению раствора этанола, но лишенных алкоголя перед опытом наблюдалось резкое увеличение количества меченых нейронов [1].
В то же время возможность обучения экспериментальных животных поведенческой задаче отражает, по всей видимости, целостность структур, обеспечивающих процессы референтной памяти.
Анализ числа правильных выборов, совершаемых крысами до первой ошибочной побежки, являющихся показателем объема рабочей памяти, показал, что достоверных отличий по этому параметру между двумя группами животных обнаружено не было. Нами ранее было показано, что потребление этанола приводит к уменьшению запоминаемой низкоактивными крысами текущей информации [4]. Поскольку в данной серии экспериментов обе группы крыс потребляли спиртовой раствор в течение одинакового срока, у них и не возникло различий по этому показателю, а разрушение дорсолатерального ядра таламуса также не повлияло на запоминание последовательности побежек в каждом опыте. Можно только отметить некоторое уменьшение объема рабочей памяти по сравнению с ранее полученными нами результатами [4]. Таким образом, это свидетельствует о том, что разрушение исследованного ядра не приводит к ухудшению рабочей памяти.
Как известно из литературных данных, в ходе обучения у животных формируются поведенческие тактики, повышающие эффективность выполнения задачи [2,4,6,7,8]. К одной из таких тактик относится пространственно-моторная асимметрия. Коэффициент пространственно-моторной асимметрии был достоверно (р<0.05) разным у оперированных и ложнооперированных крыс в данной серии экспериментов. Эти различия были более выражены, чем при сравнении характера пространственно-моторной асимметрии у алкоголизированных и неалкоголизированных низкоактивных крыс [4]. Вероятно, они отражают влияние деструкции дорсолатерального ядра таламуса, которое, как известно из литературных данных, дает мощный вход в область гиппокампа [19,20], где расположены дирекционально-чувствительные нейроны [12,13].
Другая тактика, позволяющая наиболее эффективно выполнить поведенческую задачу, - это тактика посещения коридоров лабиринта под определенным углом.
Оценка вероятности выбора крысой коридора, расположенного под определенным углом по отношению к коридору, из которого крыса вышла, показала, что ложноопериро-ванные животные предпочитают посещать коридор, расположенный под углом в 45°по отношению к коридору, из которого они выходят, что характерно для алкоголизированных низкоактивных крыс и интактных животных [2,4,5]. У оперированных крыс такого предпочтения не выявлено - они практически с равной частотой посещают коридоры, расположенные под углом в 45° и 90°. Вероятно, в данном случае наблюдаемые различия являются прямым следствием разрушения дорсолатерального ядра таламуса. Эти результаты являются важным подтверждением роли данного ядра таламуса в организации целенаправленных двигательных реакций.
У всех использованных в наших экспериментах животных имело место достоверное снижение количества ошибочных реакций в ходе обучения, однако, значимой разницы между обеими группами крыс обнаружено не было. Вероятно, этот показатель относится к таким врожденным характеристикам поведения, на которых не сказывается потребление этанола и деструкция таламического ядра.
Сопоставление динамики распределения ошибочных реакций выявило, что животные обеих групп совершают меньше ошибочных реакций в первой части опыта (первые шесть выборов), и различий между группами животных обнаружено не было.
Аналогичные данные были получены и при сравнении алкоголизированных и неалкоголизи-рованных низкоактивных крыс [4,5] и в опытах, проведенных на целостной популяции [2].
Таким образом, потребление 20%-ного раствора этанола и разрушение д ореол атераль-ного ядра таламуса не приводит к невозможности выработки условно-рефлекторного навыка в PJI-8. Наиболее существенное влияние разрушение ядра оказывает на проявления пространственно-моторной асимметрии и в меньшей степени на процессы рабочей пространственной памяти.
Выводы. 1. У низкоактивных алкоголизированных крыс контрольной и экспериментальной групп возможна выработка условно-рефлекторной двигательной реакций в вось-милучевом радиальном лабиринте в среднем за 20 опытных дней. Потребление раствора этанола и разрушение дорзолатерального ядра таламуса не препятствует формированию поведенческого навыка. К концу обучения количество правильных реакций составляло 70-75%. 2. У всех исследованных животных в первых шести выборах ошибочных реакций достоверно меньше, чем в шести последующих. 3. Наиболее выраженные достоверные различия между животными с разрушением дорсолатерального ядра таламуса и лож-нооперированными крысами имеют место по показателям пространственно-моторной асимметрии - коэффициенту асимметрии и предпочтению выбора посещения коридора лабиринта под определенным углом.
Summary
Batuev A. S., Kurzina N. P., Paranina I. N. Dorsolateral thalamic nucleus destruction influence on alcoholic rat behavior in a radial maze.
The influence of dorsolateral thalamic nucleus destruction on low-active alcoholic rat learning in an 8-arm radial maze was investigated. The behavior of two groups of animals - operated and sham-operated was compared. Both groups of animals underwent long alcohol consumption (20% alcohol solution). It was possible to train both groups of animals during 20 experimental days. It was revealed that the most prominent distinctions between two groups of rats concern space-motor asymmetry -the coefficient of asymmetry and tactics to enter maze arms under a definite angle. The destruction nucleus in question and alcohol consumption influence on rat learning in an 8-arm radial maze are discussed.
Литература
1. Б amy ев А. С., Александров А. А., Демьяненко Г. П., Станкевич Л. Н. Таламо-кортикальные связи, активируемые при алкогольной мотивации у крыс // ДАН РФ. 1997. Т. 357. (3). С. 417-419. 2. Батуев А. С., Рябинская Е. А., Ашихмипа О. В. Поведенческие тактики у крыс в радиальном лабиринте // Журн. высш. нервн. деят. 1984. Т. 34. С. 38-47.3. Буров Ю. В., Ведерникова Н. Н. Нейрохимия и фармакология алкоголизма. М., 1985. 4. Курзина Н. П., Батуев А. С., Паранина И. Н. Влияние алкоголизации на поведенческие реакции крыс в 8-лучевом радиальном лабиринте //Журн. высш. нервн. деят. 1999. Т. 49. Вып. 6. С. 1027-1037.5. Курзина Н. П.,Щелки-на И. Н. Влияние алкоголизации на поведение крыс в 8-лучевом радиальном лабиринте //' Тезисы докл. на 3 (16) Съезде физиол. об-ва РАН «Успехи физиол. наук» Т. 25 (3) Л., 1994. С. 27. 6. Рябинская Е. А. Поведенческие тактики в динамике обучения // Физиология поведения. Нейро-биологические закономерности. Л., 1987. С. 621-638. 7. Чепурнов С. А., Чепурнова Н. Е., Кабанова И. П. Стратегия поведения животных при обучении в радиальных лабиринтах - предел возможного пространственного анализа памяти // Сравнительная нейропсихология. Конф., поев. 90-летию Э. А. Асратяна. М., 1993. С. 24. 8. Чепурнова Н. Е., Харченко Б. Б., Чепурнов С. А. Время переобучения крыс в радиальном лабиринте, вызванного круговым изменением внелабиринтных маркеров //Журн. высш. нерв. деят. 1996. Т. 46. Вып. 6. С. 1041-1047.9. GivensB.,KentP. Ethanol impairs discrimination performance: relation to hippocampal neurophysiology // Abstr. Soci. Neurosci.
1996. Vol. 22 (1). P. 468. 10. Matthews D. В., Simpson P. E„ Best P.J. Acute ethanol impairs spatial memory but not stimulus/response memory in rats // Alcohol. Clin. Exp. Res. 1996. Vol. 20 (2). P. 404-407.11. Mattheus D. В., Best P.J. Differential effects of acutely administrated ethanol on spatial and non-spatial cognitive processing // Abstr. Soci. Neurosci. 1996. Vol. 22(1). P. 137. 12. Mizumori S.J., Williamus V. P. Directionally selective mnemonic properties of neurones in lateral dorsal nucleus of thalamus in rats //J. Neurosci. 1993. Vol. 13. P. 4015-4028. 13. Mizumori S.J., Miya D. Y., WardK. E. Reversible inactivation of the lateral dorsal thalamus disrupts hippocampal place representation and impairs spatial learning// Brain Res. 1994.Vol. 644 (1). P. 168-174. 14. Paxinos G., Watson C. The rat brain in stereotaxic coordinates. New York, 1982. 15. Porsolt R. Т., Alton G., Blavat N., Salfre M. Behavioral despair in rats; a new model sensitive to antidepressant treatment // Europ. J. Pharmacol. 1978. Vol. 47. P. 379-391. 16. Steigerwald E. S., Miller M. W. Radial arm maze performance is enhanced in adult rats chronically, but not acutely exposed to ethanol // Abstr. Soci. Neurosci. 1996. Vol. 22. (1). P. 473. 17. Steigrewald E. S„ Miller M. W. Performance by adult rats in sensory-mediated radial arm tasks is not impaired and may be transiently enhanced by chronic exposure to ethanol // Alcohol. Clin. Exp. Res. 1997. Vol. 21. N9. P. 1553-1559. 18. White A. M„ Simson P. E„ Best P.J. Comparison between the effects of ethanol and diazepam on spatial working memory in the rat // Psychopharm. 1997. Vol. 133 (3). P. 256-261. 19. Van Groen Г., Wyss J. M. Projections from the laterodorsal nucleus of thalamus to the limbic and visual cortices in the rat // Neurosci. 1990. Vol. 10. P. 420-435. 20. Van Groen Т., Kadish /., Wyss J. M. The role of the laterodorsal nucleus of the thalamus in spatial learning and memory in the rat // Behav. Brain Res. 2002. Vol. 136. P. 329-337.
Статья принята к печати 18 декабря 2006 г.
E-mail: [email protected]