ВЛИЯНИЕ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗИКИ Ашуров М.Ж.
Ашуров Молловай Жумаваевич - учитель, школа № 3,
Бустанликский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыто влияние разработки мультимедийных проектов на развитие творческих способностей школьников на уроке физики. В настоящее время мультимедийные проекты можно разрабатывать с начала изучения информатики, но наиболее успешно они реализуются в классах предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Ключевые слова: мультимедийный проект, урок физика, профильной подготовки учащихся.
Одним из наиболее продуктивных методов в развитии творческих способностей школьников является метод учебных проектов, основанный на исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области. Работа по методу проектов является педагогической деятельностью, предполагающей высокий профессионализм учителя и организацию тесного сотрудничества между учителем и учеником.
При выборе темы проекта необходимо наличие социально значимой проблемы: информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы в виде конкретного продукта.
Проектные работы учеников различны: мультимедийные презентации, буклеты, Web-сайты, авторские видеопроекты, рефераты, игры, написанные на одном из языков программирования, коллажи и пр.
Разработка мультимедийного проекта может включать в себя следующие этапы:
— выбор темы проекта, определение целей и задач его выполнения с учётом интеллектуальных и финансовых возможностей;
— составление плана работы;
— сбор, изучение и анализ необходимой информации;
— разработка сценария проекта, его структуры и содержания;
— выполнение проекта;
— обсуждение проекта и его окончательная доработка; — защита проекта и оценка качества выполненной работы [1].
После разработки проекта школьники делают мультимедийные презентации по наиболее актуальным проблемам содержания учебного предмета, которые являются виртуальными учебными пособиями по различным предметам. В ходе реализации вышеуказанного метода ученики на уроках информационных технологий получают полезные профессиональные знания и навыки работы на компьютере (работа с текстом, графикой, звуком, видео).
В проекте может принимать участие как один учащийся, так и группа учащихся из одного, разных классов и даже из разных школ. На первом этапе определяется проблема проекта, его цели и задачи, формулируется гипотеза решения проблемы.
Основная поисковая исследовательская деятельность может осуществляться с помощью информационных технологий: работа с удаленными базами данных, поиск информации по ключевым словам, запросы информации у партнеров по проекту и т.д. Когда материал собран и проанализирован, учащиеся переходят к оформлению результатов и подготовке защиты проекта. На этом этапе можно предложить школьникам использовать мультимедийную презентацию, сопровождаемую анимацией, звуком, гиперссылками и видеороликами.
Немаловажный момент в реализации проектного метода - это оценка работ учащихся. Для этого должны быть разработаны критерии оценки.
В качестве критериев оценки проекта предложим следующие:
— актуальность выдвинутых проблем, высокая мотивация изучения этих тем для учащихся;
— активность участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
— необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, её обоснованность, полнота раскрытия темы;
— оформление результатов проекта в соответствии с требованиями;
— доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы, отвечать на вопросы во время защиты проекта;
— привлечение знаний из других областей наук;
— самостоятельность в планировании и выполнении работы, достаточная аргументированность;
— решение задач творческого характера с элементами новизны;
— качество презентации, соответствие эстетическим требованиям, возможность широкого применения.
Метод проектов способствует интеграции межпредметных связей в процессе обучения. Работая над исследуемым вопросом, ученик обрабатывает информацию из различных областей знаний, анализирует, делает выводы, тем самым расширяет и углубляет свои знания по различным школьным дисциплинам.
В настоящее время мультимедийные проекты можно разрабатывать с начала изучения информатики, но наиболее успешно они реализуется в классах предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Более качественные и интересные проекты создают ученики классов информационно-технологического профиля.
Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей. Главное, что должен сделать учитель, — это вселить уверенность в школьника, что у него всё получится, надо только приложить максимум старания и усилий. Эти и другие приемы учителя помогут уменьшить, а возможно, и «снять» психологические барьеры, создать комфортную обстановку в классе в процессе выполнения проектов.
Работа над проектом способствует развитию творческих способностей учащихся, повышению их эстетического, культурного и образовательного уровня, аккумулированию и систематизации знаний, помогает найти пути для самореализации личности в обществе.
Список литературы
1. Пожарская Д.А. Средства ИКТ на уроках физики // Успехи современного естествознания, 2013. № 10. С. 36-37. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32927/ (дата обращения: 19.11.2018).
ЗНАЧЕНИЕ ПАУКОВ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Рахимова М.Н.
Рахимова Мухайё Норпулатовна - учитель, школа № 308,
г. Ташкент, Мирза Улугбекский район, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена значению пауков в природе и жизни человека. Разобравшись в строении и познакомившись с удивительными особенностями пауков, можно перейти к определению их экологической роли в окружающей среде и жизни человека.
Ключевые слова: паук, природа, жизнь человека, экологическая роль.
Пауки имеют характерные признаки: тело их состоит из головогруди и брюшка, с перетяжкой между ними. Хелицеры крючковидные, с протоками ядовитых желез, педипальпы короткие. Органы осязания представлены волосками на теле и на ногах, практически на всем теле паукообразных есть органы обоняния и вкуса. Глаза пауков не фасеточные, как у многих членистоногих, а простые, но их несколько штук - от двух до двенадцати. При этом интересен тот факт, что глаза пауков разных семейств сильно отличаются. У тех, кто охотятся без ловчей сети, подобно паукам-волкам (Ьусо81йае), паукам-рысям (Охуор1йае) и паукам-скакунам (8аШс1йае), очень хорошо развито зрение. Пауки-скакуны могут видеть практически так же хорошо, как и люди. Проведенные биологами эксперименты показали, что пауки даже могут различать цвета.
Для передвижения используют четыре пары ходильных конечностей. Органы дыхания представлены легочными мешками и трахеями, которые имеют выход наружу на брюшке в виде специальных дыхательных отверстий. На нижней части брюшка у паука есть паутинные бородавки, которые содержат железы, выделяющие паутину.
Вещество, выделяемое железами, твердеет на воздухе, и образует паутинные нити. Одни железы выделяют прочную и неклейкую паутину, идущую на образование остова ловчей сети, другие - мелкие клейкие нити, с помощью которых паук строит ловчую сеть. Третьи железы выделяют мягкую шелковистую паутину для плетения кокона самкой.
Жертву, попавшую в сеть, паук опутывает клейкой паутиной, после чего впрыскивает в добычу когтями верхней челюсти яд, который действует как пищеварительный сок, растворяя мягкие ткани. Через некоторое время, паук может начинать всасывать практически переваренную пищу. Таким образом, происходит частичное переваривание пищи вне организма [3].
Разобравшись в строении и познакомившись с удивительными особенностями пауков, можно перейти к определению их экологической роли в окружающей среде и жизни человека.
Первое, про что хочется сказать, пауки — незаменимые регуляторы численности насекомых. Как важнейшие энтомофаги планеты, пауки не просто истребляют огромное количество насекомых, но и ограничивают нарастание численности некоторых вредных видов. Известно, что за сутки паук может поймать до четырехсот насекомых, используя паутину. Роль санитаров — пауков очень высока повсеместно: