Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА СЕНСОМОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ БАЙДАРОЧНИКОВ 15–16 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА СЕНСОМОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ БАЙДАРОЧНИКОВ 15–16 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гребля на байдарках и каноэ / координационные способности / техника гребли / методика / сенсомоторная координация / межмышечная координация / дифференцировка мышечных усилий / rowing and canoeing / coordination abilities / rowing technique / technique / sensorimotor coordination / intermuscular coordination / differentiation of muscle efforts

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мавлютов Артем Валерьевич, Гареева Айгуль Сабитовна

Обоснована методика развития координационных способностей в процессе совершенствования техники гребли байдарочников 15–16 лет и определено ее влияние на развитие сенсомоторной координации. Представлены сравнительные показатели уровня проявления координационных способностей, сенсомоторной координации, элементов техники гребли у байдарочников 15–16 лет контрольной и экспериментальной групп в результате применения разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мавлютов Артем Валерьевич, Гареева Айгуль Сабитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE DEVELOPED TECHNIQUE FOR THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES ON THE SENSOR-MOTOR COORDINATION OF 15-16 YEARS OLD KAYDERS

The methodology for the development of coordination abilities in the process of improving the rowing technique of 15–16 years old canoeists has been substantiated, its effectiveness has been checked and its influence on the development of sensorimotor coordination has been determined. Comparative indicators of the level of manifestation of coordination abilities, sensorimotor coordination, elements of rowing technique for canoeists aged 15–16 years from the control and experimental groups are presented as a result of the application of the developed methodology.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА СЕНСОМОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ БАЙДАРОЧНИКОВ 15–16 ЛЕТ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

УДК 796.012.446 10.24412/2305-8404-2021-5-114-123

ВЛИЯНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ

РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

НА СЕНСОМОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ

БАЙДАРОЧНИКОВ 15–16 ЛЕТ

А.В. Мавлютов, А.С. Гареева

Обоснована методика развития координационных способностей в процессе

совершенствования техники гребли байдарочников 15–16 лет и определено ее влияние

на развитие сенсомоторной координации. Представлены сравнительные показатели

уровня проявления координационных способностей, сенсомоторной координации, эле-

ментов техники гребли у байдарочников 15–16 лет контрольной и экспериментальной

групп в результате применения разработанной методики.

Ключевые слова: гребля на байдарках и каноэ, координационные способности,

техника гребли, методика, сенсомоторная координация, межмышечная координация,

дифференцировка мышечных усилий.

INFLUENCE OF THE DEVELOPED Мавлютов Артем Валерьевич, аспирант, ar-

TECHNIQUE FOR THE DEVELOPMENT tem_mav@bk.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт фи-

OF COORDINATION ABILITIES ON зической культуры (филиал) Уральского государствен-

THE SENSOR-MOTOR COORDINATION ного университета физической культуры,

OF 15-16 YEARS OLD KAYDERS Гареева Айгуль Сабитовна, канд. пед. наук,

проф., aigul-tkd@yandex.ru, Россия, Уфа, Башкирский ин-

Mavlyutov A.V., graduate student, artem_ ститут физической культуры (филиал) Уральского госу-

mav@bk.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of дарственного университета физической культуры

Physical Culture (branch) of the Ural State

University of Physical Culture,

Gareeva A.S., candidate of pedagogical В настоящее время проблема раз-

sciences, professor, aigul-tkd@yandex.ru, вития координационных способностей в

Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical

Culture (branch) of the Ural State University сложных технических видах спорта, в

of Physical Culture том числе и в гребле на байдарках и ка-

ноэ, является наиболее актуальной в

The methodology for the development of

coordination abilities in the process of im- связи с тем, что данные способности яв-

proving the rowing technique of 15–16 years ляются фундаментом для формирования

old canoeists has been substantiated, its effec-

tiveness has been checked and its influence on и совершенствования техники как у

the development of sensorimotor coordination спортсменов-новичков, так и высококва-

has been determined. Comparative indicators лифицированных спортсменов [1, 7].

of the level of manifestation of coordination

abilities, sensorimotor coordination, elements Современная гребля на байдарках

of rowing technique for canoeists aged 15–16 и каноэ – вид спорта, характеризую-

years from the control and experimental

groups are presented as a result of the appli- щийся сложной техникой с многократно

cation of the developed methodology. повторяемыми возвратно-поступатель-

ными движениями, восприятием гребца

Key words: rowing and canoeing, coordina-

tion abilities, rowing technique, technique, своих движений через двигающийся от-

sensorimotor coordination, intermuscular носительно его самого «снаряд» − бай-

coordination, differentiation of muscle efforts. дарку и приложением усилий через сис-

114

2

Спорт [Sport]

тему рычагов (весла), которые не имеют фиксированной точки опоры, а

также условиями их выполнения, предъявляющими высокие требования к

проявлению двигательных качеств и навыков спортсмена, к уровню его

координационной подготовленности [2, 4]. Так, для обеспечения высокого

уровня технической подготовленности гребца необходим высокий уровень

проявления способностей поддерживать динамическое и статическое

(позу) равновесие, выполнять двигательные действия без скованности (из-

лишней мышечной напряженности), которые обеспечивают эффективность

и качество выполнения гребка в данном виде спорта [3].

В последнее время пристальное внимание специалистов в области

спортивной тренировки уделяется сенсомоторной координации как фак-

тору, определяющему высокий уровень развития координационных спо-

собностей [3, 6].

По мнению ряда авторов, высокий уровень проявления техниче-

ского мастерства спортсменов также возможен лишь при высоком уровне

развития тонкой «мышечной чувствительности», «двигательной памяти»,

оперативности протекания сенсомоторных функций, различительной спо-

собности динамических и кинематических параметров движения, которые

обеспечиваются механизмами сенсорного различения, дифференцировки

движений (пространственной, временной и динамической) в отделах зри-

тельной, вестибулярной и проприоцептивной чувствительности [2, 5, 8].

До настоящего времени практически не разработаны методики развития

сенсомоторной координации гребцов в сочетании с технической подготов-

кой. В большей степени работы посвящены проблемам технической и

координационной подготовки в частности [6], а вопросы развития коорди-

национных способностей и сенсомоторной координации в обеспечении

эффективности техники гребли на байдарках практически не раскрыты.

Цель исследования: определить влияние методики развития коор-

динационных способностей в процессе совершенствования техники гребли

на развитие сенсомоторной координации у байдарочников 15–16 лет.

Исследование проводились на базе спортивной школы олимпий-

ского резерва по гребле на байдарках и каноэ Республики Башкортостан, в

котором приняли участие байдарочники 15–16 лет тренировочной группы

четвертого года обучения (ТГ−4).

Для определения содержания разработанной методики развития

координационных способностей была определена степень влияния компо-

нентов сенсомоторной координации на ведущие компоненты координаци-

онных способностей байдарочников 15–16 лет.

В результате предварительного исследования были определены

наиболее значимые компоненты координационных способностей гребцов

15–16 лет, а именно: способность выполнять двигательные действия без

излишней мышечной напряженности и способность поддерживать стати-

ческое (позу) и динамическое равновесие.

115

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Для уточнения видов сенсомоторной координации, обеспечиваю-

щих высокий уровень проявления значимых компонентов координацион-

ных способностей, был проведен однофакторный дисперсионный анализ.

Определено, что на способность поддерживать статическое (позу) и дина-

мическое равновесие байдарочников 15–16 лет влияют показатели сенсо-

моторной координации в следующей степени: постуральный контроль –

43,5 %, межмышечная координация – 24,2 %, дифференцировка мышеч-

ных усилий – 12,1 %. На способность выполнять двигательные действия

без излишней мышечной напряженности (скованности) влияют компо-

ненты сенсомоторной координации в следующей степени: дифференци-

ровка мышечных усилий – 45,6 %, межмышечная координация – 34,3 %,

постуральный контроль – 17,8 %.

Полученные данные дают основание утверждать, что координаци-

онные способности тесно связаны с компонентами сенсомоторной коорди-

нации. Следовательно, при повышении уровня развития компонентов сен-

сомоторной координации будет повышаться и уровень развития координа-

ционной подготовленности в целом, что также считается важным для

совершенной техники гребцов-байдарочников 15–16 лет.

Также для обоснования методики был проведен корреляционный

анализ между фазами техники гребли байдарочников 15–16 лет и показа-

телями сенсомоторной координации спортсменов данного возраста. При

статистической обработке полученных результатов значимые положитель-

ные взаимосвязи выявлены между:

– проводкой и межмышечной координацией (r=0,79), дифференци-

ровкой мышечных усилий (r=0,84);

– захватом лопастью весла воды и межмышечной координацией

(r=0,57), постуральным контролем (r=0,75);

– заносом весла для следующего гребка и межмышечной координа-

цией (r=0,77), постуральным контролем (r=0,87), дифференцировкой мы-

шечных усилий (r=0,57);

– выходом лопасти из воды и постуральным контролем (r=0,75),

дифференцировкой мышечных усилий (r=0,82), межмышечной координа-

цией (r=0,59).

Результаты проведенного корреляционного анализа позволяют

определить выбор средств и методов воспитания значимых компонентов

координационных способностей у гребцов 15–16 лет с одновременным

развитием определенного компонента сенсомоторной координации и

совершенствованием определенных фаз техники гребли.

На основе вышеуказанных данных была разработана методика раз-

вития координационных способностей в процессе совершенствования тех-

ники гребли байдарочников 15–16 лет, особенностью которой является

применение соревновательных и специально-подготовительных упражне-

116

4

Спорт [Sport]

ний, выполняемых с учетом ведущих компонентов координационных спо-

собностей и наиболее значимых видов сенсомоторной координации. Все

упражнения выполняются с изменением условий и сохранением структуры

техники гребли. Также в разработанную методику включена идеомоторная

тренировка, применяемая до и после выполнения упражнений для развития

координационных способностей и сенсомоторной координации.

Для выявления эффективности разработанной методики проведен

анализ показателей координационных способностей, сенсомоторной коор-

динации байдарочников 15–16 лет и анализ элементов техники гребли

спортсменов данного возраста до и после педагогического эксперимента.

Полученные данные анализа показателей координационных спо-

собностей байдарочников 15–16 лет представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели координационных способностей байдарочников 15–16 лет

контрольной (n=11) и экспериментальной (n=11) групп до и после

эксперимента (M±m)

До После

Тестовое упражнение Группы P1

эксперимента эксперимента

КГ 7,16±0,92 9,11±0,85 <0,05

Удержание равновесия

ЭГ 7,11±0,86 11,24±0,65 <0,05

на балансировочном диске, с

р >0,05 <0,05

КГ 10,86±0,71 12,09 ± 0,17 <0,05

Имитация гребли

ЭГ 10,77±0,79 14,25 ± 0,36 <0,05

на балансировочном диске, с

р >0,05 <0,05

КГ 90,74±1,75 88,94±1,41 >0,05

Выполнение четырех поворотов

ЭГ 90,67±1,82 85,59±1,22 <0,05

на байдарке, с

р >0,05 <0,05

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-

верность различий внутри групп; р – достоверность различий между

группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего

арифметического значения.

Исходя из данных, представленных в табл. 1, определено, что в

контрольной группе после педагогического эксперимента статистически

значимые различия выявлены лишь в тестах «Удержание равновесия на

балансировочном диске» и «Имитация гребли на балансировочном диске»

(p<0,05), тогда как в экспериментальной группе достоверно значимые

изменения произошли во всех показателях – «Удержание равновесия на

балансировочном диске», «Имитация гребли на балансировочном диске»,

«Выполнение четырех поворотов на байдарке» (p<0,05). Межгрупповой

анализ определил, что достоверно значимых различий в показателях

координационных способностей до педагогического эксперимента между

группами не было. После педагогического эксперимента выявлены досто-

117

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

верные различия между группами в показателях координационных спо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собностей: «Удержание равновесия на балансировочном диске» (р<0,05),

«Имитация гребли на балансировочном диске» (р<0,05), «Выполнение

четырех поворотов на байдарке» (р<0,05).

Наиболее важными компонентами сенсомоторной координации, как

показали проведенные исследования и анализ научно-методической лите-

ратуры, являются межмышечная координация, постуральный контроль и

способность к дифференцировке межмышечных усилий. Данные компо-

ненты сенсомоторной координации обеспечивают эффективное выполне-

ние техники гребли на старте и первых метрах дистанции в гребле для

сдвига с места лодки и ее разгона, также они необходимы для правильного

распределения мышечных усилий, координирования работы мышц и

удержания вертикального положения, независимо от выполняемого дейст-

вия на протяжении всей дистанции.

Определение эффективности одного из значимых компонентов

сенсомоторной координации – способности к дифференцировке мышеч-

ных усилий, проводилось с помощью специализированного теста «Кон-

тактная координациометрия». Результаты по данному тесту представлены

в табл. 2.

Таблица 2

Показатели способности к дифференцировке мышечных усилий

(тест «Контактная координациометрия») у байдарочников 15–16 лет

контрольной (n=11) и экспериментальной (n=11) групп до и после

эксперимента (M± m), %

Группы До эксперимента После эксперимента P1

КГ 10,36±1,63 7,51±0,42 <0,05

ЭГ 11,12±2,25 5,97±0,19 <0,05

р >0,05 <0,05

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-

верность различий внутри групп; р – достоверность различий между

группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего

арифметического значения.

Внутригрупповой анализ показателей теста «Контактная координа-

циометрия» гребцов 15–16 лет после эксперимента выявил достоверно

значимые различия (р<0,05) как в контрольной группе, так и в эксперимен-

тальной. Однако следует отметить, что в контрольной группе прирост дан-

ного показателя в среднем составил лишь 2,85 %, в то время как резуль-

таты экспериментальной группы улучшились в среднем на 5,15 %. Меж-

групповой анализ показателей данного теста после педагогического экспе-

римента выявил достоверные различия в экспериментальной группе по

118

6

Спорт [Sport]

сравнению с контрольной (р<0,05). Результаты внутригруппового и меж-

группового анализов свидетельствуют о повышении мышечного чувства и

способности к тонкой дифференцировке мышечных усилий байдарочников

в процессе тренировки с применением разработанной нами методики.

Для определения уровня межмышечной координации применялась

оценка функциональной активности нервно-мышечного аппарата, опреде-

лялись биоэлектрические потенциалы. Результаты приведены в табл. 3.

Таблица 3

Изменения биоэлектрической активности трапециевидной мышцы

байдарочников 15–16 лет контрольной (n=11) и экспериментальной

(n=11) групп до и после педагогического эксперимента (M± m)

Уровень электроактивности, мкВ

Состояние

Группы До После Р1

мышцы Норма

эксперимента эксперимента

КГ 159,43±14,25 147,51±14,72 >0,05

Покой ЭГ 50–100 155,89±16,34 78,92±7,47 <0,05

р >0,05 <0,05

КГ 1132,58±31,21 1318,22±15,28 <0,05

Напряжение ЭГ 1000–3000 1136,12±22,34 1569,07±9,57 <0,05

р >0,05 <0,05

КГ 61,47±9,35 51,11±7,42 >0,05

Расслабление ЭГ 10–15 62,09±11,41 20,21±5,72 <0,05

р >0,05 <0,05

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-

верность различий внутри групп; р – достоверность различий между

группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего

арифметического значения.

Внутригрупповой анализ в результатах измерения биоэлектриче-

ской активности трапециевидной мышцы спортсменов контрольной

группы после эксперимента выявил достоверные различия лишь в состоя-

нии напряжения (р<0,05), в экспериментальной группе – во всех состоя-

ниях мышцы (р<0,05). Межгрупповой анализ определил, что до экспери-

мента между группами не выявлено достоверных различий (р>0,05). После

эксперимента в экспериментальной группе в сравнении с контрольной

были выявлены достоверные различия в показателях во всех состояниях

мышцы – в состоянии покоя, состоянии напряжения и состоянии расслаб-

ления (р<0,05). Данные изменения свидетельствуют о том, что байдароч-

ники экспериментальной группы стали способны регулировать мышечное

напряжение в процессе занятий по разработанной методике, что доказы-

вает ее эффективность по основным направлениям развития межмышеч-

ной координации.

119

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Для оценки еще одного важного компонента сенсомоторной коор-

динации – постурального контроля использовали «Пробу Яроцкого».

Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты «Пробы Яроцкого» у байдарочников 15–16 лет

контрольной (n=11) и экспериментальной (n=11) групп

до и после эксперимента (M± m), с

Группы До эксперимента После эксперимента P1

КГ 60,41±3,87 62,49±3,17 >0,05

ЭГ 60,92±4,15 69,51±3,05 <0,05

p >0,05 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-

верность различий внутри групп; р – достоверность различий между

группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего

арифметического значения.

Внутригрупповой анализ полученных данных выявил достоверные

различия в исследуемом показателе в экспериментальной группе (р<0,05).

В контрольной группе достоверно значимых различий выявлено не было

(p>0,05). Межгрупповой анализ выявил достоверные различия после педа-

гогического эксперимента в показателях экспериментальной группы по

сравнению с контрольной (р<0,05). Полученные данные свидетельствуют о

том, что разработанная методика эффективна при развитии одного из наи-

более значимых видов сенсомоторной координации – постуральный кон-

троль.

Также для определения эффективности методики, направленной на

развитие координационных способностей в процессе совершенствования

техники гребли байдарочников 15–16 лет, был проведен анализ техники

гребли с помощью качественной оценки уровня техники гребли у байда-

рочников. Результаты представлены в табл. 5.

Межгрупповой анализ до педагогического эксперимента не выявил

достоверных различий (р>0,05) ни в одной фазе техники гребли, что свиде-

тельствует об одинаковом уровне владения техникой гребли в контрольной

и экспериментальной группах до педагогического эксперимента. После

педагогического эксперимента выявлено, что достоверных различий не

было лишь в фазе гребка «выход лопасти из воды», во всех остальных

показателях наблюдались достоверные различия: в захвате лопастью весла

воды, проводке весла, заносе весла для следующего гребка, гребке в целом

(р<0,05), что также свидетельствует об эффективности разработанной

методики.

120

8

Спорт [Sport]

Таблица 5

Показатели оценки фаз техники гребли байдарочников 15–16 лет

контрольной (n=11) и экспериментальной (n=11) групп

до и после эксперимента (M±m), баллы

До После

Фаза гребка Группы Р1

эксперимента эксперимента

КГ 1,5±0,29 1,5±0,21 >0,05

Захват лопастью весла

ЭГ 1,4±0,36 2,7±0,18 <0,05

воды

р >0,05 <0,05

КГ 2,1±0,42 2,1±0,25 >0,05

Проводка весла ЭГ 2,2±0,34 2,8±0,19 <0,05

р >0,05 <0,05

КГ 1,2±0,24 2,6±0,34 <0,05

Выход лопасти из воды ЭГ 1,1±0,35 2,7±0,27 <0,05

р >0,05 >0,05

КГ 0,7±0,01 1,1±0,16 <0,05

Занос весла для следующего

ЭГ 0,8±0,07 2,3±0,27 <0,05

гребка

р >0,05 <0,05

КГ 1,8±0,37 2,1±0,12 >0,05

Гребок в целом ЭГ 1,7±0,28 2,8±0,25 <0,05

р >0,05 <0,05

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; Р1 – досто-

верность различий внутри групп; р – достоверность различий между

группами; М – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего

арифметического значения.

Таким образом, полученные данные являются доказательством, что

развитие сенсомоторной координации повышает уровень координацион-

ной подготовленности байдарочников 15–16 лет, что, в свою очередь, при-

водит к повышению эффективности реализации техники гребли. Кроме

того, результаты проведенных исследований явились доказательством

эффективности разработанной методики, направленной на развитие коор-

динационных способностей в процессе совершенствования техники гребли

байдарочников 15–16 лет.

Вывод. Определено, что реализация разработанной методики

позволила добиться значимых изменений во всех показателях координаци-

онных способностей, сенсомоторной координации, оценки технического

мастерства спортсменов экспериментальной группы в сравнении с кон-

трольной. Следовательно, разработанная методика развития координаци-

онных способностей в процессе совершенствования техники гребли байда-

рочников 15–16 лет является эффективной и оказывает положительное

влияние на развитие сенсомоторной координации.

121

9

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Список литературы

1. Брюханов Д.А. Типологические критерии двигательных возмож-

ностей юных гребцов на байдарках: автореф. дис. … канд. пед. наук. Вол-

гоград, 2010. 23 с.

2. Брюханов Д.А., Петров Д.С. Совершенствование методики обу-

чения гребле на байдарках и каноэ на основе использования комплекса

специальных упражнений // Sochi Journal of Economy. 2015. № 2 (35).

С. 146–148.

3. Гребной спорт: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /

Т.В. Михайлова [и др.]. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 400 с.

4. Карпов А.А. Моделирование соревновательной деятельности вы-

сококвалифицированных гребцов на каноэ в макроцикле подготовки: авто-

реф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2018. 24 с.

5. Маннапова Н.И., Маринина Л.В. Гребля на байдарках, особенно-

сти гребли на байдарках // Наука среди нас. 2018. № 4 (8). С. 382–387.

6. Особенности постурального контроля у высококвалифицирован-

ных спортсменов в ситуационных видах спорта при воздействии латерали-

зованных факторов / А.С. Тришин [и др.] // Асимметрия. 2015. Т. 9. № 1.

С. 4–12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Особенности функциональных возможностей гребцов на байдар-

ках и каноэ высокой квалификации / Е. Лысенко [и др.] // Наука в олим-

пийском спорте. 2004. № 2. С. 65–71.

8. Черенкова Л.В., Бердичевская Е.М. Стабилографические харак-

теристики постуральной регуляции высококвалифицированных гребцов на

каноэ с учетом функциональной асимметрии // Физическая культура, спорт

– наука и практика. 2015. № 4. С. 82–86.

References

1. Bryuhanov D.A. Tipologicheskie kriterii dvigatel'nyh vozmozhnostej yunyh

grebcov na bajdarkah [Typological criteria for the motor abilities of young rowers in kayaks]:

author. dis. ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2010. 23 p.

2. Bryuhanov D.A., Petrov D.S. Sovershenstvovanie metodiki obucheniya greble na

bajdarkah i kanoe na osnove ispol'zovaniya kompleksa special'nyh uprazhnenij [. Improving

the methodology of teaching rowing and canoeing based on the use of a set of special exer-

cises] // Sochi Journal of Economy. 2015. No. 2 (35). P. 146–148.

3. Grebnoj sport [Rowing]: a textbook for students. higher. ped. study. institutions /

T.V. Mikhailov [et al.]. M.: Publishing house. center "Academy", 2006. 400 p.

4. Karpov A.A. Modelirovanie sorevnovatel'noj deyatel'nosti vysokokvalificirovan-

nyh grebcov na kanoe v makrocikle podgotovki [Modeling of competitive activity of highly

qualified canoe rowers in the macrocycle of training]: author. dis. ... cand. ped. sciences.

Krasnodar, 2018. 24 p.

122

10

Спорт [Sport]

5. Mannapova N.I., Marinina L.V. Greblya na bajdarkah, osobennosti grebli na baj-

darkah [Rowing in kayaks, peculiarities of rowing in kayaks] // Nauka sredi nas [Science

among us]. 2018. No. 4 (8). P. 382–387.

6. Osobennosti postural'nogo kontrolya u vysokokvalificirovannyh sportsmenov v

situacionnyh vidah sporta pri vozdejstvii lateralizovannyh faktorov [Features of postural con-

trol in highly qualified athletes in situational sports under the influence of lateralized factors] /

A.S. Trishin [et al.] // Asimmetriya [Asymmetry]. 2015. T. 9. No. 1. P. 4–12.

7. Osobennosti funkcional'nyh vozmozhnostej grebcov na bajdarkah i kanoe vysokoj

kvalifikacii [Features of the functional capabilities of highly qualified kayak and canoe row-

ers] / E. Lysenko [et al.] // Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic sports]. 2004.

No. 2. P. 65–71.

8. Cherenkova L.V., Berdichevskaya E.M. Stabilograficheskie harakteristiki postur-

al'noj regulyacii vysokokvalificirovannyh grebcov na kanoe s uchetom funkcional'noj asim-

metrii [Stabilographic characteristics of postural regulation of highly qualified canoe rowers

taking into account functional asymmetry] // Fizicheskaya kul'tura, sport – nauka i praktika

[Physical culture, sport – science and practice]. 2015. No. 4. P. 82–86.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.