Научная статья на тему 'Влияние различных видов депривации на развитие детского организма'

Влияние различных видов депривации на развитие детского организма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8945
902
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА / DEPRIVATION / SOCIAL DEPRIVATION / MATERNAL DEPRIVATION / SENSORY DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокорева Елена Геннадьевна, Елисеев Евгений Вадимович

В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития, которые затем проявляются в эмоциональном нарушении в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге. Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической помощи. Сегодня все это может быть осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога, который совместно с воспитателями и учителями разрабатывал бы и осуществлял такие развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы обстоятельства жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of different types of a deprivation on development of a children''s organism

In early childhood deprivation leads to characteristic disturbances of early development, which then appear in the emotional abuse in the form of general smoothness displays of affection, at unfrequented tendency to fear and anxiety. Children from children's residential care from an early age need to be specially organized psychological help. Today, all this can be done at constant work of a professional psychologist, who together with educators and teachers formulated and implemented such developmental, psycho psychoprophylactic and programs that would compensate for the circumstances of their daily life and contribute to the progressive formation of their personality.

Текст научной работы на тему «Влияние различных видов депривации на развитие детского организма»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФИЗИКА

УДК 612.6 ББК 28.903,7

Кокорева Елена Геннадьевна

доктор биологических наук, доцент

кафедра физического воспитания и спорта Челябинский государственный университет г. Челябинск Елисеев Евгений Вадимович доктор биологических наук, профессор

кафедра физического воспитания и спорта Челябинский государственный университет г. Челябинск Kokoreva Elena Gennadevna Doctor of Biological Sciences,

Associate Professor Chair of Physical Education and Sport Chelyabinsk State University Chelyabinsk Eliseev Evgeny Vadimovich Doctor of Biological Sciences,

Professor

Chair of Physical Education and Sport Chelyabinsk State University Chelyabinsk keg-28@mail.ru

Влияние различных видов депривации на развитие детского организма Influence of different types of a deprivation on development of a children's

organism

В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития, которые затем проявляются в эмоциональном нарушении в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге. Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической помощи. Сегодня все это может быть осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога, который совместно с воспитателями и учителями разрабатывал бы и осуществлял такие развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы обстоятельства жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности.

In early childhood deprivation leads to characteristic disturbances of early development , which then appear in the emotional abuse in the form of general smoothness displays of affection , at unfrequented tendency to fear and anxiety. Children

from children's residential care from an early age need to be specially organized psychological help. Today, all this can be done at constant work of a professional psychologist , who together with educators and teachers formulated and implemented such developmental , psycho psychoprophylactic and programs that would compensate for the circumstances of their daily life and contribute to the progressive formation of their personality.

Ключевые слова: социальная депривация, материнская депривация, сенсорная депривация, развитие детского организма

Key words: deprivation, social deprivation, maternal deprivation, sensory deprivation

Для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в любви и признании. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа [4].

Для развития ребенка необходимы:

• Многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр.), их недостаток вызывает сенсорную депривацию.

• Удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию.

• Социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации.

• Возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию [2].

Депривация - лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Выделяют следующие виды депривации - психологическую, эмоциональную, социальную, двигательную, пищевую, сенсорную, информационную и др.

Материнская депривация - это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру.

Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых де-привационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.

В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости.

Доверие к миру у детей переживших материнскую депривацию может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также через постоянство и повторяемость эмоционально - теплой заботы о ребенке. Любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

Другим видом депривации является сенсорная, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. С этим видом депривации также приходится сталкиваться в домах ребенка, детских домах.

Исследователи одного из американского университета предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей [3]. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело? Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. Из этого ученые сделали вывод, что сенсорная стимуляция жизненно важна для нормального функционирования сознания, а сенсорная депривация - верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

Выделяют также социальную депривацию. Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Среди примеров социальной депривации известны такие как волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии.

Современные исследования также показывают, что в закрытых детских учреждениях девиации в психическом развитии прослеживаются сразу по многим направлениям. Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого [2].

Дефицит общения со взрослым может в некоторой степени компенсироваться контактом со сверстниками. Однако чтобы присутствие сверстника способствовало развитию и содержательному наполнению контактов, такое общение требует организации и контроля со стороны взрослого. Развитие общения как со взрослыми, так и со сверстниками во многом обусловлено особенностями эмоционального статуса ребенка в условиях депривации.

У детей раннего и дошкольного возраста специфические условия жизни в закрытом детском учреждении приводят к вынужденной поверхностности чувств, эмоциональной недостаточности; они печальны и пассивны; у них не возникает привязанности к взрослому [4].

Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.

В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения [1].

Пребывание в детском доме накладывает свой отпечаток и на двигательную сферу. В раннем возрасте нередки так называемые тупиковые движения - раскачивание тела, сосание пальцев, стереотипные

нецеленаправленные движения рук. Уровень овладения двигательными навыками здесь ниже, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Для детей из детского дома характерны малоподвижность, невыразительность мимики, двигательная неловкость, нарушение координации движений. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредоточивается на выполнении действия, постоянно перемещается, хватается за различные предметы. Движения нескоординированы, беспорядочны.

Когнитивная депривация понимается как дефицит информации, а также как ее хаотичность, изменчивость, неупорядоченность, препятствующая построению адекватных моделей окружающего мира и, следовательно, возможности продуктивно действовать в нем, а также вызывающая ряд определенных психологических феноменов.

Дефицит общения со взрослым, бедность этого общения, примитивные по содержанию контакты со сверстниками, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество - все это не требует от детей из дома ребенка хорошо развитой активной речи. Они же в большей мере ориентированы на понимание речи взрослого, точнее, его команд, распоряжений, которым подчинена их жизнь в закрытом детском учреждении.

В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается косноязычие, имеет место запаздывание в области синтаксиса и скудость содержания высказываний. Дети испытывают затруднения в описании происходящего на картине, поскольку им трудно соотнести реальность и графическое изображение. В дальнейшем это приводит к ошибкам при чтении и письме. Неграмотности также способствует несформированность фонематического слуха, развитие которого непосредственно связано с качеством эмоционального общения на ранних стадиях.

Дети, развивающиеся в условиях закрытых образовательных учреждений, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Для многих из них Вестник ЧГПУ 12.2'2013 284

характерна быстрая утомляемость, что может быть связано с общей психо-астенизированностью, а у некоторых детей - и с органической патологией.

Таким образом, большинство детей из закрытых детских учреждений имеют отклонения в развитии познавательных процессов, эмоциональноволевой сферы, трудности в общении и поведении.

Однако многие характеристики эмоциональной депривации могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. Это скрытая депривация, которая разворачивается на фоне внешне благополучной домашней обстановки, которая, тем не менее, не может обеспечить ребенку атмосферу доверия, защищенности, эмоционального комфорта. Эмоциональная депривация может скрываться, например, за повышенной требовательностью, гиперопекой либо другими особенностями воспитания.

Изучение причин, особенностей, последствий тех или иных видов депривации уже само по себе показывает направления ее профилактики и коррекции. Так, профилактика и коррекция сенсорной депривации требует организации грамотной сенсорной среды, привнесения в жизнь человека достаточного количества сенсорных раздражителей. Особенно это требование актуально для детей, чей мозг еще находится в процессе созревания.

В настоящее время разработчики предлагают в целях общего улучшения психического состояния использование так называемых сенсорных комнат. Воздействие спокойных тонов цветового спектра, дополненное релаксирующей музыкой, имитацией звуков природы (например, дождя или пения птиц), ароматерапией, - все это способствует нормализации эмоционального фона, релаксации, повышению работоспособности и т.п.

Лучшая профилактика когнитивной депривации - избегание информационного дефицита, то есть получение новых впечатлений, приобретение знаний из различных источников, общение с разными людьми (профилактика информационной истощаемости партнеров по общению). Иначе говоря - привнесение необходимого количества информационных стимулов,

позволяющих выстраивать адекватные когнитивные модели окружающего мира, а также - владение способами построения этих моделей.

Профилактика и коррекция эмоциональной депривации - полноценное эмоциональное общение, которое особенно актуально на ранних стадиях развития. Ранее мы уже упоминали о том, что Э. Берн говорил о необходимости постоянных «поглаживаний». Только настоящая близость, по его мнению, может удовлетворить все виды голода - сенсорный, структурный и жажду признания [3].

Хотя последствия эмоциональной депривации в первые годы жизни довольно устойчивы и в дальнейшем с трудом поддаются коррекции, ситуация тем не менее не считается фатальной. Основной путь здесь видится исследователями в специально организованном субъектно-ориентированном общении взрослого с ребенком в адекватной возрастному периоду форме

Последствия социальной депривации во многом определяются возрастом человека и длительностью его изоляции от общества. Ребенок, проведший ранние годы своей жизни в обществе животных, практически не имеет шансов обрести подлинно человеческие особенности психики.

Большую роль в профилактике социальной депривации играют такие меры, как грамотный подбор команды с учетом психологической совместимости, рациональная организация жизни - чередование труда и отдыха, возможность заниматься хобби, спортом и т. д.; наличие собственного пространства, возможность побыть одному [4].

Таким образом, воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Сегодня все это может быть осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога, который совместно с воспитателями и учителями изучал бы воспитанников, разрабатывал и осуществлял такие развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы обстоятельст-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 286

ва жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности.

Библиографический список

1. Александров, Ю.И. Практикум по психофизиологии /

Ю.И. Александров. - М.: Высшая школа, 2004. - 324 с.

2. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте /

Й. Лангмейер, З. Матейчек. Прага, Авиценум, 2010. - 231 с.

3. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология: учебник / Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2007. - 133 с.

4. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2008. - 456 с.

Bibliography

1. Alexandrov, Yu.I. Praktikum on psychophysiology / Yu.I. Alexandrov. -M.: The higher school, 2004. - 324 p.

2. Langmeyer Y. Psikhicheskaya a deprivation at children's age / Y. Langmeyer, Z. Mateychek. Prague, Avitsenum, 2010. - 231 p.

3. Martsinkovskaya, T. D. Children's practical psychology: textbook / T.D. Martsinkovskaya. M.: Gardarika, 2007. - 133 p.

4. Mukhina, V. S. Vozrastnaya psychology / Century of S. Mukhin. M., 2008. - 456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.