Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АЭРОБНОГО ФИТНЕСАНА УРОВЕНЬ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК'

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АЭРОБНОГО ФИТНЕСАНА УРОВЕНЬ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / "KANGOO JUMP" / АЭРОБНЫЙ ФИТНЕС / "BURPEE" / "JUMPING JACK"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ратманская Татьяна Игоревна

Медики и педагоги указывают, что уровень физической и функциональной подготовленности большинства современных студентов не соответствует нормативным требованиям. Для решения данной проблемы специалисты рекомендуют использовать кардиореспираторные фитнес-тренировки в практике физического воспитания студентов. После окончания аэробных тренировок обнаружено значимое ( р ≤ 0,05) преимущество группы 3 в результатах теста «Jumping Jack». Также выявлено существенное ( р ≤ 0,05) преимущество группы 1 и группы 3 в результатах теста «Burpee». Результаты групп в беговом тесте (бег 2000 м) существенно не отличались. Результаты данного исследования показывают, что регулярные аэробные фитнес-тренировки «Kangoo-Jump» способствуют формированию более высокого уровня кардиореспираторной (функциональной) подготовленности девушек к выполнению различных аэробных нагрузок, по сравнению с другими видами аэробных фитнес-тренировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ратманская Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF VARIOUS TYPES OF AEROBIC FITNESS-TRAININGON THE CARDIORESPIRATORY FITNESS OF FEMALE STUDENTS

Health/educational professionals indicate that the physical and functional fitness of majority modern students doesn't meet the regulatory requirements. Professionals recommend using cardiorespiratory fitness-training in students' physical education to solve this problem. The aim of study: comparative analysis of various types of aerobic fitness-training that significantly increasing of cardiorespiratory fitness of female students. Materials and methods: Participants: female students ( n = 47), second-year students of SFU, aged 19,32 ± 0,45 years, divided into three groups. Group 1 ( n = 15) practiced functional training (CrossFit). Group 2 ( n = 16) practiced step aerobics. Group 3 ( n = 16) practiced “Kangoo-Jump” fitness training. To assess of cardiorespiratory fitness of students, the following tests were used: running test (running 2000 m), “Burpee” test, “Jumping Jack” test. Statistical data analysis using IBM SPSS Statistics for Windows 17.0 and ANOVA single-factor test for independent measurements was performed. Results: A significant ( p ≤ 0,05) advantage of group 3 in the findings of the “Jumping Jack» test was found after the end of aerobic training. There was also a significant ( p ≤ 0,05) advantage of group 1 and group 3 in the findings of the “Burpee” test. The findings of the groups in the running test (running 2000 m) did not differ significantly. Conclusion: The highlights indicate that regular aerobic fitness-training “Kangoo-Jump” contributes to the formation of a higher level of cardiorespiratory (functional) fitness of female students to perform various aerobic loads, compared to other types of aerobic fitness-training.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АЭРОБНОГО ФИТНЕСАНА УРОВЕНЬ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК»

УДК 796.012.12:37.037.1 ББК 75.1

DOI 10.47475/2500-0365-2021-16314

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АЭРОБНОГО ФИТНЕСА НА УРОВЕНЬ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК

Т. И. Ратманская

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Медики и педагоги указывают, что уровень физической и функциональной подготовленности большинства современных студентов не соответствует нормативным требованиям. Для решения данной проблемы специалисты рекомендуют использовать кардиореспираторные фитнес-тренировки в практике физического воспитания студентов. После окончания аэробных тренировок обнаружено значимое (р < 0,05) преимущество группы 3 в результатах теста «Jumping Jack». Также выявлено существенное (р < 0,05) преимущество группы 1 и группы 3 в результатах теста «Burpee». Результаты групп в беговом тесте (бег 2000 м) существенно не отличались. Результаты данного исследования показывают, что регулярные аэробные фитнес-тренировки «Kangoo-Jump» способствуют формированию более высокого уровня кардиореспираторной (функциональной) подготовленности девушек к выполнению различных аэробных нагрузок, по сравнению с другими видами аэробных фитнес-тренировок.

Ключевые слова: студентки, физическое воспитание, «Kangoo jump», аэробный фитнес, «Burpee», «Jumping Jack».

Актуальность. Научные исследования свидетельствуют, что у значительной части девушек-студенток наблюдается существенный недостаток уровня повседневной физической активности (ФА) и ФА, связанной с занятиями спортом и фитнесом. Эксперты рекомендуют существенно увеличить общий объем и интенсивность ФА у девушек-студенток [8; 11]. Испанские ученые указывают, что администрации университетов необходимо пропагандировать различные прикладные программы ФА и физического воспитания (ФВ) для студенток с целью формирования у молодых девушек высокого уровня физической подготовленности и эмоциальной самооценки [10]. Подобные программы ФВ должны иметь научную основу и содержать в себе наиболее эффективные методики повышения уровня физической подготовленности занимающихся. Согласно рекомендациям ученых, современные программы ФВ должны способствовать существенному увеличению показателей функциональной (кардио-респираторной) подготовленности занимающихся [2; 8; 9; 11].

Специалисты рекомендуют широко использовать в практике ФВ студенческой молодежи фит-нес-аэробику (степ-аэробику) [1; 4; 15] и CrossFit-тренировки [1; 3; 7]. По мнению некоторых экспертов, одним из современных и эффективных способов увеличения показателей (кардиореспи-раторной) функциональной подготовленности студентов является использование в практике

спортивных тренировок и ФВ молодежи средств аэробных фитнес-тренировок «Kangoo-Jump». Профессионалы отмечают, что подобные фит-нес-тренировки значимо увеличивают показатели способности сохранения устойчивого баланса тела и кардиореспираторной пригодности, корректируют массу тела и повышают эмоциональный фон у занимающихся лиц [6; 8]. Было высказано предположение, что данные виды аэробного фит-неса окажут наиболее значительное влияние на уровень кардиореспираторной (функциональной) подготовленности девушек-студенток.

Цель и задачи исследования: провести сравнительный анализ современных видов аэробного фитнеса и выявить наиболее эффективный вид аэробных фитнес-тренировок, способствующий значимому увеличению уровня кардиореспира-торной подготовленности девушек-студенток на занятиях физической культурой в вузах.

Материалы и методы исследования. Участники исследования: относительно здоровые девушки (п = 47) в возрасте 19,32 ± 0,45 лет, студентки II курса, обучающиеся в Сибирском федеральном университете по различным направлениям подготовки бакалавриата. Все девушки были ознакомлены с процедурой и методами проведения исследования. Все девушки подписали информированное согласие на участие в исследовании и публикацию результатов.

Организация исследования. Отбор участниц был проведен в течение одного месяца (сентябрь,

2018 г.) среди девушек-студенток II курса СФУ. Все девушки прошли медицинский осмотр перед началом исследования и не имели каких-либо противопоказаний, заболеваний или травм. Основные критерии отбора участников исследования: отсутствие медицинских противопоказаний, наличие опыта (не менее одного года) занятий аэробным или функциональным фитнесом (фитнес-аэро-бика, степ-аэробика, CrossFit, Hot Iron и др.), отсутствие бытовых проблем, способных помешать участию в исследованиях (финансовые, жилищные или иные проблемы), схожие показатели роста и массы тела. Всего 47 девушек было отобрано. Средний рост участниц — 168,56 ± 6,42 см, средний вес — 54,29 ± 4,63 кг. После отбора всех участниц случайным способом разделили на три примерно равные группы. Каждая группа провела не менее 60 оздоровительных фитнес-трени-ровок в течение исследований (с октября 2018 г., по май 2019 г.) в рамках занятий по физической культуре. Объем каждой тренировки составлял около 70—80 мин., включая разминку (10 мин.), блок аэробного (кардиореспираторного) фитнеса (30—45 минут), комплекс ОФП (10—20 минут) и заключительную часть (5—10 минут). Структура (подбор и дозировка физических упражнений) разминки, комплекса ОФП (силовые упражнения с весом тела и отягощениями 20—30 % от макс.) и заключительной части занятия (упражнения для развития гибкости и подвижности суставов) была идентичной для всех групп.

Блок занятий кардиореспираторным фитнесом у участниц группы 1 (n = 15) состоял из комплексов функциональных тренировок (выполнение простых движений с весом тела или утяжелениями (10—20 % от максимума) в максимально быстром темпе с короткими интервалами отдыха).

Блок занятий кардиореспираторным фитнесом у участниц группы 2 (n = 16) состоял из занятий степ-аэробикой (танцевальные шаги и восхождения на степ-платформу (высота платформы — 20 см) под быструю, ритмичную музыку).

Блок занятий кардиореспираторным фитнесом у участниц группы 3 (n = 16) состоял из аэробных тренировок «Kangoo-Jump» (прыжковые движения, выполняемые в специальной обуви «Kangoo-Jump» boots, позволяющей совершать быстрые и высокие прыжки) под быструю, ритмичную музыку.

Для определения уровня кардиореспираторной (функциональной) подготовленности участниц использовались тесты: беговой тест (бег на 2000 м), Burpee, Jumping Jack. Все участницы выполняли

тестовые испытания дважды: в начале (сентябрь, 2018 г.) и в конце исследований (май, 2019 г.).

В беговом тесте участницам необходимо преодолеть дистанцию 2000 м в максимальном темпе, без замедления или перехода на шаг. Оценка результатов проходила с учетом данных В. Пономарева с соавторами по анализу бега на 2000 м у студенток Сибирских вузов. Время быстрей 11 минут считается хорошим результатом для девушек от 18 до 24 лет [14].

В тесте Burpee участницам необходимо выполнить специальное упражнение (техника выполнения описана R. Podstawski с соавторами). Согласно рекомендациям R. Podstawski более 60 Burpee в течение трех минут считаются хорошим результатом для девушек старше 18 лет [13].

В тесте Jumping Jack участницам необходимо выполнить прыжки на месте (ноги вместе — ноги врозь, руки внизу — руки над головой) в максимальном темпе, в течение одной минуты. Для оценки результатов мы использовали рекомендации K. Boontha с соавторами. Более 60 прыжков в минуту считаются хорошим результатом для девушек старше 18 лет [5].

Статистический анализ результатов исследования выполнен с использованием программы IBM SPSS Statistics for Windows 17.0. Результаты были представлены в виде средних значений и стандартных отклонений. Однофакторный тест ANOVA для независимых измерений был использован для корректного сравнения полученных результатов. В этом исследовании значение р < 0,05 считалось статистически значимым.

Результаты и обсуждение. Показатели кардио-респираторной подготовленности у всех участниц исследования были приблизительно одинаковы в начале исследования (сентябрь, 2018 г.). На данном этапе исследований все участницы продемонстрировали «хорошие» (согласно рекомендациям специалистов) результаты тестовых испытаний.

В конце периода исследований (май, 2019 г.) все участницы улучшили свои результаты в тестовых испытаниях. Не было выявлено достоверных различий в результатах бегового теста (бег на 2000 м) среди исследуемых групп. Все участницы показали приблизительно одинаковые «хорошие» результаты в данном тестовом испытании. Были обнаружены значимые различия в результатах теста Burpee между группами. Участницы группы 1 и группы 3 продемонстрировали достоверно (р < 0,05) более высокие результаты в данном тесте. Были выявлены значимые различия между группами в результатах теста Jumping

Jack. Участницы группы 3 показали достоверно (р < 0,05) более высокие результаты в данном тесте, в сравнении с другими группами. Полные результаты исследования представлены в таблице.

Заключение. Результаты тестовых испытаний показали, что все представленные в исследовании виды аэробного фитнеса способствуют повышению уровня кардиореспираторной подготовленности студенток. Однако было выявлено, что

Достоверность: * р < 0,05.

Список литературы

1. Иванов, В. Д. Фитнес-программы в системе занятий по физической культуре в вузе / В. Д. Иванов, Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 49—59.

2. Осипов, А. Ю. Оценка уровня подготовленности студентов, занимающихся различными видами функционального тренинга / А. Ю. Осипов, Д. В. Логинов, Н. Ю. Патаркацишвили // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-4. — С. 112—116.

3. Чесно, А. В. Влияние различных направлений фитнеса на физическое состояние студентовч/ А. В. Чесно, Л. А. Кекова, О. П. Ватраль и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. — 2020. — № 2 (180). — С. 457—461.

4. Avdeeva, M. The effect of artistic gymnastics and step aerobics on physical performance in first-year female university students not related to sport / М. Avdeeva, Т. Belicheva // Human Sport Medicine. — 2019. — № 19 (3). — P. 66—73.

5. Reliability of heart rate maximizer test using jumping jack in assessing cardiovascular fitness / K. Boontha, U. Pirunsan, P. Khamwong et al. // Journal of Associated Medical Sciences. — 2016. — № 49 (3). — P. 344.

6. Kesilmi§, i. Can Kangoo Jump shoes effect plan-tar-dorsiflexion strength and dynamic balance ability of badminton players? / i. Kesilmi§, M. Akin // Inter-

регулярные аэробные фитнес-тренировки «Kangoo-Jump» способствуют формированию более высокого уровня кардиореспираторной (функциональной) подготовленности девушек к выполнению различных аэробных нагрузок. Данные исследования показывают необходимость включения средств аэробного фитнеса «Kangoo-Jump» в практику физического воспитания студенческой молодежи.

national Journal of Applied Exercise Physiology. —

2019. — № 8 (4). — P. 13—20.

7. Efficiency of physical education of university students based on the motivation choice of the CrossFit program / O. Kolomiitseva, I. Prykhodko, A. Prykhodko et al. // Physical Activity Review. —

2020. — № 8 (1). — P. 26—38.

8. Practice of Kangoo Jumps fitness to improve female students' cardiorespiratory fitness / T. Mok-rova, A. Osipov, M. Kudryavtsev et al. // Physical education of students. — 2019. — № 23 (4). — P. 191—197.

9. Possible effective use of Kangoo Jump complexes during the physical education of young students / T. Mokrova, N. Bryukhanova, A. Osipov et al. // Journal of Physical Education and Sport. — 2018. — № 18 (S1). — P. 342—348.

10. Olmedilla, A. Self-concept, sport, and physical activity practice in university students / A. Olmedilla, E. Ortega Toro, L. Abenza // Journal of Human Sport & Exercise. — 2016. — № 11 (4). — P. 415—425.

11. Analysis of physical fitness and physical activity results of female undergraduate and graduate students / A. Osipov, R. Nagovitsyn, O. Vagano-va et al. // Sport Mont. — 2021. — № 19 (1). — P. 83—87.

12. Promoting health-related cardiorespiratory fitness in physical education: A systematic review / M. Peralta, D. Henriques-Neto, E. Gouveia et al. // PLoS ONE. — 2020. — № 15 (8). — e0237019.

Общие результаты тестовых испытаний участниц исследования

Тесты Группа 1 (n = 15) Группа 2 (n = 16) Группа 3 (n = 16) р < 0,05

Сентябрь — 2018 г,

2000 м 10,02 ± 0,34 10,04 ± 0,44 10,14 ± 0,35 0,605615

Burpee 62,35 ± 5,11 60,78 ± 6,82 61,12 ± 6,89 0,571761

Jumping Jack 67,64 ± 4,11 66,42 ± 5,14 65,37 ± 4,43 0,064324

Май — 2019 г,

2000 м 9,53 ± 0,35 9,57 ± 0,45 9,51 ± 0,42 0,145361

Burpee 69,31 ± 5,97 63,48 ± 6,11* 67,21 ± 6,73 0,000057

Jumping Jack 74,01 ± 6,91 75,01 ± 5,62 78,42 ± 5,81* 0,000765

13. International standards for the 3 minute Burpee test: High intensity motor performance / R. Podstawski, P. Markowski, C. Clark et al. // Journal of Human Kinetics. — 2019. — № 69. — P. 137—147.

14. Pedagogical analysis of physical fitness of Siberian university students: Status and prospects /

Поступила в редакцию 13 июля 2021 г.

V. Ponomarev, D. Zhernakov, A. Ukolov et al. // Teoriya i Praktika fizicheskoy kultury. — 2020. — № 6. — P. 55—56.

15. Dynamics of endurance indicators of female students engaged in fitness aerobics / O. Shilenko, N. Pyanzina, T. Petrova et al. // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. — 2020. — № 7. — P. 33—35.

Для цитирования: Ратманская, Т. И. Влияние различных видов аэробного фитнеса на уровень кардиореспираторной подготовленности студенток / Т. И. Ратманская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 3. — С. 88—92.

Сведения об авторе

Ратманская Татьяна Игоревна — старший преподаватель кафедры физической культуры, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия. ORCID ID: 0000-0001-9544-1674. Author ID: 1107452. E-mail: tanyabaulina@rambler.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2021, vol. 6, no. 3, pp. 88—92.

The impact of various types of aerobic fitness-training on the cardiorespiratory fitness of female students

Ratmanskaya T.I.

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia. tanyabaulina@rambler.ru

Health/educational professionals indicate that the physical and functional fitness of majority modern students doesn't meet the regulatory requirements. Professionals recommend using cardiorespiratory fitness-training in students' physical education to solve this problem. The aim of study: comparative analysis of various types of aerobic fitness-training that significantly increasing of cardiorespiratory fitness of female students.

Materials and methods: Participants: female students (n = 47), second-year students of SFU, aged 19,32 ± 0,45 years, divided into three groups. Group 1 (n = 15) practiced functional training (CrossFit). Group 2 (n = 16) practiced step aerobics. Group 3 (n = 16) practiced "Kangoo-Jump" fitness training. To assess of cardiorespiratory fitness of students, the following tests were used: running test (running 2000 m), "Burpee" test, "Jumping Jack" test. Statistical data analysis using IBM SPSS Statistics for Windows 17.0 and ANOVA single-factor test for independent measurements was performed. Results: A significant (p < 0,05) advantage of group 3 in the findings of the "Jumping Jack» test was found after the end of aerobic training. There was also a significant (p < 0,05) advantage of group 1 and group 3 in the findings of the "Burpee" test. The findings of the groups in the running test (running 2000 m) did not differ significantly. Conclusion: The highlights indicate that regular aerobic fitness-training "Kangoo-Jump" contributes to the formation of a higher level of cardiorespiratory (functional) fitness of female students to perform various aerobic loads, compared to other types of aerobic fitness-training.

Keywords: female students, physical education, "Kangoo jump", aerobic fitness, "Burpee", "Jumping Jack".

References

1. Ivanov V.D., Salkova N.A. Fitnes-programmy v sisteme zanyatiy po fizicheskoy kul'ture v vuze [Fitness programs in the system of university physical education]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2019, vol. 4, no. 2, pp. 49—59. (In Russ.).

2. Osipov A.Yu., Loginov D.V., Patarkatsish-vili N.Yu. Ocenka urovnya podgotovlennosti stu-

dentov, zanimayushchihsya razlichnymi vidami funkcional'nogo treninga [Assessment of the level of preparedness of students engaged in various types of functional training]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [The problems of modern pedagogical education], 2018, no. 59-4, pp. 112—116. (In Russ.).

3. Chesno A.V., Kekova L.A., Vatral O.P., Minash-kin A.A., Stolov I.I. Vliyanie razlichnyh napravleniy

fitnesa na fizicheskoe sostoyanie studentov [Influence of various directions of fitness on physical condition of students]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-gafta], 2020, no. 2 (180), pp. 457—461. (In Russ.).

4. Avdeeva M., & Belicheva T. The effect of artistic gymnastics and step aerobics on physical performance in first-year female university students not related to sport. Human Sport Medicine, 2019, no. 19 (3), pp. 66—73.

5. Boontha K., Pirunsan U., Khamwong P., Pratanaphon S. Reliability of heart rate maximizer test using jumping jack in assessing cardiovascular fitness. Journal of Associated Medical Sciences, 2016, no. 49 (3), pp. 344.

6. Kesilmiç i., Akin M. Can Kangoo Jump shoes effect plantar-dorsiflexion strength and dynamic balance ability of badminton players? International Journal of Applied Exercise Physiology, 2019, no. 8 (4), pp. 13—20.

7. Kolomiitseva O., Prykhodko I., Prikhodko A., Anatskyi R., Turchynov A., et al.. Efficiency of physical education of university students based on the motivation choice of the CrossFit program. Physical Activity Review, 2020, no. 8 (1), pp. 26—38.

8. Mokrova T., Osipov A., Kudryavtsev M., Na-govitsyn R., Markov K. (2019). Practice of Kangoo Jumps fitness to improve female students' cardiorespiratory fitness. Physical education of students, 2019, no. 23 (4), pp. 191—197.

9. Mokrova T., Bryukhanova N., Osipov A., Zhavner T., Lobineva E., et al. (2018). Possible ef-

fective use of Kangoo Jump complexes during the physical education of young students. Journal of Physical Education and Sport, 2018, no. 18 (S1), pp. 342—348.

10. Olmedilla A., Ortega Toro E., Abenza L. Self-concept, sport, and physical activity practice in university students. Journal of Human Sport & Exercise, 2016, no. 11 (4), pp. 415—425.

11. Osipov A., Nagovitsyn R., Vaganova O., Kute-pov M., Chelnokova E. et al. Analysis of physical fitness and physical activity results of female undergraduate and graduate students. Sport Mont, 2021, no. 19 (1), pp. 83—87.

12. Peralta M., Henriques-Neto D., Gouveia E., Sardinha L., Marques A. Promoting health-related cardiorespiratory fitness in physical education: a systematic review. PLoS ONE, 2020, no. 15 (8), e0237019.

13. Podstawski R., Markowski P., Clark C., Choszcz D., Ihasz F. et al. International standards for the 3 minute Burpee test: High intensity motor performance. Journal of Human Kinetics, 2019, no. 69, pp. 137—147.

14. Ponomarev V., Zhernakov D., Ukolov A., Gorbachev A. Pedagogical analysis of physical fitness of Siberian university students: Status and prospects. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2020, no. 6, pp. 55—56.

15. Shilenko O., Pyanzina N., Petrova T., Pyan-zin A. Dynamics of endurance indicators of female students engaged in fitness aerobics. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2020, no. 7, pp. 33—35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.