Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ'

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическое воспитание / функциональные тренировки / индекс массы тела / жировая ткань / физическая подготовка / students / physical education / functional training / body mass index / adipose tissue / physical training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Клепцова Татьяна Николаевна, Орлова Ирина Игоревна, Евтушенко Александр Анатольевич, Силантьев Виктор Владимирович

Определено влияние различных программ физического воспитания на компонентный состав тела студентов в рамках учебных занятий в вузе. Выявлено соотношение жировой и безжировой ткани, а также воды в организме юношей. Доказано, что программы силовых и интенсивных функциональных тренировок позволяют наиболее эффективно влиять на компонентный состав тела студентов с целью профилактики избытка массы тела и ожирения у молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Клепцова Татьяна Николаевна, Орлова Ирина Игоревна, Евтушенко Александр Анатольевич, Силантьев Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF VARIOUS PROGRAMS OF PHYSICAL EDUCATION ON THE BODY COMPOSITION OF MALE STUDENTS

The influence of various programs of physical education on the component composition of the body of students in the framework of training sessions at the university was determined. The ratio of adipose, lean tissue and water in the body of young men was revealed. It has been proven that programs of strength and intensive functional training allow the most effective influence on the component composition of the body of students, in order to prevent overweight and obesity in young people.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-33-39

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ

Т.Н. Клепцова, И.И. Орлова, А.А. Евтушенко, В.В. Силантьев

Определено влияние различных программ физического воспитания на компонентный состав тела студентов в рамках учебных занятий в вузе. Выявлено соотношение жировой и безжировой ткани, а также воды в организме юношей. Доказано, что программы силовых и интенсивных функциональных тренировок позволяют наиболее эффективно влиять на компонентный состав тела студентов с целью профилактики избытка массы тела и ожирения у молодых людей.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, функциональные тренировки, индекс массы тела, жировая ткань, физическая подготовка.

IMPACT OF VARIOUS PROGRAMS OF PHYSICAL EDUCATION ON THE BODY COMPOSITION OF MALE STUDENTS

Kleptsova T.N., associate professor, tanya-fi@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,

Orlova I.I., candidate of medical science, associate professor, matiz270@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, prof. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Yevtushenko A.A., lecturer, aevtushenko 1972@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Silantiev V.V., lecturer, svvhunter@rum-bler.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The influence of various programs of physical education on the component composition of the body of students in the framework of training sessions at the university was determined. The ratio of adipose, lean tissue and water in the body of young men was revealed. It has been proven that programs of strength and intensive functional training allow the most effective influence on the component composition of the body of students, in order to prevent overweight and obesity in young people.

Key words: students, physical education, functional training, body mass index, adipose tissue, physical training.

Клепцова Татьяна Николаевна, доц., tanya-fi@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский государственный университет науки и технологии им. акад. М.Ф. Ре-шетнева,

Орлова Ирина Игоревна, канд. мед. наук, доц., matiz270@mail.ru, Россия, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого,

Евтушенко Александр Анатольевич, преподаватель, aevtushenko 1972@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России,

Силантьев Виктор Владимирович, преподаватель, svvhunter@rumbler.ru, Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России

В последние годы исследователи фиксируют значительный рост числа студентов, обладающих излишней массой тела или ожирением. Отмечается, что значимое увеличение массы тела у студентов происходит в течение первых двух лет обучения [6], то есть в период освоения молодыми людьми программ физического воспитания. Известно, что физическое воспитание в высшей школе должно способствовать сохранению и укреплению физического здоровья и повышению показателей физической подготовленности занимающихся [6, 8]. Ученые подчеркивают, что изучение связей между физической подготовленностью и

компонентным составом тела у современных студентов является одной из важных задач в решении вопросов сохранения и укрепления физического здоровья молодых людей и поиске эффективных методов физического воспитания данной возрастной и социальной группы [7].

Исследователи также указывают, что на компонентный состав тела студентов оказывают существенное влияние регулярные занятия аэробными физическими упражнениями, выполняемыми с высокой интенсивностью [1, 4]. В тоже время, анализ научных данных показывает, что большая часть исследований по оценке компонентного состава тела у обучающихся вуза была выполнена только на студентках-девушках или смешанных группах, занимающихся интенсивными физическими упражнениями (различными видами оздоровительной фитнес-аэробики) [1, 4], или, наоборот, на студентах-юношах, испытывавших определенный недостаток регуляр -ной двигательной активности [2] или страдающих излишней массой тела и ожирением [5], или на студентах-спортсменах [3]. На наш взгляд, в научной литературе недостаточно представлена информация о компонентном составе тела студентов-юношей и влиянии определенных программ физического воспитания и физической подготовки в современной высшей школе на состав тела молодых людей.

Обзор литературных данных позволил определить цель исследования - оценить влияние различных программ физического воспитания и физической подготовки на компонентный состав тела студентов-юношей в рамках учебных занятий в вузах.

Заявленная цель определила следующие задачи исследования:

1) оценить данные компонентного состава тела (соотношение жировой и безжировой ткани и воды в организме) у студентов-юношей, занимающихся по различным программам физического воспитания и физической подготовки во время обучения в вузах;

2) определить программы физического воспитания и физической подготовки, позволяющие наиболее эффективно влиять на компонентный состав тела студентов, с целью профилактики избытка массы тела и ожи -рения у молодых людей.

Методика и организация исследования. Данное исследование было выполнено на базе двух образовательных учреждений Красноярского края: Сибирского государственного университета науки и технологии им. акад. М.Ф. Решетнева (СибГАУ) и Сибирского юридического института МВД России (СибЮИ). Участниками исследования были юноши-студенты и курсанты очной формы обучения (средний возраст - 19,28±0,41 лет), обучающиеся по различным направлениям бакалавриата и специалитета. Перед началом исследования обследовали более 300 студентов и курсантов, из которых отобрали 98 юношей, имевших схожие параметры физического развития (в нашем случае длины и массы тела) для дальнейшего

исследования. Информированное согласие на участие и публикацию результатов исследования было получено от всех участников. На момент проведения исследования все отобранные участники (n=98) посещали занятия по физической культуре и физической подготовке не менее одного года (3 часа в неделю).

Участники из СибГАУ были разделены на две группы, поскольку часть юношей - группа-1 (n=35) посещали занятия в форме модульного обучения (изучение техники спортивных игр и занятия общей физической подготовкой). Остальные студенты из СибГАУ - группа-2 (n=31) посещали занятия в форме специализированного физического воспитания на основе углубленного изучения какого-либо вида спорта или фитнеса (в данном случае спортивного плавания). Участники из СибЮИ - группа-3 (n=32) использовали на занятиях по физической подготовке комплексы силовых упражнений из гиревого спорта и интенсивные функциональные упражнения, выполняемые с собственной массой тела или с отягощениями. Все участники использовали общую схему организации учебно -тренировочных занятий: подготовительная часть - 10-15 минут (комплекс разогревающих и подводящих упражнений), основная - 50-60 минут (изучение техники движений, комплексы общеразвивающих упражнений, совершенствование специальных технических элементов, общая и специальная физическая подготовка), заключительная - 15-20 минут (бег трусцой, упражнения на гибкость и подвижность суставов, растягивание). На момент проведения исследования все участники были практически здоровы и не имели каких-либо травм или заболеваний, что было подтверждено данными медицинского осмотра.

Методы исследования:

- анализ и обобщение литературных данных;

- наблюдение за учебным процессом по физическому воспитанию и физической подготовке у исследуемых студентов-юношей;

- исследование компонентного состава тела (использовался анализатор состава тела Tanita BC 418 MA (пр-во Япония), способный определить состав тела человека на основе электропроводимости различных тканей организма);

- измерение и оценка индекса массы тела (ИМТ) участников по общепринятой формуле, определение процентного содержания жировой ткани (ЖТ), безжировой ткани (БЖТ) и общего количества воды (ОКВ) в организме. Для оценки длины и массы тела участников использовались медицинские колонные весы Seca 769 с ростомером Seca 220 (пр-во КНР). Все исследуемые проходили процедуру определения и оценки ИМТ и компонентного состава тела в мае 2022 г.

Статистическая обработка данных исследования и последующая оценка полученных результатов проводилась с помощью статистической программы SPSS Statistics 19.0. Данные исследования были выражены в

виде средних значений и стандартных отклонений (Mean±SD). Критерий Колмогорова-Смирнова подтвердил нормальное распределение получен -ных данных. Дисперсионный анализ (ANOVA) был использован для опре -деления уровня достоверности различий в показателях между исследуе -мыми группами. Значение р<0,05 считалось статистически значимым для оценки полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования (май, 2022 г.) среди участников не было выявлено никаких достоверных различий в показателях физического развития (длина и масса тела). Пока -затели ИМТ у всех участников соответствовали пределам нормы для лиц данной возрастной группы. Следует отметить, что наиболее низкое сред -нее значение ИМТ наблюдалось у юношей (группа-3), занимавшихся по программе силовых и функциональных тренировок. В ходе оценки компонентного состава тела было обнаружено, что юноши (группа-1) имели наиболее высокий процент содержания жировой ткани в организме. Обнаружены значимые различия (р<0,05) между процентным соотношением жировой и безжировой ткани в организме между исследуемыми группами. Выявлено, что наиболее высокий процент содержания безжировой ткани в организме у юношей, которые занимались по программе силовых и функциональных упражнений. Данные участники (группа-3) характеризовались также и наиболее низким процентом содержания жировой ткани в организме. Не было выявлено значимых различий в процентном соотношении общего количества воды в организме исследуемых юношей. Основные результаты исследования представлены в таблице.

Данные о физическом развитии и компонентном составе тела участников исследования (май 2022 г).

Показатели Группа-1 (n=35) Группа-2 (n=31) Группа-3 (n=32) Р

Рост, см 181,08±9,66 180,77±10,29 180,64±10,46 < 0,265

Масса тела, кг 78,42±9,54 78,04±11,36 77,55±12,32 < 0,736

ИМТ, кг/м2 23,92±0,07 23,88±0,11 23,77±0,08 < 0,628

ЖТ, % 15,26±4,17 14,42±3,26 13,77±4,29* < 0,047

БЖТ, % 84,74±3,69 85,58±4,05 86,23±4,11* < 0,043

ОКВ (%) 62,51±3,85 63,25±4,67 62,76±4,52 < 0,839

Примечание: * - достоверность различий (р<0,05).

В ходе обсуждения следует согласиться с выводами других ученых, рекомендующих программы физического воспитания, основанные на выполнении физических упражнений высокой интенсивности (фитнес-аэро-бика, плавание и т. д.), для профилактики излишней массы тела и развития ожирения у студентов. Результаты показали, что студенты, занимавшиеся

по программе силовой и функциональной подготовки (группа-3) и программе интенсивной аэробной нагрузки (плавание) имели более низкие показатели содержания жировой ткани в организме, по сравнению с ос -тальными участниками (группа-1), реализующими программу физического воспитания на базе модульного обучения. Поскольку большинство заключений было сделано на основе данных, полученных на основе анализа состава тела студенток-девушек [2, 5], смешанных групп [3] или студен-тов-спортменов [4], то данное исследование может представлять научную значимость в исследовании влияния различных программ физического воспитания и физической подготовки на отдельные показатели физического развития практически здоровых студентов-юношей.

Следует отметить наличие существенных ограничений при проведении данного исследования, которые были связаны с общим количеством участником (менее 100 человек) и отсутствием достоверных данных об уровне ежедневной двигательной активности молодых людей. Также довольно серьезным ограничением данного исследования является отсутствие контрольных измерений состава тела исследуемого контингента (например, за полгода до проведения процедуры оценки компонентного состава тела). Для точной оценки и корректного анализа по определению состава тела студентов-юношей необходимы последующие научные исследования с большим количеством участников и контрольных измере -ний.

Заключение. Результаты оценки компонентного состава тела исследуемых студентов-юношей позволяют заявить о более высоком уровне эффективности программ силовой и функциональной подготовки в вопросах профилактики избытка массы тела и ожирения у молодых людей (юношей), реализующих различные программы физического воспитания и физической подготовки в вузах.

Список литературы

1. Биоимпедансный анализ состава тела в изучении эффективности аквааэробики для студенток вуза / О.В. Везеницын [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 51-53.

2. Динамика состава тела и двигательная активность студенток в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Э.Г. Лактионова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 191-194.

3. Корольков А.Н., Яковлева А.Ю. Разность реального веса и суммы весовых компонентов, определенным по биоимпедансным весам, как ин -формативный показатель строения тела // Физическое воспитание и спор -тивная тренировка. 2021. № 3 (37). С. 85-92.

4. Особенности изменений состава тела студентов в зависимости от влияния на него аэробных упражнений различной интенсивности / Н.В. Казанцева [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С. 60-62.

5. Результаты анализа состава тела студентов методом биоимпедан-сометрии / Д.С. Блинов [и др.] // Вестник Мордовского университета. 2016. № 2. С. 192-202.

6. Analysis of the parameter changes of students' physical development (at the age of 18-20) to identify the threat of increased body weight and obesity / A. Osipov [et al.] // Journal of physical education and sport. 2018. Vol. 18. No. 2. P. 800-809.

7. Body composition, physical fitness, physical activity and nutrition in Polish and Spanish male students of sports sciences: differences and correlations / G. Lopez-Sanchez [et al.] // International journal of environmental research and public health. 2019. Vol. 16. No. 7. P. 1148.

8. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity / A. Osipov [et al.] // Journal of physical education and sport. 2017. Vol. 17. No. 2. P. 871-878.

References

1. Bioimpedansnyj analiz sostava tela v izuchenii effektivnosti akvaaerobiki dlya studentok vuza [Bioimpedance analysis of body composition in the study of the effectiveness of water aerobics for university students] / O.V. Vezenicyn [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 2. P. 51-53.

2. Dinamika sostava tela i dvigatel'naya aktivnost' studentok v processe pro-hozhdeniya elektivnyh disciplin po fizicheskoj kul'ture i sportu [Dynamics of body composition and physical activity of female students in the process of passing elective disciplines in physical culture and sports] / E.G. Laktionova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaffta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgafft]. 2018. No. 3 (157). P. 191-194.

3. Korol'kov A.N., Yakovleva A.Yu. Raznost' real'nogo vesa i summy vesovyh kom-ponentov, opredelennym po bioimpedansnym vesam, kak informativnyj pokazatel' stroeniya tela [The difference between real weight and the sum of weight components determined by bioimpedance weights as an informative indicator of body structure] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [// Physical education and sports training]. 2021. No. 3 (37). P. 8592.

4. Osobennosti izmenenij sostava tela studentov v zavisimosti ot vliyaniya na nego aerobnyh uprazhnenij razlichnoj intensivnosti [Features of changes in body composition of students depending on the influence of aerobic exercises of various intensity on it] / N.V. Kazanceva [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 6. P. 60-62.

5. Rezul'taty analiza sostava tela studentov metodom bioimpedansometrii [The results of the analysis of the body composition of students by bioimpedancemetry] / D.S. Blinov [[et al.] // Vestnik Mordovskogo universiteta [Bulletin of the Mordovian University]. 2016. No. 2. P. 192-202.

6. Analysis of the parameter changes of students' physical development (at the age of 18-20) to identify the threat of increased body weight and obesity / A. Osipov [et al.] // Journal of physical education and sport. 2018. Vol. 18. No. 2. P. 800-809.

7. Body composition, physical fitness, physical activity and nutrition in Polish and Spanish male students of sports sciences: differences and correlations / G. Lopez-Sanchez [et al.] // International journal of environmental research and public health. 2019. Vol. 16. No. 7. P. 1148.

8. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity / A. Osipov [et al.] // Journal of physical education and sport. 2017. Vol. 17. No. 2. P. 871-878.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.