Научная статья на тему 'Влияние различных факторов на капитализацию нефтегазовых компаний'

Влияние различных факторов на капитализацию нефтегазовых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1614
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ КОМПАНИИ / MARKET CAPITALIZATION / OIL AND GAS COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаченко Екатерина Александровна

В статье рассматриваются факторы, влияющие на капитализацию компаний нефтегазового комплекса. Устанавливается зависимость капитализации компаний нефтегазового сектора от различных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбаченко Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF VARIOUS FACTORS ON THE CAPITALIZATION OF OIL AND GAS COMPANIES

The article examines the factors affecting the capitalization of oil and gas companies. The purpose of this article is to establish the relationship between the company's capitalization and various factors.

Текст научной работы на тему «Влияние различных факторов на капитализацию нефтегазовых компаний»

УДК 336.64+330.43+553.982

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА КАПИТАЛИЗАЦИЮ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

Екатерина Александровна Рыбаченко

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2, студент, тел. (961)224-20-81, e-mail: katya61194@mail.ru

В статье рассматриваются факторы, влияющие на капитализацию компаний нефтегазового комплекса. Устанавливается зависимость капитализации компаний нефтегазового сектора от различных факторов.

Ключевые слова: рыночная капитализация, нефтегазовые компании.

INFLUENCE OF VARIOUS FACTORS ON THE CAPITALIZATION OF OIL AND GAS COMPANIES

Ekaterina A. Rybachenko

Novosibirsk National Research State University, 630090, Russia, Novosibirsk, 2 Pirogova St., student, tel. (961)224-20-81, e-mail: katya61194@mail.ru

The article examines the factors affecting the capitalization of oil and gas companies. The purpose of this article is to establish the relationship between the company's capitalization and various factors.

Key words: market capitalization, oil and gas companies.

С формированием рыночной экономики на российском рынке стала действовать такая форма собственности, как акционерные общества. Следовательно, в России стало возможным использование рыночной капитализации для оценки эффективности деятельности компании. Рыночная капитализация -один из главных показателей, которые учитываются при расчете фондовых индексов. Капитализация становится показателем устойчивости и эффективности деятельности предприятия, является критерием оценки работы менеджмента и оценки перспектив будущего роста. В связи с важным значением уровня капитализации в деятельности компании многие из них ставят своей целью повышение уровня капитализации, а для этого необходимо знать, какие факторы могут оказать влияние на величину капитализации.

Целью работы является определение факторов, которые влияют на величину капитализации компаний нефтегазового сектора.

Отраслью, компании которой имеют наибольшую величину рыночной капитализации в России, является нефтяная и нефтегазовая промышленность. Несмотря на то, что ее доля снижается почти с 73 % в 2002 г. до 42 % - к 2017 г., она остается лидирующей по удельному весу в величине капитализации крупнейших компаний.

Величина капитализации компании определяется различными факторами. Поскольку капитализация представляет собой суммарную стоимость всех акций компании, то ее значение зависит от стоимости акций и определяется фак-

торами, влияющими на цену акций. Цена акций компании на рынке определяется результатами деятельности компании, а также многочисленными внешними факторами. Все факторы могут быть разделены на три большие группы: макроэкономические, отраслевые и микроэкономические. Макроэкономические факторы включают показатели, отражающие эффективность экономики страны. Успешно развивающиеся страны наиболее привлекательны для инвестиций, и компании этих стран могут иметь большую капитализацию. Отраслевые факторы включают показатели, характерные для отдельных отраслей. Для компаний нефтегазового комплекса такими являются, например, цены на нефть и объем добычи нефти и газа. Микроэкономические факторы непосредственно относятся к деятельности компании. Они показывают эффективность работы компании и, соответственно, влияют на капитализацию, так как наиболее успешные компании являются привлекательными для инвесторов.

Для построения модели выбраны нефтяные компании, попадающие в 50 позиций рейтинга Топ-200 компаний России по капитализации за 2015 г., предоставляемого агентством Эксперт Ра. Это компании: Роснефть, Лукойл, Татнефть, Сургутнефтегаз, Башнефть и Славнефть. Период наблюдения, за который берутся данные по исследуемым компаниям - 2000-2015 гг. В качестве факторов, претендующих на включение в модель, рассмотрены факторы из каждой группы: из группы макроэкономических факторов взяты ВВП, кредитный рейтинг и ставка рефинансирования, из отраслевых - цена на нефть и объем добычи нефти, из микроэкономических - дивиденды на акцию и выручка.

Корреляция капитализации компании и исследуемых факторов представлена в табл. 1. Для большинства компаний наблюдается сильная корреляция капитализации с факторами из различных групп, т. е. на капитализацию компании влияют как макроэкономические, так и отраслевые и микроэкономические факторы.

Таблица 1

Корреляция капитализации компании и исследуемых факторов

Компания ВВП Цена на нефть Кредитный рейтинг Ставка рефинансирования Дивиденды на акцию Добыча нефти Выручка

Лукойл 0.615 0.594 0.731 -0.780 0.306 0.684 0.481

Роснефть 0.759 0.794 0.755 -0.791 0.280 0.610 0.520

Татнефть 0.892 0.878 0.813 -0.912 0.692 0.799 0.620

Сургутнефтегаз 0.333 0.344 0.639 -0.645 0.707 0.739 0.215

Славнефть 0.108 0.097 0.678 -0.420 0.790 0.868 0.023

Башнефть 0.790 0.860 0.686 -0.740 0.721 0.683 0.878

Как видно из табл. 1, наблюдается положительная корреляция капитализации компаний с ценами на нефть и объемом добычи нефти. С ростом цен на нефть и увеличением добычи капитализация компании растет, поскольку это свидетельствует о развитии отрасли. Рост цен на нефть для инвесторов означа-

ет, что компания сможет больше заработать, а значит, и выплатит большие дивиденды, растет спрос на акции, увеличивается их цена и, соответственно, капитализация компании.

Микроэкономические факторы, такие как, например, дивиденды и выручка, характеризуют деятельность компании и также положительно влияют на капитализацию. Увеличение дивидендов и выручки свидетельствует об эффективности деятельности компании и способствует росту капитализации.

Капитализация нефтегазовых компаний положительно зависит от ВВП и кредитного рейтинга страны и отрицательно - от ставки рефинансирования (ключевой ставки). С ростом ставки рефинансирования банки страны берут кредиты у ЦБ под более высокий процент, следовательно, ставка процента по кредитам в стране увеличивается. Денежные средства становятся менее доступными как для населения, так и для предприятий. В стране сокращаются инвестиции, что свидетельствует о неблагоприятной ситуации. Инвестиции в компании данной страны сокращаются, капитализация снижается.

Далее из выбранных факторов с помощью процедуры Stepwise, реализованной в программе Stata, были исключены те факторы, которые имеют сильную связь друг с другом, чтобы избежать мультиколлинеарности и построить оптимальную модель.

В ходе работы была построена линейная модель с фиксированными эффектами, отражающая связь между капитализацией и объясняемыми переменными, результаты представлены в табл. 2. Полученная модель является статистически значимой. Коэффициент детерминации составляет 0,72.

Таблица 2

Параметры модели с фиксированными эффектами

Параметр Коэффициент Стандартная ошибка t-статис-тика Уровень значимости 95% интервал

Кредитный рейтинг 0.888642 0.384987 2.31 0.024 0.122 1.654

Объем добычи нефти 2.489479 0.389445 6.39 0 1.714 3.264

Выручка 1.234671 0.268248 4.6 0 0.700 1.768

Константа -3.79382 0.528109 -7.18 0 -4.84 -2.74

По результатам построенной модели можно сделать вывод, что наибольшее влияние на капитализацию компаний нефтегазового комплекса оказывает объем добычи нефти компанией. Коэффициент при добыче составляет 2,5, а ^статистика равна 6,39, что говорит о высокой значимости данного фактора на исследуемый показатель. Это неудивительно, ведь объем добычи является основным показателем деятельности компаний нефтегазового комплекса.

Большое влияние на капитализацию оказывает выручка компании. Коэффициент при данном факторе положителен и равен 1,19. Фактор является значимым, ^статистика составляет 4,21.

Кредитный рейтинг страны также оказывает большое влияние на капитализацию компаний. Коэффициент при данном факторе составляет 0,88, то есть при изменении кредитного рейтинга на единицу, капитализация компании изменяется на 0,88 единиц. Кредитный рейтинг отражает положение страны на мировом рынке. Если страна имеет низкий кредитный рейтинг, то инвесторы не стремятся вкладывать средства в активы данной страны, и капитализация компаний снижается в связи со снижением спроса на акции и, следовательно, их цены.

По результатам построенной модели можно сказать, что капитализация нефтегазовой компании положительно зависит от кредитного рейтинга страны, цен на нефть, объемов добычи нефти и выручки компании. Наибольшее влияние на капитализацию оказывает величина выручки. Выявлено, что капитализация нефтегазовых компаний в большей степени определяется факторами, на которые компания может оказывать непосредственное влияние (объем добычи). Иными словами, капитализация в первую очередь определяется эффективностью деятельности компании, макроэкономические факторы оказывают второстепенное влияние.

С практической точки зрения результаты полученной модели могут быть использованы для построения прогноза величины капитализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Формирование новых центров нефтегазового комплекса на востоке России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2013. - № 1. - С. 34-45.

2. Конторович А. Э., Эдер Л. В., Филимонова И. В. Состояние и прогноз развития нефтегазового комплекса (добыча, переработка, транспорт) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2013. - № 5. - С. 51-61.

3. Современное состояние и основные тенденции развития нефтяной промышленности / Эдер Л. В., Филимонова И. В., Немов В. Ю., Проворная И. В. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2014. - № 3. - С. 40-51.

4. Эдер Л. В., Филимонова И. В., Немов В. Ю. Современное состояние нефтяной промышленности России // Бурение и нефть. - 2013. - № 5. - С. 8-13.

5. Эдер Л. В., Филимонова И. В., Моисеев С. А. Нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Дальнего Востока: тенденции, проблемы, современное состояние // Бурение и нефть. - 2015. - № 12. - С. 3-12.

6. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Светлое будущее в углеводородных тонах // Нефть России. - 2007. - № 7. - С. 37.

7. Комплексный анализ современного состояния нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока / Филимонова И. В., Эдер Л. В., Дякун А. Я., Мамахатов Т. М. // Вестник Тюмен. гос. ун-та. Экология и природопользование. - 2016. - Т. 2, № 1. - С. 43-60.

8. Эдер Л. В., Проворная И. В., Филимонова И. В. Добыча и утилизация попутного нефтяного газа как направление комплексного освоения недр: роль государства и бизнеса, технологий и экологических ограничений // Бурение и нефть. - 2016. - № 10. - С. 8-15.

9. Мкртчян Г. М., Эдер Л. В., Филимонова И. В. Эффективность управления компаниями нефтегазовой отрасли России в условиях кризиса // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 2. - С. 48-57.

10. Эдер Л. В., Филимонова И. В., Моисеев С. А. Нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Дальнего Востока: тенденции, проблемы, современное состояние // Бурение и нефть. - 2015. - № 12. - С. 3-12.

© Е. А. Рыбаченко, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.