Научная статья на тему 'Влияние рационализации параметров логистической сети на развитие розничной торговли в Украине'

Влияние рационализации параметров логистической сети на развитие розничной торговли в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТОРГОВАЯ ТОЧКА / ПАРАМЕТРЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СЕТИ / RETAIL / LOGISTICS SYSTEM / RETAIL LOCATION / PARAMETERS OF LOGISTICS NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Птица Н. В.

Рассматривается динамика развития рынка розничной торговли Украины и его влияния на ВВП страны. Анализируются изменения потребительских предпочтений и структура форматов операторов розничной торговли. Определена необходимость повышения качества логистического управления всей торговой сетью для эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции. Определено, что рационализация параметров логистической сети является ключевым аспектом эффективной работы и развития розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review examines the dynamics of development of the retail market of Ukraine and its impact on the country's GDP. Presents an analysis of the development of retail trade in the conditions of tough competition. Analyses changes in consumer preferences and the structure of the format retailers. The necessity of improvement of quality of logistical management of the whole trade network for the efficient functioning in the conditions of tough competition. It is revealed that the increase in the number of outlets requires improvement of the logistics management of the whole network. It is determined that the rationalization of the parameters of logistic network is a key aspect of effective work and development of retail trade.

Текст научной работы на тему «Влияние рационализации параметров логистической сети на развитие розничной торговли в Украине»

http://www.bmwi.de/BMWi/Navigation/Wirtschafl/Kon http://www.deloitte.com/view/ru RU/ru/7562/784

junktur/ konjunkturpaket-1.html. 1/index.htm.

13. Tax responses to the global economic crisis // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Рецензент д.е.н., професор УкрДАЗТ Зайцева 1.Ю. Експерт редакцшноИ колеги к.е.н., доцент УкрДАЗТ Боровик Ю.Т.

УДК 658.87

ВЛИЯНИЕ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СЕТИ НА РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УКРАИНЕ

Птица Н. В., аспирант (ХНАДУ)

Рассматривается динамика развития рынка розничной торговли Украины и его влияния на ВВП страны. Анализируются изменения потребительских предпочтений и структура форматов операторов розничной торговли. Определена необходимость повышения качества логистического управления всей торговой сетью для эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции. Определено, что рационализация параметров логистической сети является ключевым аспектом эффективной работы и развития розничной торговли.

Ключевые слова.: розничная торговля, логистическая система, торговая точка, параметры логистической сети.

ВПЛИВ РАЦЮНАЛ1ЗАЩ1 ПАРАМЕТР1В ЛОГ1СТИЧНО1 МЕРЕЖ1 НА РОЗВИТОК РОЗДР1БНО1 ТОРГ1ВЛ1 В УКРА1Н1

Птиця Н. В., астрантХНАДУ)

Розглядаеться динамжа розвитку ринку роздрiбноl торгiвлi Украгни та його вплив на ВВП крагни. Аналiзуються змти споживчих переваг i структура форматiв операторiв роздрiбноl торгiвлi. Визначено необхiднiсть тдвищення якостi логiстичного управлтня ваеН торгiвельноl мережi для ефективного функцюнування в умовах жорстког конкуренцп. Визначено, що рацiоналiзацiя параметрiв логiстичноl мережi е ключовим аспектом ефективног роботи та розвитку роздрiбноl торгiвлi.

Ключовi слова роздрiбна торлвля, лолстична система, торлвельна точка, параметри лолстичног мереж1

THE IMPACT OF RATIONALIZATION OF THE PARAMETERS OF LOGISTIC NETWORK ON DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE IN UKRAINE

Ptitsa N. V., postgraduate (KhNAHU)

The review examines the dynamics of development of the retail market of Ukraine and its impact on the country's GDP. Presents an analysis of the development of retail trade in the conditions of tough competition. Analyses changes in consumer preferences and the structure of the format retailers. The necessity of improvement of quality of logistical management of the whole trade network for the efficient functioning in the conditions of tough competition. It is revealed that the increase in the number of outlets requires improvement of the logistics management of the whole network. It is determined that the rationalization of the parameters of logistic network is a key aspect of effective work and development of retail trade.

Keywords: retail, logistics system, retail location, parameters of logistics network.

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими задачами. Торговля -одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию - доведение товаров от изготовителя к потребителю. В связи с ростом доходов населения в

Украине в посткризисный период розничная торговля начала активно развиваться. Это обусловлено тем, что украинцы в своем большинстве изменили свои потребительские предпочтения, и теперь закупают продукцию не на рынках, а в супер-, гипермаркетах.

Анализ последних исследований и публикаций, и выделение нерешённых частей общей проблемы. Объективными предпосылками

для развития торговли в Украине начиная с 2004 года стали признаки стабилизации отечественной экономики. В качестве дополнительных стимулов для развития торговых сетей специалисты называют возобновившийся рост ВВП, умеренную инфляцию и стабильную национальную валюту [1]. Необходимо отметить, что с 2008 года доля торговли в структуре ВВП страны увеличилась с 13% (2008 г.) до 16% (2013 г.).

В 2010 году 27 розничных торговых сетей Украины из 50 сумели значительно увеличить количество своих магазинов. В 2011 году 18 из 50 украинских ретейлеров расширили сеть по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. 42% сетей оставались стабильными в своем развитии. Большинство новых торговых точек открылись в наиболее экономически развитых регионах: Донецкой, Луганской и Харьковской областях. Привлекательность этого рынка также подтверждается анализом бюджета семьи, который провела УТЦУкраинская Торговая Гильдия): до 71% затрат домохозяйств приходится на потребительские расходы. На продукты питания расходуется около 35%, на одежду и обувь — порядка 22%, коммунальные услуги - 8%. В целом затраты населения на приобретение товаров и услуг в 2011 году возросли на 37 % по сравнению с 2009 годом.

С изменением потребительских предпочтений изменилась и структура форматов операторов розничной торговли. Среди украинцев растет доля сторонников супермаркетов и «магазинов возле дома». 45% жителей городов с населением свыше 50 тыс. чел. в 2011 (рис.1) основным местом покупок назвали супермаркет и 25% - небольшой магазин с самообслуживанием («магазин возле дома»), против 39% и 16% в 2008 году. Соответственно, такое распределение достигнуто за счет падения популярности рынка (с 22% в 2008 до 15% в 2011 году) и снижение приверженности гипермаркетов (с 13% до 8%).

Украинская продуктовая розница возобновляет развитие на посткризисном рынке. В 2011-м продовольственные сети открыли 402 новых магазина [7]. Также активно наращивается и доля рынка крупнейших сетей Украины. В условиях жесткой конкуренции развитие продовольственной розничной торговли не возможно без развития логистической инфраструктуры. Логистический подход к коммерческой деятельности розничных торговых предприятий заставляет их не только повышать уровень торгового обслуживания конечных потребителей, но и при этом поддерживать логистические затраты на оптимальном уровне [3].

I ||.ян|>1ш>;ип>| ьк рсдиринимачсш«

к'рутшые торговые пргщтшвгая

■IV."»

Рис. 1. Доля рынков операторов розничной торговли по форматам в 2011 году

Логистические цепи и каналы являются составными частями логистической сети, которую выстраивает обычно центральная компания -«хозяин» логистического процесса или заказчик логистической системы (ЛС). Изучению логистических сетей уделяли внимание в своих работах как ряд отечественных ученых Лукинский В.С., Сергеев В.И., Сергеев И.В., так и зарубежных ученых Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж., Мёллер и Халинен (Мо11ег & НаИпеп) и др. В научной литературе [2, 3, 5] к рассмотрению логистических систем подходят с точки зрения экономики сетей, в которой действует посыл, что сеть принадлежит одной компании или группе компаний, имеющих единый интерес. В связи с этим традиционно

выделяют два класса логистических сетей: сети внутренней логистики и сети внешней логистики. Рассмотренные подходы отражают способы организации внутренней и внешней логистики и описывают сетевые характеристики, являющиеся обязательным атрибутом всех современных эффективных организаций, ориентированных на долгосрочную ценность клиентов, а не на одноразовость транзакций с ними. Этим объясняется отсутствие четких разграничений в понимании термина «логистическая система» и «логистическая сеть», что приводит к подмене одного термина другим, сложности разграничения области функционирования логистической цепи и сети [1].

Постановка задачи. Проектирование инфраструктурной сети - первейшая обязанность предприятия, т.к. эта сеть обеспечивает доставку продуктов и материалов потребителям. Типичными объектами логистической инфраструктуры являются склады, погрузо-разгрузочные терминалы и магазины розничной торговли. Инфраструктура образует каркас, на котором строится система логистики и ее работа. Важным является то, что логистическая система должна быть организована таким образом, чтобы ее общие издержки при выполнении транспортной функции оставались на минимальном уровне.

Изложение основного материала исследования. В США розничные сети зарабатывает больше не за счет огромных входных бонусов, а на жесточайшей системе логистики с минимизацией издержек, которая позволяет экономить колоссальные финансовые ресурсы. Так, компания Wal-Mart [1], в которой все логистические расходы укладываются в цифру 1,5 % от оборота, сократив издержки «всего» на 0,1 % увеличила ежегодную прибыль в сотни миллионов долларов.

Поэтому для лидеров украинского розничного рынка работа через распределительный центр - обязательное условие успешного

функционирования. Чем больше магазинов в составе сети, тем невыгоднее развозить товары напрямую от поставщиков в каждую торговую точку. Ритейлеру невыгодно хранить «лишние» товарные запасы в магазинах, т.к. из-за более высокой стоимости площадей хранение в магазинах обходится дороже, чем на складах. Благодаря складу становится более оперативным управление запасами в периоды пиковых предпраздничных продаж и проведения промо-акций. Кроме того, распределительный центр позволяет избежать затоваривания в одном месте и дефицита - в другом [4].

Наравне с наращиванием количества торговых точек розничного ритейла, наращивается и их логистические комплексы. Так, компанией «АТБ-маркет» создан наибольший среди розничных операторов в стране логистический комплекс, который состоит из 6 распределительных центров. 3 из них размещены в Днепропетровской области, 1 -в Донецкой, 1 - в Херсонской, 1 - в Киевской областях. Увеличение товарооборота (ТОБ) приводит к увеличению торговых точек (ТТ) (рис.2), что в свою очередь требует повышения качества логистического управления всей сетью.

Рис. 2. Зависимость товарооборота от количества торговых точек АТБ-маркет

Пример удачного выхода из кризиса благодаря правильно организованной логистике показал лидер украинского ритейла - Fozzy Group. Преимуществом Fozzy Group перед конкурентами является разнообразие форматов магазинов, при этом одновременно гипермаркеты «совмещенные» с современными складскими комплексами выполняют функции «региональных логистических центров» торговой сети. Хорошо налаженная логистика привела к тому, что у Fozzy Group затраты на поставки товаров к потребителю ниже, чем у многих других торговых сетей [6].

Вывод. Таким образом, проведенный анализ организации отечественных и зарубежных фирм розничной торговли показывает, что развитие логистической сети и рационализация ее

параметров является важным аспектом эффективной работы и развития розничной торговли, а так же оказывает существенное влияние на изменение спроса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евтодиева Т. Е. Сравнительная характеристика системной и сетевой форм организации логистики [электронный ресурс] // евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики» т-economy.ru., N 1 (37) - 2011. - http://www.m-есопоту.ги/аГ:^р?пАг1М=3482.

2. Бауэрсокс Д Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок [текст]/ Бауэрсокс

Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. - Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп - Бизнес", 2001. - 640с.

3. Сергеев В.И. Логистические системы мониторинга цепей поставок [текст] / Сергеев В.И., Сергеев И.В. — М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Информационный центр поддержки предпринимательства о бизнесе на рынке управляющих технологий [электронный ресурс] // http://www.74rif.ru/rc-ts.html // - 2007.

5. Лукинский В. С. Транспортировка в логистике: Учеб. пособие [текст] / Лукинский В. С., Лукинский В. В., Пластуняк И. А., Плетнева Н. Г.-Спб.: СПбГИУЭ, 2005. - 139 с.

6. Fozzy Group построит новые распределительные центры [электронный ресурс] // Retail.ru. - Украинская редакция. - 2005

7. Обзор рынка розничной торговли в Украине [электронный ресурс] // http://capital-times.ua// - 2012.

Рецензент д.э.н., профессорХНАДУ Шинкаренко В.Г. Эксперт редакционной коллегии д.э.н., доцент УкрГАЖТ Якименко Н.В.

УДК 339.92

РОЗВИТОК 1НТЕГРАЦ1ЙНИХ ПРОЦЕС1В: ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ УКРАШСЬКИХ ТОВАРОВИРОБНИК1В

Романчик Т. В., к.е.н., доцент (АВВМВС Украти)

Участь Украьни у мiжнародних ттеграцшних процесах е умовою формування еконOMiчноь cma6inbHocmi крагни, затвердження ii позицш в cucmeMi мiжнародних eidmcm. Buxid втчизняних товаровиробниюв на европейський ринок - питання, яке в останю часи набуло особливоi акmуальноcmi. В cmаmmi розглядаються перспективи, що вiдкрuваюmьcя перед втчизняними тдприемствами з 1х виходом на европейський ринок та проблеми, ят потребують негайного подолання.

Ключовi слова ттегращя, Европейський Союз, ттеграцшт процеси, европейський ринок, втчизнят

товари.

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Романчик Т. В., к.э.н., доцент (АВВ МВД Украины)

Участие Украины в международных интеграционных процессах является условием формирования экономической стабильности страны, утверждения ее позиций в системе международных отношений. Выход отечественных товаропроизводителей на европейский рынок - вопрос, который в последнее время приобрел особую актуальность. В статье рассматриваются перспективы, открывающиеся перед отечественными предприятиями с их выходом на европейский рынок и проблемы, требующие немедленного решения.

Ключевые слова: интеграция, Европейский Союз, интеграционные процессы, европейский рынок, отечественные товары

DEVELOPMENT OF INTEGRATION: ISSUES AND PERSPECTIVES OF UKRAINIAN COMMODITY

Romanchyk T. V., Candidate of sciences (Economics) (Academy of Interior Ministry of Ukraine)

Ukraine's participation in international integration processes is the condition for the formation of economic stability, the approval of its position in international relations. This paper analyzes the perspectives opening to Ukrainian producers in the European market, but also highlights the problems that accompany the process and require immediate solution. With the release of domestic producers in developed European market, they receive a number of additional opportunities for both individual businesses and for the country as a whole. But should be noted that when domestic producers entering foreign markets are starting to compete at a higher level. Their products must comply with market counterparts in terms of quality and price parameters. Unreadiness of companies to this step caused by the high level of depreciation, outdated manufacturing technologies, the difference between parameters of quality for the products in Ukraine and the European Union.

Keywords: integration, European Union integration process, the European market, domestic goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.