Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАСШИРЕНИЯ СОСТАВА БРИКС НА МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ'

ВЛИЯНИЕ РАСШИРЕНИЯ СОСТАВА БРИКС НА МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сельскохозяйственные товары / мировая торговля / расширение / БРИКС / Agricultural products / world trade / expansion / BRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатенкова Ольга Ивановна

Страны БРИКС+ играют важную роль в решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности не только как производители, но и как крупнейшие экспортеры/импортеры сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В статье рассматривается современное состояние торговли сельскохозяйственными товарами внутри объединения, а также основные направления взаимодействия и проблемы стран БРИКС+ во внешней торговле сельскохозяйственными товарами. Решение этих проблем позволит объединению стать ключевым игроком на мировых аграрных рынках, деятельность которого основана на принципе взаимного уважения и соблюдении международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE BRICS EXPANSION ON WORLD TRADE IN AGRICULTUR AL PRODUCTS

Being the largest producers and exporters/importers of agricultural raw materials and food, the BRICS+ countries play an important role in solving the problem of food security. The article examines the current state of trade in agricultural products within the association, as well as the main areas of cooperation and problems for the BRICS+ countries in foreign trade in agricultural products. Solving these problems will allow the association to become a key player in global agricultural markets, whose activities are based on the principle of mutual respect and compliance with international law.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАСШИРЕНИЯ СОСТАВА БРИКС НА МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ»

ВЛИЯНИЕ РАСШИРЕНИЯ СОСТАВА БРИКС НА МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ

THE IMPACT OF THE BRICS EXPANSION ON WORLD TRADE IN AGRICULTURAL PRODUCTS

СОЛДАТЕНКОВА Ольга Ивановна

Главный научный сотрудник Института Соединенных Штатов Америки и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук, доктор экономических наук

Olga I. SOLDATENKOVA

Principal Researcher, Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics

АННОТАЦИЯ

Страны БРИКС+ играют важную роль в решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности не только как производители, но и как крупнейшие экспортеры/импортеры сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В статье рассматривается современное состояние торговли сельскохозяйственными товарами внутри объединения, а также основные направления взаимодействия и проблемы стран БРИКС+ во внешней торговле сельскохозяйственными товарами. Решение этих проблем позволит объединению стать ключевым игроком на мировых аграрных рынках, деятельность которого основана на принципе взаимного уважения и соблюдении международного права.

ABSTRACT

Being the largest producers and exporters/importers of agricultural raw materials and food, the BRICS+ countries play an important role in solving the problem of food security. The article examines the current state of trade in agricultural products within the association, as well as the main areas of cooperation and problems for the BRICS+ countries in foreign trade in agricultural products. Solving these problems will allow the association to become a key player in global agricultural markets, whose activities are based on the principle of mutual respect and compliance with international law.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Сельскохозяйственные товары, мировая торговля, расширение, БРИКС

KEYWORDS

Agricultural products, world trade, expansion, BRICS

Введение

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности и развития торговли сельскохозяйственными товарами являются одними из ключевых в деятельности стран объединения. Так, Йоханнесбургская декларация 15-го саммита БРИКС подтвердила необходимость достижения прогресса в искоренении голода, обеспечении продовольственной безопасности и улучшении питания, содействии устойчивому развитию сельского хозяйства и продовольственных систем, создании справедливой и ориентированной на рынок системы торговли сельскохозяйственной продукцией. Кроме того, страны БРИКС выразили обеспокоенность ограничительными мерами в торговле, затрагивающими торговлю сельскохозяйственными товарами и не совместимыми с правилами Всемирной Торговой Организации [1]. Одним из приоритетов Российского председательства в БРИКС в рамках сотрудничества в сферах экономики и финансов также обозначено укрепление взаимодействия в сфере сельского хозяйства, включая развитие взаимной торговли, и обеспечение продовольственной безопасности населения стран объединения [2]. На встрече в г. Нижний Новгород (Россия) в июне 2024 г. министры иностранных дел/международных отношений стран БРИКС одобрили три приоритета Бразилии в качестве председателя «Группы двадцати»: борьба с голодом, бедностью, неравенством; обеспечение устойчивого развития во всех трех аспектах; осуществление реформы глобального управления [3].

Страны БРИКС являются крупнейшими производителями, экспортерами и импортерами сельскохозяйственного сырья и продовольствия в мире. Страны, присоединившиеся к объединению в 2024 г., также входят в число важных участников мировых рынков продовольствия и сельскохозяйственного сырья. За последнее десятилетие торговля сельскохозяйственными товарами между странами БРИКС существенно выросла, а расширение объединения делает его одним из крупнейших игроков на мировых продовольственных рынках, располагающим существенными ресурсами не только для обеспечения продовольствием собственного населения, но и для искоренения голода на планете.

Вместе с тем, широкое применение ограничительных мер странами коллективного Запада в отношении ряда стран БРИКС после начала Россией специальной военной операции (СВО) на Украине в феврале 2022 г. усилило негативные тенденции нарушения глобальных цепочек поставок сельскохозяйственных товаров и ресурсов для их производства, ускорило трансформационные процессы всей системы международных экономических отношений. В совокупности это привело к своеобразному перелому в подходах к решению продовольственной проблемы и обеспечения продовольственной безопасности населения стран мира, требующего осмысления новых вызовов и поиска возможностей [4, с.60].

Одним из ключевых факторов обеспечения продовольственной безопасности и решения глобальной продовольственной проблемы выступает нормальное функционирование всех звеньев мировой торговли. Однако широкое использование США и его сателлитами санкционных режимов стимулирует другие страны искать инструменты и направления развития торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, в основе которых находились бы признание национальных интересов каждой страны и взаимное уважение. Именно поэтому БРИКС, как объединение, становится все более привлекательным для многих стран, не относящихся к коллективному Западу.

Современное состояние внешней торговли сельскохозяйственными товарами стран БРИКС+

Экспорт сельскохозяйственных товаров стран БРИКС только за период с 2020 г. по 2022 г. вырос на 39% и составил почти 360 млрд. долларов США; а импорт этой группы товаров вырос на 35% и достиг 393 млрд долларов США. Доля стран БРИКС в мировом экспорте сельскохозяйственных товаров в 2022 г. достигла 15,5%, с учетом вновь присоединившихся стран – 17,2%. Поскольку Китай является одним из крупнейших импортеров сельскохозяйственного сырья и продовольствия в мире, удельный вес стран БРИКС составил 16,1%, а с учетом присоединившихся стран – 20,1% мирового импорта. Страны БРИКС+, за исключением Бразилии, Индии, России и ЮАР, являются чистыми импортерами продовольствия (табл.1). Бразилия входит в число крупнейших экспортеров сельскохозяйственных товаров – в 2022 г. в стоимостном выражении ее экспорт превысил импорт в 8,7 раза. Китай импортирует сельскохозяйственных товаров в три раза больше, чем экспортирует.

Присоединившиеся к объединению в 2024 г. страны являются крупными импортерами зерновых культур, сахара-сырца и ряда других сельскохозяйственных товаров. Если для стран БРИКС импорт сельскохозяйственных товаров в стоимостном выражении превысил экспорт в 2022 г. только на 9%, то вновь присоединившиеся страны импортировали сельскохозяйственных товаров на сумму в 2,4 раза больше, чем экспортировали. Только Саудовская Аравия, крупнейшая экономика арабского мира, в 2022 г. импортировала продовольствия на 30 млрд долл. США, что на 40% больше, чем в 2020 году. Из присоединившихся к объединению стран, Саудовская Аравия является одним из крупнейших мировых экспортеров обезжиренного коровьего молока и фруктовых соков; Египет – цитрусовых и картофеля; Иран – фисташек, томатов и бахчевых; ОАЭ – чечевицы и жмыха из семян рапса; Эфиопия – кофейных зерен и кунжутных семян.

Таблица 1

Баланс внешней торговли сельскохозяйственными товарами стран БРИКС+ в 2022 году

Страна Экспорт Импорт Торговый баланс, млрд долл США

млрд долл США 2022 г. в % к 2020 г. млрд долл США 2022 г. в % к 2020 г.

Бразилия 148,0 158,7 17,0 139,3 131,0

Египет 7,0 132,5 19,1 124,5 -12,1

Индия 54,7 140,7 46,5 177,4 8,2

Иран 5,1 80,4 19,0 157,4 -13,9

Китай 96,4 123,3 290,6 134,6 -194,2

ОАЭ 19,0 136,4 25,3 140,7 -6,3

Россия 46,0 126,1 30,2 100,4 15,8

Саудовская Аравия 5,7 144,0 30,1 140,2 -24,4

Эфиопия 3,3 122,6 3,5 199,1 -0,2

ЮАР 15,0 126,7 8,2 125,8 6,8

Источник: составлено автором по данным [5]

Роль аграрного экспорта и импорта во внешней торговле стран БРИКС+ существенно различается (табл.2). Так, удельный вес аграрного экспорта в общем товарном экспорте в 2021 г. в Саудовской Аравии составил 1,8%, в то время как в общем товарном экспорте Эфиопии на сельскохозяйственные товары приходилось 77,3%. Существенную долю сельскохозяйственные товары занимают в товарном экспорте Бразилии (39,6%), Египта (14,7%), Индии (12,8%) и ЮАР (11,5%). Удельный вес сельскохозяйственных товаров в товарном импорте колебался от 5,8% в ОАЭ до 33,4% в Иране. Высокую долю сельскохозяйственное сырье и продовольствие составляет в товарном импорте Эфиопии (21,0%), Египта (19,5%) и Саудовской Аравии (15,8%).

Значительная часть торговли сельскохозяйственными товарами стран объединения осуществляется со странами за пределами БРИКС+, а в качестве основных торговых партнеров выступают страны США и страны Евросоюза. Так, в 2021 г. около 12% от общего объема экспорта сельскохозяйственной продукции стран Большой семерки (G7) пришлось на страны БРИКС. Из 66 млрд. долл США 57% составил экспорт в страны БРИКС из США, 13% - из Канады и 10% - из Франции. Основными экспортными сельскохозяйственными товарами были масличные культуры, зерно и мясо.

Таблица 2

Удельный вес сельскохозяйственного сырья и продовольствия в товарном экспорте/импорте стран БРИКС+ в 2021 году, %

Страна Удельный вес

в товарном экспорте в товарном импорте

Бразилия 39,6 6,5

Египет1 14,7 19,5

Индия 12,8 6,7

Иран 8,0 33,4

Китай 2,6 10,1

ОАЭ 3,7 5,8

Россия 8,9 11,4

Саудовская Аравия 1,8 15,8

Эфиопия 77,3 21,0

ЮАР 11,5 8,2

1 2022 год

Источник: составлено автором по данным [6]

Почти 17% от общего объема экспорта сельскохозяйственных товаров в 2021 г. страны БРИКС экспортировали в страны G7. На долю Китая и Бразилии пришлось около трех четвертей (48% и 25% соответственно) сельскохозяйственного экспорта стран БРИКС в страны G7. Китай в основном экспортировал мясо и рыбу, а Япония и США были наиболее важными торговыми партнерами. В Бразилии кофе, чай и специи были основными статьями экспорта в G7. Экспорт этих товаров в США составил 36%, Японию– 18% и Германию – 15% от общего объема бразильского экспорта в страны G7. Кроме того, четыре пятых бразильского экспорта зерна в страны G7 в 2021 г. отправилось в Японию, а почти весь экспорт (99%) живых животных из Бразилии – в США [7, c.162].

Если же брать Евросоюз в целом, то в 2023 г. страны ЕС экспортировал 12,0% от общего объема европейского аграрного экспорта в страны БРИКС, а 21,2% всего импорта сельскохозяйственных товаров в страны ЕС пришлось на страны БРИКС. При этом, если темпы роста европейского экспорта в стоимостном выражении в страны БРИКС с 2021 г. по 2023 г. составили всего 5,0%, то прирост импорта из стран БРИКС за этот же период был весьма существенным и составил 24,3%, достигнув 33,6 млрд евро в 2023 году. В целом, если в 2020 г. экспорт сельскохозяйственных товаров из Евросоюза в страны БРИКС превышал импорт на 24,8%, то уже в 2023 г. страны БРИКС импортировали в страны Евросоюза сельскохозяйственных товаров на 22,6% больше, чем ЕС экспортировал в страны БРИКС. Основными экспортными сельскохозяйственными товарами в страны БРИКС стали алкогольные и безалкогольные напитки, уксус (группа 22 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров) – 17,6% от общего экспорта; готовые продукты из зерна злаков, муки и пр. (группа 19) – 12,1%; мясо и пищевые мясные субпродукты (группа 02) – 9,6%. В структуре импорта из стран БРИКС в страны ЕС в 2023 г. преобладали остатки и отходы пищевой промышленности, готовые корма для животных (группа 23) – 18,1%; кофе, чай, мате и пряности (группа 09) – 12,9%; и масличные семена и плоды (группа 12) – 12,0%. Экспорт зерновых в стоимостном выражении в страны БРИКС увеличился в 2023 г. в 2,4 раза по сравнению с 2019 годом [8]. В целом для периода с 2019 г. по 2023 г. характерна высокая изменчивость структуры взаимной торговли сельскохозяйственными товарами стран БРИКС и Евросоюза.

Влияние расширения БРИКС на мировую торговлю сельскохозяйственными товарами

Процессы трансформации современных международных отношений, существенно ускорившиеся после начала Российской Федерацией СВО на Украине, оказывают значительное воздействие на направления развития мировой торговли сельскохозяйственными товарами. Очевидно, что система многосторонних торговых соглашений, задуманная как инструмент регулирования торговых отношений между странами мира, особенно во времена турбулентности, не выдержала испытания. Все больше стран предпочитают заключать двухсторонние и/или многосторонние региональные торговые и экономические соглашения. Каждая страна БРИКС+ участвует в ряде торгово-экономических соглашений между странами, которые не входят в состав объединения, и ведет свою независимую экономическую и торговую политику. Однако, использование США и его сателлитами санкций как оружия ведения своих гибридных войн не только наносит ущерб развитию всей мировой экономики, но и вынуждает страны разворачиваться в сторону тех торговых партнеров, которые руководствуются своими национальными интересами и соблюдают международное право. Так, Клаубен Т. и Сванидзе М. отмечают, что в настоящее время с различных сторон растет число аргументов в пользу того, что, когда речь идет о формировании международной (сельскохозяйственной) торговли и деловых отношений, все больший вес следует придавать социальным ценностям, безопасности поставок и внешней безопасности. Это служит уменьшению зависимости, особенно от стран, которые не являются единомышленниками, а под ярлыком «суверенитета» все чаще формулируются требования изоляции и (микро)контроля международных рынков. Все громче становятся требования конвергенции ценностей как обязательного условия для осуществления транснациональных торговых отношений [9].

Распространение протекционистских мер и режимов санкций привело к тому, что основные функции мировых товарных рынков – товародвижение и ценообразование – оказались нарушены и на их восстановление потребуются время. Если протекционистские меры направлены на защиту интересов национального производителя, то санкционные режимы стали активно использоваться странами Запада как инструмент достижения своих внешнеполитических целей. Исследования же показывают, что санкции часто не достигают своих политически мотивированных целей или, в лучшем случае, имеют умеренный успех. Кроме того, санкции, как правило, являются частью более широких мер внешней политики и безопасности, и поэтому трудно оценить их истинный успех [10].

Основной же целью функционирования и расширения БРИКС является содействие развитию всех стран-членов объединения, а не их противостояние странам коллективного Запада. Страны БРИКС+, как справедливо отметила Министр сельского хозяйства Российской Федерации Оксана Лут на 14-й встрече министров сельского хозяйства стран БРИКС в г. Москва в июне 2024 г., «…обладают значительным потенциалом для укрепления своих позиций на мировом рынке сельхозпродукции и осуществления бесперебойных поставок в целях обеспечения глобальной продовольственной безопасности» [11].

Однако, для того, чтобы реализовать потенциал стран БРИКС+ как с точки зрения потребления, так и с точки зрения производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, необходимо приложить серьезные усилия по ряду направлений.

В настоящее время большая часть глобальной торговли осуществляется через систему SWIFT, которая по сути служит «супермагистралью», облегчающей глобальную торговлю. Поскольку доллар выступает мировой резервной валютой, то США используют SWIFT в качестве инструмента для наказания стран, которые не выполняют его распоряжения. После начала Россией СВО официальные лица Запада первоначально заявили, что Россия не будет заблокирована от SWIFT, но всего несколько дней спустя США, Европейский Союз, Великобритания и Канада опубликовали совместное заявление, в котором объявили, что SWIFT отключит «отдельные» российские банки от глобальной платежной системы. США уже использовали SWIFT и доллар в качестве рычага для достижения своих внешнеполитических целей. В 2014 г. администрация Обамы заблокировала доступ к SWIFT нескольким российским финансовым учреждениям из-за воссоединения Крыма с Россией. Несколько лет спустя, администрация Трампа угрожала Китаю, пытаясь заставить эту страну присоединиться к санкциям против Северной Кореи. Неудивительно, что страны с недружественными отношениями с Соединенными Штатами хотят избежать зависимости от системы, которая требует американского благословения и долларов США [12].

В ответ на использование SWIFT как оружия, Россия создала собственную платежную систему (Система передачи финансовых сообщений) в 2014 г., пользователями которой на конец 2023 г., по данным годового отчета Банка России, являлись 556 организаций, более четверти из которых составляли нерезиденты (159 иностранных организаций из 20 стран). В 2015 г. Китай запустил платежную систему (Система трансграничных межбанковских платежей (CIPS)), предлагающую своим участникам клиринговые и расчетные услуги для международных платежей и торговли в юанях. Кроме того, страны БРИКС планируют создать платежную систему на основе блокчейна, призванную быть независимой и свободной от политического влияния. Но успех этой системы будет зависеть от преодоления препятствий в управлении, соблюдения правил и обеспечения плавной интеграции с существующими финансовыми структурами. Если это будет достигнуто, это может проложить путь к более многополярному глобальному финансовому ландшафту [13]. Батиста П. справедливо отмечает, что, помимо прочего, для этого требуется политическое мужество. Реорганизация международных валютно-финансовых механизмов является важнейшим вопросом мировой политической экономики. Вполне можно ожидать, что США и их союзники будут сопротивляться любым инициативам, которые бросают вызов их привилегированному положению. Непременным условием успеха будет являться высокая степень сплоченности стран объединения, которая всегда была проблемой БРИКС, даже когда за столом переговоров было всего пять стран. Для достижения сплоченности и минимального уровня координации потребуется немало дискуссий и убеждений [14].

Вызовом для объединения становится и участие стран БРИКС+ в других соглашениях, объединениях, союзах. Так, в течение продолжительного времени страны БРИКС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) были сосредоточены на своем развитии, но чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке необходимо развивать экономическое и торговое сотрудничество стран БРИКС и ЕАЭС как между собой, так и с международным сообществом. ЕАЭС — это прежде всего российская инициатива, а Китай с 2013 г. развивает проект «Один пояс, один путь». Гармонизация этих двух проектов, начатая еще в 2015 г., позволит использовать основные конкурентные преимущества экономик БРИКС, стать более коммерчески жизнеспособными в борьбе за инвесторов, за создание новых рабочих мест, за передовые предприятия, хотя этот процесс весьма непрост, не лишен проблем и может занять некоторое время [15].

Наиболее чувствительным к преимуществам и недостаткам того или иного интеграционного образования является бизнес стран-участниц, что становится предметом обсуждения в различных экспертных кругах. В рамках панельной дискуссии «Развитие взаимной торговли продукцией АПК стран БРИКС» Конференции по продовольственной безопасности и обеспечению устойчивого сельскохозяйственного развития, организованной в преддверии 14-й встречи Министров сельского хозяйства стран БРИКС+ (27 июня 2024 г., г. Москва), представители российских и зарубежных компаний-лидеров рынка рассмотрели потенциал сотрудничества основных отраслей АПК, повышение транспарентности торговли между странами БРИКС, гармонизацию требований к поставляемой продукции, расширение логистических возможностей путем улучшения баланса торговли, переход на расчеты в национальных валютах [16]. На наш взгляд, к наиболее важным направлениям взаимодействия стран БРИКС+ во внешней торговле сельскохозяйственными товарами, помимо необходимости создания и развития альтернативной SWIFT платежной системы и перехода на национальные валюты в расчетах, можно отнести следующее:

развитие транспортно-логистических цепочек внутри объединения;

создание логистических хабов, которые могли бы накапливать продукцию рядом со странами назначения и обеспечивать локальную логистику;

создание страховых запасов в целевых макрорегионах для обеспечения бесперебойности поставок и обеспечения потребности макрорегионов;

снятие торговых барьеров и упрощение таможенных процедур;

дополнительное финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития;

унификация стандартов внутри объединения;

создание информационного портала торговли сельскохозяйственными товарами стран объединения с целью обмена данными;

содействие развитию устойчивого сельского хозяйства и повышение его производительности путем внедрения передовых энергосберегающих технологий [16].

Заключение

Агропромышленный комплекс стран БРИКС+ имеет огромный экспортный потенциал для роста торговли сельскохозяйственными товарами не только с существующими торговыми партнерами, но и внутри объединения. Развивая обмен современными технологиями и знаниями, продвигая совместные исследования, выстраивая производственную и логистическую инфраструктуру внутри объединения, страны БРИКС+ будут играть важную роль в решении не только продовольственной проблемы, но и ряда других глобальных проблем. Вместе с тем, существенное влияние на развитие торговли сельскохозяйственными товарам между странами объединения в ближайшее время окажут инвестиции в пищевую промышленность и транспортную инфраструктуру для улучшения экспортной логистики, создание единой валюты стран БРИКС, переход на национальные валюты и аналоги системы SWIFT при расчетах во внешней торговле. Существующие барьеры и сопротивление вполне преодолимы, но для это требуется кропотливая и настойчивая работа всех заинтересованных сторон, а не только политическая воля правительств стран объединения. Имеющийся задел позволяет надеяться на то, что БРИКС+ подтвердит ожидания Глобального Юга по созданию платформы развития взаимной торговли сельскохозяйственными товарами на основе принципов взаимного уважения и соблюдения международного права.

Библиографический список

1. Йоханнесбургская декларация-II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР, 23 августа 2023 года. 24.08.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/ (дата обращения: 26.05.2024)

2. Приоритеты председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 году. URL: https://brics-russia2024.ru/russia-and-brics/priorities/ (дата обращения: 19.06.2024)

3. Совместное заявление Министров иностранных дел/международных отношений стран БРИКС. Нижний Новгород, Российская Федерация 10 июня 2024 года. URL: https://brics-russia2024.ru/docs/ (дата обращения: 27.06.2024)

4. Ревенко Л.С., Солдатенкова О.И., Ревенко Н.С. Глобальная продовольственная проблема: новые вызовы для мира и России// Экономика. Налоги. Право. 2022. №15(4). С. 54-65. DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15-4-54-65

5. Glauben T., Djuric I. BRICS: World Heavyweight in Agricultural Trade. Intereconomics. 59. 160-166. 10.2478/ie-2024-0033

6. Agri-Food Tarde Statistical Factsheet. European Union - BRICS. EU Directorate General for Agriculture, European Commission 18.04.2024. URL: https://agriculture.ec.europa.eu/system/files/2023-05/agrifood-brics_en.pdf (дата обращения: 26.06.2024)

7. The WTO Stats portal. URL: https://stats.wto.org/ (дата обращения: 14.06.2024)

8. Trade Profiles 2023. World Trade Organization URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/trade_profiles23_e.htm (дата обращения: 14.06.2024)

9. Glauben T., Svanidze M. Globaler Agrarhandel: robustes Sicherheitsnetz zur Reduktion von Hungerrisiken in Krisenzeiten, Wirtschaftsdienst, 103(7), 491-499. URL: https://www.wirtschaftsdienst.eu/inhalt/jahr/2023/heft/7/beitrag/globaler-agrarhandel-robustes-sicherheitsnetz-zur-reduktion-von-hungerrisiken-in-krisenzeiten.html (дата обращения: 24.06.2024)

10. Yalçin E. Die ökonomischen Effekte von Sanktionen – Schlagkraft, Zielerreichung, Nebeneffekte, Wirtschaftsdienst, 103(13), 15-22. URL: https://www.wirtschaftsdienst.eu/inhalt/jahr/2023/heft/13/beitrag/die-oekonomischen-effekte-von-sanktionen-schlagkraft-zielerreichung-nebeneffekte.html (дата обращения: 30.05.2024)

11. На 14-й встрече министров сельского хозяйства стран БРИКС обсудили вопросы укрепления продовольственной безопасности. Минсельхоз России. 28 июня 2024 г. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/news/na-14-y-vstreche-ministrov-selskogo-khozyaystva-stran-briks-obsudili-voprosy-ukrepleniya-prodovolstv/ (дата обращения: 28.06.2024)

12. Maharrey М. A BRICS Alternative to the SWIFT Payment System Could Accelerate De-Dollarization. April 07, 2024. URL: https://www.fxstreet.com/analysis/a-brics-alternative-to-the-swift-payment-system-could-accelerate-de-dollarization-202404071751 (дата обращения: 29.06.2024)

13. Ambolis D. BRICS Bet On Blockchain: An Amazing “Politics-Free” Payment System, Is It Possible In 2024. Blockchain Magazine. April 22, 2024. URL: https://blockchainmagazine.net/brics-blockchain-a-politics-free/ (дата обращения: 29.06.2024)

14. Batista P.N. BRICS Financial Settlements. BRICS Portal. April 18, 2024. URL: https://infobrics.org/post/40993/ (дата обращения: 30.06.2024)

15. Erokhin V., Tianming G. China and the Eurasian Economic Union: A Future of Agricultural Trade in BRICS+ Format. 10.4018/978-1-7998-1730-7.ch004

16. Бизнес АПК стран БРИКС обсудил потенциал развития торговли. 28 июня 2024 г. URL: https://aemcx.ru/2024/06/28/biznes-apk-stran-briks-obsudil-potenczial-razvitiya-torgovli/ (дата обращения: 29.06.2024)

References

1. Iokhannesburgskaya deklaratsiya-II. BRIKS i Afrika: partnerstvo v interesakh sovmestnogo uskorennogo rosta, ustoichivogo razvitiya i inklyuzivnoi mnogostoronnosti, Sendton, Gauteng, YuAR, 23 avgusta 2023 goda. 24.08.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/ (data obrashcheniya: 26.05.2024)

2. Prioritety predsedatel'stva Rossiiskoi Federatsii v ob"edinenii BRIKS v 2024 godu. URL: https://brics-russia2024.ru/russia-and-brics/priorities/ (data obrashcheniya: 19.06.2024)

3. Sovmestnoe zayavlenie Ministrov inostrannykh del/mezhdunarodnykh otnoshenii stran BRIKS. Nizhnii Novgorod, Rossiiskaya Federatsiya 10 iyunya 2024 goda. URL: https://brics-russia2024.ru/docs/ (data obrashcheniya: 27.06.2024)

4. Revenko L.S., Soldatenkova O.I., Revenko N.S. Global'naya prodovol'stvennaya problema: novye vyzovy dlya mira i Rossii// Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2022. №15(4). S. 54-65. DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15-4-54-65

5. Glauben T., Djuric I. BRICS: World Heavyweight in Agricultural Trade. Intereconomics. 59. 160-166. 10.2478/ie-2024-0033

6. Agri-Food Tarde Statistical Factsheet. European Union - BRICS. EU Directorate General for Agriculture, European Commission 18.04.2024. URL: https://agriculture.ec.europa.eu/system/files/2023-05/agrifood-brics_en.pdf (accessed: 26.06.2024)

7. The WTO Stats portal. URL: https://stats.wto.org/ (accessed: 14.06.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Trade Profiles 2023. World Trade Organization URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/trade_profiles23_e.htm (accessed: 14.06.2024)

9. Glauben T., Svanidze M. Globaler Agrarhandel: robustes Sicherheitsnetz zur Reduktion von Hungerrisiken in Krisenzeiten, Wirtschaftsdienst, 103(7), 491-499. URL: https://www.wirtschaftsdienst.eu/inhalt/jahr/2023/heft/7/beitrag/globaler-agrarhandel-robustes-sicherheitsnetz-zur-reduktion-von-hungerrisiken-in-krisenzeiten.html (дата обращения: 24.06.2024)

10. Yalçin E. Die ökonomischen Effekte von Sanktionen – Schlagkraft, Zielerreichung, Nebeneffekte, Wirtschaftsdienst, 103(13), 15-22. URL: https://www.wirtschaftsdienst.eu/inhalt/jahr/2023/heft/13/beitrag/die-oekonomischen-effekte-von-sanktionen-schlagkraft-zielerreichung-nebeneffekte.html (accessed: 30.05.2024)

11. Na 14-i vstreche ministrov sel'skogo khozyaistva stran BRIKS obsudili voprosy ukrepleniya prodovol'stvennoi bezopasnosti. Minsel'khoz Rossii. 28 iyunya 2024 g. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/news/na-14-y-vstreche-ministrov-selskogo-khozyaystva-stran-briks-obsudili-voprosy-ukrepleniya-prodovolstv/ (data obrashcheniya: 28.06.2024)

12. Maharrey М. A BRICS Alternative to the SWIFT Payment System Could Accelerate De-Dollarization. April 07, 2024. URL: https://www.fxstreet.com/analysis/a-brics-alternative-to-the-swift-payment-system-could-accelerate-de-dollarization-202404071751 (accessed: 29.06.2024)

13. Ambolis D. BRICS Bet On Blockchain: An Amazing “Politics-Free” Payment System, Is It Possible In 2024. Blockchain Magazine. April 22, 2024. URL: https://blockchainmagazine.net/brics-blockchain-a-politics-free/ (accessed: 29.06.2024)

14. Batista P.N. BRICS Financial Settlements. BRICS Portal. April 18, 2024. URL: https://infobrics.org/post/40993/ (accessed: 30.06.2024)

15. Erokhin V., Tianming G. China and the Eurasian Economic Union: A Future of Agricultural Trade in BRICS+ Format. 10.4018/978-1-7998-1730-7.ch004

16. Biznes APK stran BRIKS obsudil potentsial razvitiya torgovli. 28 iyunya 2024 g. URL: https://aemcx.ru/2024/06/28/biznes-apk-stran-briks-obsudil-potenczial-razvitiya-torgovli/ (data obrashcheniya: 29.06.2024)

Контактная информация/Contact information

ФГБНУ «Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук», 121069 Москва, Хлебный переулок 2/3.

Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences, 2/3 Khlebnyi Pereulok, Moscow, 121069, Russia.

Солдатенкова Ольга Ивановна/ Olga I. Soldatenkova

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.