Научная статья на тему 'Влияние расовой специфики на художественные процессы современного джазового искусства'

Влияние расовой специфики на художественные процессы современного джазового искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
310
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / РАСА / АФРОАМЕРИКАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / БИБОП

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шак Федор Михайлович

Статья посвящена расовым исследованиям джазовой музыки. Обобщается вклад афроамериканских исследователей в раскрытии эстетической и художественной специфики современной импровизационной сцены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шак Федор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние расовой специфики на художественные процессы современного джазового искусства»

Ф. М. ШАК

ВЛИЯНИЕ РАСОВОЙ СПЕцИФИКИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОцЕССЫ СОВРЕМЕННОГО ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена расовым исследованиям джазовой музыки. Обобщается вклад афроамериканских исследователей в раскрытие эстетической и художественной специфики современной импровизационной сцены.

Ключевые слова: джаз, музыкальная импровизация, раса, афроамериканские исследования, бибоп.

Пути американского джаза, как и прежде, неразрывны с эволюцией мнений по расовым вопросам. В двадцатом столетии Америка предпринимает значительные усилия по снижению межэтнической напряженности, но актуальность расовых разногласий не снята до сих пор. Поскольку анализ данного спектра проблем способствует углубленному пониманию процессов бытования джазовой музыки, проведем панорамный обзор американской исследовательской литературы по проблемам расовой самоидентификации посредством музыкальной креативности. Речь в первую очередь пойдет о работах, раскрывающих социальный и расовый компоненты, их сопутствие развитию афроамериканской культуры.

Колоссальная напряженность в восприятии расовых отношений заметна в биографиях известнейших джазменов, среди которых мы хотели бы выделить Майлза Дэвиса (1926-1991), бывшего свидетелем и прямым участником ряда малоприятных инцидентов, имевших непосредственную связь с расовой сегрегацией. Необходимо принять во внимание тот факт, что молодое поколение «черных» джазменов выросло в уже совсем другой Америке и знает о прошлом своей страны только из рассказов родителей, свидетельств социального окружения и исторической литературы. Однако отголоски расовой напряженности не уходят сами собой, их присутствие по-прежнему остро ощущается в афроамериканской культуре и ее этосе.

Как известно, после Второй мировой войны джаз шел по пути европеизации. Однако помимо этого высокую степень актуальности получил и другой важный аспект, связанный с бытованием элементов европейской музыкальной традиции. К его рассмотрению обращались многие западные и отечественные музыковеды и критики. В исследовании «Джаз и европейская традиция» (2007) профессор нижегородской консерватории В. Н. Сыров говорит о наличии европейского элемента в истоках и генезе джазовой музыки. Он подчеркивает: «Концепция черного, "африканского" происхождения джаза сегодня уже не кажется бесспорной, она не дает понимания сложного стилевого генезиса джазовой музыки. Не говоря уже о том, что задевает белого американца и европейца, чьи мелодии и гармонии изначально активно участвовали в сложении афроамериканского фольклора, а позже звучали постоянным контрапунктом в диалогах джаза с "окружающим миром"» [1].

Готовы ли сами афроамериканцы признать за своей культурой наличие связующих нитей и за-

имствований из западной и европейской традиции? Автор исследования «Rhythm and Resistance: Explorations in the Political Uses of Popular Music» Рэй Прэт высказывается по этому вопросу следующим образом: «Черные рабы приспособили элементы культуры тех, кто доминировал над ними, чтобы обрести идентичность или по крайней мере восстановить, насколько возможно, фрагменты своих аутентичных культур, разрушенных опытом принудительного изгнания из африканской родины» [2]. Специалист из филадельфийского университета Скот Девью формулирует еще более конкретное и жесткое мнение. Признавая за джазом статус классической музыки, он парирует: «Джазовая музыка открыто признает свой долг по отношению не к Европе, но к Африке» [3].

Принимая во внимание то, что в джазовом генезе утилизированы отдельные элементы европейской традиции, мы тем не менее должны осознавать: предвоенный джаз тридцатых годов представлял собой мощное самостоятельное явление, имевшее устойчивую основу, неотделимую от афроамериканских расовых культурных контекстов. Это тем более важно, что степень автономности блюзовой и бипоповой музыки от европейского диатонического строя высока [4]. Данные, представленные Герхардом Кубиком, подтверждают самостоятельный характер джаза раннего бибопового периода, равно как и его ге-нез в тесной привязке к рефлексивной переработке уже имевшихся к тому времени музыкальных идей.

Первичную генерацию музыкантов бибопа составили индивиды, чье движение в сторону джаза мотивировалось социальными контекстами: поиском самоопределения, своего места в социальном пространстве и самоактуализацией. Ранний бибоп использовался как элемент социального и расового самоутверждения. К нему стремились многие афроамериканские интеллектуалы, осознававшие, что карьерные пути, доступные белым, для них фактически закрыты. С точки зрения автора обстоятельного академического исследования Сэмуэля Флойда («The power of black music: Interpreting its history from Africa to the United States»), в 1940 году американскую культуру охватили процессы, отмеченные новой эволюционной логикой. Они «изменили курс развития черной музыки в последующие десятилетия» [5]. По мнению Кубика, «бибоп был социополитической реакцией на господствующие американские ценности. Проявившийся конфликт оказался перенесенным в музыкальную область и область индиви-

№ 3 (41), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

дуальных идиосинкразий»; влияние протестных содержаний бибопа он характеризует следующим пассажем: «Это, возможно, самый мощный протест афроамериканской интеллектуальной элиты из тех, что страна видела в середине двадцатого столетия» [6].

Данные Г. Кубика и С. Флойда по-своему интересны, однако нужно учесть комплекс проблем, связанный с уклоном этих ученых в афроцент-ризм. Эволюция расового самосознания афроаме-риканцев неотделима от определенных претензий и обид. В подобном ходе вещей нет ничего удивительного: их самоопределение длительное время обуславливалось процессами расизма и сегрегации. Джазовая музыка, ее интеллектуальные стилевые решения, в первую очередь бибоп, служили именно тем художественным элементом, посредством которого отдельные «черные» исполнители пытались самоактуализироваться. Однако уже к периоду, в котором бибоп обрел свою зрелость, джаз начал испытывать новую волну давления со стороны европейских концепций, что привело к нарастанию расовых комплексов и скрытой агрессии.

Анализируя американскую исследовательскую литературу по джазовой музыке, написанную как «белыми», так и «черными» авторами, без труда можно проследить границы, которые развели исследователей по разным (разумеется, расовым) сторонам баррикад. Если для «белого» автора джазовая проблематика тесно взаимосвязана с музыкой и эстетическими категориями как таковыми, то для «черных» критиков и публицистов вопрос джазовой музыки неизменно обрастает расовыми коннотациями. В интересы афроамери-канских исследователей входит создание модели, которая представляет всю «черную» культуру в категориях оппозиции: отдается приоритет нахождению или искусственному созданию контекстов, дифференцирующих «черное» / «белое».

Двигаясь далее, следует поставить вопрос: имеют ли расовая специфика и сопутствующие ей влияния на джазовую музыку какую-то актуальность за пределами Америки? Можем ответить на этот вопрос в положительном ключе. И для аргументации позволим себе провести определенную параллель, взяв за основу ситуацию в экономическом секторе. Как показали развернувшиеся в конце 2008 года события, ипотечный кризис в США ударил по экономическим системам Западной и Восточной Европы, сделав очевидной взаимную зависимость деловых структур, на первый взгляд, отдельных друг от друга. Мы убеждены, что подобные взаимосвязи прослеживаются не только в экономических процессах, но и в событиях культурной жизни. Развивая данное положение, рискнем сформулировать следующий тезис: отмечаемые в джазе Америки тенденции в полной мере затрагивают и джазовую музыку Старого Света. Это следствие взаимопроникновения социокультурных процессов, протекающих в разных, подчас географически отдаленных странах. Развитие СМИ и Интернета делает культурный обмен все более и более интенсивным. Консервативный крен, развившийся в джазе Америки, был

«считан» музыкантами Западной Европы, повторно транслирован в качестве самостоятельной художественной позиции.

В качестве примера продемонстрируем оппозицию смыслов, представленную в творчестве американского джазового трубача и композитора Уинтона Марсалиса и его английского коллеги Гая Баркера.

Афроамериканец Марсалис сформировал консервативную художественную позицию, усилив ее тезисами расового характера. Он настаивал на необходимости развития неоклассицизма в джазе, на консервации джаза как музыкальной формы. Одной из главных целей, преследуемых этим влиятельным музыкантом, являлось не допустить «разбавления» джазовой музыки «белыми» европейскими идеями. В 1980-е годы Марсалис произвел нечто большее, чем возврат к идеям акустического бибопа: он совершил расовый реванш. По сути то был сложный акт, включавший в себя восстановление афроамериканских концепций, помноженных на энергию политизированного жесткого манифеста.

Теперь посмотрим на ситуацию с несколько иной стороны. Консервативные пластинки Уин-тона Марсалиса получили теплый прием у европейских музыкальных критиков и слушателей. Влияние Марсалиса можно слышать у большого количества джазовых музыкантов Старого Света, однако следует учесть, что европейцы восприняли музыку этого трубача непосредственно, без вложенных в нее расовых интенций. К консервативной стилистике игры У. Марсалиса явно близок британский трубач Г. Баркер, этнически -«белый» (англичанин). Неизвестно, волнуют ли его расовые проблемы Америки, хотя можно предположить, что подобные вопросы могут занимать как его, так и любого другого европейца в наименьшей степени.

Таким образом, в лице двух, принадлежащих к Старому и Новому Свету музыкантов мы можем видеть интересный процесс. Музыкальный консерватизм Марсалиса детерминирован расовыми и политическими смыслами. Англичанин Баркер вторит этому консерватизму, изолируясь от расовых категорий. Подражая джазовой стилистике Уинтона Марсалиса, Гай Баркер наследует консервативный художественный акт, но никак не сумму скрывающихся за ним политических и расовых смыслов. Поэтому мы можем утвердительно сказать, что процессы влияния расовой специфики на «черную» музыку Америки - предельно важная область смыслов, которую нельзя преуменьшать, она актуальна как для понимания диалектики развития джаза на его родине, так и для эволюции джазовой музыки в Европе.

Возвращаясь к расовому вопросу, хотелось бы уточнить: усиление расового компонента характерно именно для Америки, в других странах, в частности Восточной Европы, изучение тем «музыка и раса», «музыка, культура и расовая идентификация» ведется не столь активно. Так или иначе, если в России изучается какая-либо тема, предполагающая анализ автохтонной этнической культу-

ры (например, исследования по музыке Бурятии или Чукотки), авторы работ избегают «острых углов» расовой проблематики. Малые этнические группы, проживающие на территории России, могут анализироваться с позиций аккультурации, размывания границ автохтонного этноса. Присущие им ассимиляционные процессы, как правило, не имеют ярко выраженной напряженности (расовой агрессии, претензий и пр.).

Развитие джаза на его исторической родине в высокой степени отягощено расовым, социальным и самоидентификационным компонентами. Все это усиливает разноголосицу мнений в самих США, делая центрированный на расовых взаимоотношениях анализ как нельзя более актуальным. С этой точки зрения следует обратить внимание на то, что в рамках американских гуманитарных практик присутствует такая дисциплина, как эт-номузыковедение. Она может быть рассмотрена в качестве специфически мотивированной области исследований, в которой проявили себя многие афроамериканские авторы.

Дефиницию этномузыковедения мы можем почерпнуть у Джефри Рамси. Он пишет: «Исторические дебаты этномузыковедов и ортодоксальных музыковедов имеют существенные расхождения во мнениях. Музыковедение имеет исключения, в которых значительное внимание уделяется фактам музыкальных контекстов, а не более широким культурным и социальным факторам <...> Освещение связи между расовой идентичностью, культурной практикой и "людьми" было ключевым делом этномузыковедения <...> и антропологической работы с музыкой в течение многих десятилетий» [7]. В данном случае важно учесть, что специализация этномузыковеда обладает тесно связанной с историческими и расовыми контекстами спецификой. Актуализация этой дисциплины порождена запросами определенных расовых групп в самой Америке.

Афроамериканский интеллектуальный истеблишмент, по-видимому, отказался от проведения исследований в рамках, намеченных ортодоксальным западным музыковедением. Произошло это в силу вполне понятных причин. Западное музыковедение обладает серией специфических атрибутов, разворачивающих научный аппарат в область европоцентристских подходов. Мы в полной мере согласны с Джефри Рамси и хотели бы вслед за ним подчеркнуть, что традиционное музыковедение до 60-70-х годов XX века, акцентируя иные аспекты анализа, уделяло крайне мало внимания реконструкции социальных контекстов и расовой специфике. Однако будучи примененными к аф-роамериканской культуре, соответствующие подходы не могли дать объективного взгляда на происхождение джаза и блюзовой музыки.

Активизация этномузыковедческой перспективы, ставящей на первое место социальные, куль-

турные и антропологические факторы, произошла в США неслучайно. Она наглядно иллюстрирует желание интеллектуальной элиты построить свободную от границ, заданных европейским музыковедением, систему описаний африканского культурного наследия. Подобные стремления вполне понятны, но в этой связи возникает вопрос: в какой степени «черные» исследователи готовы изолироваться от искусственных мифологем, приписывающих африканской культуре качества, которых у нее, возможно, не было?

Этот вопрос достаточно риторичен. В Америке расовая специфика крайне обострена, и исследователь, пишущий об африканских или европейских элементах в джазе, автоматически втягивается в поле политически окрашенных контекстов. Ставя искусствоведческие акценты, делая те или иные замечания, он вынужден так или иначе ранжировать афроамериканскую составляющую, которая, в свою очередь, оказывает отпор любым, даже справедливым, замечаниям в свой адрес.

Любые апелляции к расовым истокам обладают повышенной взрывоопасностью. Позиции американских исследователей джаза полярны и подчас могут быть охарактеризованы лишь принципиально различными идиомами. Афроамериканские исследователи при разборе расовой специфики джаза, как правило, придерживаются агрессивной наступательной линии, в то время как «белые» под грузом наложенного на них требования толерантности и политической корректности пытаются занять более уступчивую позицию.

Вследствие этих обстоятельств американская научная литература по афроамериканской культуре и джазу требует повышенной аккуратности в обращении: заявленные ее авторами направления анализа зачастую обнаруживают сильную зависимость от расовых идей.

Литература и примечания

1. Сыров В. Джаз и европейская традиция // Проблемы музыкальной науки: российск. научн. специализир. журнал. 2007. № 1. С. 161.

2. Pratt R. Rhythm and Resistance: Explorations in the Political Uses of Popular Music. Praeger, 1990. Р. 48. Здесь и далее пер. с англ. Выполнен автором статьи.

3. Deveaux S. Constructing the jazz tradition // Jazz cadence of American culture. Columbia, 1998. P. 484.

4. Kubic G. The African Matrix in Jazz Harmonic Practices // Black Music Research Journal. Vol. 25. 2005. № 1-2. Р. 167-182.

5. Floyd S. The power of black music: Interpreting its history from Africa to the United States. N. Y., 1995. С. 123.

6. Kubic G. The African Matrix ... Р. 153, 154.

7. Ramsey G. Race music. Black cultures from bibop to Hip-hop. Chicago, 2003. P. 18, 22.

F. M. SHAK. INFLuENCE of RACIAL SpECIFICITY

on art processes of the modern jazz art

The article is dedicated to the racial researches of jazz music. The contribution of Afro-American researchers in revealing of aesthetic and art specificity of modern improvised scene is generalised. Key words: jazz, musical improvisation, race, Afro-American researches, bebop.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.