Научная статья на тему 'Влияние работы abs на тормозную эффективность и устойчивость автомобиля'

Влияние работы abs на тормозную эффективность и устойчивость автомобиля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
981
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА / ТОРМОЗНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СКОРОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ СЦЕПЛЕНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / VEHICLE / ANTI-LOCK BRAKING SYSTEM / BRAKE EFFECTIVENESS / BRAKING LENGTH / SAFETY / SPEED / ADHESION COEFFICIENT / EXPERT EXAMINATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Федотов Александр Иванович, Громалова Виктория Олеговна

Проведены экспериментальные исследования процесса торможения автомобиля, оборудованного современной тормозной системой. Выполнен сравнительный анализ результатов эксперимента при торможении автомобиля на зимней дороге. Дана оценка процесса торможения автомобиля с включенной и отключенной ABS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Федотов Александр Иванович, Громалова Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABS OPERATION EFFECT ON VEHICLE BRAKING EFFECTIVENESS AND STABILITY

The authors carry out the experimental studies of vehicle braking, where the vehicle is equipped with a modern braking system. A comparative analysis of the experimental results of vehicle braking on winter road is performed. The vehicle braking is assessed with the ABS being switched on and off.

Текст научной работы на тему «Влияние работы abs на тормозную эффективность и устойчивость автомобиля»

Разработана типовая методология проектирования:

1. Анализ потоков за прошедший период.

2. Прогноз бизнеса на будущее.

3. Конструирование мест хранения.

4. Расчет потребных запасов.

5. Расчет количества мест хранения по типам.

6. Создание предположений по складу (объемно-конструктивное решение, планировка, базовая технология, погрузочно-разгрузочная и транспортная техника, механизация и спецтехника, персонал).

7. Моделирование склада.

8. Оптимизация параметров склада.

9. Автоматизированная система управления склада.

10. Система управления бизнес-процессами.

11. Экономика склада.

Специфика поведения основных товарных групп за анализируемый период позволяет выбрать метод расчета необходимого для обеспечения бизнеса запаса каждого товара и определить необходимое для этого товара количество наиболее подходящих мест хранения из выбранного ранее списка.

Библиографический список

1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2001.

2. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика: учебно-практическое пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. Миротин Л.Б., Бульба А.В., Демин В.А. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4. Прокофьева О.С., Бутакова Н.Г. Проблемы развития гру-зоперерабатывающих терминалов и складских комплексов в

России // Авиамашиностроение и транспорт Сибири - 2012: сб. науч. тр. студентов и преподавателей ин-та авиамашиностроения и транспорта эл. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. 5. Прокофьева О.С., Бутакова Н.Г., Дурицына Е.А. Создание складской инфраструктуры: расчет необходимого количества складов, критерии принятия решения о собственности склада // Авиамашиностроение и транспорт Сибири - 2012: сб. науч. тр. студентов и преподавателей ин-та авиамашиностроения и транспорта эл. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012.

УДК 629.113.001

ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ABS НА ТОРМОЗНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

1 2 © А.И. Федотов1, В.О. Громалова2

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Проведены экспериментальные исследования процесса торможения автомобиля, оборудованного современной тормозной системой. Выполнен сравнительный анализ результатов эксперимента при торможении автомобиля на зимней дороге. Дана оценка процесса торможения автомобиля с включенной и отключенной ABS. Ил. 3. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: автотранспортное средство; антиблокировочная система; тормозная эффективность; тормозной путь; безопасность; скорость; коэффициент сцепления; экспертиза.

ABS OPERATION EFFECT ON VEHICLE BRAKING EFFECTIVENESS AND STABILITY A.I. Fedotov, V.O. Gromalova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The authors carry out the experimental studies of vehicle braking, where the vehicle is equipped with a modern braking system. A comparative analysis of the experimental results of vehicle braking on winter road is performed. The vehicle braking is assessed with the ABS being switched on and off. 3 figures. 6 sources.

Key words: vehicle; anti-lock braking system; brake effectiveness; braking length; safety; speed; adhesion coefficient; expert examination.

Автомобильный транспорт был и остается самым опасным видом транспорта современности. По количеству дорожно-транспортных происшествий (ДТП) Россия опережает такие страны, как Германия или Великобритания, в десять раз. На долю России при-

ходится треть всех транспортных происшествий Европы.

Большинство современных автомобилей оборудованы антиблокировочными системами (ABS). Многочисленные исследования и практика эксплуатации

1Федотов Александр Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 405136, e-mail: v02@istu.edu

Fedotov Alexander, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: (3952) 405136, e-mail: v02@istu.edu

2Громалова Виктория Олеговна, магистрант, тел.: (3952) 405852, e-mail: vikki@istu.edu Gromalova Victoria, Graduate Student, tel.: (3952) 405852, e-mail: vikki@istu.edu

автомобилей с ABS показали существенный рост уровня их активной безопасности [1-6]. Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ABS значительно повышает управляемость и устойчивость автомобиля при его экстренном торможении. А вот о том, как влияет работа ABS на тормозную эффективность, спор до сих пор не утихает. Особую актуальность он приобретает при проведении дорожно-транспортной экспертизы. От того, какой ответ будет получен на вопрос: «Имел ли водитель автотранспортного средства (АТС), оснащенного ABS, возможность предотвратить столкновение или наезд?» - зачастую зависит судьба человека.

В данной работе предпринята попытка экспериментального изучения тормозной эффективности АТС на зимних дорогах с низким коэффициентом сцепления, как с включенной, так и отключенной ABS. Исследования проводили на дорожном покрытии двух типов: на укатанном и не укатанном снегу, при температуре -20оС + -25оС.

Эксперимент проводился на автомобиле Toyota Fun Cargo, с комплектом зимних нешипованных шин, модели: TOYO STUDLESS GARIT G4, размером 185/65 R14. Внешний вид протектора шины приведен на рис.1.

Вначале торможение автомобиля осуществляли с работающей ABS на дороге, покрытой укатанным снегом, при начальной скорости 10, 20, 40 и 60 км/ч. При каждом значении начальной скорости измеряли длину тормозного пути автомобиля. Заезды и измерения проводили четырежды.

Затем отключали ABS и повторяли весь цикл экспериментальных исследований при тех же значениях начальной скорости торможения. При этом торможение проходило с заблокированными колесами.

На следующем этапе все вышеперечисленные исследования проводили на дороге с укатанным снегом.

За начальную точку отсчета процесса торможения автомобиля был принят визир, а измерение длины тормозного пути выполняли при помощи измерительной рулетки.

Результаты экспериментальных исследований процесса торможения автомобиля Toyota Fun Cargo

25

на неукатанном снегу при температуре -22оС представлены на рис.2.

Рис.1. Внешний вид протектора зимних шин

Результаты исследований убедительно показывают, что при малых начальных скоростях торможения на неукатанном снегу (10+15 км/ч) ABS несколько увеличивает длину тормозного пути автомобиля по сравнению с торможением с заблокированными колесами.

При повышении начальной скорости торможения (более 15 км/ч) работа ABS дает заметное сокращение тормозного пути автомобиля по сравнению с его торможением с заблокированными колесами. Причем, чем больше скорость, тем эта разница становится более заметной. Например, при торможении с начальной скоростью 40 км/ч ABS сокращает длину тормозного пути в среднем на 13%. Это объясняется, прежде всего, снижением фрикционных свойств шины с ростом скорости [1,3,6].

По результатам экспериментальных исследований получена математическая зависимость длины тормозного пути автомобиля с функционирующей ABS на неукатанном снегу:

жс =-0,0004 V + + 0,0275-V02 -0,0915-V0'

(1)

Рис. 2. Гра.

50

Скорость, км/ч

185/65 R14

на неукатанном снегу при температуре -22°С

*

lamnl

Транспорт

где Sx абс - длина тормозного пути автомобиля с АБС; Ц0 - начальная скорость торможения автомобиля.

Аппроксимирующая зависимость (1) получена при коэффициенте достоверности аппроксимации R2=0,97.

Светлым маркером показаны результаты измерений тормозного пути автомобиля с работающей ABS, темным - с отключенной ABS.

Получена также и математическая зависимость длины тормозного пути автомобиля с отключенной ABS (с заблокированными колесами) на не- укатанном снегу:

Sr = 0,0055 • Vq + 0,1622 • V. (2)

Зависимость (2) получена при коэффициенте достоверности аппроксимации R2=0,98.

По итогам экспериментальных исследований процесса торможения автомобиля на неукатанном снегу необходимо отметить, что наблюдается безусловное преимущество управляемости и устойчивости автомобиля с включенной антиблокировочной системой. В то время как торможение с отключенной ABS сопровождалось полным блокированием колес и заносом автомобиля.

На втором этапе эксперимента процесс торможения автомобиля выполняли на укатанном снегу. Испытания эффективности торможения и устойчивости автомобиля также проводили с включенной и отключенной ABS.

Результаты исследований приведены на рис. 3. Они показывают, что при торможении на укатанном снегу с начальной скоростью 10 км/ч средний тормозной путь автомобиля, как с функционирующей ABS, так и без нее, одинаков и составляет 2 м. Курсовая устойчивость автомобиля в обоих случаях сохраняется.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис

работа ABS на данном покрытии дает увеличение тормозного пути автомобиля по сравнению с его торможением с заблокированными колесами. Причем, чем больше начальная скорость торможения, тем эта разница становится больше. Например, при торможении с начальной скоростью 40 км/ч ABS увеличивает длину тормозного пути в среднем на 15%. А при скорости 60 км/ч - уже на 18%.

По результатам экспериментальных исследований получена математическая зависимость длины тормозного пути автомобиля с функционирующей ABS на укатанном снегу:

STАБС = 0,0099 • V02 + 0,1587 • V0, (3)

где Sj АБС - длина тормозного пути автомобиля с ABS; Ц0 - начальная скорость торможения автомобиля.

Аппроксимирующая зависимость (3) получена при коэффициенте достоверности аппроксимации R2 = 0,99.

При торможении автомобиля с отключенной ABS длина его тормозного пути на укатанном снегу описывается выражением вида

Sr = 0,0083 • V02 + 0,1183 • V. (4)

Аппроксимирующая зависимость (4) получена при коэффициенте достоверности аппроксимации R2 = 0,99.

Из этого следует, что ABS в зимнюю пору не всегда выполняет свои функции, которые были упомянуты выше. Это подтвердили результаты экспериментальных исследований. Во всех 4 случаях, когда автомобиль тормозил с начальными скоростями 10км/ч, 20км/ч, 40км/ч и 60км/ч, тормозной путь с функционирующей ABS оказался больше, чем у автомобиля с отолюченной /ABS0.

10 20 30 40 50

скорость, км/ч

на укатанном снегу при температуре -25С

60

70

R14

0

Светлым маркером на рис. 3 показаны результаты измерений тормозного пути автомобиля с функционирующей ABS, темным - с отключенной ABS.

С увеличением начальной скорости торможения

Проведенные экспериментальные исследования позволили установить следующее:

- При торможении на неукатанном снегу тормозной путь автомобиля на зимних шинах с работающей

lui

Транспорт

ABS может сокращаться до 13% и более. С увеличением начальной скорости торможения эта цифра увеличивается.

- При торможении на покрытии с низким коэффициентом сцепления (укатанный снег) тормозной путь автомобиля с работающей ABS увеличивается на 15%

+ 18% и более.

- Прекращение работы ABS приводит к блокировке тормозящих колёс, нарушению устойчивости и управляемости автомобиля, а отсутствие регуляторов тормозных сил на автомобилях с ABS еще больше усугубляет эти негативные тенденции.

Библиографический список

1. Федотов А.И. Повышение эффективности работы антиблокировочных систем при колебаниях нормальной нагрузки: дис. ... канд. техн. наук: 05.05.03. М., 1986. 185 с.

2. Способы диагностирования тормозной системы автомобиля, оборудованного антиблокировочной системой (варианты), способ диагностирования тормозной системы автомобиля и устройство для осуществления способов / А.И. Федотов [и др.]: патент на изобретение RUS 2297932 14.12.2005.

3. Федотов А.И., Бойко А.В., Портнягин Е.М. Моделирование процесса торможения автомобиля с ABS на полноопорном диагностическом стенде с беговыми барабанами // Вестник ИрГТУ. 2008. № 4(36). С. 95-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федотов А.И., Портнягин Е.М. Способ оценки тормозной эффективности и устойчивости автомобиля, оборудованного антиблокировочной системой, способ оценки работоспособности антиблокировочной системы автомобиля и устройство для осуществления способов: патент на изобретение RUS 2365516 08.04.2008.

5. Федотов А.И., Портнягин Е.М., Доморозов А.Н. Стенд и метод контроля процесса торможения автомобиля с АБС // Автомобильная промышленность. 2009. № 11. С. 28-31.

6. 6. Бойко А.В., Федотов А.И., Потапов А.С. О повторяемости измерений параметров процесса торможения автомобиля на стенде с беговыми барабанами // Вестник ИрГТУ. 2008. №1. С. 63-71.

УДК 656.13:658 (075.8)

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ НА ГОРОДСКИХ АВТОБУСНЫХ МАРШРУТАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ МИКРОАВТОБУСОВ

© С.А. Яценко1, С.В. Колганов2, Н.В. Тарханова3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведен опыт имитационного моделирования, позволяющего оценить суммарные затраты времени пассажиров на передвижение с учетом использования автобусов разной вместимости в городском сообщении на регулярном маршруте. Данный метод позволяет органам местного самоуправления определять для городского регулярного маршрута возможность и (или) целесообразность использования подвижного состава разной вместимости; при допуске перевозчиков к обслуживанию пассажиров на городском регулярном маршруте предъявлять требования к структуре парка автобусов; предприятиям-перевозчика подбирать рациональный состав парка ПС на регулярном маршруте, который они обслуживают. Ил. 4. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: пассажирский транспорт; управление перевозками; городской маршрут; подвижной состав; качество обслуживания пассажиров.

SIMULATION MODELING OF PASSENGER SERVICE QUALITY ASSESSMENT ON URBAN BUS ROUTES WITH

MINIBUSES INVOLVEMENT

S.A. Yatsenko, S.V. Kolganov, N.V. Tarkhanova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article presents the experience of simulation modeling enabling the estimation of the total time spent by the passengers for transportation considering the use of regular route municipal buses of different busload. This method allows the local government authorities to determine the possibility and (or) feasibility for urban regular routes to use the rolling

1Яценко Светлана Днатольевна, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405135, e-mail: sv_lana2005@mail.ru

Yatsenko Svetlana, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 405135, e-mail: sv_lana2005@mail.ru

2Колганов Сергей Владимирович, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405353, e-mail: Kolganov_sv@istu.edu

Kolganov Sergey, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 405353, e-mail: Kol-ganov_sv@istu.edu

Тарханова Наталья Владимировна, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: +7 (3952) 40 51 35, email: tarnato@yandex.ru

Tarkhanova Natalya, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: +7 (3952) 405135, e-mail: tarnato@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.