Научная статья на тему 'Влияние рабочего процесса абс на характер изнашивания пар трения тормозов автомобиля'

Влияние рабочего процесса абс на характер изнашивания пар трения тормозов автомобиля Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
122
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние рабочего процесса абс на характер изнашивания пар трения тормозов автомобиля»

4. Кочетов О.С.,Стареева М.О.Акустический распылитель Кочетова // Патент РФ на изобретение № 2465516.Опубликовано 27.10.2012. Бюллетень № 30.

5.Кочетов ОС., Стареева М.О.Распылитель акустический//Патент РФ на изобретение №2465517.Опубликовано 27.10.2012.Бюллетень изобретений № 30.

6.Кочетов О.С., Стареева М.О. Распылитель дисковый//Патент РФ на изобретение №2460589. Опубликовано 10.09.2012. Бюллетень изобретений № 25.

7. Кочетов О С., Стареева М.О. Форсунка Кочетова для распыливания жидкостей // Патент РФ на изобретение № 2461427. Опубликовано 20.09.2012. Бюллетень изобретений № 26.

8. Кочетов О С. Расчет акустических форсунок для распыливания жидкостей и суспензий// Актуальные проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 сентября 2014 г., г.Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014.-56 с. С. 33-37.

9. Кочетов О.С.Исследования форсунок для распыливания жидкостей и суспензий//Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 сентября 2014 г., г.Уфа). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014.-205с. С. 21-24.

10. Кочетов О С. Исследования акустических характеристик аэродинамических глушителей шума // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. № 71 (26). C. 45-48.

© О.С.Кочетов, 2015

УДК 629.33.017

Маркин Александр Вячеславович

студент ВолгГТУ г. Волгоград, РФ, E-mail: [email protected] Бойченко Алексей Александрович студент ВолгГТУ г. Волгоград, РФ, E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА АБС НА ХАРАКТЕР ИЗНАШИВАНИЯ ПАР ТРЕНИЯ

ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЯ

Аннотация

В статье дано подробное обоснование необходимости изучения рабочего процесса затормаживания колес автомобиля при наличии в тормозном приводе АБС.

Ключевые слова Легковой автомобиль, тормозная система, АБС, фреттинг-коррозия

Статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) свидетельствует о том, что наибольшее количество ДТП по причине технических неисправностей автомобиля приходится на тормозное управление. Поэтому контролю за техническим состоянием тормозного управления должно уделяться повышенное внимание. В настоящее время все большее распространение получила установка антиблокировочных систем (АБС) гидротормозов автомобилей. По данным заводов-производителей автомобильной техники до 90% всех сходящих с конвейера автомобилей оснащены АБС.

В отличие от традиционного способа торможения юзом при затормаживании колеса автомобиля с АБС в тормозном приводе основная часть кинетической энергии гасится в парах трения тормозных механизмов, что способствует их интенсивному нагреву. Ниже оценим возможную степень влияния этого процесса на эффективность функционирования тормозов.

В процессе трения на фактических пятнах касания тормозного диска с тормозными колодками образуются фрикционные связи, каждая из которых при работе АБС может существовать в течение очень малого промежутка времени и исчезает с нарушением контакта в данном месте на фазе растормаживания.

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

Таким образом, именно в зоне фактического контакта, возникают физические процессы, обуславливающие силу трения и связанные с нею тепловые явления и износ. В зависимости от особенностей конструкций и условий работы узлов трения, а также от сочетания материалов трущихся пар фрикционное тепловыделение происходит в некотором поверхностном слое одного или обоих тел. Эти поверхностные слои получили название теплопроизводящих. Непрерывное изменение сближения тел, вызванное нагревом поверхностей трения, изменяет и толщину теплопроизводящих слоев.

Фрикционные пары тормозных устройств (барабанно- и ленточно-колодочных) относятся к открытым термодинамическим системам. Указанная система, особенно в зоне температур, превышающих допустимую для материала фрикционной накладки, обменивается энергией и газообразными веществами с окружающей средой, изменяя при этом состав и свойства приповерхностных слоев контактирующих тел, что определяет прочность и защитные свойства вторичных структур, возникающих на взаимодействующих поверхностях. Указанные структуры являются результатом совместного действия деформационных, тепловых, вибрационных, адсорбционных, диффузионных и химических процессов. Последние относят к внутренним в связи с диссипацией механической энергии в тепловую. Закономерности указанных преобразований определяются свойствами и структурами трибоматериалов, характером нагружения и свойствами технологической среды.

Одним из наиболее опасных и распространенных видов изнашивания является фреттинг-коррозия или фреттинг-изнашивание — процесс разрушения контактирующих металлических поверхностей в условиях относительных колебательных перемещений (вибраций) малой амплитуды (от сотых долей микрометра до нескольких миллиметров, что характерно для торможения колеса автомобиля при наличии АБС). Исследования [1] свидетельствуют, что возникновение фреттинг-коррозионных повреждений на поверхностях сопрягаемых деталей существенно ухудшает такие важные эксплуатационные характеристики материала как предел выносливости, контактная жесткость и др.

В качестве примера, подтверждающего сказанное, на рисунке представлен фрагмент экспериментальной диаграммы износа пары образцов из армко-железа на стадии установившегося процесса фреттинг-изнашивания, полученными в работе [1, с. 26]. Исследования проводились на специальных образцах из армко-железа. Воспроизведение фреттинга осуществлялось по ГОСТ 23.211-80 на специальной лабораторной установке.

550---------

Ч

00 11000 12000 13000 циклы 14000 N•10"' _>

Рисунок 1 - Фрагмент экспериментальной диаграммы фреттинг-износа армко-железа на стадии

установившегося износа [1, с. 26]

Точками показаны результаты измерения нормального сближения образцов с помощью датчика Микрон-02, а сплошной линией - кривая суммарного линейного фреттинг-износа, полученная в результате автоматизированной обработки экспериментальных данных.

Полученная картина изменения кинетики фреттинг-износа армко-железа соответствует малоцикловому механизму фреттинг-изнашивания металлов, что наблюдается в фрикционных парах

тормозных механизмов автомобилей оборудованных АБС: иными словами, зафиксированный в работе [1, с. 26] 2-образный характер изменения абсолютной величины суммарного линейного износа образцов является экспериментальным подтверждением усталостной природы трения и износа металлов при контактном взаимодействии пар трения, характерном для функционирования АБС.

По мнению авторов [1, с. 28] горизонтальные линии на графике свидетельствуют об образовании поверхностных микротрещин, которые в дальнейшем соединяются, образуя отслаивающийся лепесток материала (вертикальные линии). В результате отслаивающиеся лепестки материала скапливаются, уменьшая коэффициент сцепления пар трения.

Следовательно, изменение рабочего процесса затормаживания колес автомобиля при наличии в тормозном приводе АБС, функционирующий со сравнительно малой частотой изменения тормозного момента (до 10-11 Гц) обуславливает в отличие от традиционного способа торможения юзом принципиально новое явление изнашивания пар трения, что необходимо учесть при эксплуатации автотранспортного средства и назначении периодичности ТО тормозов.

Список используемой литературы: 1. Безъязычный, В.Ф. Экспериментальное изучение процессов разрушения поверхностных слоев металла при установившемся процессе фреттинг- изнашивания./ В.Ф.Безъязычный, Р.В. Любимов, М.В.Тимофеев -Межвузовский сборник научных трудов "Механика и физика фрикционного контакта", №7 - Тверь: Издательство Тверского государственного технического университета,2000. - 24-28 с.

© А. В. Маркин, А. А. Бойченко, 2015

УДК 373:51-7

Рыбкин Алексей Дмитриевич.

магистрант 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Управление образовательной организацией» филиал Кубанского государственного университета в

г .Славянске -на-Кубани, [email protected]

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НА ЛИНЕЙНОЙ ШКАЛЕ

ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье, при помощи методики изучения личностных креативных способностей Е. Е. Туник, было проведено измерение воображения школьников, как составной части их креативности. Измерение проводилось в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша.

Ключевые слова креативность, воображение, латентные переменные, модель Раша.

Потребность общества в человеке, обладающем креативными способностями, приводит к поиску все новых и новых способов их развития. Но для того чтобы говорить о качественных и количественных изменениях в личностных способностях человека, их необходимо измерить. Данная процедура вызывает множество сложностей, так как креативность не существует сама по себе, а состоит из множества отдельных качеств и способностей человека. Одним из них является способность личности к воображению. Это обусловлено тем, что креативность не является деятельностью по шаблону, она требует нового взгляда на существующие вещи, переосмысления существующих знаний об обыденной реальности и поиска новых, нетривиальных решений возникающих проблем. Все это говорит о воображении как о неотъемлемой части личностных креативных способностей.

Данное исследование преследует цель анализа качества опросника как измерительного инструмента для оценки сформированности интегрального показателя «воображение» у школьников. Латентная переменная «воображение» задается при помощи набора индикаторов, приведенных в опроснике [1], то есть операционально. Измерение данного интегрального показателя на линейной шкале позволит сравнить учеников в зависимости от класса, пола и возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.