Научная статья на тему 'Влияние психосоциальной адаптации на формирование профессиональной компетентности студентов специальности «Связи с общественностью»'

Влияние психосоциальной адаптации на формирование профессиональной компетентности студентов специальности «Связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Двойникова Е. Ю.

В статье рассматриваются особенности психосоциальной адаптации студентов специальности «Связи с общественностью»; анализируются факторы психосоциальной адаптации, способствующие или препятствующие формированию профессиональной компетентности, приводятся результаты исследований с использованием методики измерения уровня тревожности Тейлора и методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние психосоциальной адаптации на формирование профессиональной компетентности студентов специальности «Связи с общественностью»»

UDC: 37.01

SYSTEMATIZATION OF COGNITIVE OPERATIONS

A.A. Gilev

Samara State University of Architecture and Civil Engineering 194 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443001 E-mail: [email protected]

In work considers the ordering of cognitive operations by type of information and level of its processing. Four groups of cognitive operations, each of which they have specific features and objects of application.

Key words: cognitive operation, cognitive competence, systematization, theoretical thinking.

Original article submitted 11/II/2010; revision submitted - 15/III/2010/

Aleksandr A. Gilev (Ph.D., Associate Professor), Vice Rector for Academic Affairs, Professor, Dept. of. Physics.

УДК 159.9.07

ВЛИЯНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Е.Ю. Двойникова1

Самарский государственный технический университет,

4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности психосоциальной адаптации студентов специальности «Связи с общественностью»; анализируются факторы психосоциальной адаптации, способствующие или препятствующие формированию профессиональной компетентности, приводятся результаты исследований с использованием методики измерения уровня тревожности Тейлора и методики диагностики социальнопсихологической адаптации Роджерса и Даймонда.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, психосоциальная адаптация, связи с общественностью.

В настоящее время профессия специалиста по связям с общественностью является особенно востребованной в разных сферах организационно-управленческой деятельности, высокий уровень профессиональной подготовки такого специалиста часто определяет успешность функционирования предприятия. Определение специалиста по связям с общественностью и его функций на предприятии часто понимается весьма узко, как некоторое дополнение к рекламным акциям. В действительности, PR-деятельность связана не только с основными традиционными аспектами, такими как финансовый, технический или коммерческий, но предполагает также функции управления компанией [1].

Одним из главных аспектов профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью является умение формировать и корректировать общественное мнение как внутри структуры самого предприятия, так и в сфере процессов массовых коммуникаций. Поэтому профессиональная деятельность

1 Елена Юрьевна Двойникова, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики 32

специалиста по связям с общественностью должна основываться на высоком уровне профессиональной компетентности в большинстве общественных процессов и

отношений.

Однако развить высокий уровень профессиональных качеств в процессе обучения специальности «Связи с общественностью» невозможно без высокого уровня психосоциальной адаптации. В связи с этим была определена цель исследования -выявить механизмы влияния типа психосоциальной адаптации на формирование

профессиональной компетентности студентов специальности «Связи с

общественностью».

Основной задачей процесса обучения является развить способность к коммуникации, организации, синтезу и анализу, а также способствовать формированию личной целостности как в профессиональной, так и в частной жизни. Эти характеристики обеспечивают высокий уровень психосоциальной адаптации личности, так как она создает возможность специалисту использовать объективный подход к решению профессиональных задач.

Способность к психосоциальной адаптации является непременным условием сохранения психического здоровья, развития личностного потенциала и успеха в профессиональной деятельности. Особенно важна способность личности к

психосоциальной адаптации в период смены социальной ситуации, так как одной из специфических особенностей работы специалиста по связям с общественностью является частая смена социальной ситуации. Именно от того, насколько быстро и продуктивно будут функционировать адаптационные процессы, зависит возможность формирования у студента профессиональной компетентности.

Психосоциальная адаптация представляет собой комплексный процесс, включающий не только вхождение личности в систему межличностных и групповых процессов, усваивание закономерностей отношений в этой системе (через выработку образа мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм отношений), но и способность внести информацию о тех ценностях и нормах отношений, носителем которых является сама личность, в новую для нее систему. Таким образом, психосоциальная адаптация - это процесс преобразования социальной среды путем взаимовлияния «среда -человек - среда».

В теории психосоциальной адаптации выделяют два типа адаптации [2]:

а) адаптация через преобразование и фактическое устранение проблемной ситуации (далее - ППС);

б) адаптация с сохранением проблемной ситуации (далее - СПС).

В первом случае (ППС) посредством преобразования самой ситуации личность претерпевает положительные изменения, приобретая новые знания и навыки, тем самым обогащая свой опыт.

Во втором случае личность терпит глубокие изменения, подвергаясь воздействию защитных комплексов, не способствующих ее развитию [2].

При определении типа психосоциальной адаптации одним из основных факторов является тревожность - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенности с угрозой неблагоприятного развития событий [3]. Адаптивное значение имеет умеренная выраженность тревожной реакции. В отличие от нее, интенсивная и длительная тревога препятствует формированию адаптивного потенциала [3].

Нами было проведено исследование особенностей психосоциальной адаптации студентов специальности «Связи с общественностью» с использованием методики измерения уровня тревожности Тейлора и методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда [4]. Задача исследования заключалась в определении типа психосоциальной адаптации студентов посредством выявления уровня тревожности и особенностей проявления профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность студентов определялась выбираемыми стратегиями управления конфликтом в процессе решения ситуационных задач, предусмотренных в курсе изучения конфликтологии.

В исследовании принимали участие 187 студентов четвертого года обучения указанной специальности. Результаты исследования представлены в таблице.

Результаты исследования уровня психосоциальной адаптации и тревожности

Число студентов Процент студентов Показатель уровня ПСА по Роджерсу и Даймонду Показатель уровня тревожности по Тейлору

30 16,0 0-68 (низкий) 25-40 (высокий)

51 27,3 50-102 (средний) 15-25 (повышенный)

94 50,3 > 136 (высокий) 5-15 (умеренный)

12 6,4 120-136 (средний) 0-5 (низкий)

187 100,0 Итого

По методике измерения уровня тревожности Тейлора были определены показатели тревожности студентов. Методика состоит из 50 утверждений, с которыми испытуемый мог согласиться или нет. На основании подсчета количества положительных и отрицательных ответов было выявлено число студентов, уровень тревожности которых соответствует одной из четырех степеней: высокой, средней с тенденцией к высокой, средней с тенденцией к низкой, низкой.

Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда содержит 101 высказывание о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Испытуемый должен соотнести высказывания с собственным мнением и выбрать один из шести предлагаемых вариантов ответа. Каждому варианту присваивался определенный балл, который записывался в виде ответа. По результатам опроса было определено число студентов с определенным показателем уровня психосоциальной адаптации.

Из результатов таблицы видно, что высокий уровень адаптации может достигаться только при умеренно выраженном уровне тревожности. Средний уровень адаптации может достигаться как при низком, так и при среднем с тенденцией к высокому уровне тревожности. Низкий уровень адаптации является следствием высокого уровня тревожности. На основании результатов тестов приходим к заключению, что психосоциальная адаптация является сложной функцией тревожности.

Рассмотрим процесс формирования состояния адаптированности личности при возникновении проблемной ситуации. На рисунке представлена упрощенная схема психосоциальной адаптации личности с ППС или с СПС.

Состояние адаптированности личности на определенном этапе ее развития определяется совокупностью решенных и нерешенных проблемных ситуаций. В частности, состояние психосоциальной адаптированности задается комплексом внутренних и внешних факторов, воздействующих на личность. При возникновении новой проблемной ситуации личности приходится решать конкретную задачу. В зависимости от уровня тревожности процесс решения проблемной ситуации может развиваться двумя путями с учетом типа психосоциальной адаптации: с ППС или с СПС.

При высоком уровне тревожности актуализируется работа защитных комплексов, формирующих иррациональные установки, усиливающие состояние неопределенности. Это создает необходимость разрешения внутриличностной проблемной ситуации. Таким образом, на данном этапе перед личностью стоят две задачи: уравновесить эмоциональное состояние и решить внешнюю проблемную ситуацию. В результате под влиянием этих факторов формируется субъективная оценка ситуации в целом, которая приводит к искаженному восприятию внешней задачи. В этом случае выбираются неоптимальные стратегии решения исходной задачи. Студенты, у которых психосоциальная адаптация происходит с СПС, используют простейшие манипуляции: ложь, умолчание, уход от решения проблемы [5]. Успех не достигается, высокий уровень тревожности сохраняется или увеличивается, фиксируется психосоциальная адаптация с СПС.

Схема процесса психосоциальной адаптации

При низком уровне тревожности формируются рациональные установки, направляющие на решение внешней задачи. Это создает предпосылки к выбору оптимальных стратегий решения задачи и позволяет объективно оценивать проблемную ситуацию.

В итоге это приводит к оптимальному решению внешней задачи. Студенты, у которых психосоциальная адаптация происходит с ППС, используют сложные манипулятивные стратегии: создание условий, провоцирующих необходимость

определенной деятельности респондента; объективный анализ ситуации для принятия оптимального решения; анализ экономических, социальных и психологических факторов для создания мотивации к конструктивной деятельности. Достигается успех, и появляется положительный опыт, что снижает уровень тревожности.

В итоге формируется новое состояние психосоциальной адаптированности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. а) психосоциальная адаптация, состоявшаяся путем преобразования или устранения проблемной ситуации, характеризуется умеренным уровнем личностной тревожности;

б) психосоциальная адаптация, состоявшаяся с сохранением проблемной ситуации, характеризуется высоким уровнем личностной тревожности.

2. а) отсутствие высокого уровня тревожности позволяет объективно оценивать поставленную задачу;

б) переживание тревоги как дискомфортного состояния приводит к преобразованию самой задачи, отвлекая от объективного ее анализа и перенаправляя внимание на снижение собственной тревожности.

3. а) умеренный уровень тревожности создает предпосылки к формированию сложных манипулятивных стратегий, определяет направленность на конструктивное разрешение поставленной задачи;

б) при высоком уровне личностной тревожности формируются простейшие манипулятивные стратегии управления и разрешения конфликтов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буари Филипп А. Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия / Пер. с фр. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.

2. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / Отв. ред. Э.А. Александрян: АН АрмССР. Ин-т философии и права. - Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1988.

3. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностнотипологические особенности осужденных. - Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2001.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 1998.

5. Двойникова Е.Ю. Ложь как психологический феномен в психосоциальной адаптации в вузе / Сборник научных статей по материалам I Международного форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма». Санкт-Петербург, 2006. - СПб.: Книжный Дом, 2006. - С. 217-218.

Поступила в редакцию 10/II/2010; в окончательном варианте - 19/111/2010.

UDC: 159.9.07

THE PSYCHOSOCIAL ADAPTATION INFLUENCE ON PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF PR-STUDENTS

E. Yu. Dvoinikova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: [email protected]

In the article a psychosocial adaptation feature of PR-students are considered, psychosocial adaptation factors which promote or hinder the formation of professional competence were analyzed.

The results of investigations are presented with the use of Tailor method for measuring an anxiety level and RojersDiamond method for social-psychological adaptation diagnostics.

Key words: professional competence, psychosocial adaptation, public relations.

Original article submitted 10/II/2010; revision submitted - 19/III/2010.

Elena Yu. Dvoinikova Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy УДК 378.147

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Е.В. Дубае2

Самарский государственный технический университет,

4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

В статье рассматривается педагогическая технология формирования предметных профессионально-значимых компетенций у студентов нефтетехнологических специальностей в процессе обучения физике в техническом университете. Предлагается модульное структурирование курса физики, обогащенное профессиональноориентированным теоретическим и практическим материалом.

Ключевые слова: предметные компетенции, технологии формирования, межпредметные связи, обучение физике.

Высшее профессиональное образование переживает сегодня период значительных преобразований. Идет поиск нового содержания обучения и инновационных форм его реализации в учебном процессе. Обществу сегодня нужен специалист, не только обладающий функциональной готовностью к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая, способная к саморазвитию личность. Нефтегазовая отрасль является важнейшей в экономике страны, поэтому молодые люди охотно получают нефтетехнологические специальности. Тем не менее, дефицит высокопрофессиональных нефтяников-геологов, геофизиков и разработчиков существует. Как отмечают специалисты, он связан с устаревшими методиками и технологическим сопровождением учебного процесса в технических университетах. Как следствие, ощущается неумение выпускников быстро адаптироваться к инновационным технологиям, продлевается «промежуток пассивности», т.е. период адаптации выпускника университета к производственным условиям [1]. Переход на образовательные стандарты третьего поколения основывается на стремлении объединить систему высшего профессионального образования с профессиональнопроизводственными структурами. Результатом современного высшего профессионального образования должен стать специалист, обладающий высоким уровнем универсальных и профессиональных компетенций. Среди универсальных компетенций выделяются следующие три группы: общенаучные (способность

приобретать и использовать новые знания и др.), инструментальные (способность использовать информацию, полученную при помощи компьютера из различных источников, коммуникация и др.), социально-личностные (способность к саморазвитию

2 Елена Владимировна Дубас, ст. преподаватель, каф. общей физики и физики нефтегазовых производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.