Научная статья на тему 'Влияние психологических особенностей на динамику старения'

Влияние психологических особенностей на динамику старения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калашникова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние психологических особенностей на динамику старения»

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ДИНАМИКУ СТАРЕНИЯ В.В. Калашникова

Самарский государственный медицинский университет Кафедра медицинской психологии и психотерапии

Старение является закономерным биологическим процессом, развивающимся с возрастом и проявляющимся постепенным снижением приспособительных возможностей организма (1). Известно, что образ жизни, реакция нервной системы на окружающую действительность оказывают огромное влияние на интенсивность развития старения, в том числе и преждевременного (2). Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мышечной системы, костно-суставного аппарата. Однако, часто не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы и индивидуальные психологические особенности являются причиной плохого самочувствия, депрессии и самоизоляции. В настоящее время геронтологами разрабатываются специальные программы, которые направлены на профилактику преждевременного старения и поддержание психического здоровья пожилых людей (3, 4). До сих пор остается недостаточно изученным вопрос о влиянии психологических особенностей на динамику старения, в связи с чем, представляется актуальным исследование психологических факторов риска преждевременного старения.

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении психологических факторов риска преждевременного старения. В задачи исследования входили:

диагностика эмоционально-волевых характеристик и социальной активности у лиц пожилого возраста и анализ их влияния на динамику старения.

Было проведено психологическое исследование 62 соматически благополучных людей в возрасте от 45 до 65 лет. Все испытуемые были разделены на две подгруппы от 45 до 55 лет и 56 - 65 лет.

Методы исследования:

1. 16-факторный опросник Кеттела;

2. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова);

3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т.И. Балашовой)

4. Методы математической статистики.

Анализ эмоционально-волевых особенностей по факторам С, G ,1, О^ 3, Q 4 методики Кеттела выявил, что по Фактору С (измеритель силы «Я») в первой подгруппе (45-55 лет) высокие показатели имеют 20% респондентов, тенденция к завышению отмечалась у 55%, в то время как во второй подгруппе (55-65 лет) тенденция к завышению отмечалась у 44%, а низкие показатели и тенденция к занижению у 14% и 28% соответственно. В первой подгруппе этот показатель был равен 15%, и была выявлена корреляция ге = 0,477 с уровнем его достоверности р < 0,05. Можно сказать, что с возрастом привносятся такие черты, как плохой эмоциональный контроль, капризность, отсутствие чувства ответственности. У людей с низкими показателями по этому фактору отмечается чувство беспомощности и фрустрация.

По фактору О (тревожность- спокойствие) у второй подгруппы отмечены 21% высоких показателей, 35% выявили показатели с тенденцией к завышению и лишь 5% имели низкие показатели. У представителей первой подгруппы - 40% ответов с низкими показателями и 35% - с тенденцией к занижению. Выявлена корреляция ге = 0,476 с уровнем достоверности р < 0,05. Эти данные коррелируют с показателями тревоги и депрессии по шкале Госпитальной тревоги и депрессии, где прослеживается увеличение уровня тревожности с возрастом. Кроме того, можно сделать вывод о растущем показателе Фактора Q 4 (фрустрированость - расслабленность) во второй возрастной подгруппе.

Анализ социальной активности на основании данных опросника Кеттела по Факторам - А (общительность -замкнутость); Е (доминантность - покорность); F (беспечность - озабоченность); Н (смелость - робость); N (проницательность - наивность); L (подозрительность - доверчивость) и Q 2 (самодостаточность - зависимость) показал, что имеются достоверные различия между подгруппами. В целом, с возрастом отмечается снижение активности, появление безучастности и холодности по отношению к окружающим. Анализ факторов второго порядка показывает повышение показателей тревожности, конформности и интровертированную направленность.

Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать выводы о том, что с возрастом происходит снижение эмоциональной устойчивости и эмоционального контроля, повышение тревожности, депрессивности, беспокойства. Старение влечет за собой снижение активности в межличностном общении, появляется интровертированность.

Данные, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы при составлении программ профилактики преждевременного старения. Психокоррекционные мероприятия должны включать психотехники и групповые занятия, направленные на снижение тревожности, повышение эмоционального контроля и эмоциональной устойчивости, а также повышение социальной активности.

Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости.// Психол. журнал. Том 22, №3. 2001.

2. Виленчик М.М. / Биологические основы старения и долголетия./ М.: Медицина, 1986.

3. Миколайчук Е.Н. Пожилой человек в современно обществе// Мед. Консультация 1999. №4.

4. Холл У.Дж. Новое в геронтологии: Обзор.// Международный журнал медицинской практики. 2000. №5.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.