ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ДИНАМИКУ СТАРЕНИЯ В.В. Калашникова
Самарский государственный медицинский университет Кафедра медицинской психологии и психотерапии
Старение является закономерным биологическим процессом, развивающимся с возрастом и проявляющимся постепенным снижением приспособительных возможностей организма (1). Известно, что образ жизни, реакция нервной системы на окружающую действительность оказывают огромное влияние на интенсивность развития старения, в том числе и преждевременного (2). Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мышечной системы, костно-суставного аппарата. Однако, часто не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы и индивидуальные психологические особенности являются причиной плохого самочувствия, депрессии и самоизоляции. В настоящее время геронтологами разрабатываются специальные программы, которые направлены на профилактику преждевременного старения и поддержание психического здоровья пожилых людей (3, 4). До сих пор остается недостаточно изученным вопрос о влиянии психологических особенностей на динамику старения, в связи с чем, представляется актуальным исследование психологических факторов риска преждевременного старения.
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении психологических факторов риска преждевременного старения. В задачи исследования входили:
диагностика эмоционально-волевых характеристик и социальной активности у лиц пожилого возраста и анализ их влияния на динамику старения.
Было проведено психологическое исследование 62 соматически благополучных людей в возрасте от 45 до 65 лет. Все испытуемые были разделены на две подгруппы от 45 до 55 лет и 56 - 65 лет.
Методы исследования:
1. 16-факторный опросник Кеттела;
2. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова);
3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т.И. Балашовой)
4. Методы математической статистики.
Анализ эмоционально-волевых особенностей по факторам С, G ,1, О^ 3, Q 4 методики Кеттела выявил, что по Фактору С (измеритель силы «Я») в первой подгруппе (45-55 лет) высокие показатели имеют 20% респондентов, тенденция к завышению отмечалась у 55%, в то время как во второй подгруппе (55-65 лет) тенденция к завышению отмечалась у 44%, а низкие показатели и тенденция к занижению у 14% и 28% соответственно. В первой подгруппе этот показатель был равен 15%, и была выявлена корреляция ге = 0,477 с уровнем его достоверности р < 0,05. Можно сказать, что с возрастом привносятся такие черты, как плохой эмоциональный контроль, капризность, отсутствие чувства ответственности. У людей с низкими показателями по этому фактору отмечается чувство беспомощности и фрустрация.
По фактору О (тревожность- спокойствие) у второй подгруппы отмечены 21% высоких показателей, 35% выявили показатели с тенденцией к завышению и лишь 5% имели низкие показатели. У представителей первой подгруппы - 40% ответов с низкими показателями и 35% - с тенденцией к занижению. Выявлена корреляция ге = 0,476 с уровнем достоверности р < 0,05. Эти данные коррелируют с показателями тревоги и депрессии по шкале Госпитальной тревоги и депрессии, где прослеживается увеличение уровня тревожности с возрастом. Кроме того, можно сделать вывод о растущем показателе Фактора Q 4 (фрустрированость - расслабленность) во второй возрастной подгруппе.
Анализ социальной активности на основании данных опросника Кеттела по Факторам - А (общительность -замкнутость); Е (доминантность - покорность); F (беспечность - озабоченность); Н (смелость - робость); N (проницательность - наивность); L (подозрительность - доверчивость) и Q 2 (самодостаточность - зависимость) показал, что имеются достоверные различия между подгруппами. В целом, с возрастом отмечается снижение активности, появление безучастности и холодности по отношению к окружающим. Анализ факторов второго порядка показывает повышение показателей тревожности, конформности и интровертированную направленность.
Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать выводы о том, что с возрастом происходит снижение эмоциональной устойчивости и эмоционального контроля, повышение тревожности, депрессивности, беспокойства. Старение влечет за собой снижение активности в межличностном общении, появляется интровертированность.
Данные, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы при составлении программ профилактики преждевременного старения. Психокоррекционные мероприятия должны включать психотехники и групповые занятия, направленные на снижение тревожности, повышение эмоционального контроля и эмоциональной устойчивости, а также повышение социальной активности.
Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости.// Психол. журнал. Том 22, №3. 2001.
2. Виленчик М.М. / Биологические основы старения и долголетия./ М.: Медицина, 1986.
3. Миколайчук Е.Н. Пожилой человек в современно обществе// Мед. Консультация 1999. №4.
4. Холл У.Дж. Новое в геронтологии: Обзор.// Международный журнал медицинской практики. 2000. №5.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва