Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ СОПРАНО'

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ СОПРАНО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академический вокал / вокальная педагогика / исполнительские навыки / женские голоса / сопрано / психоэмоциональное состояние / academic vocal / vocal pedagogy / performance skills / female voices / soprano / psychoemotional state

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шан Ибин

В статье анализируется влияние психоэмоционального состояния на исполнение сопрано. Выявляются стрессовые реакции во время выступления, учитывающее особенности тембра и диапазона высокого женского голоса. Автор рассматривает различные факторы, от которых зависит психоэмоциональное состояние исполнительниц и дает методические рекомендации по работе со стрессом для вокалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE ON SOPRANO PERFORMANCE

The article analyzes the influence of psycho-emotional state on soprano performance. Stress reactions during the performance are revealed, taking into account the peculiarities of timbre and range of high female voice. The author considers various factors, on which the psycho-emotional state of female singers depends, and gives methodical recommendations on working with stress for vocalists.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ СОПРАНО»

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ СОПРАНО Шан Ибин, магистрант

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-235-237

Аннотация. В статье анализируется влияние психоэмоционального состояния на исполнение сопрано. Выявляются стрессовые реакции во время выступления, учитывающее особенности тембра и диапазона высокого женского голоса. Автор рассматривает различные факторы, от которых зависит психоэмоциональное состояние исполнительниц и дает методические рекомендации по работе со стрессом для вокалистов.

Ключевые слова: академический вокал, вокальная педагогика, исполнительские навыки, женские голоса, сопрано, психоэмоциональное состояние.

В оперном спектакле от певцов требуется умение одновременно демонстрировать различные навыки: исполнение сложных партий, взаимодействие с дирижером и оркестром, актерская работа над ролью, сценическое движение, работа с костюмами и реквизитом. Вокалистам необходимо не только воспроизводить выученные партии и отточенные движения, но и моментально реагировать на любые случайные изменения, сохраняя самообладание и не теряя высокого уровня исполнения. В то же время репетиции дают певцам возможность более спокойно оценить ситуацию, не меняя костюмов и не ожидая сигналов для возвращения на сцену. Эти разные требования могут привести к различным формам стресса, испытываемого вне сцены и на сцене. Данная статья направлена на выявление стрессовых реакций артистов во время выступления и анализ влияния психоэмоционального состояния на исполнение на примере сопрано.

Психоэмоциональное состояние - это особая форма психического состояния человека с преобладанием эмоциональной реакции на ситуацию, явление действительности, на действия другого человека, на предметы, которая выражается в эмоциях. Психоэмоциональное состояние является важнейшим аспектом общего функционального состояния организма, от которого напрямую зависит здоровье, работоспособность, интеллектуальные процессы и качество жизни человека [4, с. 69]. В современном мире научно-технического прогресса, который связан с быстрым темпом жизни, постоянной информационной перегрузкой, де-

фицитом времени, резко возросло психоэмоциональное напряжение людей, провоцирующее тяжелые нарушения психического и физического здоровья. У артистов психоэмоциональные перегрузки наиболее выражены из-за специфики деятельности. Профессиональному вокалисту необходимо уметь выражать эмоции и чувства, скрытые в музыкальном произведении так, чтобы зрителю были понятны замысел автора и исполнительская интерпретация вокалиста.

Сопрано являются отдельной группой исполнительниц, обладающих особенностями тембра и тесситуры. В традиционной системе классификации голосов сопрано рассматривают как высокий женский тембр с диапазоном от первой до третьей октавы, включая переходные ноты во второй октаве. В оперном искусстве разработана более подробная классификация, включая драматическое, лирико-драматическое, лирическое и колоратурное сопрано. К ключевым особенностям сопрано относятся несколько важных моментов.

Среди других вокальных голосов сопрано выделяются своим репертуаром, так как это самый высокий вокальный тип среди женщин, который часто встречается в операх и классической музыке, нередко исполняя главные роли в известных произведениях. Голос сопрано может передавать широкий спектр эмоций, его выразительные качества не ограничиваются лишь драматическими или лирическими моментами. В процессе пения сопрано сталкиваются с особыми техническими сложностями: исполнение требует высокой точности

интонации и контроля дыхательных техник, а высокие ноты требуют мастерства в работе с резонаторами и мощным вибрато [2, с. 42]. Эти технические аспекты являются основополагающими для подготовки профессиональной певицы, способной исполнять любые партии на высоком уровне.

Тесситура сопрано определяется как наиболее удобная высота звучания, при которой голос звучит естественно и уверенно. В высоких голосах низкие ноты часто звучат менее мощно. При сравнении меццо-сопрано и классического сопрано, возможно наблюдать схожесть в диапазонах, но их тесситуры располагаются на разных уровнях. Для педагога важно определить тесситуру каждой исполнительницы на начальном этапе работы, чтобы выявить технические возможности и перспективы. В процессе обучения особенно следует сосредоточиться на правильном освоении дыхательных техник, формировании звука и его резонировании [3, с. 114]. Также необходимо следить за психоэмоциональным состоянием вокалистки, поскольку эмоциональный стресс может вызвать реальные сбои в работе голоса [1, с. 312]. Исследования показали, что даже умеренные эмоциональные проблемы могут ограничить диапазон, изменить тембр и ухудшить звучание, а более серьезные психологические проблемы могут привести к возникновению таких вокальных патологий, как узелки на связках и полипы [5, с. 21].

По характеру воздействия на организм эмоции делятся на различные типы. Положительные эмоции, такие как удовольствие, радость, интерес, активизируют физиологические процессы в организме человека, вызывая активизацию энергетической, психической и интеллектуальной деятельности, мотивируя человека на совершение определенных действий [4, с. 74]. Негативные астенические эмоции (меланхолия, тоска, депрессия) подавляют и снижают подвижность тела. Человек чувствует себя вялым, расслабленным, появляется чувство сильной усталости, даже выполнение самых простых задач становится сложнее или превращается в непосильный труд; возникает негативное отношение к окружающей действительности. Напротив, стенические отрицательные эмоции (гнев, злость, ярость, сильное возмущение) проте-

кают на фоне повышенной активности с резкой и интенсивной мобилизацией всех энергетических процессов, движущихся бурно и чрезмерно, и чаще всего не всегда адекватно ситуации. Это скорее деструктивные эмоции. Нейтральные эмоции (удивление, безразличие), занимающие среднее положение между отрицательными и положительными, характеризуются отсутствием боли и я, поэтому они близки к положительным эмоциям и являются для человека энергосберегающими.

Репетиционный процесс, а также выступления на сцене чреваты различными проблемами психологического характера [6, с. 27]. Одна из самых распространенных проблем в музыкальном исполнительстве - тревожность. Состояние тревоги отражает психологические реакции, состоящие из чувства страха, нервозности и физиологических явлений, таких как учащение сердцебиения или дыхания. Тревожность - это устойчивая тенденция испытывать, переживать и сообщать о негативных эмоциях, возникающая во многих ситуациях. Музыкальная исполнительская тревожность характеризуется страхом перед музыкальными выступлениями, например, перед аудиторией или жюри. Это сложное явление обусловлено взаимодействием многих факторов, включая поведение, стимулы окружающей среды и опыт индивида. При тревожном состоянии голос начинает дрожать, высокие ноты звучат сдавленно, исполнительница не может в полной мере владеть своими вокальными данными [3, с. 98]. Для сопрано эти проблемы проявляются наиболее остро, голос начинает срываться и звучать нестабильно. Наоборот, при благоприятном психоэмоциональном состоянии исполнительница может продемонстрировать весь спектр вокальных и актерских навыков.

Психоэмоциональное состояние является ключевым фактором для вокалистов, сфера деятельности которых предполагает высокий уровень стресса. Для достижения максимального эффекта от процесса исполнения, сопрано необходимо следить за собственным психоэмоциональным состоянием, настраиваться на выступление и четко знать о необходимых вокальных приемах, которые нужно применить в конкретном музыкальном номере. Педагогам вокала следует бережно относиться к ментальному здоровью обучающихся и не пе-

регружать нервную систему слишком часты- номерном освоении вокальных навыков ис-ми выступлениями или стрессовыми ситуаци- полнительница сможет привыкнуть к сцени-ями, поскольку только при аккуратном и пла- ческим выступлениям [5, с. 69].

Библиографический список

1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968. - 676 с.

2. Жук, Е.А. Особенности работы с высокими женскими голосами / Е.А. Жук // Научная палитра. - 2017. - № 1(15). - С. 38-45.

3. Кочегов, С.П. Формирование голоса певца. - М.: Музгиз, 1998. - 238 с.

4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2000. - 367 с.

5. Человская, Ю.Е. Гармонизация внутреннего психоэмоционального состояния как предпосылка улучшения физиологического состояния человека / Ю.Е. Человская // Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение: Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции, Москва, 06-07 декабря 2014 года / Центр практической психологии «ПРИЗ»; Союз психологов-консультантов и психотерапевтов; Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Высшая школа практической психологии и бизнеса». Том Выпуск 1. - М.: Издательство «Перо», 2015. - С. 68-71.

6. Шестак Г.В. Психологические особенности и эмоциональная сфера в пении // Царскосельские чтения. - 2011. - № 5. - С. 24-31.

THE INFLUENCE OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE ON SOPRANO PERFORMANCE

Shang Yibing, Graduate Student

Herzen Russian State Pedagogical University

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes the influence of psycho-emotional state on soprano performance. Stress reactions during the performance are revealed, taking into account the peculiarities of timbre and range of high female voice. The author considers various factors, on which the psycho-emotional state of female singers depends, and gives methodical recommendations on working with stress for vocalists.

Keywords: academic vocal, vocal pedagogy, performance skills, female voices, soprano, psycho-emotional state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.