№ 1, 2006
ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Т. М. Резер, доцент кафедры акмеологии общего и профессионального образования Ревдинского государственного педагогического университета, директор Ревдинского медицинского колледжа
В статье в аспекте траектории развития рассматриваются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Приводится концепция понимания психического здоровья. Раскрывается значение психического здоровья индивида, типа акцентуации личности и имеющихся психических комплексов для межличностных отношений в образовательном пространстве.
Построение межличностных отношений между участниками образовательного процесса, основанного на принципах толерантности, профессионального самоопределения и саморазвития, здоровье-сбережения, по-прежнему представляет собой актуальную проблему. На межличностные отношения оказывают влияние многие аспекты: уровень развития общества и экономики; состояние культуры; режим и формы построения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения; состояние здоровья и образ жизни участников этого процесса и др.1 Использование принципа толерантности является немалым вкладом в развитие культуры и сохранение здоровья и обучающих, и обучаемых.
Участники образовательного процесса составляют своего рода треугольник, сторонами которого выступают:
— обучающиеся: воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, слушатели;
— обучающие: воспитатель, учитель, мастер производственного обучения, преподаватель;
— иные участники образовательного процесса: родители, родственники, опекуны, представители общественности.
Траекторию развития человека можно представить в виде следующей схемы:
Человек (Homo sapiens) ® Индивид (Individuum) ® Личность (Personality) ® Индивидуальность (Individualization).
Человек в качестве индивида, личности и индивидуальности является участником образовательного процесса. В каждом случае он выполняет особую
социальную роль в зависимости от этапа жизнедеятельности, становления и профессионального самоопределения.
В аспекте траектории развития человека рассмотрим понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».
Индивид (лат. individuum неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек, личность2. В нашем понимании индивид есть отдельный представитель биологического вида — человек, имеющий свои психосоматические особенности, обусловленные наследственностью, средой проживания, этническими и национальными особенностями.
Личность — это носитель сознания. Новорожденный имеет только индивидуальные психологические особенности, у него еще нет самосознания, и он пока не личность. Известный психолог академик А. Н. Леонтьев определил личность как новообразование, относительно поздно возникающее в ходе общественно-исторического развития и в ходе развития индивидуума, отдельного человека. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей са-мотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности. Личность может быть прогрессивной и отсталой, яркой и посредственной, гармонически и односторонне развитой, здоровой и больной, т. е. разной.
Индивидуальность есть неповторимое своеобразие отдельного человека,
© Т. М. Резер, 2006
совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность — уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
Смысловая близость понятий «индивидуальность» и «личность» приводит к тому, что они нередко употребляются как однозначные, вместе с тем они фиксируют разные стороны, именуемые социально значимыми качествами человека. Личность — это индивидуум как представитель общества, с особыми личностными качествами, которые отличают его от других людей, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других членов общества, в том числе в профессиональной сфере. Индивидуальность описывается набором признаков, присущих только данному человеку. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомофизиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности3.
Гармоничные межличностные отношения между участниками образовательного процесса подразумевают, с одной стороны, отсутствие у них дефектов в психическом здоровье, а с другой — наличие повышенной устойчивости к психическому стрессу, обозначаемой как толерантность.
Акмеологические законы личностнопрофессионального развития, умножения личностного потенциала и самовыражения личности в профессии предполагают наличие у человека высокого уровня физического и психического здоровья.
Существует несколько концепций понимания здоровья: здоровье как отсутствие заболеваний и идеальное состояние благополучия; здоровье как баланс (так называемая динамическая точка зрения) и т. д. В отечественной медицине одно из определений здоровья основано на теории потребностей: под здоровьем подразумевается умение человека удовлетворять свои материальные и ду-
ховные потребности. Значит, для того чтобы ребенок или взрослый человек был здоровым, необходимо научить его осознавать свои потребности и удовлетворять их. Психическое здоровье — это собственная жизнеспособность индиви-да4.
В данной работе под психическим здоровьем понимается отсутствие у человека психических болезней, т. е. заболеваний с преимущественным нарушением и расстройством психики, выражающихся в форме функциональных изменений психической деятельности без нарушения отражения реального мира (неврозы, неврастении, депрессии и т. д.) или в форме органических поражений мозга и глубоких расстройств психики с нарушением реального отображения мира и поведения (шизофрения, психозы, олигофрения, травмы и т. д.).
Всемирной организацией здравоохранения были выделены следующие критерии психического здоровья:
— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
— критичность к себе и собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
— соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средо-вых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
— способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
— способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовать это;
— способность изменять способ поведения в ответ на смену жизненных ситуаций, обстоятельств.
Идеальное психическое здоровье в виде эталона есть гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют теоретическим
№ 1, 2006
нормам и создают условия для полной психосоциальной адаптации и психологического комфорта в природной и социальной действительности. Оно не встречается в реальной жизни, поскольку для психического здоровья характерны индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, которая позволяет последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными потребностями, общественными интересами, общепринятой моралью. Поэтому психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает социальную сферу жизни человека.
Любое нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, а с другой — с воздействующими в процессе жизни факторами — чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами, в том числе и связанными с получением человеком образования на этапах его жизнедеятельности.
Согласно современным представлениям, основанным на работах К. Г. Юнга, психика человека имеет осознаваемую и неосознаваемую части. На долю первой приходится всего лишь около
10 % психического материала. Неосознаваемая часть психики включает подсознание и сверхсознание. Подсознание — это психологический опыт, связанный с биологическим существованием человека, который тот уже прошел и несет в себе. В подсознании фиксируются все последствия психических стрессов, психотравм и психокомплексы. Сверхсознание — это высшие уровни психики, то, к чему человек еще только идет, но ощущает это в себе.
Интегральная личность человека есть совокупность образующих ее суб-
личностей, которые представляют собой отдельные качества человека и отдельные жизненные программы. Субличности человека могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом: могут гармонировать, взаимоподстраховывать, компенсировать или конфликтовать. Каждая субличность выполняет свою неповторимую роль, а ее изменение приводит к изменению всей личности человека. Поэтому из психики человека нельзя ничего вынуть или что-то привнести в нее без учета внутренних связей.
Высшим аспектом, который приводит к интеграции и гармонии психики человека, является «истинное Я». Оно дает человеку ощущение цели в жизни, правильности пути, понятие о долге, совести, ответственности и других высших психических проявлениях.
Второй по значимости аспект, который также приводит к интеграции и гармонии психики человека, — это «субличность», «мой внутренний ребенок». В каждом взрослом живет маленький ребенок с его личным опытом, проблемами, которые он вынес из детства, детским желанием защиты и любви. Отсюда особую значимость для последующей жизни человека приобретает период становления психики, так как первый психический опыт — это матрица для дальнейшего развития.
Каждая субличность человека имеет свою мотивационную, обычно не осознаваемую, часть и осознаваемую, которую она представляет обществу. В жизни часто в силу нашей социальной обусловленности не происходит полного соответствия между побудительным мотивом и его выражением в личностном плане. Например, у человека, который хочет поступить учиться на бесплатное отделение в высшее учебное заведение и не может поступить туда несколько лет, отсутствует совпадение между побудительным мотивом и личностным выражением, реализацией своей цели. Причиной несовпадения может быть как неправильное профессиональное самоопределение личности, так и
недостаточно критичное отношение к собственному уровню образования, завышенная самооценка, порождающие деформацию психических проявлений. По Фрейду, подобные деформации приводят к невротизации, появлению психокомплексов и психическим акцентуациям личности, которые в дальнейшем могут оказывать существенное влияние на межличностные отношения в образовательном процессе.
С. Гроф в середине XX столетия разработал теорию перинатальных матриц, рассматривающую особенности внутриутробного периода и процессы рождения как факторы риска в формировании первых психокомплексов у человека. В подсознании плода фиксируются все состояния комфорта и дискомфорта. Находясь в эмоциональной и энергетической связи с матерью, он ощущает ее психическое состояние и любовь к себе.
I перинатальная матрица связана с внутриутробным развитием плода. Если этот период протекает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, ибо уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его уничтожения, то в дальнейшем у человека может развиться комплекс своей ненужности, вероятны попытки самоубийства.
II перинатальная матрица приходится на период схваток, являющихся первым тренингом терпения в жизни ребенка. При патологической фиксации в подсознании этого психического опыта может сформироваться комплекс «жертвы деспотизма», у мальчика — «предательства со стороны женщины», проявиться клаустрофобия.
III перинатальная матрица связана с периодом потуг, в течение которого ребенок активно вовлекается в процесс рождения, получает первый тренинг борьбы за существование. Патологическая фиксация данного психического опыта приводит к появлению вечных борцов,
революционеров, разрушителей, для которых «жизнь — это борьба».
IV перинатальная матрица отражает выход в новую среду. Затруднения в момент рождения (асфиксия, наложение щипцов либо вакуум-экстрактора и т. п.) могут породить страх встречи с новым, мешающий в будущем творческой реализации личности5.
Психические комплексы могут возникать в течение всей жизни человека и чаще они обусловлены стрессовыми ситуациями. Комплексы сопровождают человека всю жизнь и, если не принимать специальных мер, могут привести к нарушению его социальной адаптации и характера.
Характер человека — это совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности человека, его общении и обусловливает типичные для него способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт характера человека, которые выражаются в избирательной уязвимости личности, называются акцентуацией. Акцентуация личности связана с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается и проявляется только в острых, психотравмирующих ситуациях.
В настоящее время выделяют следующие акцентуированные типы личности как факторы риска для здоровья: параноидальный, гипертивный, возбудимый, истероидный, шизоидный, неустойчивый. Наличие акцентуации влияет на действие закона личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, а также на установление взаимозависимости между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности.
Психолого-акмеологические исследования (А. А. Деркач, В. В. Зазыкин и др.) позволили определить сущностные характеристики и основные направления развития личностно-профессиональных
№ 1, 2006
качеств, умений, акмеологический инвариант профессионализма (наличие антиципации, саморегуляции, образной сферы, умения принимать решения), проследить изменения, происходящие в процессе личностно-профессионального развития: расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребностей в приобретении знаний и др.6
К. А. Абульханова-Славская, А. К. Маркова, Л. И. Катаева установили, что индивидуализация и социализация являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностно-профессионального развития. При этом основными психологическими механизмами формирования адекватного образа Я служат проявление личностной мобильности, включающей психологическую компетентность, позитивное самовосприятие, социальную адаптированность; стремление к профессиональному мастерству.
Следует заметить, что большинство психолого-акмеологических исследований ориентированы на гармонично развитую личность и фактически не затрагивают процесс личностно-профессионального развития личности, имеющей акцентуированные черты характера.
Наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. Э. Ф. Зеер понимает под ней социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания, предмета, цели, средств, способов и условий труда различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии7.
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психологических возможно-стей8.
Если профессиональное самоопределение человека совпало с выбором в качестве профессиональной педагогической деятельности, то такой человек в течение жизни является самым активным участником образовательного процесса, оказывающим влияние на межличностные отношения, а также транслятором традиций и носителем новых форм межличностного общения в этом процессе.
На основе всего вышеизложенного можно сделать выводы:
— межличностные отношения в образовательном процессе обусловлены состоянием психического здоровья индивида, типом акцентуации личности и имеющимися психическими комплексами;
— человек в течение процесса жизнедеятельности непрерывно является участником образовательного процесса, изменяя при этом социальную роль и свое воздействие на профессиональное самоопределение, а также на межличностное общение;
— недостаточное исследование типов характера и его акцентуированных черт у обучающихся в процессе получения образования приводит к неправильному личностно-профессиональному развитию и профессиональному самоопределению;
— профессиональное самоопределение, не учитывающее тип характера, психосоматическое состояние, может приводить к профессиональным деформациям личности;
— незнание индивидуумом собственного типа характера, наличия акцентуаций в нем или психокомплексов приводит также к ошибке профессионального самоопределения личности и может стать причиной, оказывающей негативное влияние на межличностные отношения в образовательном процессе.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образование, структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии
с установленной в психологии логикой развития личности и имеющимися психокомплексами, акцентуациями черт характера личности и состоянием психического здоровья в процессе жизнедеятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Резер Т. М. Абитуриент 2001: состояние физического и психического здоровья / Т. М. Резер // Социс. 2001. № 11. С. 118—122 ; Она же. Учебный процесс и здоровье учащихся : метод. рекомендации для учреждений проф. образования. М., 2002.
2 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. М., 1993. С. 151.
3 См.: Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. С. 361.
4 См.: Журавлев Д. Психическое здоровье во многом определяет физическое / Д. Журавлев // Нар. образование. 2004. № 8. С. 149.
5 См.: Апанасенко Г. Л. Медицинская ва-леология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/Д, 2000. С. 76.
6 См.: Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М., 1999. С. 161.
7 См.: Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. / Э. Ф. Зеер. М. ; Екатеринбург, 2003.
8 См.: Деркач А. А. Указ. соч. С. 165.
Поступила 22.06.05.
РОЛЬ КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
А. Ю. Ховрин, директор Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского
В настоящее время одним из ведущих факторов, обеспечивающих качественное социальное управление, удовлетворение потребностей граждан в получении государственных и муниципальных услуг, является наличие высокого уровня профессиональной компетентности у персонала различных органов управления. В данной статье рассматриваются вопросы влияния комплекса психологических знаний на повышение профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих.
Важнейшим условием обеспечения эффективности выполнения того или иного вида трудовой деятельности является профессиональная компетентность специалиста, ее осуществляющего. Особую значимость данный фактор приобретает в случае, когда субъектом труда выступает служащий, замещающий какую-либо должность в системе государственного или муниципального управления. Это обусловлено тем, что социальное управление представляет собой основную функцию государственной и муниципальной службы. Деятельность ее персонала протекает в крайне сложных
условиях, определяемых комплексным воздействием ряда значимых факторов как объективного, так и частично субъективного характера:
во-первых, современные отечественные социальные институты государственной и муниципальной службы имеют достаточно ограниченный опыт функционирования (около 15 лет);
во-вторых, в основу устройства системы органов власти в Российской Федерации сегодня положены совершенно новые принципы и явления (разделение и взаимное ограничение властей, ответственность власти перед обществом,
© А. Ю. Ховрин, 2006