Научная статья на тему 'Влияние психического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе'

Влияние психического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1519
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Резер Т. М.

В статье в аспекте траектории развития рассматриваются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Приводится концепция понимания психического здоровья. Раскрывается значение психического здоровья индивида, типа акцентуации личности и имеющихся психических комплексов для межличностных отношений в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Mental Health Influence upon Interpersonal Relations in Educational Process

In the article the notions «individual», «personality», «individuality» are viewed in the aspect of development trajectory. Also the conception of mental health comprehension is given. The meaning of such notions as individual's mental health, type of accentuated personality and mental complexes for interpersonal relations in educational area is clarified.

Текст научной работы на тему «Влияние психического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе»

№ 1, 2006

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Т. М. Резер, доцент кафедры акмеологии общего и профессионального образования Ревдинского государственного педагогического университета, директор Ревдинского медицинского колледжа

В статье в аспекте траектории развития рассматриваются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Приводится концепция понимания психического здоровья. Раскрывается значение психического здоровья индивида, типа акцентуации личности и имеющихся психических комплексов для межличностных отношений в образовательном пространстве.

Построение межличностных отношений между участниками образовательного процесса, основанного на принципах толерантности, профессионального самоопределения и саморазвития, здоровье-сбережения, по-прежнему представляет собой актуальную проблему. На межличностные отношения оказывают влияние многие аспекты: уровень развития общества и экономики; состояние культуры; режим и формы построения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения; состояние здоровья и образ жизни участников этого процесса и др.1 Использование принципа толерантности является немалым вкладом в развитие культуры и сохранение здоровья и обучающих, и обучаемых.

Участники образовательного процесса составляют своего рода треугольник, сторонами которого выступают:

— обучающиеся: воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, слушатели;

— обучающие: воспитатель, учитель, мастер производственного обучения, преподаватель;

— иные участники образовательного процесса: родители, родственники, опекуны, представители общественности.

Траекторию развития человека можно представить в виде следующей схемы:

Человек (Homo sapiens) ® Индивид (Individuum) ® Личность (Personality) ® Индивидуальность (Individualization).

Человек в качестве индивида, личности и индивидуальности является участником образовательного процесса. В каждом случае он выполняет особую

социальную роль в зависимости от этапа жизнедеятельности, становления и профессионального самоопределения.

В аспекте траектории развития человека рассмотрим понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид (лат. individuum неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек, личность2. В нашем понимании индивид есть отдельный представитель биологического вида — человек, имеющий свои психосоматические особенности, обусловленные наследственностью, средой проживания, этническими и национальными особенностями.

Личность — это носитель сознания. Новорожденный имеет только индивидуальные психологические особенности, у него еще нет самосознания, и он пока не личность. Известный психолог академик А. Н. Леонтьев определил личность как новообразование, относительно поздно возникающее в ходе общественно-исторического развития и в ходе развития индивидуума, отдельного человека. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей са-мотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности. Личность может быть прогрессивной и отсталой, яркой и посредственной, гармонически и односторонне развитой, здоровой и больной, т. е. разной.

Индивидуальность есть неповторимое своеобразие отдельного человека,

© Т. М. Резер, 2006

совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность — уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Смысловая близость понятий «индивидуальность» и «личность» приводит к тому, что они нередко употребляются как однозначные, вместе с тем они фиксируют разные стороны, именуемые социально значимыми качествами человека. Личность — это индивидуум как представитель общества, с особыми личностными качествами, которые отличают его от других людей, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других членов общества, в том числе в профессиональной сфере. Индивидуальность описывается набором признаков, присущих только данному человеку. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомофизиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности3.

Гармоничные межличностные отношения между участниками образовательного процесса подразумевают, с одной стороны, отсутствие у них дефектов в психическом здоровье, а с другой — наличие повышенной устойчивости к психическому стрессу, обозначаемой как толерантность.

Акмеологические законы личностнопрофессионального развития, умножения личностного потенциала и самовыражения личности в профессии предполагают наличие у человека высокого уровня физического и психического здоровья.

Существует несколько концепций понимания здоровья: здоровье как отсутствие заболеваний и идеальное состояние благополучия; здоровье как баланс (так называемая динамическая точка зрения) и т. д. В отечественной медицине одно из определений здоровья основано на теории потребностей: под здоровьем подразумевается умение человека удовлетворять свои материальные и ду-

ховные потребности. Значит, для того чтобы ребенок или взрослый человек был здоровым, необходимо научить его осознавать свои потребности и удовлетворять их. Психическое здоровье — это собственная жизнеспособность индиви-да4.

В данной работе под психическим здоровьем понимается отсутствие у человека психических болезней, т. е. заболеваний с преимущественным нарушением и расстройством психики, выражающихся в форме функциональных изменений психической деятельности без нарушения отражения реального мира (неврозы, неврастении, депрессии и т. д.) или в форме органических поражений мозга и глубоких расстройств психики с нарушением реального отображения мира и поведения (шизофрения, психозы, олигофрения, травмы и т. д.).

Всемирной организацией здравоохранения были выделены следующие критерии психического здоровья:

— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;

— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

— критичность к себе и собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

— соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средо-вых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

— способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

— способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовать это;

— способность изменять способ поведения в ответ на смену жизненных ситуаций, обстоятельств.

Идеальное психическое здоровье в виде эталона есть гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют теоретическим

№ 1, 2006

нормам и создают условия для полной психосоциальной адаптации и психологического комфорта в природной и социальной действительности. Оно не встречается в реальной жизни, поскольку для психического здоровья характерны индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, которая позволяет последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными потребностями, общественными интересами, общепринятой моралью. Поэтому психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает социальную сферу жизни человека.

Любое нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, а с другой — с воздействующими в процессе жизни факторами — чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами, в том числе и связанными с получением человеком образования на этапах его жизнедеятельности.

Согласно современным представлениям, основанным на работах К. Г. Юнга, психика человека имеет осознаваемую и неосознаваемую части. На долю первой приходится всего лишь около

10 % психического материала. Неосознаваемая часть психики включает подсознание и сверхсознание. Подсознание — это психологический опыт, связанный с биологическим существованием человека, который тот уже прошел и несет в себе. В подсознании фиксируются все последствия психических стрессов, психотравм и психокомплексы. Сверхсознание — это высшие уровни психики, то, к чему человек еще только идет, но ощущает это в себе.

Интегральная личность человека есть совокупность образующих ее суб-

личностей, которые представляют собой отдельные качества человека и отдельные жизненные программы. Субличности человека могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом: могут гармонировать, взаимоподстраховывать, компенсировать или конфликтовать. Каждая субличность выполняет свою неповторимую роль, а ее изменение приводит к изменению всей личности человека. Поэтому из психики человека нельзя ничего вынуть или что-то привнести в нее без учета внутренних связей.

Высшим аспектом, который приводит к интеграции и гармонии психики человека, является «истинное Я». Оно дает человеку ощущение цели в жизни, правильности пути, понятие о долге, совести, ответственности и других высших психических проявлениях.

Второй по значимости аспект, который также приводит к интеграции и гармонии психики человека, — это «субличность», «мой внутренний ребенок». В каждом взрослом живет маленький ребенок с его личным опытом, проблемами, которые он вынес из детства, детским желанием защиты и любви. Отсюда особую значимость для последующей жизни человека приобретает период становления психики, так как первый психический опыт — это матрица для дальнейшего развития.

Каждая субличность человека имеет свою мотивационную, обычно не осознаваемую, часть и осознаваемую, которую она представляет обществу. В жизни часто в силу нашей социальной обусловленности не происходит полного соответствия между побудительным мотивом и его выражением в личностном плане. Например, у человека, который хочет поступить учиться на бесплатное отделение в высшее учебное заведение и не может поступить туда несколько лет, отсутствует совпадение между побудительным мотивом и личностным выражением, реализацией своей цели. Причиной несовпадения может быть как неправильное профессиональное самоопределение личности, так и

недостаточно критичное отношение к собственному уровню образования, завышенная самооценка, порождающие деформацию психических проявлений. По Фрейду, подобные деформации приводят к невротизации, появлению психокомплексов и психическим акцентуациям личности, которые в дальнейшем могут оказывать существенное влияние на межличностные отношения в образовательном процессе.

С. Гроф в середине XX столетия разработал теорию перинатальных матриц, рассматривающую особенности внутриутробного периода и процессы рождения как факторы риска в формировании первых психокомплексов у человека. В подсознании плода фиксируются все состояния комфорта и дискомфорта. Находясь в эмоциональной и энергетической связи с матерью, он ощущает ее психическое состояние и любовь к себе.

I перинатальная матрица связана с внутриутробным развитием плода. Если этот период протекает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, ибо уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его уничтожения, то в дальнейшем у человека может развиться комплекс своей ненужности, вероятны попытки самоубийства.

II перинатальная матрица приходится на период схваток, являющихся первым тренингом терпения в жизни ребенка. При патологической фиксации в подсознании этого психического опыта может сформироваться комплекс «жертвы деспотизма», у мальчика — «предательства со стороны женщины», проявиться клаустрофобия.

III перинатальная матрица связана с периодом потуг, в течение которого ребенок активно вовлекается в процесс рождения, получает первый тренинг борьбы за существование. Патологическая фиксация данного психического опыта приводит к появлению вечных борцов,

революционеров, разрушителей, для которых «жизнь — это борьба».

IV перинатальная матрица отражает выход в новую среду. Затруднения в момент рождения (асфиксия, наложение щипцов либо вакуум-экстрактора и т. п.) могут породить страх встречи с новым, мешающий в будущем творческой реализации личности5.

Психические комплексы могут возникать в течение всей жизни человека и чаще они обусловлены стрессовыми ситуациями. Комплексы сопровождают человека всю жизнь и, если не принимать специальных мер, могут привести к нарушению его социальной адаптации и характера.

Характер человека — это совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности человека, его общении и обусловливает типичные для него способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт характера человека, которые выражаются в избирательной уязвимости личности, называются акцентуацией. Акцентуация личности связана с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается и проявляется только в острых, психотравмирующих ситуациях.

В настоящее время выделяют следующие акцентуированные типы личности как факторы риска для здоровья: параноидальный, гипертивный, возбудимый, истероидный, шизоидный, неустойчивый. Наличие акцентуации влияет на действие закона личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, а также на установление взаимозависимости между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности.

Психолого-акмеологические исследования (А. А. Деркач, В. В. Зазыкин и др.) позволили определить сущностные характеристики и основные направления развития личностно-профессиональных

№ 1, 2006

качеств, умений, акмеологический инвариант профессионализма (наличие антиципации, саморегуляции, образной сферы, умения принимать решения), проследить изменения, происходящие в процессе личностно-профессионального развития: расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребностей в приобретении знаний и др.6

К. А. Абульханова-Славская, А. К. Маркова, Л. И. Катаева установили, что индивидуализация и социализация являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностно-профессионального развития. При этом основными психологическими механизмами формирования адекватного образа Я служат проявление личностной мобильности, включающей психологическую компетентность, позитивное самовосприятие, социальную адаптированность; стремление к профессиональному мастерству.

Следует заметить, что большинство психолого-акмеологических исследований ориентированы на гармонично развитую личность и фактически не затрагивают процесс личностно-профессионального развития личности, имеющей акцентуированные черты характера.

Наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. Э. Ф. Зеер понимает под ней социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания, предмета, цели, средств, способов и условий труда различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии7.

Профессиональное самоопределение представляет собой процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психологических возможно-стей8.

Если профессиональное самоопределение человека совпало с выбором в качестве профессиональной педагогической деятельности, то такой человек в течение жизни является самым активным участником образовательного процесса, оказывающим влияние на межличностные отношения, а также транслятором традиций и носителем новых форм межличностного общения в этом процессе.

На основе всего вышеизложенного можно сделать выводы:

— межличностные отношения в образовательном процессе обусловлены состоянием психического здоровья индивида, типом акцентуации личности и имеющимися психическими комплексами;

— человек в течение процесса жизнедеятельности непрерывно является участником образовательного процесса, изменяя при этом социальную роль и свое воздействие на профессиональное самоопределение, а также на межличностное общение;

— недостаточное исследование типов характера и его акцентуированных черт у обучающихся в процессе получения образования приводит к неправильному личностно-профессиональному развитию и профессиональному самоопределению;

— профессиональное самоопределение, не учитывающее тип характера, психосоматическое состояние, может приводить к профессиональным деформациям личности;

— незнание индивидуумом собственного типа характера, наличия акцентуаций в нем или психокомплексов приводит также к ошибке профессионального самоопределения личности и может стать причиной, оказывающей негативное влияние на межличностные отношения в образовательном процессе.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образование, структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии

с установленной в психологии логикой развития личности и имеющимися психокомплексами, акцентуациями черт характера личности и состоянием психического здоровья в процессе жизнедеятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Резер Т. М. Абитуриент 2001: состояние физического и психического здоровья / Т. М. Резер // Социс. 2001. № 11. С. 118—122 ; Она же. Учебный процесс и здоровье учащихся : метод. рекомендации для учреждений проф. образования. М., 2002.

2 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. М., 1993. С. 151.

3 См.: Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. С. 361.

4 См.: Журавлев Д. Психическое здоровье во многом определяет физическое / Д. Журавлев // Нар. образование. 2004. № 8. С. 149.

5 См.: Апанасенко Г. Л. Медицинская ва-леология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/Д, 2000. С. 76.

6 См.: Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М., 1999. С. 161.

7 См.: Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. / Э. Ф. Зеер. М. ; Екатеринбург, 2003.

8 См.: Деркач А. А. Указ. соч. С. 165.

Поступила 22.06.05.

РОЛЬ КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А. Ю. Ховрин, директор Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского

В настоящее время одним из ведущих факторов, обеспечивающих качественное социальное управление, удовлетворение потребностей граждан в получении государственных и муниципальных услуг, является наличие высокого уровня профессиональной компетентности у персонала различных органов управления. В данной статье рассматриваются вопросы влияния комплекса психологических знаний на повышение профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим условием обеспечения эффективности выполнения того или иного вида трудовой деятельности является профессиональная компетентность специалиста, ее осуществляющего. Особую значимость данный фактор приобретает в случае, когда субъектом труда выступает служащий, замещающий какую-либо должность в системе государственного или муниципального управления. Это обусловлено тем, что социальное управление представляет собой основную функцию государственной и муниципальной службы. Деятельность ее персонала протекает в крайне сложных

условиях, определяемых комплексным воздействием ряда значимых факторов как объективного, так и частично субъективного характера:

во-первых, современные отечественные социальные институты государственной и муниципальной службы имеют достаточно ограниченный опыт функционирования (около 15 лет);

во-вторых, в основу устройства системы органов власти в Российской Федерации сегодня положены совершенно новые принципы и явления (разделение и взаимное ограничение властей, ответственность власти перед обществом,

© А. Ю. Ховрин, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.