УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
MANAGEMENT OF INNOVATIONS УДК 330.322 ББК 65-56 Г 60 Г.А. Голева
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и регионального менеджмента Института по подготовке и повышению квалификации Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (928) 10 44 628, e-mail: [email protected].
Влияние прямых иностранных инвестиций на инновационное развитие принимающего региона
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективного научно-технического сотрудничества между иностранными и местными компаниями принимающего прямые инвестиции региона. Автор подчеркивает, что между участниками кооперации присутствует обоюдный интерес в проведении совместных НИОКР В то же время существует большая вероятность неравного партнерства, которая должна быть минимизирована при помощи инструментов региональной инвестиционной политики.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, НИОКР, научно-техническое сотрудничество.
G.A. Goleva
Candidate of Economics, Associate Professor of Economy and Regional Management Department, IRPD, Southern Federal University, Rostov-on-Don. Ph.: (928) 1044628. email [email protected]
Impact of foreign direct investments on innovative development of accepting region
Abstract. The paper highlights the problem of effective scientific and technical cooperation between foreign and local companies of the region accepting foreign direct investments. The author underlines that there is a mutual interest in joint researches and development for both participants of cooperation. On the other hand, there is a strong probability of unequal partnership which must be reduced by using tools of the regional investment policy.
Keywords: foreign direct investments, research and development, scientific and technical cooperation.
Исключительное значение инноваций в конкурентной борьбе, с одной стороны, и определяющая роль инновационно-технологической компоненты развития экономики региона c другой - актуализируют вопрос взаимодействия между иностранными инвесторами и принимающими регионами в области НИОКР. Международные компании, осуществляющие прямые иностранные инвестиции (ПИИ), способны оказать существенное влияние на инновационное развитие принимающего региона.
Несмотря на то, что указанная тематика представлена в трудах таких авторов, как Егорова М.В., Кортов С.В., Косенков Р.А., Монастырный Е.А [1], изучение последствий ПИИ для инновационного развития российских регионов и разработка рекомендаций по развитию механизма привлечения прямых иностранных инвестиций требует дальнейшего
теоретического и методологического обоснования.
Россия в целом и ее регионы демонстрируют недостаточно высокую динамику показателей научно-инновационной деятельности, в том числе предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года в сфере научноинновационной деятельности, стратегией инновационного развития национальной экономики до 2020 года. В рейтинге инновационной конкурентоспособности стран мира РФ находится на 38-м месте [2].
По оценкам Росстата, в России сегодня действует около 4000 научноисследовательских институтов и более 40 000 инновационных компаний. В 2009 году в стране Роспатентом зарегистрировано около 28 тысяч заявок на изобретения, что несколько ниже показателей 2008 г. - 30 тыс [3]. По данным аналитиков ассоциации инновации и развития информационных технологий (НАИРИТ), за 2009 год на развитие инновационных программ и проектов было выделено около 1 трлн. руб. В «инновационную десятку российских регионов» вошли [4]:
1) Томская область;
2) Московская область;
3) Новосибирская область;
4) Пермский край;
5) Республика Татарстан;
6) Красноярский край;
7) Республика Мордовия;
8) Калужская область;
9) Магаданская область;
10) Иркутская область.
Согласно данным ООН, в России доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства мала - около 9,4%; инновационная активность компаний остается низкой. Компании отличает низкая мотивация к проведению собственных НИОКР как из-за высоких рисков, так и ввиду недостаточной развитости рыночных отношений, сохранения превалирующего значения неформальных правил как обеспечивающих положение компаний на рынке. Препятствием является и отсутствие действенной поддержки государства в этой сфере [5].
В условиях усиливающейся международной конкуренции регионам необходимо самостоятельно формировать собственную инновационно-инвестиционную политику, которая позволяла бы максимально эффективно использовать ПИИ для инновационного развития регионов.
Сегодня необходимыми условиями для «инновационного прорыва» региона являются следующие [6]:
- наличие мощной финансовой базы, особенно в форме венчурного капитала;
- создание интегрированных бизнес-структур нового типа, способных наиболее полно реализовывать инновационный потенциал их участников;
- доступ к международным финансовым источникам, финансовым рынкам;
- наличие технической и информационной базы, необходимой для научных исследований;
- наличие высококвалифицированных научно-технических кадров;
- организация НИОКР в международном, а в отдельных случаях и в глобальном масштабах, в том числе посредством образования альянсов и союзов с крупными иностранными компаниями.
Прямые иностранные инвестиции выступают для принимающего региона как источник инноваций; интерес к их привлечению определяется желанием наиболее полно реализовать региональный инновационный потенциал на базе создаваемых с иностранными компаниями различного рода бизнес-интеграций, позволяющих осуществлять обоюдовыгодное сотрудничество в производственной и научно-технической сферах.
Взаимодействие международных компаний через свои подразделения в принимающих регионах с местными компаниями в области научно-технического кооперирования может происходить по ряду направлений, в число которых входят: фундаментальные исследования, прикладные исследования, технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные, организационные), опытное производство, первичное освоение нововведений, распространение нововведений.
Инновационная восприимчивость региона представляет собой наличие в нем возможностей и условий для генерации, приобретения и внедрения инноваций во всех сферах экономики и жизни общества. Среди факторов, оказывающих влияние на инновационную восприимчивость и инновационную активность региона, кроме уже названных, необходимо упомянуть и такие, как уровень доходов населения, качество жизни, образовательный уровень, развитость научно-образовательной инфраструктуры, уровень информатизации и компьютеризации, состояние материально-технической базы региональных НИИ, финансовая обеспеченность НИОКР, характер региональной поддержки инноваций.
Для полноценной реализации регионального инновационного потенциала, как было отмечено ранее, необходимо наличие развитой институциональной среды, которую формируют соответствующая нормативно-правовая база, предпринимательская культура, региональная деловая среда, а также инфраструктурное обеспечение, в том числе НИИ, научные центры, образовательные учреждения, фонды, аналитические и информационные центры, венчурные форды, научно-исследовательские компании, научные центры и лаборатории производственных предприятий.
В этой связи для принимающего региона возрастает значение подготовки собственных научных и инженерных кадров, развития внутреннего инновационного потенциала, регионального человеческого потенциала.
Реализации инновационного потенциала российских регионов препятствуют следующие факторы: нехватка у компаний финансовых ресурсов, необходимых для проведения НИКОР; низкая мотивация к проведению инноваций; низкий платежеспособный спрос на новые товары и услуги; высокая стоимость нововведений; неразвитость инновационной инфраструктуры; высокий уровень рисков; недостаток квалифицированных кадров; недостаточность научно-производственной базы, необходимой для проведения НИОКР; неразвитость региональной институциональной среды.
Международные компании, осуществляющие в регионе прямые иностранные инвестиции, также заинтересованы в проведении совместных НИОКР с местными компаниями.
Развитие технологий «сетевой корпорации», а в отдельных случаях и сетей с плавающим центром позволяет международным компаниям более активно передавать выполнение отдельных, в том числе и стратегически важных функций, своим заграничным подразделениям. Эксперты ЮНКТАД отмечают подобную тенденцию и в контексте корпоративного выполнения НИОКР. По мнению экспертов ООН, зарубежные филиалы постепенно превращаются в научно-производственные комплексы, принимают участие в осуществлении научных исследований и разработок (R&D - Research and Development).
Степень вовлеченности заграничных отделений международной компании и связанных с ними фирм принимающего региона в осуществление НИОКР определяется такими факторами, как финансово-промышленный потенциал компаний, уровень наукоемкости их производства, степень его диверсификации, характер передаваемой технологии. Удорожание научно-исследовательских и конструкторских работ приводит к тому, что отдельно взятые фирмы (даже довольно крупные) практически лишены возможности преуспеть в «гонке инноваций» и прибегают к международной кооперации в сфере НИОКР.
Кроме того, насущная необходимость международного сотрудничества в указанной сфере диктуется всеобщностью научного знания и технологических принципов в условиях
глобализации науки и технологий, а также интернационализации производства. Эксперты ЮНКТАД отмечают усиление роли регионального фактора в проведении научных исследований и разработок транснациональных компаний, и среди десяти потенциально привлекательных для подобных НИКОР стран называют и Российскую Федерацию [7].
Наибольшего положительного эффекта научно-техническая и производственная кооперация между иностранными инвесторами и местными компаниями принимающего региона может достигнуть в том случае, если местные компании действуют не разрозненно, а объединены в интегрированные структуры и имеют совместную инновационную направленность конкурентоспособности. Иными словами, для достижения более высокого инновационного эффекта прямых иностранных инвестиций в принимающем регионе должны быть созданы и успешно функционировать интегрированные бизнес-структуры инновационного типа, к которым, в частности, относят инновационные (инновационноактивные, высокотехнологичные кластеры, ИТ-кластеры). Это позволяет реализовать положительные эффекты масштаба производства, охвата (то есть масштабирования положительного эффекта не только на один продукт, но и на создание нескольких разновидностей продукции), синергии.
Привлечение прямых иностранных инвестиций с целью достижения максимального инновационного эффекта именно в интегрированную бизнес-структуру позволят добиться того, что инновация становится продуктом нескольких фирм и свободно распространяется по относительно стабильно функционирующей сети компаний. Такая ситуация приводит к усилению инновационного центра (инновационного полюса роста) региональной экономики не только с экономической, но и с институциональной точки зрения. Развитие подобной международной научно-технической и производственной кооперации является продолжением структурной и промышленной политики региона.
Ценность организационно-экономического механизма рассматриваемой формы международного сотрудничества для принимающего региона состоит в том, что он способен создать необходимый толчок, стать инициатором цепной реакции дальнейшего инновационного роста. В этой связи региональные власти должны сосредоточить свое внимание на обеспечении необходимых для инновационных интегрированных структур инновационных условий, поскольку они осваивают новые стандарты и технологии, новые подходы к организации труда, развивают конкуренцию, новаторство, обеспечивают продвижение новых товаров на местные рынки.
Направления взаимодействия иностранных компаний с местными компаниями принимающего прямые иностранные инвестиции региона должны опираться на продуманную стратегию промышленного и инновационного развития региона.
Наиболее перспективными направлениями научно-технического кооперирования международных компаний с местными компаниями принимающего региона являются: совместная разработка и создание новых видов изделий и технологических процессов; совместное решение технологических проблем в области совершенствования выпускаемых фирмами традиционных изделий или их компонентов; совместная разработка крупных научно-технических программ, финансируемых частично или полностью за счет средств государства, фирмы которых участвуют в кооперировании; обмен научно-техническими знаниями и передовой научной информацией.
Примечания:
1. Егорова М.В. Метод инновационного позиционирования региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5 (44); Кортов С.В. Анализ инновационного развития территории на базе эволюционного подхода // Инновации. 2004. № 6; Косенков Р.А. Фазовый анализ состояния, инновационного характера и направления развития региональной экономики (теоретические аспекты) // Инновации. 2002. № 1; Монастырный Е.А. Структурная модель инновационной системы // Инновации. 2005. № 8.
2. Щанкин С.А., Катайкина Н.А, Региональная политика развития инновационных кластеров как инструмент реализации инновационной стратегии России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 11 (242). С. 12.
3. Росстат. URL: www.rosstat.ru.
4. Инновации: промышленно-строительное обозрение. 2010. Вып. 2.
5. Инновационный рост в мире. URL: www.un.org.
6. Макович В. Развитие инновационного потенциала России. URL: www.rabotehelp.ucoz.ru/news/razvitie_innovacionnogo_potenciala_rosii/2011-08-01-335.
7. Доклад и мировых инвестициях 2005: транснациональные корпорации и интернационализация НИОКР. ООН. Нью-Йорк; Женева. 2005. с. 39.
References:
1.Egorova M.V Method of innovative positioning of the region // Regional Economy: theory and practice. 2007. No. 5 (44); Kortov S.V Analysis of innovative development on the basis of evolutionary approach // Innovations. 2004. No. 6; Kosenkov R.A. Phase analysis of a condition, innovative character and direction of development of regional economy (theoretical aspects) // Innovations. 2002. No. 1; Monastyrnyi E.A. Structural model of innovative system // Innovations. 2005. No. 8.
2. Schankin S.A, Kataykina N.A. Regional Policy ofdevelopment of innovative clusters as an instrument of realization of innovative strategy of Russia // Regional Economics: theory and practice. 2012. No. 11 (242). P. 12.
3. Rosstat. URL: www.rosstat.ru.
4. Innovations: industrial and construction review. 2010. Iss. 2.
5. Innovations growth in the world. URL: www.un.org.
6. Makovich V. Development of innovative capacity of Russia. URL: www.rabotehelp.ucoz.ru/news/razvitie_innovacionnogo_potenciala_rosii/2011-08-01-335.
7. Report on the world investments 2005: multinational corporations and researches and development internationalization. UN. New York; Geneva. 2005. P 39.