Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ НА БРЕНД ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ И ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ)'

ВЛИЯНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ НА БРЕНД ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ И ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ / МЯГКАЯ СИЛА / СПЕКТРАЛЬНАЯ СИЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркушина Н.Ю., Парфенёнок Н.Л., Аскерова Э.Ф., Бахшиев Д.З.

Цель исследования - определить влияние крупных спортивных соревнований на бренд государства на примере олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу в России. Методика и организация исследования. При написании статьи использовался сравнительный анализ рейтингов брендов государств, отчетов туристического и инвестиционного рынка, а также был проведен кейс-стади на основе отчетов о проведении двух крупных спортивных соревнований в России. Результаты исследования и выводы. Отметив улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге национальных брендов после проведения крупных соревнований, в статье выделяются следующие факторы продвижения бренда государства: визит первых лиц государств в ходе соревнований и проведение встреч на высшем уровне (что было особенно значимо для Российской Федерации в ходе чемпионата мира по футболу с учетом сохранения санкционного режима и весьма ограниченными визитами большинства европейских лидеров в Россию), привлечение внебюджетных инвестиций и рост экономики, развитие целого ряда элементов инфраструктуры, адаптация туристического сектора согласно современным международных требованиями и стандартам, а также значительно возрастающий туристический поток, а следовательно и знакомство с национальной историей, культурой и традициями. Данные критерии являются универсальными для анализа успешного влияния проведения крупных спортивных соревнований и могут использоваться для анализа эволюции бренда любого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маркушина Н.Ю., Парфенёнок Н.Л., Аскерова Э.Ф., Бахшиев Д.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF MAJOR SPORTS COMPETITIONS ON THE BRAND OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF THE OLYMPIC GAMES IN SOCHI AND THE WORLD CUP IN RUSSIA)

Objective of the study was to determine the impact of major sports competitions on the brand of the state on the example of the Olympic Games in Sochi and the World Cup in Russia. Methods and structure of the study. When writing the article, a comparative analysis of the ratings of state brands, reports of the tourism and investment markets was used, and a case study was conducted based on reports on two major sports competitions in Russia. Results and conclusions. Noting the improvement in the positions of the Russian Federation in the ranking of national brands after major competitions, the article highlights the following factors for promoting the brand of the state: the visit of the first persons of the states during the competitions and the holding of high-level meetings taking into account the continued sanctions regime and very limited visits by most European leaders to Russia), attracting extrabudgetary investments and economic growth, developing a number of infrastructure elements, adapting the tourism sector in accordance with modern international requirements and standards, as well as a significantly increasing tourist flow, and therefore familiarity with national history, culture and traditions. These criteria are universal for analyzing the successful impact of major sports competitions and can be used to analyze the evolution of the brand of any state.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ НА БРЕНД ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ И ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ)»

ВЛИЯНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ НА БРЕНД ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ И ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ)

УДК/UDC 327.7

Поступила в редакцию 18.11.2021 г.

Информация для связи с автором: nat-markushina@yandex.ru

Доктор политических наук, профессор Н.Ю. Маркушина1 Н.Л. Парфенёнок1 Аспирант Э.Ф. Аскерова1 Аспирант Д.З. Бахшиев1

1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

THE iMPACT OF HOLDiNG MAJOR SPORTS COMPETITIONS ON THE BRAND OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF THE OLYMPIC GAMES IN SOCHI AND THE WORLD FOOTBALL CUP IN RUSSIA)

Dr. Pol., Professor N.Yu. Markushina1 N.L. Parfenenok1

Postgraduate student E.F. Askerova1 Postgraduate student D.Z. Bakhshiev1

1 Saint-Petersburg State University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - определить влияние крупных спортивных соревнований на бренд государства на примере олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу в России.

Методика и организация исследования. При написании статьи использовался сравнительный анализ рейтингов брендов государств, отчетов туристического и инвестиционного рынка, а также был проведен кейс-стади на основе отчетов о проведении двух крупных спортивных соревнований в России.

Результаты исследования и выводы. Отметив улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге национальных брендов после проведения крупных соревнований, в статье выделяются следующие факторы продвижения бренда государства: визит первых лиц государств в ходе соревнований и проведение встреч на высшем уровне (что было особенно значимо для Российской Федерации в ходе чемпионата мира по футболу с учетом сохранения санкционного режима и весьма ограниченными визитами большинства европейских лидеров в Россию), привлечение внебюджетных инвестиций и рост экономики, развитие целого ряда элементов инфраструктуры, адаптация туристического сектора согласно современным международных требованиями и стандартам, а также значительно возрастающий туристический поток, а следовательно и знакомство с национальной историей, культурой и традициями. Данные критерии являются универсальными для анализа успешного влияния проведения крупных спортивных соревнований и могут использоваться для анализа эволюции бренда любого государства.

Ключевые слова: спортивная дипломатия, национальный брендинг, олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, мягкая сила, спектральная сила.

Abstract

Objective of the study was to determine the impact of major sports competitions on the brand of the state on the example of the Olympic Games in Sochi and the World Cup in Russia.

Methods and structure of the study. When writing the article, a comparative analysis of the ratings of state brands, reports of the tourism and investment markets was used, and a case study was conducted based on reports on two major sports competitions in Russia.

Results and conclusions. Noting the improvement in the positions of the Russian Federation in the ranking of national brands after major competitions, the article highlights the following factors for promoting the brand of the state: the visit of the first persons of the states during the competitions and the holding of high-level meetings taking into account the continued sanctions regime and very limited visits by most European leaders to Russia), attracting extrabudget-ary investments and economic growth, developing a number of infrastructure elements, adapting the tourism sector in accordance with modern international requirements and standards, as well as a significantly increasing tourist flow, and therefore familiarity with national history, culture and traditions. These criteria are universal for analyzing the successful impact of major sports competitions and can be used to analyze the evolution of the brand of any state.

Keywords: sports diplomacy, national branding, Olympic Games, World Cup, soft power, spectral power.

Введение. Проведение крупных спортивных соревнований, будь то чемпионаты мира или олимпийские игры, в современном мире является одним из инструментов для формирования положительного имиджа государства и продвижения национального бренда. Подобные мероприятия не только служат развитию спорта в стране, но и повышают ее туристическую, инвестиционную, деловую привлекательность, а также отношение зарубежной аудитории к государству в целом [3]. Конкуренция за право проведения такого

рода соревнований высока, и государства готовы предпринимать серьезные шаги для того, чтобы получить это право.

Ключевой теоретик понятия «национального брендинга», британский исследователь Саймон Анхольт, редактор журнала «Брендинг мест и публичная дипломатия», формируя критерии для ежегодного рейтинга индексов национальных брендов, дает определение [7] национальному брендингу как действиям, направленным на создание благоприятного образа государства посредством маркетинговых коммуникаций.

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Цель исследования - определить влияние крупных спортивных соревнований на бренд государства на примере олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу в России.

Результаты исследования и их обсуждение. До олимпийских игр в Сочи Советский Союз (Россия является его правопреемницей) принимал игры лишь однажды, в 1980 году. России было важно заявить о себе как о продолжательнице спортивных традиций, поэтому было необходимо выиграть право на проведение олимпийских игр. Успех пришел в 2007 г, когда российское государство получило это право в Гватемале на очередной сессии Международного олимпийского комитета, обойдя австрийский Зальцбург и южнокорейский Пхеньян. К подаче заявки Россия готовилась основательно: была запущена Федеральная целевая программа «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта в 2006-2014 гг. ». Президент России Владимир Путин лично выступил перед членами МОК во время презентации заявки Сочи на проведение игр.

Уже сам факт проведения олимпийских игр, как отмечает [10] оксфордский исследователь Эндрю Фоксалл, был воспринят как возвращение России в статус сверхдержавы. Успех российских спортсменов и первое место в медальном зачете на домашней олимпиаде продемонстрировали не только триумф российского спорта, но и согласно экспертам [9], позитивные изменения в геополитическом положении Российской Федерации.

Еще до проведения Олимпийских игр в Сочи Россия приняла решение бороться за право принимать у себя еще одно крупнейшее соревнование: Чемпионата Мира по Футболу 2018. В отличие от Олимпийских игр 2014, матчи проводились в 11 российских городах. Совет ФИФА признал проведенный в России чемпионат лучшим в истории [12].

Однако триумф Зимних олимпийских игр не успел повлиять на положение России в рейтинге национальных брендов в мире. Политические разногласия, последовавшие за проведением референдума в Крыму в 2014 году, привели к падению России в рейтинге брендов. Несомненно, негативные последствия имел и допинг скандал, направленный против России.

Тем важнее для Российской Федерации было безупречно проведение чемпионата мира по Футболу. Успех привел к тому, что в рейтинге Brand finance [11] 2019 г. Россия смогла подняться на четыре строчки, заняв 14 позицию, а стоимость российского бренда увеличилась на 16 процентов по сравнению с предыдущим годом. Среди причин, послуживших укреплению бренда России после проведения Олимпийских игр 2014 г. и Чемпионата мира по Футболу 2018, авторами на основе анализа показателей рейтингов Nation Brands были выделены и проанализированы следующие критерии:

1. Визит мировых лидеров. Крупные спортивные соревнования привлекают не только болельщиков, но и мировых лидеров, что делает их неформальным предлогом для проведения встреч на самом высоком уровне. Олимпийские игры в Сочи посетили [1] более 40 мировых лидеров, представителей монарших династий, Генеральный секретарь Организации Объединенных наций.

К списку высоких гостей чемпионата мира по футболу было приковано особо внимание: с 2014 года ряд мировых лидеров воздерживались от посещения Российской Федерации в знак протеста против политики России в отношении Украины. Однако, только на церемонии открытия Чемпионата мира 2018 присутствовали десятки мировых лидеров, с рядом из которых президент России Владимир Путин провел деловые встречи [5]. Числовым подтверждением итогов проведения статусных встреч на высшем уровне является подъем на четыре позиции в рейтинге национальных брен-

дов и подорожание национального бренда на 14 % [11]. Следовательно, визит 10 лидеров привел к увеличению цены бренда страны на 14 %%, соответственно, статус страны-хозяйки саммита даже с участием одного зарубежного лидера в ходе проведения крупных международных спортивных соревнований приводит к подорожанию бренда на 1,4 %%.

2. Привлечение инвестиций. Вопреки распространенному мнению, что проведение крупных спортивных мероприятий несет серьезные траты для бюджета, согласно вице-премьеру Дмитрию Козаку чистая прибыль от проведения Олимпийских игр в Сочи составила 1,5 миллиарда рублей [2]. Были привлечены более 1,3 миллиардов долларов США партнерских инвестиций. На 80 % игры были профинансированы из внебюджетных средств. Что касается Чемпионата мира 2018 года, в FIFA отметили [8], что уровень организации турнира стал лучшим в истории и принес FIFA 5,375 миллиардов долларов США выручки. Повышение инвестиционной привлекательности страны, подтвержденное многомиллиардными контрактами, является прямым доказательством положительного влияния крупных спортивных соревнований на бренд страны.

3. Развитие туристического сектора и адаптация согласно международным стандартам. Одним из ключевых преимуществ проведения олимпиады стало превращение Сочи в круглогодичный курорт: строительство современных отелей по жестким требованиям МОК и развитие всей туристической отрасли региона положительно повлияло на бренд России и Сочи, в частности, как туристического центра.

Чемпионат мира по футболу также внес вклад в развитие бренда России как туристического центра: появление в городах проведения чемпионата отелей мировых сетей, развитие гастрономической и развлекательной сфер, а также развитие туристической системы навигации в городах страны. Развитие туристического рынка подтверждается тем, что в одной только Москве к Чемпионату мира 2018 году было открыто 30 новых отелей представительского класса [13].

4. Развитие инфраструктуры. В ходе подготовки к олимпийским играм особое внимание было уделено комплексному развитию инфраструктуры Краснодарского края, начиная от транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций до развития энергетики.

К чемпионату мира по футболу 2018 только на столь необходимое для России развитие транспортной инфраструктуры было выделено более 350 миллиардов рублей [6]. Особый акцент был сделан на развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта, модернизацию целого ряда аэропортов страны.

Разумеется, развитие инфраструктуры, а именно многомиллиардные инвестиции [6] в модернизацию телекоммуникаций, обновление транспортной системы, акцент на экологические технологии стали одной из причин роста позиций страны в рейтинге национальных брендов.

5. Продвижение национальной культуры. Неотъемлемым и, вероятно, одним из важнейших факторов влияния на бренд страны-хозяйки оказывают иностранные болельщики, приезжающие на соревнования. Чемпионат мира по футболу посетило более 3,4 миллионов иностранных туристов [4]. Разумеется, это имело значение для укрепления бренда России в рейтинге 2019 года. Столь очевидное развитие туризма подтверждено конкретными цифрами [4] как неотъемлемый компонент мягкой силы страны.

Все вышеперечисленные преимущества проведения крупных спортивных соревнований демонстрируют весомый вклад в реализацию программ публичной дипломатии государством.

Выводы. Крупные спортивные мероприятия влияют на национальный бренд России, так как улучшают следующие критерии, учитываемые при составлении рейтинга брендов:

44

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

• количество встреч на высшем уровне, проведенное на территории государства;

• инвестиционная привлекательность государства;

• инфраструктурное развитие государства;

• развитие туристического сектора;

• усиление мягкой силы государства. Литература

1. Весь мир - в одном Сочи: высокие гости и лидеры мировых держав // Вести 8 февраля 2014. - URL: https://www.vesti.ru/doc. html?id=1262305 (дата обращения: 20 апреля 2020).

2. Козак Д.: прибыль от Олимпиады в Сочи составила 1,5 млрд рублей // Коммерсант 24.03.2014. - URL: https://www.kommersant. ru/doc/2437184 (дата обращения: 20 апреля 2020).

3. Маркушина Н.Ю. Ценностные ориентиры современного спорта / Н.Ю. Маркушина, О.Л. Церпицкая, Н.Г. Заславская и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 93-95.

4. Ростуризм подвел туристические итоги чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России // Федеральное агентство по туризму. -URL: https://www.russiatourism.ru/news/15818/ (дата обращения: 20 апреля 2020).

5. Стало известно, какие иностранные лидеры посетят открытие ЧМ-2018 // Взгляд 13 июня 2018. - URL: https://vz.ru/ news/2018/6/13/927514.html (дата обращения: 20 апреля 2020).

6. Футбол с большой дороги // Коммерсант 27.04.2018. -uRL: https://www.kommersant.ru/doc/3614762 (дата обращения: 20 апреля 2020).

References

1. Ves mir - v odnom Sochi: vysokie gosti i lidery mirovyh derzhav. Vesti 8 fevralya 2014. [The whole world is in one Sochi: distinguished guests and leaders of world powers. Vesti February 8, 2014]. Available at: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1262305 (date of access: April 20, 2020).

2. Kozak D.: pribyl ot Olimpiady v Sochi sostavila 1,5 mlrd rublej. Kom-mersant 24.03.2014. [Kozak D.: profit from the Olympics in Sochi

amounted to 1.5 billion rubles. Kommersant 24.03.2014]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2437184 (date of access: April 20, 2020).

3. Markushina N.Yu., Tserpitskaya O.L., Zaslavskaya N.G. et al. Cen-nostnye orientiry sovremennogo sporta [Value orientations of modern sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 4. pp. 93-95.

4. Rosturizm podvel turisticheskie itogi chempionata mira po futbolu FIFA 2018 v Rossii. Federalnoe agentstvo po turizmu [Rostourism summed up the tourism results of the 2018 FIFA World Cup in Russia. Federal Agency for Tourism]. Available at: https://www.russiatourism. ru/news/15818/ (date of access: April 20, 2020).

5. Stalo izvestno, kakie inostrannye lidery posetyat otkrytie CHM-2018. Vzglyad 13 iyunya 2018 [It became known which foreign leaders will attend the opening of the 2018 World Cup. Vzglyad June 13, 2018]. Available at: https://vz.ru/news/2018/6/13/927514.html (date of access: April 20, 2020).

6. Futbol s bolshoj dorogi. Kommersant 27.04.2018 [Football from the high road. Kommersant 04/27/2018]. Available at: https://www.kom-mersant.ru/doc/3614762 (date of access: April 20, 2020).

7. Anholt S. Beyond the Nation Brand: The Role of Image and Identity in International Relations. The Journal of Public Diplomacy. 2013. Vol. 2. Iss. 1. Article 1.

8. FIFA Financial report 2018. Available at: https://resources.fifa.com/im-age/upload/xzshsoe2ayttyquuxhq0.pdf (date of access: April 20, 2020).

9. Ford M. The Geopolitics of Winter Olympic Medal Counts. Can Russia reclaim its former Olympic glory? The Atlantic, 7 February 2014.

10. Foxall A. Geopolitics, Genocide and the Olympic Games: Sochi 2014 ACME: An International Journal of Critical Geographies. 2015. №14. pp. 622-630.

11. Nation Brands 2021. Brand Finance. Available at: https://brandfi-nance.com/images/upload/brand_finance_nation_brands_2021_ preview.pdf (date of access: February 2, 2022).

12. World Cup 2018: Why the tournament in Russia was statistically the best. ВВС 16 July 2018. Available at: https://www.bbc.co.uk/sport/ football/44849930 (date of access: April 20, 2020).

13. World Cup 2018: Tourprom. Available at: https://www.tourprom.ru/ news/39287/ (date of access: April 20, 2020).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЦА У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

Доктор медицинских наук, доктор биологических наук, профессор И.Н. Медведев1

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Российский государственный социальный университет, Москва

УДМ^С 796.01:612

Ключевые слова: баскетбол, сердце, юношеский возраст, левый желудочек, физические тренировки.

Введение. Регулярная мышечная активность способна в значительной мере стимулировать весь организм и особенно его сердечно-сосудистую систему [1]. Вследствие серьезного вклада этой системы в достижение спортивного результата велика потребность в дальнейшем изучении ее адаптации к регулярным физическим нагрузкам [2], в том числе в баскетболе.

Цель исследования - оценить функциональные характеристики сердца у юных баскетболистов.

Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 18 здоровых юношей-баскетболистов в возрасте 17-18 лет, имеющих спортивный стаж не менее трех лет. Группа контроля включала 29 здоровых юношей 17-18 лет, ранее не занимающихся спортом. У наблюдавшихся проведено ультразвуковое исследование сердца на стандартном ультразвуковом аппарате со статистической обработкой полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Поперечник левых отделов сердца в обеих группах обследованных оказался сравним. Диастолическая толщина задней стенки левого желудочка у баскетболистов превышала на 14,4 % данное значение в контроле. Конечный диастолический объем у спортсменов превышал значение в контроле на 9,9 %

FUNCTIONAL FEATURES OF THE HEART IN YOUNG BASKETBALL PLAYERS

Dr. Med., Dr. Biol., Professor I.N. Medvedev1 Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 22.02.2022 г.

при неизменности величины ударного объема. Значение массы миокарда у баскетболистов превышало уровень контроля на 19,2 %. Скорость расслабления миокарда задней стенки левого желудочка у спортсменов была выше контрольной на 31,1 %. В обеих группах обследованных найдены сравнимые значения общего объема левого желудочка и объема его полости, а также параметров центральной гемодинамики и сократимости миокарда. Зарегистрированная величина соотношения диастолического объема к значению массы миокарда у баскетболистов (0,68±0,14) указывала на превалирование в сердце процессов гипертрофии над явлениями расширения его полостей.

Вывод. Регулярные баскетбольные тренировки ведут к развитию в сердечной мышце функционально выгодных изменений структуры и функции при сохранении оптимума перфузии периферических тканей.

Литература

1. Завалишина С.Ю. Физиологические изменения в сердечно-сосудистой системе при вестибулярном раздражении у представителей игровых видов спорта / С.Ю. Завалишина, Е.С. Каченкова // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 8. - С. 24-26.

2. Kachenkova E.S., Zavalishina S.Y, Makurina O.N., Kulkova I.V., Tkacheva E.S. Physiological Reaction of the Cardiovascular System of Men 50-59 Years to Feasible Regular Physical Activity. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020. No 13 (4). Pp. 1719-1727.

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.