Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА НА ПРОЦЕСС ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА НА ПРОЦЕСС ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ / СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шевнина Е.А., Полбицына Л.Г.

Статья посвящена взаимодействию коммерческой и технической эксплуатации объектов недвижимости, описаны преимущества централизованной схема построения ремонтно-эксплуатационной службы организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE PROCESS OF CENTRALIZATION OF THE SERVICE AND REPAIR SERVICE ON THE OPERATION OF COMMERCIAL REAL ESTATE OBJECTS

The article is devoted to the interaction of commercial and technical operation of real estate objects, describes the advantages of a centralized scheme for building a repair and maintenance service of organizations.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА НА ПРОЦЕСС ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ»

УДК 338

Шевнина Е.А. студент 3 курса факультет экономики и менеджмента Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

ПолбицынаЛ.Г., к.э.н. доцент кафедры экономики и управления Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА НА ПРОЦЕСС ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация: статья посвящена взаимодействию коммерческой и технической эксплуатации объектов недвижимости, описаны преимущества централизованной схема построения ремонтно-эксплуатационной службы организаций.

Ключевые слова: централизация службы технического обслуживания и ремонта, эксплуатация недвижимости, система планово-предупредительных ремонтов.

Shevnina E.A. student 3 courses faculty of economics and management Ural Institute of Management - branch of RANEPA

Pollicina L. G.Ph. D. associate professor of economics and management Ural Institute of Management - branch of RANEPA

INFLUENCE OF THE PROCESS OF CENTRALIZATION OF THE

SERVICE AND REPAIR SERVICE ON THE OPERATION OF COMMERCIAL REAL ESTATE OBJECTS

Annotation: the article is devoted to the interaction of commercial and technical operation of real estate objects, describes the advantages of a centralized scheme for building a repair and maintenance service of organizations.

Keywords: centralization of the maintenance and repair service, operation of real estate, system of scheduled preventive repairs.

В настоящее время не существует единого определения термина «эксплуатация недвижимости», но можно выделить общие признаки его вариантов:

• использование объекта недвижимости по назначению и получение связанных с этим выгод и пользы;

• поддержание такого состояния объекта недвижимости, которое обеспечивает получение выгоды.

Эксплуатация объекта недвижимости - это использование объекта недвижимости в соответствие с его функциональным назначением в течение определенного периода с проведением необходимых мероприятий по обеспечению заданных параметров функционирования систем и конструкций объекта [2].

Процесс эксплуатации недвижимости разделяют на коммерческую (производственную или функциональную) эксплуатацию и техническую эксплуатацию.

Коммерческая эксплуатация - это получение выгоды и доходов, связанных с использованием объекта недвижимости согласно его функционального назначения. Основная цель состоит в повышении доходности объекта и управление его стоимостью, а основная задача -комплексное управление основными процессами (маркетинговая, финансовая и юридическая деятельность). Управление включает в себя следующие виды деятельности: продвижение объекта на рынке, оперативное управление и финансовое планирование.

Техническая эксплуатация - комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых на плановой основе непрерывно в течение периода эксплуатации объекта недвижимости и направленных на обеспечение заданных параметров функционирования инженерных систем и строительных конструкций объекта недвижимости [1].

Основная цель данного управления состоит в эффективном управлении всеми службами, обеспечивающими непрерывную работу объекта коммерческой недвижимости, а основная задача - контроль над поставщиками ресурсов, организация работы сервисных служб и решение вопросов строительства, текущего и капитального ремонта. Основная задача - поддержание эксплуатационных характеристик объекта недвижимости (прочность, устойчивость, надежность, безопасность и прочее) в нормативном состоянии. Техническую эксплуатацию осуществляет специально подготовленный персонал или специализированные организации. Такая эксплуатация осуществляет процессы операционного функционирования объекта недвижимости: технические работы, связанные с разработкой и подготовкой производственного процесса, сама техническая эксплуатация объекта недвижимости.

Техническая и коммерческая эксплуатация тесно связаны друг с другом. При коммерческой эксплуатации потребительские качества объекта недвижимости изменяются, меняются и его эксплуатационные характеристики с течением времени под воздействием различных факторов меняются - происходит износ объекта. Основная задача технической эксплуатации - обеспечение «нормального износа».

Под «износом» зданий и сооружений поднимают снижение со временем их эксплуатационных характеристик под воздействием различных факторов. Различные группы факторов определяют различные формы износа: моральный и физический износы. Моральный износ определяется внешними факторами, измеряется в денежном выражении, и управление данным видом износа осуществляется в рамках коммерческой эксплуатации [3].

В рамках технической эксплуатации осуществляется управление физическим износом. Норма износа определяется стратегией использования объекта недвижимости, стандартной стратегией является обеспечение нормативного срока службы здания и сооружения.

Порядок производственного воздействия на элементы зданий и сооружений в процессе технической эксплуатации определяется методом технической эксплуатации. Различают три метода технической эксплуатации недвижимости:

• Ответная эксплуатация - внеплановая эксплуатация с организацией мероприятий по эксплуатации в ответ на отказ элемента коммуникации или здания, отклонение от нормального режима;

• Профилактическая эксплуатация - плановая эксплуатация с планированием мероприятий по эксплуатации по временным параметрам -например, нормативные сроки службы;

• Предупредительная эксплуатация - плановая эксплуатация с планированием мероприятий по эксплуатации по функциональным параметрам - фактическое состояние систем и конструкций [1].

Наиболее эффективны для основных конструкций и систем зданий и сооружений профилактическая и предупредительная эксплуатации.

В России различные элементы всех трех методов объединены в систему планово-предупредительных ремонтов (далее - «ППР»). Техническая эксплуатация объектов недвижимости по системе ППР включает в себя три элемента:

• Комплекс ремонтов различного назначения и периодичности;

• Текущую эксплуатацию - контроль технического состояния, техническое обслуживание инженерных систем и строительных конструкций, санитарное содержание и уборка помещений и территории, аварийно-диспетчерское обслуживание;

• Управление базой данных, связанных с объектом недвижимости -паспортизация и инвентаризация, регистрация изменений, хранение проектной и исполнительной документации, администрирование договоров на коммунальные ресурсы и другое.

Составляющими процесса текущей эксплуатации являются:

• Мониторинг технического состояния имеет своей целью сбор и систематизацию информации о техническом состоянии инженерных систем и строительных конструкций зданий и сооружений, а также об уровне организации технической эксплуатации;

• Техническое обслуживание обеспечивает заданные (проектные) параметры технологических процессов, протекающих в инженерных системах. Включает контроль параметров, управление режимами работы, наладки и регулировки, подготовки к сезонной эксплуатации, устранение мелких неисправностей;

• Мероприятия по уборке и содержанию предназначены для обеспечения необходимых санитарно-гигиенических и эстетических требований. Включают уборки различных видов, дезинфекции, дезинсекции и дератизации, управление оборотом отходов, содержание зеленых насаждений;

• Аварийно-диспетчерское обслуживание - оперативное устранение отказов и предотвращения их развития до аварийных ситуаций, а также локализация аварий [5].

В основе системы ППР лежит комплекс капитальных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных систем. Принципиальное различие между данными видами ремонтов заключается в целях проведения ремонтов с точки зрения влияния на физический износ.

Текущий ремонт проводится в целях обеспечения проектных условий функционирования систем и конструкций и предупреждения их преждевременного физического износа. Он не снижает физического и морального износа.

Наиболее эффективным является комплексный капитальный ремонт, в ходе которого проводится не только восстановление эксплуатационных характеристик систем и конструкций (снижение физического износа), но и их улучшение, замена их на более современные и эффективные (снижение морального износа).

Планы ремонтов и эксплуатации разрабатываются руководителем, ответственным за управление и эксплуатацию недвижимости предприятия, утверждаются руководителем организации собственника объекта недвижимости и служат основой для финансового планирования. Отсутствие на предприятии планов по ремонтам зданий и сооружений свидетельствует об отсутствии системы управления эксплуатацией недвижимости предприятия.

Кроме комплекса ремонтов система ППР включает в себя программу текущей эксплуатации, которая включает в себя мероприятия по технической эксплуатации, периодичность, перечень и объем которых неизменен на протяжении определенного периода, пока неизменны технико-экономические показатели здания и сооружения. Эти мероприятия могут называться регулярной эксплуатацией, годовой программой, сервисной программой и т.д. [2].

Основным документом, регламентирующим производственные процессы на уровне рабочих операций и процессов, являются технологические карты, которые должны содержать следующие разделы:

• Техническое описание обслуживаемых элементов с указанием всех значимых параметров;

• Описание комплексов и видов работ по обслуживанию и содержанию, их структуру и периодичность проведения;

• Описание рабочих операций и процессов, описание эффективных и безопасных способов и приемов их производства;

• Применяемые инструменты и оборудование;

• Расходные материалы и комплектующие, нормы расхода;

• Специализацию и квалификацию трудовых ресурсов, нормативные трудозатраты;

• Показатели оценки соответствия работ требованиям (качество) и формы контроля соответствия (оценка качества);

• Правила безопасности при производстве комплексов и видов работ [4].

В зависимости от методов достижения поставленной задачи различают централизованное и децентрализованное управление подразделениями ремонтно-эксплуатационных служб. Централизованное управление обладает высокой эффективностью при использовании материальных и трудовых ресурсов за счет оперативной их перегруппировки на наиболее ответственных участках работ. Развитие централизованных систем управления должно обеспечиваться созданием центров надежной оперативной обработки и передачи информации о состоянии управляемых подразделений и выработки соответствующих нормативных управленческих документов для достижения поставленных задач наиболее эффективными методами.

Централизованная схема построения облегчает концентрацию материальных и трудовых ресурсов, значительно снижает потребность в запасах материалов, машин и механизмов на выполнение аварийных и других незапланированных работ. Для устранения аварийных ситуации создается запас материалов, организуется круглосуточное дежурство требуемого числа рабочих соответствующих специальностей и необходимых основных средств, обеспечивается диспетчеризация всех процессов.

Централизация ремонтных и обслуживающих подразделений предприятия призвана обеспечить:

• Четкую персональную ответственность за выполнение задач по обслуживанию и ремонту оборудования;

• Устранение двойного соподчинения;

• Более эффективное использование ремонтного оборудования и трудовых ресурсов;

• Сохранение необходимой оперативности принятия решений;

• Существенное улучшение качества выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту здания и оборудования.

Как показывает практика ряда отечественных предприятий, реорганизация службы технического обслуживания и ремонта оборудования

с помощью централизации ремонтных и обслуживающих подразделений, а также реализации принципа постоянного совершенствования при формировании мобильных ремонтных бригад позволяют задействовать значительные организационно-экономические резервы, а именно:

• Сокращение на 20-25% затрат на фонд оплаты труда основного персонала;

• Уменьшение простоя используемого оборудования путем снижения доли внеплановых ремонтов;

• Снижение на 10-15% численности инженерно-технического персонала за счет перераспределения возложенных на них функций и задач;

• Сокращение на 10-15% запасов товарно-материальных ценностей за счет ликвидации складов материалов для ремонта [5].

Возникающее снижение оперативности принятия решений при проведении ремонтных работ при такой форме управления можно скомпенсировать с помощью сокращения доли внеплановых ремонтов за счет эффективного планирования ремонтных работ и раннего выявления неисправностей, т.е. переход на профилактический и предупредительный методы технической эксплуатации с формированием ППР.

Использованные источники:

1. Волков К. А., Шутова И. М. Управление эксплуатацией недвижимости: учебное пособие для студ. спец. 291500 - экспертиза и управление недвижимостью / СПбГАСУ. - СПб., 2007 г.

2. ГОСТ Р 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (с изм. 1 и 2).

3. Рощина С.И., Лукин М.В., Лисятников М.С., Тимахова Н.С. Техническая эксплуатация зданий и сооружений, под ред. С.И. Рощиной. — Москва: КНОРУС, 2018 г.

4. Техническая эксплуатация объектов недвижимости. Раздаточный материал. [Электронный ресурс] URL: https://www.uprav.ru

5. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений № 384 -ФЗ от 30.12.2009 г. (в ред. от 02.07.2013 г.). Доступ из справочный-правовой системы «КонсультантПлюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.